Коррекционная и развивающая работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционная и развивающая работа



Регламент работы

  • -Как наладить взаимодействие с администрацией: советы молодому специалисту

Психологическая диагностика

  • -Куклы-марионетки: применяем в диагностической работе

Консультирование

  • -Что делать, если ребенок…

Коррекционная и развивающая работа

  • -Как развивать зрительную память с помощью ассоциаций
  • -Формируем познавательную готовность к школе. Программа «Скоро в школу»

Психопрофилактика

  • -Дневной сон дошкольника: советы невролога
  • -Игровой марафон для дошкольников ко Дню психического здоровья

Подсказки молодому педагогу-психологу

1. Ваш начальник — руководитель ДОО. Вы подчиняетесь ему, он дает указания.

2. Ознакомьтесь на сайте ДОО с правоустанавливающими документами, локальными актами.

3. Узнайте, какой видит вашу работу руководитель ДОО.

4. Детально оговорите с руководителем свои должностные обязанности. Предложите свой вариант деятельности. Обязательно — обоснуйте свое мнение.

5. Оговорите — кто и как будет контролировать вашу деятельность, сроки и формы текущей отчетности.

6. Обсудите распорядок работы, наличие методического дня, возможность обработки данных вне ДОО.

7. Обсудите свой годовой план работы с руководителем и старшим воспитателем.

8. Руководитель ДОО обязательно утверждает ваши должностные обязанности и заверяет подписью и печатью ваш годовой план.

Скачать подсказки в pdf

Информационные способы взаимодействия

Журналы учета видов работы. В них фиксируете ежедневные мероприятия, проводите анализ работы, проделанной за учебный год, получаете необходимые отчетные статистические данные.

Журнал заводится на каждый вид деятельности: психодиагностику, консультирование, развивающую, коррекционную, просветительскую, экспертную и методическую работу.

Допустимо в одном журнале отвести определенное количество страниц на направление.

Журнал — это документ, с помощью которого администрация контролирует деятельность педагога-психолога.

Стенды. Основной информационный стенд педагога-психолога в ДОО обновляется ежемесячно.

Чтобы о вас и вашей работе знали администрация, воспитатели, родители, необходимо использовать те стенды, которые есть в помещении ДОО.

Стенд на первом этаже в холле. Договоритесь, чтобы один вкладыш выделили под «страничку педагога-психолога». Здесь вы разместите информацию для родителей о том, что в детском саду есть педагог-психолог — Ф. И. О., № кабинета, краткий план мероприятий, которые вы проводите с детьми в данном месяце, приглашение родителей на консультации в определенные время и дни недели.

На стенде рядом с методическим кабинетом по договоренности с администрацией вы можете размещать информацию для педагогического коллектива, например характеристики психологического развития детей младшего дошкольного возраста.

Стенды в группах детского сада: создайте на них «страничку педагога-психолога» и размещайте информацию для родителей, например «Как общаться с ребенком трех лет?».

Алгоритм взаимодействия по направлениям деятельности

Если говорить о диагностической работе и взаимодействии с администрацией, вы занимаете активную позицию. Для определения возрастных категорий и количества групповых диагностических срезов полезно ознакомиться с положением о профилактических осмотрах детей, посещающих общеобразовательные учреждения, и внести в план работы именно эти срезы. Следует уточнить, есть ли необходимость в проведении тематических исследований с опорой на образовательную программу ДОО.

На подготовительном этапе:

  • определяете, с кем проводите диагностику, что диагностируете;
  • составляете диагностический пакет методик или пользуетесь уже готовыми разработками;
  • определяете, когда вы проводите диагностику.

Перед проведением диагностических мероприятий согласовываете день и время с воспитателями, учителем-логопедом, чтобы не было накладок по времени. Говорите с ними о пользе/выгоде данной процедуры и той поддержке, которую они получат по итогам: результаты и рекомендации, а также ваше участие в родительском собрании — чтобы проинформировать родителей.

