Информационная карта проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационная карта проекта



1. Название проекта:

 «Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

2. Автор проекта:   Макогонюк И.Н.

3 .Контактные данные: МБДОУ №31 «Снегирек», старшая  группа «Солнышко»

4. Вид проекта: групповой, долгосрочный, практико-ориентированный.

5. Проблемма проекта: как можно повысить качество речи черезприменения метода наглядного моделирования?

6. Цель проекта: теоретическое основание и разработка системы педагогических мероприятий, направленных на развитие речи старших дошкольников посредством  мнемосхем.

7.Задачи проекта:

1.Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития речи старших дошкольников.

2.Выявить особенности формирования связной речи старших дошкольников.

3.Разработать и апробировать методики экспериментального исследования для отслеживания эффективности работы с детьми по формированию связного строя речи посредством мнемосхем.

4.Разработать мнемотаблицы для работы с детьми;

5.Развивать речевую активность старших дошкольников, используя элементы мнемотехники.

8. Длительность проекта: с 1.09 2015 по 31.05. 2016 года

9. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

10. Продукт  проекта

- Презентация по теме проекта

 

Актуальность проекта

Одной из главных  задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду  является задача обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Красивая, правильная речь - залог успешного обучения в школе. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому задача педагога, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем:

- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

-  бедность речи. Недостаточный словарный запас;

- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

- плохая дикция;

         Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

 Одним  из важнейших средств развития речи является наглядное моделирование. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Схемы и модели служат дидактическим материалом в работе педагога,   и использовать их следует для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественного произведения;

- при отгадывании и составлении загадок;

- при заучивании стихов.

          Актуальность использования наглядного моделирования в работе по развитию речи с дошкольниками состоит в том, что:

      во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

     во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Такие авторы как Д.Б. Эльконин, А.Л, Венгер, Е.Г. Егорова  считают целесообразным применение наглядного моделирования т.к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей  уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации о  изучаемом.

       Цель проекта: теоретическое основание и разработка системы педагогических мероприятий, направленных на развитие речи старших дошкольников посредством  мнемосхем.

 

             Задачи проекта:

1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития речи старших дошкольников.

2. Выявить особенности формирования связной речи старших дошкольников.

3. Разработать и апробировать методики экспериментального исследования для отслеживания эффективности работы с детьми по формированию связного строя речи посредством мнемосхем.

4. Разработать мнемотаблицы для работы с детьми;

              5.    Развивать речевую активность старших дошкольников, используя элементы мнемотехники.

Объект исследования:

старшие дошкольники

     Предмет исследования:

связная речь и речевая активность старших дошкольников

      Гипотеза исследования: целенаправленная и систематическая работа по использованию мнемосхем в воспитательно-образовательном процессе, как элемента мнемотехники, представляет педагогу дополнительную возможность для успешного развития связной речи и речевой активности старших дошкольников.

  Теоретическая значимость

Создание опыта работы со старшими дошкольниками по развития связной речи и речевой активности через использование элементов мнемотехники.

Практическая значимость  заключается в том, что представленный материал, поможет решить проблему речевой недостаточности дошкольников, и доведение её до нормы, определённой для каждого возрастного этапа.

     Новизна. Роль мнемосхем в развитии речи старших дошкольников.  

      Ожидаемые результаты:

В  результате применения метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи, у детей заметно улучшится качество речи, расширится словарный запас, появится уверенность в себе.

 

      Методологическая основа:

 Теории развития детской речи  (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, М.М.Алексеева, В.И.Яшина, Ф.А.Сохин, А.М.Бородич и др.), психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б.Эльконин, А.Н.Гвоздев, Л.С.Выготский и др.), общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах А.Н.Гвоздева, Л.С.Выготского, А.Г.Арушановой и др.

 

Методы исследования:

· изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;

· изучение опыта работы по проблеме исследования;

· педагогическое наблюдение;

· информационная и воспитательная беседа;

· мониторинговые исследования: опросы, беседы;

· методы математической и статистической обработки полученных результатов.

 

Принципы проекта:

Общедидактические принципы:

-научности;

-систематичности и последовательности;

-наглядности;

- сознательности, активности и посильности;

-учета степени и разнообразия материала; 

-учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-прочности знаний, умений и навыков.

 

 

Общеметодические принципы:

-дифференцированный подход;

-использование различных  приемов и методов обучения.

