Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Информационная карта проекта
Похожие статьи вашей тематики
1. Название проекта:
«Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
2. Автор проекта: Макогонюк И.Н.
3 .Контактные данные: МБДОУ №31 «Снегирек», старшая группа «Солнышко»
4. Вид проекта: групповой, долгосрочный, практико-ориентированный.
5. Проблемма проекта: как можно повысить качество речи черезприменения метода наглядного моделирования?
6. Цель проекта: теоретическое основание и разработка системы педагогических мероприятий, направленных на развитие речи старших дошкольников посредством мнемосхем.
7.Задачи проекта:
1.Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития речи старших дошкольников.
2.Выявить особенности формирования связной речи старших дошкольников.
3.Разработать и апробировать методики экспериментального исследования для отслеживания эффективности работы с детьми по формированию связного строя речи посредством мнемосхем.
4.Разработать мнемотаблицы для работы с детьми;
5.Развивать речевую активность старших дошкольников, используя элементы мнемотехники.
8. Длительность проекта: с 1.09 2015 по 31.05. 2016 года
9. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
10. Продукт проекта
- Презентация по теме проекта
Актуальность проекта
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является задача обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Красивая, правильная речь - залог успешного обучения в школе. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому задача педагога, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем:
- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;
- плохая дикция;
Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Одним из важнейших средств развития речи является наглядное моделирование. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Схемы и модели служат дидактическим материалом в работе педагога, и использовать их следует для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественного произведения;
- при отгадывании и составлении загадок;
- при заучивании стихов.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе по развитию речи с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Такие авторы как Д.Б. Эльконин, А.Л, Венгер, Е.Г. Егорова считают целесообразным применение наглядного моделирования т.к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации о изучаемом.
Цель проекта: теоретическое основание и разработка системы педагогических мероприятий, направленных на развитие речи старших дошкольников посредством мнемосхем.
Задачи проекта:
1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития речи старших дошкольников.
2. Выявить особенности формирования связной речи старших дошкольников.
3. Разработать и апробировать методики экспериментального исследования для отслеживания эффективности работы с детьми по формированию связного строя речи посредством мнемосхем.
4. Разработать мнемотаблицы для работы с детьми;
5. Развивать речевую активность старших дошкольников, используя элементы мнемотехники.
Объект исследования:
старшие дошкольники
Предмет исследования:
связная речь и речевая активность старших дошкольников
Гипотеза исследования: целенаправленная и систематическая работа по использованию мнемосхем в воспитательно-образовательном процессе, как элемента мнемотехники, представляет педагогу дополнительную возможность для успешного развития связной речи и речевой активности старших дошкольников.
Теоретическая значимость:
Создание опыта работы со старшими дошкольниками по развития связной речи и речевой активности через использование элементов мнемотехники.
Практическая значимость заключается в том, что представленный материал, поможет решить проблему речевой недостаточности дошкольников, и доведение её до нормы, определённой для каждого возрастного этапа.
Новизна. Роль мнемосхем в развитии речи старших дошкольников.
Ожидаемые результаты:
В результате применения метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи, у детей заметно улучшится качество речи, расширится словарный запас, появится уверенность в себе.
Методологическая основа:
Теории развития детской речи (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, М.М.Алексеева, В.И.Яшина, Ф.А.Сохин, А.М.Бородич и др.), психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б.Эльконин, А.Н.Гвоздев, Л.С.Выготский и др.), общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах А.Н.Гвоздева, Л.С.Выготского, А.Г.Арушановой и др.
Методы исследования:
· изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;
· изучение опыта работы по проблеме исследования;
· педагогическое наблюдение;
· информационная и воспитательная беседа;
· мониторинговые исследования: опросы, беседы;
· методы математической и статистической обработки полученных результатов.
Принципы проекта:
Общедидактические принципы:
-научности;
-систематичности и последовательности;
-наглядности;
- сознательности, активности и посильности;
-учета степени и разнообразия материала;
-учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-прочности знаний, умений и навыков.
Общеметодические принципы:
-дифференцированный подход;
-использование различных приемов и методов обучения.
-вычленение конкретных ориентиров (показ, объяснение, подкрепление)
-мотивация и комплексный подход к мотивации.
Психологические принципы:
-личностный подход;
-преемственность между дошкольным и начальным школьным обучением;
-активности и инициативности.
Длительность проекта - 9 месяцев.
Срок реализации проекта: 2015-2016 учебный год
Участники проекта:
- воспитатели;
- дети группы «Солнышко»;
- родители;
Этапы работы по проекту.