К отчетам прилагаете:

  • рекомендации;
  • план-конспект выступлений на родительских собраниях;
  • результаты коррекционно-развивающей работы.

Информировать администрацию вы можете лично и в письменной форме — в деловой переписке.

Вывод:

Анализируя план работы ДОО, согласовывая свой перспективный план с программой развития ДОО

активновключаясьв работу, презентуясебяи своюпрофессиюв педагогическомколлективе

проводяпереговорыс администрацией, педагогическим коллективом и родительской общественностью на языке пользы/выгоды

предоставляясвоевременноотчетность по результатамдеятельности

Вы сможете

1) влитьсяв новыйпедагогическийколлективкакспециалист;
2) вестипереговорыс администрацией,
достигая поставленную цель;
3) создать свой имидж профессионала.

Дети порой не могут выразить словами то, что переживают: с одной стороны — не хватает запаса слов, с другой — еще не осознают проблему, которая их волнует. Поэтому они часто используют язык образов и символов. Такой язык находит выход во взаимодействии с куклой, в частности с куклой-марионеткой.

Что и как диагностировать

При работе с куклой-марионеткой можно получить знание о системе ценностей конкретного человека, которые выражены в целостном образе марионетки.

Сформулировать общие диагностические критерии для анализа результатов работы с куклой-марионеткой невозможно. Однако, исходя из общих принципов интерпретации арт-терапевтической продукции, значимыми будут:

1. Размер куклы.

2. Выбранный автором цвет (цвета).

3. Возможность управления куклой (количество нитей, длина, способ их прикрепления).

4. Наличие (отсутствие) тела или его отдельных частей.

5. Голова (форма, наличие или отсутствие лица).

6. Имена (первоначальное название куклы и ее реальное имя, возникшее после изготовления).

7. Количество деталей (схематичность, детализированность или излишняя детализированность облика).

8. Специфика использованного для изготовления куклы материала.

Следует обращать внимание как создается марионетка, на образ куклы — первоначальный, который автор собирался воплотить в жизнь, и тот, который получился в результате, — для диагностики имеют значение цвет, фактура ткани, способы украшения.

Педагог-психолог диагностирует совокупность признаков, уточняя информацию у ребенка.

Дошкольникам сложно самостоятельно создавать куклу (пользоваться иглой, нитками), поэтому перед началом работы рекомендуем сделать заготовки верхнего и нижнего платьев и оказывать помощь при соединении деталей.

Как работать с куклой-марионеткой

Классическая работа с куклой-марионеткой состоит из трех этапов: 1) изготавливаем куклу;
2) «оживляем» и представляем куклу; 3) ставим спектакль (сказку) с участием кукол.

Из истории куклы-марионетки

Кукла — старое испытанное средство, чтобы прикоснуться к внутреннему миру ребенка, его опыту и субъективному восприятию.

Кукол-марионеток находили начиная с 16 в. до нашей эры: в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Ассирии, Древнем Китае. Так, в одном из римских некрополей было обнаружено захоронение с надписью «Крипейра Трифаэна, умерла в 17 лет», в котором находилась кукла-марионетка в человеческий рост. Такие куклы были персонажами и участниками древних мистерий.

В Древней Индии марионетки «катхпутли» считались посланцами богов.

В Бирме испокон веку и до наших дней иных кукольных театров, кроме театров марионеток, не существовало. Марионеточные представления почитаются у них высшим видом театрального искусства, серьезно влияющим на «живой» театр.

На европейском континенте марионетки появились на два с половиной тысячелетия позже, чем на Востоке.

Как изготовить куклу

Для работы потребуется:

  • один красивый мелкий камешек, либо бусина, пуговка — что-то маленькое и волшебное, что можно спрятать в баночку от киндер-сюрприза;
  • баночка от киндер-сюрприза;
  • чулок (либо пара капроновых носочков) телесного цвета (или трикотаж того же цвета), вата;
  • ткань белого цвета для нижней сорочки размером 50 × 50 см; ткань для верхнего платья размером
    52 × 52 см;
  • шерстяная пряжа — для волос;
  • толстая длинная игла, нитки, иголки, ножницы; толстая нить (лучше ирис);
  • фурнитура для украшения куклы (бусинки для оформления лица, атласные ленты и др.).