-вычленение конкретных ориентиров (показ, объяснение, подкрепление)

-мотивация и комплексный подход к мотивации.

 

Психологические принципы:

-личностный подход;

-преемственность между дошкольным и начальным школьным обучением;

-активности и инициативности.

 

Длительность проекта - 9 месяцев.

Срок реализации проекта:   2015-2016 учебный год

 

              Участники проекта:

- воспитатели;

- дети группы «Солнышко»;

- родители;

                             Этапы работы по проекту.

1. Подготовительный этап

· формулировка проблемы

· вхождение в игровую ситуацию

· формулировка задачи.

 

2. Практический этап.

· решение задач проекта

· практическая деятельность по решению проблемы

 

3. Заключительный этап.

· презентация продукта деятельности.

 

    Необходимые условия и материалы для реализации проекта

 

№ п/п Наименование оборудования и материала Источник получения
1. Методическая литература Библиотечный фонд группы и родителей.
2. Опорные схемы для составления описательных рассказов. Наглядные пособия для воспитателей и, учителей и родителей.   Обеспечение группы
3. Демонсрационный материал. Беседы по картинам.Наглядные пособия для воспитателей и, учителей и родителей."Осень. Зима.", "Весна.Лето" Обеспечение группы
4. Наглядно-демонстрационный материал по лексическим темам. Обеспечение группы
5. Дидактические и настольные игры. Обеспечение группы, призовой фонд

                                           

 

 

                                        Перспективный план

    по развитию связной речи детей в непосредственной образовательной деятельности.

Развитие речи.

