Условно-рефлекторная деятельность в онтогенезе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условно-рефлекторная деятельность в онтогенезе



У плода выработать условный рефлекс невозможно. Даже у недоно-шенных детей условный рефлекс отмечается лишь в возрасте 1,5-2 ме-сяцев. У новорожденного ребенка к концу 1-й недели жизни возника-ет первый условный рефлекс на время кормления. За 30 мин до корм-ления у ребенка обнаруживается лейкоцитоз и усиление газообмена, затем ребенок просыпается. К концу 2-й недели появляется условный сосательный рефлекс на «положение для кормления». Затем образу-ются условные рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители, позднее — на кожно-тактильные и зрительные раздражители. Услов-ные рефлексы у новорожденных неустойчивы, вырабатываются зна-чительно труднее, чем у детей старшего возраста. В первом полугодии жизни условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем в период новорожденное™, и становятся более прочными. Условно-рефлек-торная деятельность в возрасте от года до 3 лет характеризуется не только выработкой отдельных условных рефлексов, но и формирова-нием динамических стереотипов, причем часто в более короткое время, чем у взрослых. У ребенка 2 лет вырабатывается огромное количество условных рефлексов на соотношение величины, тяжести, удаленности, окраски предметов. Этот вид условных рефлексов является основой понятий,- Системы условных связей, выработанные в это время, отлича-ются особой прочностью. Большинство из них сохраняет значение в те-чение всей жизни человека. В возрасте 3—5 лет совершенствуется услов-но-рефлекторная деятельность, увеличивается число динамических стереотипов. Возрастная группа 7—11 летхарактеризуется быстрым упрочением условных рефлексов, их устойчивостью к внешним воздей-ствиям. В это время при образовании рефлексов на комплекс после-довательно действующих раздражителей условная реакция вырабаты-вается сразу на весь комплекс. В 12-18 лет существенно изменяется условно-рефлекторная деятельность подростков. В 13—15 лет скорость образования условных рефлексов на непосредственные (зри-тельные, звуковые и тактильные) раздражители возрастает, в то время как процесс образования условных рефлексов на словесные сигналы затруднен. В 17—18 лет нормализуется высшая нервная деятельность, организм считается созревшим.

Виды и механизмы памяти

Временная нервная связь, лежащая в основе образования условного рефлекса, — это лишь частный случай хранения информации, или па-мяти. Память обеспечивает запечатление связей событий окружающего мира, что позволяет накапливать и использовать жизненный опыт.

Память бывает нескольких видов: сенсорная, кратковременная, промежуточная и долговременная.

Сенсорная память заключается в том, что после прекращения воз-действия в клетках нервной системы сохраняются следы в течение 500 мс, а стирание следа происходит за 150 мс. Это зрительный образ при мигании, чтении, восприятии речи. На этом виде памяти основа-но слитное восприятие изображений в кино и на телевидении. Сен-сорная память не зависит от воли человека и не может быть подверг-нута сознательному контролю.

Кратковременная память имеет объем 7±2*. Это означает, что при однократном чтении бессмысленных слов человек повторяет их в этом объеме. Кратковременную память называют также первичной. Она заключается в мысленном повторении материала с целью запомина-ния и использования. Длится несколько секунд, стирается при замене материала на новый.

Промежуточная память является переходной от кратковременной к долговременной. Она длится минуты и часы, и в основе ее лежит уже изменение структурных белков.

Долговременную память делят на вторичную и третичную. Вторич-ная длится от нескольких минут до нескольких лет. Забывается ин-формация при длительном неиспользовании. В третичную память входят навыки, постоянно сопровождающие человека: способность к чтению и письму, профессиональные навыки, которые практически не забываются. Механизмом кратковременной памяти, как уже отмечалось, является циркуляция импульсных потоков по замкнутым кругам нейронных цепей. Это подтверждается тем, что она нарушается нар-козом, сильными раздражителями и т.д. Такие воздействия на долго-временную память не влияют, поскольку в ее основе лежат процессы, связанные с активностью синтеза белковых молекул в клетках коры.

Различают следующие виды долговременной памяти: образная (сохранение в памяти одного воспринятого важного объекта); услов-но-рефлекторная (воспроизведение двигательных реакций спустя длительное время после образования); словесно-логическая, или се-мантическая (память на словесные раздражители); эмоциональная (воспроизведение ранее пережитого эмоционального состояния при повторном воздействии раздражителей). Эмоциональная память яв-ляется надмодальной, т.е. формируется и воспроизводится при любых воздействиях; формируется она очень быстро (обычно с первого раза) и характеризуется непроизвольностью запоминания и воспроизведе-ния (пополняет подсознательную сферу человеческой психики).

Память обеспечивается функционированием целой системы моз-говых структур: сенсорные корковые поля (первичный след сенсор-ной информации) и ассоциативные области, где синтезируется матери-ал для образной и словесно-логической памяти. Гиппокамп участвует в переводе информации из кратковременной памяти в долговремен-ную. Его поражение приводит к потере памяти о текущих событиях при сохранении долговременной памяти. Миндалина обеспечивает эмоциональную память, быстрое и прочное запоминание эмоциональ-но значимых событий. Височная кора рассматривается как хранили-ще долговременной памяти. Лобные отделы коры участвуют в отборе информации для хранения и перевода ее в рабочую память, что необ-ходимо для организации целенаправленного поведения. Лобные от-делы оценивают значимость информации и создают оптимальный уровень активации коры для воспроизведения информации.

Возрастная динамика памяти

С возрастом механизмы памяти претерпевают значительные изме-нения. Сенсорная память осуществляется на ранних этапах развития. Развитие сенсорных систем способствует формированию образной памяти. На ранних этапах формируется память, в основе которой лежит механизм образования условного рефлекса. Это определяет устойчи-вость и прочность запоминания в раннем детстве. У детей память имеет свои особенности. Дети обычно связывают отдаленные предметы или события по случайному признаку, что приводит к ошибкам памяти. Дет-екая память обладает фотографичностью и непроизвольностью. По мере созревания коры и развития речевой функции формируется словесно-логическая память, т.е. человек способен запоминать не подробности информации, а общие положения. В прочитанном тексте взрослый человек запоминает не формулировку, а содержание. Созревание корковых структур обеспечивает развитие именно этого вида памяти.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.006 с.)