Если работа проводится с группой — необходимо участников заранее предупредить о необходимости принести материалы. Если индивидуально — то ребенок выбирает из имеющихся у педагога-психолога материалов.

Ход работы:

1. Баночку от киндер-сюрприза оборачиваем несколькими слоями ваты или синтепоновой подкладки, обтягивается чулком телесного цвета, сшивается в том месте, где у куклы будет шея (рис. 1). Получаются голова и шея. Шея должна быть не короче 5–10 см.

Рис. 1

2. Ткань для нижней сорочки, складываем вчетверо, делаем небольшое отверстие в середине и просовываем в это отверстие шею куклы (рис. 2).

Рис. 2

Пришиваем нижнюю сорочку к шее куклы. По такому же принципу нашиваем на куклу второе — нарядное, верхнее — платье.

3. Делаем руки из той же ткани, что и лицо куклы. Вырезаем два кусочка ткани размером 4 × 7 см, сшиваем мешочки, набиваем их ватой и пришиваем по бокам куклы к ее верхнему платью (рис. 3).

Рис. 3

4. Оформляем лицо.

5. Украшаем куклу: добавляем волосы, аксессуары (шляпу, сумочку, детали костюма и т. п.) (рис. 4).

Рис. 4

7. Подвязываем куклу: иглой с толстой ниткой протыкаем голову куклы в области висков. Связываем нить — ее длина должна быть около 15 см (рис. 5). Кукла повисает на нити. Еще две нити пришиваем к запястьям.

Рис. 5

Как оживить и представить куклу

Когда кукла-марионетка готова, ее нужно оживить — обучить простым движениям, поворотам, выражению эмоций и т. п.

Участникам надо представить куклу группе или педагогу-психологу, если работа происходит в индивидуальном формате. Стать ею. Пообщаться с другими куклами (участниками) от имени куклы (рис. 6). Рассказать о себе: сказать, как куклу зовут, как она себя здесь чувствует, какая она, чего ей хотелось бы от жизни, от себя, от окружающих, с какими сложностями она сталкивается…

Рис. 6

Для ребенка такая форма самопредъявления более безопасна, чем привычный рассказ о себе, своих проблемах, потребностях и страхах. Он может в процессе работы столкнуться с другим собой, той частью личности, которую не знает или не принимает в реальной жизни. Может понять, чего он на самом деле боится (в себе, в контакте с другими), откуда этот страх взялся; убедиться, что бояться нечего, все не так страшно, как он себе представлял; обнаружить у себя ресурс, о котором даже не подозревал.

Работу с куклой можно закончить обсуждением полученного опыта и, если необходимо, внесением изменений в облик куклы. А можно включить еще один этап — сочинение истории (сказки).

Таблица 1

Таблица 2

Вопросы к этапам работы с куклой-марионеткой

Этап Вопрос Ответ ребенка

Изготовление куклы-марионетки

1. Что ты испытывал в процессе создания куклы?  
2. Какие сложности были?  
3. Какие чувства вызывает созданная кукла?  

Оживление и представление куклы

1. Как куклу зовут (так же, как тебя или иначе)?  
2. Какими качествами она обладает? Есть ли такие качества у тебя? Если она похожа на тебя, то чем именно? Если не похожа, то в чем отличия?  
3. Что умеет делать твоя кукла? Что из этого ты можешь использовать в своей жизни?  
4. Если у куклы есть недостатки, то что в ней тебе не нравится?  
5. Какой должна быть кукла, чтобы тебе понравиться? Что для этого ты должен сделать?  

 

Консультирование

Что делать, если ребенок…

Ю.В. Корчагина
психолог, канд. психол. наук

Предлагаем подсказки родителям на каждый день. Данные рекомендации позволят выйти из различных сложных ситуаций, наладить контакт с ребенком и сохранить психическое здоровье всем членам семьи.