п/№ НОД, тема                                            Задачи НОД
1     «Осенние прогулки».      Формировать умение детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложение из 4-6 слов; развивать навыки короткого описательного рассказа, пересказа текста. Учит образовывать однокоренные слова; упражнять в подборе определений к данному слову; познакомить с несклоняемыми существительными. Упражнять в образовании прилагательных от существительных, в употреблении форм родительного падежа. Развивать звуковую аналитико-синтетическую активность, как предпосылку обучения грамоте; развивать общение и взаимодействие ребенка с  взрослыми и сверстниками. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.  
2   «Загадки о грибах».   Развивать навыки составления короткого описательного рассказа с помощью мнемосхем. Продолжать учить образовывать однокоренные слова, сложные слова. Закреплять правильное произношение звука «рь»; учить выделять звук в начале, середине, и конце слова, формировать интонационную выразительность. Развивать коммуникативную функцию.      Воспитывать у детей речевое дыхание, правильную артикуляцию.  
3 Пересказ художественного произведения Е. Пермяк  «Для чего руки нужны» Формировать умения связного, последовательного пересказа с использованием мнемотаблиц. Приучать правильно предавать идею, близко к тексту – содержание произведения. Развивать умение выразительно передавать диалоги персонажей. Воспитывать уважение к труду, интерес к авторскому рассказу
4     «Загадки на грядки» Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы., строя предложение из 4-6 слов. Активизировать в речи детей названия овощей и фруктов, слов-обобщений. Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. Учить детей понимать образный смысл загадок. Формировать умение образовывать прилагательные от существительных, образовывать формы родительного падежа множественного числа. Закрепить умение выделять звук в начале слова, развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к образной речи.  
5   Пересказ К. Ушинского «Лекарство» Продолжать учить последовательности в пересказе с использованием мнемосхем. Закреплять у детей умение отвечать на вопросы воспитателя связно, полными предложениями; подбирать по смыслу глаголы к существительным. Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. Учить детей понимать образный смысл загадок. Закрепить умение выделять звук в начале слова, развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к образной речи.  
6 «Путешествие по улицам города» Учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, развивать диалогическую речь. Продолжать учить составлять небольшие рассказы из личного опыта. Обогащать словарный запас детей. Развивать умение четко произносить слова, говорить в умеренном темпе, выразительно.
7 Составление описательного рассказа о предметах. Формировать у детей умение составлять рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия.Воспитывать у детей бережное отношение к предметам ближайшего окружения.  
8   «Наши игрушки» Учить детей составлять рассказ-описание игрушек «Я хочу вам рассказать о…» с использованием мнемотаблицы. Закрепить умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями. Формировать знания о  названии игрушек и обобщающем слове «игрушки»; развивать словарный запас; развивать речевое внимание и память; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать существительные с числительными от одного до пяти; закрепить знание формы родительного падежа существительных в единственном числе.
9  Составление рассказа из опыта «Семья».   Формировать у детей знания о своей семье; рассматривая фотографии своей семьи, называть родственные связи: сын, внук, внучка, дочь, племянник и т.д. Закреплять у детей умение отвечать на вопросы воспитателя связно, полными предложениями; составлять рассказ из личного опыта. Воспитывать у детей любовь и уважение к родным и близким.                    
10   Составление описательного рассказа на тему:     «Зима» по предложенному плану-схеме Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений. Формировать умения подбирать определения к заданным словам, совершенствовать синтаксические навыки. Добиваться четкого произношения слов м фраз, включая звуки ц и ч; приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией. Воспитывать интерес к образной речи.  
11 Составление связного рассказа на тему: «Мы живем в России» по предложенному плану-схеме На основе знаний, полученных на занятиях, учить детей составлять связные рассказы на заданную тему, закреплять умения детей отвечать на вопросы, поддерживать беседу; продолжать учить детей передавать содержание произведения без пропусков, подробно и выразительно. Обогащать словарь детей, закрепить умение употреблять в речи прилагательные, сочетая их с существительными. Воспитывать внимание, культуру общения, чувство гордости за свою страну.  
12 Составление описательного рассказа о предметах посуды. Учить детей составлять небольшие рассказы-описания по алгоритму. Формировать умение сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя название качеств. Активизировать употребление слов противоположного значения, слова-обобщения. Закрепить умение классифицировать предметы по качеству и назначению.
13 Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» с использованием мнемосхемы Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно. Учить подбирать подходящие по смыслу определения. Закрепить умение употреблять трудные форы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, носок, тапочек и т.д.)  
14   «Встречаем модель» Продолжать закреплять навыки составления описательного рассказа по схеме и образцу педагога. Расширять, активизировать словарный запас по теме «Одежда». Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных и глаголов с помощью приставок (от глагола – шить).Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.Воспитывать опрятность, аккуратность, бережное отношение к одежде.
15 Составление рассказа по сюжетной картинке «Игры зимой». Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа по предложенному плану-схеме, придумывать продолжение сюжета, название картины.  Продолжать формировать умения употреблять предлоги с пространственным значении. Развивать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей.  
16   Составление рассказа  по картине «Птичья столовая». Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа по предложенному плану-схеме,  указывать время действий, используя разные типы предложений. Учить подбирать определения к заданным словам. Воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам пережить холодную зиму. Закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающем слове птицы; учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах; согласовывать существительные с числительным от 1 до 5, существительные в творительном падеже, образовывать сложные прилагательные, подбирать эпитеты к словам.
17 Пересказ сказки О. И. Онисимовой «Сказка про львёнка» с использованием серии сюжетных картинок Продолжать учить детей полному, последовательному и выразительному пересказу сказки.  Закреплять навык формирования развёрнутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью, использовать речевые средства выразительности для характеристики персонажей. Формировать творческие способности детей к перевоплощению с использованием мимики и пантомимики. Развивать нравственные представления, внимание, память, воображение.