1. Подготовительный этап
· формулировка проблемы
· вхождение в игровую ситуацию
· формулировка задачи.
2. Практический этап.
· решение задач проекта
· практическая деятельность по решению проблемы
3. Заключительный этап.
· презентация продукта деятельности.
Необходимые условия и материалы для реализации проекта
№
п/п
| Наименование оборудования и материала
| Источник получения
| 1.
| Методическая литература
| Библиотечный фонд группы и родителей.
| 2.
| Опорные схемы для составления описательных рассказов. Наглядные пособия для воспитателей и, учителей и родителей.
| Обеспечение группы
| 3.
| Демонсрационный материал. Беседы по картинам.Наглядные пособия для воспитателей и, учителей и родителей."Осень. Зима.", "Весна.Лето"
| Обеспечение группы
| 4.
| Наглядно-демонстрационный материал по лексическим темам.
| Обеспечение группы
| 5.
| Дидактические и настольные игры.
| Обеспечение группы, призовой фонд
|
Перспективный план
по развитию связной речи детей в непосредственной образовательной деятельности.
Развитие речи.
п/№ НОД, тема
| Задачи НОД
| 1
«Осенние прогулки».
| Формировать умение детей полно и точно отвечать на вопрос, строя предложение из 4-6 слов; развивать навыки короткого описательного рассказа, пересказа текста.
Учит образовывать однокоренные слова; упражнять в подборе определений к данному слову; познакомить с несклоняемыми существительными.
Упражнять в образовании прилагательных от существительных, в употреблении форм родительного падежа.
Развивать звуковую аналитико-синтетическую активность, как предпосылку обучения грамоте; развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
| 2
«Загадки о грибах».
| Развивать навыки составления короткого описательного рассказа с помощью мнемосхем. Продолжать учить образовывать однокоренные слова, сложные слова. Закреплять правильное произношение звука «рь»; учить выделять звук в начале, середине, и конце слова, формировать интонационную выразительность. Развивать коммуникативную функцию.
Воспитывать у детей речевое дыхание, правильную артикуляцию.
| 3 Пересказ художественного произведения
Е. Пермяк
«Для чего руки нужны»
| Формировать умения связного, последовательного пересказа с использованием мнемотаблиц. Приучать правильно предавать идею, близко к тексту – содержание произведения. Развивать умение выразительно передавать диалоги персонажей. Воспитывать уважение к труду, интерес к авторскому рассказу
| 4
«Загадки на грядки»
| Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы., строя предложение из 4-6 слов.
Активизировать в речи детей названия овощей и фруктов, слов-обобщений. Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. Учить детей понимать образный смысл загадок.
Формировать умение образовывать прилагательные от существительных, образовывать формы родительного падежа множественного числа.
Закрепить умение выделять звук в начале слова, развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к образной речи.
| 5
Пересказ
К. Ушинского «Лекарство»
| Продолжать учить последовательности в пересказе с использованием мнемосхем. Закреплять у детей умение отвечать на вопросы воспитателя связно, полными предложениями; подбирать по смыслу глаголы к существительным.
Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. Учить детей понимать образный смысл загадок.
Закрепить умение выделять звук в начале слова, развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к образной речи.
| 6
«Путешествие по улицам города»
| Учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, развивать диалогическую речь. Продолжать учить составлять небольшие рассказы из личного опыта. Обогащать словарный запас детей. Развивать умение четко произносить слова, говорить в умеренном темпе, выразительно.
| 7
Составление описательного рассказа о предметах.
| Формировать у детей умение составлять рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия.Воспитывать у детей бережное отношение к предметам ближайшего окружения.
| 8
«Наши игрушки»
| Учить детей составлять рассказ-описание игрушек «Я хочу вам рассказать о…» с использованием мнемотаблицы. Закрепить умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями. Формировать знания о названии игрушек и обобщающем слове «игрушки»; развивать словарный запас; развивать речевое внимание и память; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать существительные с числительными от одного до пяти; закрепить знание формы родительного падежа существительных в единственном числе.
| 9
Составление рассказа из опыта «Семья».
| Формировать у детей знания о своей семье; рассматривая фотографии своей семьи, называть родственные связи: сын, внук, внучка, дочь, племянник и т.д. Закреплять у детей умение отвечать на вопросы воспитателя связно, полными предложениями; составлять рассказ из личного опыта. Воспитывать у детей любовь и уважение к родным и близким.
| 10
Составление описательного рассказа на тему: «Зима» по предложенному плану-схеме
| Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений. Формировать умения подбирать определения к заданным словам, совершенствовать синтаксические навыки. Добиваться четкого произношения слов м фраз, включая звуки ц и ч; приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией.