…отказывается от еды

«Скушай ложку за маму, ложку за папу… Вот и зайка с тобой кушает, и мишка… Не крутись! Не размазывай кашу по тарелке! Пока все не съешь — из-за стола не выйдешь…»

Родители, которые стремятся во что бы то ни стало накормить своего ребенка, пробуют множество разных способов: кормят с ложечки, читают во время еды книжки, включают мультики, ставят на стол игрушки, обещают награду или грозят наказанием.

Почему ребенок отказывается есть? Аппетит зависит не только от чувства голода, но и от самочувствия и настроения ребенка. Малыш может отказываться от еды, если он чем-то расстроен или поссорился с родителями, увлечен каким-то интересным занятием или считает приготовленное блюдо невкусным… Кроме того, проблемы с едой — нередко результат чрезмерной обеспокоенности родителей и отсутствия четких правил приема пищи.

Что делать:

1) не стремиться к тому, чтобы ребенок съел всю еду, которую ему положили;

2) не настаивать, если приготовлено то блюдо, от которого он обычно отказывается. Можно делать так. Со словами «Я знаю, что ты не любишь котлеты…» раскладывать их всем, кроме него. Повторить это в течение нескольких дней. Скорее всего, родительский отказ от борьбы заставит ребенка задуматься;

3) не пытаться накормить ребенка, который балуется;

4) не превращать прием пищи в игру;

5) по возможности садиться за стол всей семьей;

6) красиво сервировать стол, во время еды говорить только о хорошем;

7) готовить вкусную еду — такую, чтобы и самим получать от нее удовольствие;

Ребенка, который хронически мало ест, не прибавляет в весе и жалуется на боли в животе, следует показать врачу.

…не хочет вовремя ложиться вечером спать

Пришло время ночного сна, но ребенок капризничает, хочет поиграть еще или досмотреть мультик, сообщает, что голоден… Даже если родителям удается уложить его в кровать, он находит множество предлогов, чтобы не спать: ему хочется то в туалет, то попить, то еще раз пожелать родителям спокойной ночи…

Причины, по которым ребенок не хочет ложиться спать: чрезмерное возбуждение в вечерние часы; страх темноты; страх одиночества; желание участвовать в жизни взрослых; воспитательные ошибки родителей. Матери часто испытывают раздражение и беспомощность во время ежевечерних «баталий», ведь только после укладывания детей они могут уделить время себе и супругу. Не следует позволять детям лишать родителей такой возможности.

Что делать:

1) укладывать ребенка спать в отдельной комнате или отгороженном пространстве. У него обязательно должна быть своя кроватка;

2) четко определить время, когда малышу следует отправляться в постель;

3) избегать в вечерние часы занятий, подвижных игр, шума;

4) заранее предупреждать ребенка о том, что приближается время сна;

5) своевременно отправить его в туалет, вымыть ноги (принять душ), умыться, почистить зубы и переодеться;

6) подготовить для сна удобную, мягкую одежду;

7) хорошо проветрить комнату перед сном;

8) оставить у кроватки стакан с водой;

9) укладывая ребенка, в течение определенного времени побыть рядом с ним: почитать ему, рассказать сказку. После обозначенного времени игнорировать попытки ребенка затянуть отход ко сну. Если он приходит в родительскую спальню, отводить его обратно.

В крайних случаях следует обратиться к врачу или психологу — возможно, у ребенка есть серьезная причина для бессонницы.

…устраивает истерики

Сережа с мамой в детском магазине. Мальчик видит большую красивую машину. «Мама, купи!» — просит Сережа. Мама объясняет, что это очень дорогая игрушка. Но Сережа не хочет слышать ее объяснений и, топая ногами, кричит: «Купи, купи!!!» На них начинают оборачиваться другие покупатели…

Дети часто ведут себя неподобающим образом, пытаясь добиться от взрослых исполнения своих желаний.

