Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условно-рефлекторная деятельность в онтогенезеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
У плода выработать условный рефлекс невозможно. Даже у недоно-шенных детей условный рефлекс отмечается лишь в возрасте 1,5-2 ме-сяцев. У новорожденного ребенка к концу 1-й недели жизни возника-ет первый условный рефлекс на время кормления. За 30 мин до корм-ления у ребенка обнаруживается лейкоцитоз и усиление газообмена, затем ребенок просыпается. К концу 2-й недели появляется условный сосательный рефлекс на «положение для кормления». Затем образу-ются условные рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители, позднее — на кожно-тактильные и зрительные раздражители. Услов-ные рефлексы у новорожденных неустойчивы, вырабатываются зна-чительно труднее, чем у детей старшего возраста. В первом полугодии жизни условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем в период новорожденное™, и становятся более прочными. Условно-рефлек-торная деятельность в возрасте от года до 3 лет характеризуется не только выработкой отдельных условных рефлексов, но и формирова-нием динамических стереотипов, причем часто в более короткое время, чем у взрослых. У ребенка 2 лет вырабатывается огромное количество условных рефлексов на соотношение величины, тяжести, удаленности, окраски предметов. Этот вид условных рефлексов является основой понятий,- Системы условных связей, выработанные в это время, отлича-ются особой прочностью. Большинство из них сохраняет значение в те-чение всей жизни человека. В возрасте 3—5 лет совершенствуется услов-но-рефлекторная деятельность, увеличивается число динамических стереотипов. Возрастная группа 7—11 летхарактеризуется быстрым упрочением условных рефлексов, их устойчивостью к внешним воздей-ствиям. В это время при образовании рефлексов на комплекс после-довательно действующих раздражителей условная реакция вырабаты-вается сразу на весь комплекс. В 12-18 лет существенно изменяется условно-рефлекторная деятельность подростков. В 13—15 лет скорость образования условных рефлексов на непосредственные (зри-тельные, звуковые и тактильные) раздражители возрастает, в то время как процесс образования условных рефлексов на словесные сигналы затруднен. В 17—18 лет нормализуется высшая нервная деятельность, организм считается созревшим. Виды и механизмы памяти
Временная нервная связь, лежащая в основе образования условного рефлекса, — это лишь частный случай хранения информации, или па-мяти. Память обеспечивает запечатление связей событий окружающего мира, что позволяет накапливать и использовать жизненный опыт. Память бывает нескольких видов: сенсорная, кратковременная, промежуточная и долговременная. Сенсорная память заключается в том, что после прекращения воз-действия в клетках нервной системы сохраняются следы в течение 500 мс, а стирание следа происходит за 150 мс. Это зрительный образ при мигании, чтении, восприятии речи. На этом виде памяти основа-но слитное восприятие изображений в кино и на телевидении. Сен-сорная память не зависит от воли человека и не может быть подверг-нута сознательному контролю. Кратковременная память имеет объем 7±2*. Это означает, что при однократном чтении бессмысленных слов человек повторяет их в этом объеме. Кратковременную память называют также первичной. Она заключается в мысленном повторении материала с целью запомина-ния и использования. Длится несколько секунд, стирается при замене материала на новый. Промежуточная память является переходной от кратковременной к долговременной. Она длится минуты и часы, и в основе ее лежит уже изменение структурных белков. Долговременную память делят на вторичную и третичную. Вторич-ная длится от нескольких минут до нескольких лет. Забывается ин-формация при длительном неиспользовании. В третичную память входят навыки, постоянно сопровождающие человека: способность к чтению и письму, профессиональные навыки, которые практически не забываются. Механизмом кратковременной памяти, как уже отмечалось, является циркуляция импульсных потоков по замкнутым кругам нейронных цепей. Это подтверждается тем, что она нарушается нар-козом, сильными раздражителями и т.д. Такие воздействия на долго-временную память не влияют, поскольку в ее основе лежат процессы, связанные с активностью синтеза белковых молекул в клетках коры. Различают следующие виды долговременной памяти: образная (сохранение в памяти одного воспринятого важного объекта); услов-но-рефлекторная (воспроизведение двигательных реакций спустя длительное время после образования); словесно-логическая, или се-мантическая (память на словесные раздражители); эмоциональная (воспроизведение ранее пережитого эмоционального состояния при повторном воздействии раздражителей). Эмоциональная память яв-ляется надмодальной, т.е. формируется и воспроизводится при любых воздействиях; формируется она очень быстро (обычно с первого раза) и характеризуется непроизвольностью запоминания и воспроизведе-ния (пополняет подсознательную сферу человеческой психики).
Память обеспечивается функционированием целой системы моз-говых структур: сенсорные корковые поля (первичный след сенсор-ной информации) и ассоциативные области, где синтезируется матери-ал для образной и словесно-логической памяти. Гиппокамп участвует в переводе информации из кратковременной памяти в долговремен-ную. Его поражение приводит к потере памяти о текущих событиях при сохранении долговременной памяти. Миндалина обеспечивает эмоциональную память, быстрое и прочное запоминание эмоциональ-но значимых событий. Височная кора рассматривается как хранили-ще долговременной памяти. Лобные отделы коры участвуют в отборе информации для хранения и перевода ее в рабочую память, что необ-ходимо для организации целенаправленного поведения. Лобные от-делы оценивают значимость информации и создают оптимальный уровень активации коры для воспроизведения информации. Возрастная динамика памяти С возрастом механизмы памяти претерпевают значительные изме-нения. Сенсорная память осуществляется на ранних этапах развития. Развитие сенсорных систем способствует формированию образной памяти. На ранних этапах формируется память, в основе которой лежит механизм образования условного рефлекса. Это определяет устойчи-вость и прочность запоминания в раннем детстве. У детей память имеет свои особенности. Дети обычно связывают отдаленные предметы или события по случайному признаку, что приводит к ошибкам памяти. Дет-екая память обладает фотографичностью и непроизвольностью. По мере созревания коры и развития речевой функции формируется словесно-логическая память, т.е. человек способен запоминать не подробности информации, а общие положения. В прочитанном тексте взрослый человек запоминает не формулировку, а содержание. Созревание корковых структур обеспечивает развитие именно этого вида памяти.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.193.205 (0.011 с.) |