Воспитывать интерес к образной речи.
| 11
Составление связного рассказа на тему:
«Мы живем в России» по предложенному плану-схеме
| На основе знаний, полученных на занятиях, учить детей составлять связные рассказы на заданную тему, закреплять умения детей отвечать на вопросы, поддерживать беседу; продолжать учить детей передавать содержание произведения без пропусков, подробно и выразительно. Обогащать словарь детей, закрепить умение употреблять в речи прилагательные, сочетая их с существительными. Воспитывать внимание, культуру общения, чувство гордости за свою страну.
| 12
Составление описательного рассказа о предметах посуды.
| Учить детей составлять небольшие рассказы-описания по алгоритму. Формировать умение сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя название качеств. Активизировать употребление слов противоположного значения, слова-обобщения. Закрепить умение классифицировать предметы по качеству и назначению.
| 13
Пересказ рассказа
Н. Калининой «Про снежный колобок»
с использованием мнемосхемы
| Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно. Учить подбирать подходящие по смыслу определения. Закрепить умение употреблять трудные форы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, носок, тапочек и т.д.)
| 14
«Встречаем модель»
| Продолжать закреплять навыки составления описательного рассказа по схеме и образцу педагога. Расширять, активизировать словарный запас по теме «Одежда». Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных и глаголов с помощью приставок (от глагола – шить).Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.Воспитывать опрятность, аккуратность, бережное отношение к одежде.
| 15
Составление рассказа по сюжетной картинке
«Игры зимой».
| Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа по предложенному плану-схеме, придумывать продолжение сюжета, название картины. Продолжать формировать умения употреблять предлоги с пространственным значении. Развивать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей.
| 16
Составление рассказа
по картине
«Птичья столовая».
| Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа по предложенному плану-схеме, указывать время действий, используя разные типы предложений. Учить подбирать определения к заданным словам. Воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам пережить холодную зиму. Закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающем слове птицы; учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах; согласовывать существительные с числительным от 1 до 5, существительные в творительном падеже, образовывать сложные прилагательные, подбирать эпитеты к словам.
| 17
Пересказ сказки
О. И. Онисимовой
«Сказка про львёнка»
с использованием серии сюжетных картинок
| Продолжать учить детей полному, последовательному и выразительному пересказу сказки. Закреплять навык формирования развёрнутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью, использовать речевые средства выразительности для характеристики персонажей. Формировать творческие способности детей к перевоплощению с использованием мимики и пантомимики. Развивать нравственные представления, внимание, память, воображение.
| 18
Пересказ рассказа по опорным схемам
В. Осеевой «Печенье»
Создание синквейна (человек)
| Продолжать учить связному последовательному пересказу небольших рассказов. Развивать интонационную выразительность речи..Развивать лексико-грамматический строй речи: исправление намеренных лексических и грамматических ошибок. Развивать умение составлять синквейн, обогащать предикативный и атрибутивный словарь детей. Воспитывать любовь к близким.
| 19
Пересказ рассказа
«Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. Создание синквейна (зима, снег)
| Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа по предложенному плану-схеме. Формировать навык пересказа небольшого рассказа с проблемным сюжетом, составленного воспитателем. Учить подбирать родственные слова (снег). Закрепить признаки зимы в природе, зимних забавах. Развивать умение составлять синквейн, обогащать активный словарь. Закрепить правила поведения на улице в холодные зимние дни. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
| 20
Пересказ рассказа
Е. Пермяка
«Как Маша стала большой» с использованием мнемотаблицы
| Продолжать развивать умение понимать содержание рассказа, обучать пересказу небольшого текста. Формировать навык построения связных монологических высказываний. Активизировать восприятие, внимание, память. Обогащать предикативный и атрибутивный словарь. Воспитывать дружеские отношения.
| 21
Пересказ рассказа
по картине
«Родину защищать – большая честь».