Причины истерик: 1) взрослые отказываются выполнить желание ребенка; 2) взрослые выдвигают чрезмерные или противоречивые требования; 3) ребенок устал или находится в состоянии нервного перевозбуждения; 4) ребенок подражает другим детям.

Как избежать истерик:

1) научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями и выражать их без вреда для окружающих: делать физические упражнения, бить в ударные инструменты, рисовать, правильно дышать, говорить о своих чувствах;

2) оберегать малыша от чрезмерной усталости, сильного голода или перевозбуждения в связи с новыми впечатлениями.

Дети, склонные к частым истерикам, могут вырасти избалованными, агрессивными и эгоистичными.

…боится темноты

Ребенок боится спать в темноте и настаивает, чтобы родители оставляли свет включенным, а дверь открытой.

Как вести себя родителям

Правильно Неправильно
Соблюдать ритуал укладывания: умыть; переодеть в одежду для сна; прочитать или рассказать сказку; поцеловать на ночь Брать ребенка в свою постель
Предлагать в вечерние часы спокойные занятия Играть в шумные игры
Оставлять дверь в комнату приоткрытой, а ночник включенным Говорить «Как тебе не стыдно, ты уже совсем большой, а такой трусишка!», выключая при этом свет и закрывая дверь
Предложить игрушку-защитника, например медвежонка, который будет спать в кроватке вместе с ребенком Проверять с фонариком темные углы. Слишком серьезные старания взрослых убедить ребенка в беспричинности его страха только усиливают его
Сохранять полное спокойствие, когда ребенок рассказывает о своих страхах Насмехаться над ребенком или ругать его

Следует знать: загнанные внутрь страх и тревога могут повлечь за собой серьезные последствия — развитие тяжелого невротического состояния.

…капризничает

«Ма-ам, ма-а-а-ам, ну ма-а-а-ам! А-уууу-ииии-аа! Ма-ам!» — изматывающее хныканье, то затихающее, то нарастающее с новой силой. «У меня ускоряется сердцебиение, начинает болеть голова, я перестаю себя контролировать, когда слышу ЭТО!» — в отчаянии жалуется мама.

Что делать, если ребенок ноет? Как реагировать на детские капризы?

Причины детских капризов: плохое самочувствие; начинающееся заболевание; усталость, недосып, переутомление; реакция на внутрисемейные конфликты; желание получить внимание родителей; реакция на запрет; желание добиться своего; скука, отсутствие интересных занятий; привычное нытье без причины.

Пик детских капризов приходится обычно на четыре года, но они могут продолжаться и в школьном возрасте.

Что делать:

1) постараться понять причину каприза;

2) сообщить ребенку о том, что его понимают. Рассказать, что вы сделаете в связи с этим: «Через полчаса я закончу свои дела и приду к тебе в комнату»;

3) спокойно объяснять причины запретов;

4) попросить ребенка высказать свои потребности обычным голосом;

5) учить его выражать свои чувства с помощью слов, а не нытья и капризов;

6) говорить в присутствии ребенка о собственных чувствах: «Как жаль, что я разбила свою любимую чашку. Очень обидно!»;

7) не уступать ребенку, реагировать на его капризы спокойно, доброжелательно, но твердо: «Я понимаю, что ты устал и хочешь кушать, но нам нужно проехать еще две остановки»;

8) хвалить ребенка, когда он выражает свои потребности нормальным тоном;

9) позаботиться об интересном досуге и занимательных играх для него;

10) помнить: любые изменения требуют времени, а значит, надо запастись терпением.

 

Коррекционная и развивающая работа

Как развивать зрительную память с помощью ассоциаций

А.И. Белоус
педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида № 50, г. Кемерово

В ходе диагностических исследований и коррекционных занятий педагог-психолог часто выявляет воспитанников со слаборазвитой природной памятью, которые не способны запомнить простейшую информацию. Это указывает на недостаточный уровень развития зрительной памяти. Что делать? Как развивать?

Зрительная память — это залог интеллектуального развития ребенка.