18   Пересказ рассказа по опорным схемам В. Осеевой «Печенье» Создание синквейна (человек) Продолжать учить связному последовательному пересказу небольших рассказов. Развивать интонационную выразительность речи..Развивать лексико-грамматический строй речи: исправление намеренных лексических и грамматических ошибок. Развивать умение составлять синквейн, обогащать предикативный и атрибутивный словарь детей. Воспитывать любовь к близким.
19 Пересказ рассказа  «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. Создание синквейна (зима, снег) Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа  по предложенному плану-схеме. Формировать навык пересказа небольшого рассказа с проблемным сюжетом, составленного воспитателем. Учить подбирать родственные слова (снег). Закрепить признаки зимы в природе, зимних забавах. Развивать умение составлять синквейн, обогащать активный словарь. Закрепить правила поведения на улице в холодные зимние дни. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.  
20 Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» с использованием мнемотаблицы Продолжать развивать умение понимать содержание рассказа, обучать пересказу небольшого текста. Формировать навык построения связных монологических высказываний. Активизировать восприятие, внимание, память. Обогащать предикативный и атрибутивный словарь. Воспитывать дружеские отношения.
21   Пересказ рассказа по картине «Родину защищать – большая честь». Создание синквейна (солдат)  Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа с его последующим пересказом. Закрепить навык составления предложений различных грамматических конструкций. Закрепить навык образования глаголов множественного числа. Развивать умение составлять синквейн, обогащать предикативный и атрибутивный словарь детей. Воспитывать внимание, культуру общения, чувство гордости за свою страну.
22 Составление описательного рассказа  «Моя мама»  по собственному рисунку Составлять рассказы-описания из 6 – 7 предложений по предложенному плану-схеме с применением ранее отработанных синтаксических конструкций. Побуждать детей употреблению более точных и образных выражений, активизировать воображение, облегчая решение творческой задачи. Воспитывать любовь к близким.
23 Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин Продолжать учить связному последовательному пересказу сказки с использованием серии сюжетных картин. Развивать интонационную выразительность речи. Закрепить умение подбирать слова противоположные по смыслу. Воспитывать уважение к людям труда.  
24   Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Продолжать учить детей связному последовательному пересказу рассказа. Развивать навык контроля и самоконтроля за построением грамматически правильного высказывания. Уточнить названия рыб, их строения и особенностей. Закрепить употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе. Воспитывать интерес к занятиям творческой деятельностью.  
25   Пересказ сказки «Мужик и медведь» (текст в сокращении)  с использованием театра картинок Развивать умение понимать образное содержание и идею сказки. Учить замечать и исправлять ошибки в согласовании существительных с местоимениями «мой», «моя», «мои». (Моя помидор,…) Закрепить знания о пользе овощей для человека. 4.Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки. Подводить к эмоциональной, эстетической оценке своих работ.  
26   Составление рассказа по картине «Птицы весной» по предложенному плану-схеме Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа по предложенному плану-схеме. Закрепить навык составления предложений различных грамматических конструкций. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы. 4.Закрепить навык образования множественного числа существительных. Воспитывать познавательный интерес.  
27  Составление рассказов-описаний овощей и фруктов с использованием мнемотаблиц Развивать умение составлять рассказ-описание с использованием мнемотаблиц, выделять существенные признаки и основные части предметов. Развивать грамматический строй речи: образование относительных прилагательных (д\и «Сок, варенье и компот»)..Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа. Воспитывать самостоятельность, творчество.  
28   Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок Продолжать учить связному последовательному пересказу небольших рассказов с использованием опорных предметных картинок. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать навык самоконтроля за построением грамматически правильных высказываний. Закрепить навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Воспитывать любовь к окружающему миру.  
29 Пересказ рассказа «Весна» по картинно-графическому плану Учить самостоятельному пересказу текста, пониманию и употреблению в речи выразительных средств языка (сравнений). Развивать умение внимательно слушать на вопросы по содержанию произведения и отвечать на них простыми распространенными предложениями. Упражнять  в подборе признаков к предмету:  согласовывать прилагательные с существительными. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи.  
30 Пересказ рассказа Н. Калининой «Как ребята переходили улицу». Создание синквейна (машина, автобус) по выбору Закрепить навык диалогической речи. Развивать умение связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы. Употреблять существительные с предлогами (в, на, по). Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
31 Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка» с использованием мнемосхем. Продолжать учить детей связному последовательному пересказу рассказа. Развивать навык контроля и самоконтроля за построением грамматически правильного высказывания. Закрепить употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе. Воспитывать честность.
32   Пересказ рассказа воспитателя «Защитники Родины» по предметным картинкам Развивать умение внимательно слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы по содержанию простыми распространенными предложениями. Закрепить навык пересказа  с опорой на предметные картинки. Распространять предложения   однородными членами (существительными, прилагательными, глаголами);Употреблять в речи качественные прилагательные. Воспитывать любовь к Родине.
Пересказ сказки В. Берестова  «Как найти дорожку»  с использованием опорных картинок. Созданиие синквейна (пчела) по тексту сказки Продолжать учить связному последовательному пересказу сказки с использованием опорных картинок. Развивать речевую и познавательную активность, интонационную выразительность речи. Развивать умение составлять синквейн, обогащать предикативный и атрибутивный словарь детей. Закрепить употребление существительных в родительном падеже. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, внимательное отношение к окружающим.  
Пересказ рассказа Б. Вовка «Чьи цветы лучше?» с опорой на серию картин «Времена года»   Продолжать учить детей пересказывать рассказ связно и последовательно, употребляя разные грамматические конструкции. Активизировать наиболее употребительные эпитеты. Развивать речевую и познавательную активность, интонационную выразительность речи. Воспитывать бережное отношение к природе.

 

                 

Перспективный план

по развитию связной речи детей в непосредственной образовательной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.031 с.)