Создание синквейна (солдат)
| Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа с его последующим пересказом. Закрепить навык составления предложений различных грамматических конструкций. Закрепить навык образования глаголов множественного числа. Развивать умение составлять синквейн, обогащать предикативный и атрибутивный словарь детей. Воспитывать внимание, культуру общения, чувство гордости за свою страну.
| 22
Составление описательного рассказа
«Моя мама»
по собственному рисунку
| Составлять рассказы-описания из 6 – 7 предложений по предложенному плану-схеме с применением ранее отработанных синтаксических конструкций. Побуждать детей употреблению более точных и образных выражений, активизировать воображение, облегчая решение творческой задачи. Воспитывать любовь к близким.
| 23
Пересказ-инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин
| Продолжать учить связному последовательному пересказу сказки с использованием серии сюжетных картин. Развивать интонационную выразительность речи. Закрепить умение подбирать слова противоположные по смыслу. Воспитывать уважение к людям труда.
| 24
Пересказ рассказа
Е. Пермяка
«Первая рыбка»
| Продолжать учить детей связному последовательному пересказу рассказа. Развивать навык контроля и самоконтроля за построением грамматически правильного высказывания. Уточнить названия рыб, их строения и особенностей. Закрепить употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе. Воспитывать интерес к занятиям творческой деятельностью.
| 25
Пересказ сказки «Мужик и медведь»
(текст в сокращении)
с использованием театра картинок
| Развивать умение понимать образное содержание и идею сказки. Учить замечать и исправлять ошибки в согласовании существительных с местоимениями «мой», «моя», «мои». (Моя помидор,…) Закрепить знания о пользе овощей для человека. 4.Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки. Подводить к эмоциональной, эстетической оценке своих работ.
| 26
Составление рассказа
по картине
«Птицы весной»
по предложенному плану-схеме
| Учить детей пониманию событий, изображённых на картине и составлении рассказа по предложенному плану-схеме. Закрепить навык составления предложений различных грамматических конструкций. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы. 4.Закрепить навык образования множественного числа существительных. Воспитывать познавательный интерес.
| 27
Составление рассказов-описаний овощей и фруктов с использованием мнемотаблиц
| Развивать умение составлять рассказ-описание с использованием мнемотаблиц, выделять существенные признаки и основные части предметов. Развивать грамматический строй речи: образование относительных прилагательных (д\и «Сок, варенье и компот»)..Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа. Воспитывать самостоятельность, творчество.
| 28
Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок
| Продолжать учить связному последовательному пересказу небольших рассказов с использованием опорных предметных картинок. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать навык самоконтроля за построением грамматически правильных высказываний. Закрепить навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Воспитывать любовь к окружающему миру.
| 29 Пересказ рассказа
«Весна»
по картинно-графическому плану
| Учить самостоятельному пересказу текста, пониманию и употреблению в речи выразительных средств языка (сравнений). Развивать умение внимательно слушать на вопросы по содержанию произведения и отвечать на них простыми распространенными предложениями. Упражнять в подборе признаков к предмету: согласовывать прилагательные с существительными. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи.
| 30
Пересказ рассказа Н. Калининой
«Как ребята переходили улицу».
Создание синквейна (машина, автобус) по выбору
| Закрепить навык диалогической речи. Развивать умение связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы. Употреблять существительные с предлогами (в, на, по). Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
| 31
Пересказ рассказа
Л. Толстого «Косточка» с использованием мнемосхем.
| Продолжать учить детей связному последовательному пересказу рассказа. Развивать навык контроля и самоконтроля за построением грамматически правильного высказывания. Закрепить употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе. Воспитывать честность.
| 32
Пересказ рассказа воспитателя
«Защитники Родины»
по предметным картинкам
| Развивать умение внимательно слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы по содержанию простыми распространенными предложениями. Закрепить навык пересказа с опорой на предметные картинки. Распространять предложения однородными членами (существительными, прилагательными, глаголами);Употреблять в речи качественные прилагательные. Воспитывать любовь к Родине.
| Пересказ сказки В. Берестова
«Как найти дорожку»
с использованием опорных картинок.
Созданиие синквейна (пчела) по тексту сказки
| Продолжать учить связному последовательному пересказу сказки с использованием опорных картинок. Развивать речевую и познавательную активность, интонационную выразительность речи. Развивать умение составлять синквейн, обогащать предикативный и атрибутивный словарь детей. Закрепить употребление существительных в родительном падеже. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, внимательное отношение к окружающим.
| Пересказ рассказа
Б. Вовка
«Чьи цветы лучше?»
с опорой на серию картин «Времена года»
| Продолжать учить детей пересказывать рассказ связно и последовательно, употребляя разные грамматические конструкции. Активизировать наиболее употребительные эпитеты. Развивать речевую и познавательную активность, интонационную выразительность речи. Воспитывать бережное отношение к природе.
|
Перспективный план
по развитию связной речи детей в непосредственной образовательной деятельности.
|