Ребенок исследует окружающий мир при помощи всех доступных ему средств, в первую очередь слуха и зрения. Он учится узнавать родителей, предметы. Все полученные зрительные образы откладываются в его памяти, создавая картину окружающего мира. Обобщая полученные образы, мозг ребенка формирует абстрактные понятия — так начинает формироваться мышление.

Развитая зрительная память — гарантия школьной успеваемости. При недостаточной сформированности она вызывает определенные трудности письма:

  • трудности формирования зрительного образа буквы;
  • трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента;
  • ошибки в пространственном расположении элементов букв;
  • нарушение строки, неверное написание элементов букв, замены и перестановка букв;
  • ухудшение почерка.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Мнемóника (др.-греч. Μνημονικόν — искусство запоминания) — совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей).

Причины, по которым ребенок не может запомнить информацию:

  • cлаборазвитая природная память;
  • слабая концентрация внимания;
  • не соблюдает основные правила запоминания;
  • сложность информации для запоминания.

Забывание связано с неумением вспомнить, другими словами — с неумением подобрать нужный ключ к нужной двери, за которой лежит нужная информация. И здесь на помощь может прийти мнемоника, основанная на построении ассоциативных связей.

Ассоциации: способы построения, виды

Ассоциация — это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отраженными в сознании человека и закрепленными в его памяти. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Ассоциативные связи между любыми объектами строятся на основе:

Вне зависимости от того, какой вид памяти корригируется, необходимо придерживаться определенного порядка: сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконец — избирательности памяти.

При коррекции узнавания алгоритм работы следующий: ребенок запоминает от 2 до 6 изображений предметов (животные, растения, игрушки и т. п.), тактильных или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем педагог-психолог убирает эталонные стимулы и предлагает ребенку найти их среди 10–15 аналогичных. Вначале они «прячутся» среди резко отличающихся от них, потом — среди похожих.

На следующем этапе можно использовать демонстрационную таблицу с изображением предметов. Ребенку предлагается запомнить их, а затем нарисовать по памяти, располагая в любом порядке.

Демонстрационные таблицы могут быть двух видов:

  • тематические — например, содержат изображения овощей, фруктов, предметов быта;
  • нетематические — например, содержат изображения предметов, не связанных между собой (домик, сумка, торшер, кресло, зонт, батон и т. п.).

При работе с демонстрационной таблицей, чтобы лучше запомнить ее содержание, педагог-психолог предлагает ребенку придумать историю по представленным картинкам. Сначала он придумывает ее сам.

Например, демонстрационная таблица содержит изображения сумки, зонта, банана, батона, домика, кресла, расположенных в свободном порядке. Можно придумать историю «Мама пошла в магазин». Рассказывая ее, педагог-психолог указывает на каждую картинку, которую он упоминает:

1) мама пошла в магазин, взяла с собой сумку и зонт, потому что на улице шел дождь (показывает на сумку и зонт);

2) она купила в магазине банан и батон (показывает на банан и батон);

3) потом отправилась домой (показывает на домик);

4) пришла домой, устала и села в кресло отдохнуть (показывает на кресло).

Важно, чтобы между зрительным образом (предметная картинка) и словесным обозначением (слово) установились ассоциативные связи.

В дальнейшем дети сами предлагают темы для историй, придумывают сюжеты. Таким образом, коллективное сочинение помогает активизировать процессы ассоциативного запоминания.

Приведем еще примеры заданий, которые может использовать педагог-психолог, а также воспитатели, чтобы научить детей находить ассоциативные связи между предметами и тем самым развивать зрительную память.

Примеры заданий для детей старшего дошкольного возраста

1. Педагог-психолог предлагает демонстрационную таблицу с изображением ряда предметов. Ребенок должен:

• сосчитать их число и подобрать ассоциации, которые связывали бы между собой предметы из разных групп;

• изучить картинки в течение 2 мин, затем на листе бумаги написать (или перечислить вслух) названия запомнившихся предметов.

При этом важно спросить ребенка, каким способом он упорядочил данное множество предметов.

2. Педагог-психолог предлагает ребенку группы слов (например, панда — воздух, тележка — кружка, пчела — кот, лютик — солнце, маргаритки — вода). Ребенок должен:

• перегруппировать эти слова так, чтобы они легче запомнились;

• придумать историю, которая свела бы их вместе, и мысленно представить ход событий.

3. Педагог-психолог предлагает демонстрационную таблицу с изображениями животных. Ребенок должен:

• в течение 2 мин рассмотреть их;

• придумать историю, которая связывала бы их друг с другом;

• на чистом листе бумаги нарисовать (можно схематически, условными значками) животных в точности на их первоначальных местах.

4. Педагог-психолог читает пары слов. Ребенок называет пришедшие ему на ум ассоциации к ним. Например: тюльпан — зонтик, кошка — обувь, лакомство — огорчение, небо — машина, облако — нитки.

5. Педагог-психолог зачитывает слова. Ребенок — придумывает к каждому из них конкретный зрительный образ, который может ассоциироваться с данным словом, например любовь ⇒ сердце. Слова: зима, жара, время, терпение, обед, скука, нежность, счастье и т. п.

Скачать примеры заданий в pdf

Зрительные ассоциации и воображение создают необходимый контекст для хорошего удержания информации в памяти. Научив ребенка комбинировать разного рода ассоциации и зрительные образы, мы даем ему инструмент для улучшения своей памяти. Как говорил философ Дэвид Юм, ассоциация — это «кроткая сила», которую мы можем себе подчинить.

 

Коррекционная и развивающая работа

Формируем познавательную готовность к школе. Программа «Скоро в школу»

Е.В. Пяташова
педагог-психолог МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 28 «Аистенок» г. Подольск

Специально подобранные игры, упражнения и задания программы «Скоро в школу» позволят сформировать у детей мотивацию на учебу, развить наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, пространственные представления, научат фантазировать и проявлять самостоятельность.

Программа «Скоро в школу» реализуется с помощью авторских игр Б.П. Никитина, З. Дьенеша, В. Кайе. Они дают простор для развития ребенка, каждый раз получается новая игра.

Б.Н. Никитин разработал игры, которые развивают усидчивость, внимание, фантазию, пространственное воображение, аналитические способности. Ребенок выполняет творческие задания самостоятельно, следуя от простых задач к более сложным.

НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru

Окончание. Начало статьи Е.В. Пяташовой «Формируем познавательную готовность к школе. Программа “Скоро в школу”» читайте в электронном журнале № 9, 2016

Блоки З. Дьенеша призваны научить классифицировать и группировать предметы по определенным признакам, объединять и исключать, читать схемы, составлять закономерности, одним словом, развивать логику. Ребенок с удовольствием отправится в путешествие по волшебной стране блоков и не заметит, что был на занятии.

С помощью игр В. Кайе у ребенка развивают внимание, память, сенсомоторные координации, мышление, креативность. Активизируется деятельность не только левого полушария мозга, но и его лобных долей, отвечающих за ориентацию в пространстве, память, восприятие, комбинаторные навыки, усидчивость, терпение, тренируется зрительный нерв.

Посредством этих игр максимально развивается творческий потенциал ребенка, он учится логически мыслить, анализировать, классифицировать и обобщать. Ребенка необходимо познакомить с играми, показать, как их использовать.

Особенности программы «Скоро в школу»:

  • не допускает дублирования программ первого класса;
  • формирует ценностные установки;
  • ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
  • обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
  • готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности.

Программа состоит из 10 занятий. Занятия продолжительностью 30 мин проводятся 1 раз в неделю с подгруппой из 5–6 детей. Количество игр в занятии можно варьировать.

Приведем конспекты занятий 6–10.

Занятие 6. Насекомые

В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.

Игра «Доскажи словечко»

Мед душистый принесла
С луга вешнего… (пчела)

Если светятся жучки,
Их зовите… (светлячки)

«Больше всех мои глаза!» —
Любит хвастать… (стрекоза)

Бежит по ладошке быстро и ловко,
Слышим мы летящий звук —
То летит к нам… (майский жук)

В лесном небоскребе на тысячу семей
Живет работяга — малыш… (муравей)

Кровь попить у детворы
Летом любят… (комары)

В точечках черных вся… (божья коровка)

По мере разгадывания загадок психолог выставляет фигурки насекомых.

Упражнение «Загадки-шутки»

Детям предлагается отгадать загадки-шутки:

  • Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?
  • Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
  • Сколько меда наберут две бабочки, если у них по одному ведру?

Здесь и далее в конце занятия участники вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, обсуждают, что им больше понравилось. Психолог хвалит детей за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.

Занятие 7. Геометрические фигуры

В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.

Игра «Отгадай загадку»

Ни угла, ни стороны,
А родня — одни блины. (Круг.)

На мяче футбольном нашем
Черным цветом он закрашен. (Пятиугольник.)

Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура,
Ты, конечно, с ней знаком. (Прямоугольник.)

Для пчелы фигуры этой
В целом мире лучше нету. (Шестиугольник.)

Встал квадрат на уголок,
Ткнулся носом в потолок,
Вверх он рос еще дней пять.
Как его теперь назвать? (Ромб.)

Треугольник сунул нос
В реактивный пылесос.
А без носа он, о боже! —
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,
Как теперь зовут его. (Трапеция.)

Игра «Волшебный мешочек»

В мешочек из ткани психолог кладет различные геометрические фигуры. Дети по очереди помещают в него руку и находят какую-либо из них. Задача — определить и назвать данную фигуру. Затем ее необходимо извлечь из мешочка и убедиться в правильности ответа.

Упражнение «Дорисуй»

На заготовке для этого задания в произвольном порядке нарисованы основные геометрические фигуры.

Детям предлагается превратить каждую фигуру в какой-либо предмет.

Занятие 8. Ориентирование во времени

В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.

Упражнение «Дни недели»

Психолог зачитывает стихотворение «Дни недели», затем предлагает детям ответить на вопросы.

В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.

Вопросы:

  • Что девочка делала в среду? А в пятницу?
  • В какой день недели она играла в мяч? Отмечала свой день рождения?

Упражнение «Время суток»

Психолог предлагает детям ответить на следующие вопросы:

  • В какое время суток люди завтракают?
  • В какое время суток люди обедают?
  • Что делают люди на кухне вечером?
  • Какое время суток самое темное?

Упражнение «12 месяцев»

Психолог разучивает с детьми стихотворение:

Зиму жаль — декабрь, январь, февраль.
Весну давай — март, апрель, май.
Летом радость — июнь, июль, август.
Осенняя пора — сентябрь, октябрь, ноябрь.
Ура!

Упражнение «Времена года»

Психолог предлагает детям соединить каждую предметную картинку с изображением определенного времени года, объяснить свои действия, перечислить знакомые признаки всех сезонов (см. приложение, рис. 8).

В конце занятия педагог-психолог предлагает детям:

  • вспомнить какие игры и упражнения проводились на занятии,
  • обсудить, что им больше понравилось.

Психолог хвалит детей за работу и прощается до следующего занятия. Учитель Еж также прощается с детьми.

Занятие 9. Цифры

В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.

Игра «Отгадай загадку»

Он похож на колобок,
Он пузат и круглобок,
На него похожа кошка,
Если сложится в клубок… (Ноль.)

С хитрым носиком сестрица
Счет откроет… (Единица.)
Лебедь плавает в тетрадке,
Значит что-то не в порядке.
Если ты совсем Незнайка,
Цифру эту получай-ка. (Два.)

Эта цифра просто чудо,
У нее родня повсюду,
Даже в алфавите есть
У нее сестра-близнец. (Три.)

Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою… (Четыре.)

Если ДВА перевернуть
И внимательно взглянуть,
Так и сяк взглянуть опять,
То получим цифру… (Пять.)

Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру… (Шесть.)

На косу она похожа,
Но косить траву не может —
Не наточена совсем
И не косит цифра… (Семь.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.15 с.)