Перспективы дальнейшего развития. - обмен передовым практическим опытом по развитию речи старших дошкольников при 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы дальнейшего развития. - обмен передовым практическим опытом по развитию речи старших дошкольников при



- Обмен передовым практическим опытом по развитию речи старших дошкольников при помощи карточек-схем с воспитателями МБДОУ;

-Участие в педагогических конкурсах передового опыта;

- С целью совершенствования речевой активности  детей старшего дошкольного возраста, как составляющей воспитательно-образовательного процесса, продолжить РАЗВИТИЕ в рамках социального партнерства с родителями (выпуск буклетов, информационных стендов, с методическими рекомендациями по работе с родителями).

- Продолжать   работу по развитию  связной речи с использованием мнемотаблиц  посредством следующих форм работы:

• индивидуальных занятий с детьми с использованием логических упражнений на развитие речи;

• экскурсий;

• наблюдений;

• игр-драматизаций;

• дидактических игр;

• сюжетно-ролевых игр;

• развивающих настольных игр;

• викторин;

• театральной деятельности.

Литература.

1. Малетина Н.В. «Моделирование в описательной речи детей», 2004.
2. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам». Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
3. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
4. Тихомирова Л.Ф. «Познавательные способности детей 5-7лет». М., 2005.

5.  Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М..: Академия, 1997

6.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М..: «Мозаика-Синтез», 2004.

7. С. И. Гин. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М..: ИВЦ Минфина, 2008 г.

                                                                                              

                                                                                             Приложение 1.

           Диагностический инструментарий

На основании методик Ушаковой О.С., Струниной Е.М., Стребелевой Е.А., Гризик Т.И. были выявлены основные критерии развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задание 1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;

2) рассказывает по вопросам педагога;

3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

Задание 2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?

1) Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют;

2) перечисляет признаки (красный, резиновый);

3) называет отдельные слова.

Задание3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.

1) Ребенок составляет описание (рассказ);

2) перечисляет качества и действия;

3) называет 2—3 слова.

Задание 4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

1) Составляет рассказ самостоятельно;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) отвечает на вопросы односложно.

Задание 5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.

1) Ребенок пересказывает самостоятельно;

2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым;

3) говорит отдельные слова.

Оценка ответов производится следующим образом.

 Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей:

I уровень – высокий

Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом

III уровень – низкий

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по увиденному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.

 

 

 

                                                                                                 Приложение 2

                    Консультация для воспитателей на тему:

«Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений. Дидактический синквейн».

 

Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Красивая, правильная речь -  залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

  Схемы и модели служат дидактическим материалом в работе педагога по развитию связной речи детей. Использовать их следует для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественного произведения;

- при отгадывании и составлении загадок;

- при заучивании стихов.

       Существует много способов и методик заучивания стихов. Так как дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания мира, мы хотим предложить для заучивания стихотворений с малышами использование схематичного изображения предметов и действий. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, помогает лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.

         

Поэтапное заучивание стихотворения:

 

1. Прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, прочтите его с выражением. Если воспитатель выучит его наизусть – будет просто замечательно.

2. Затем обязательно объясните ребенку незнакомые или непонятные слова и выражения.

3. Обязательно рассмотрите с ребенком иллюстрации к стихотворению, и задайте вопросы по его содержанию.

4. Прочтите стихотворение еще раз.

5. Вместе с малышом нарисуйте схематичные картинки к каждой,  или почти к каждой строке стихотворения. (Например)….

 

Педагог показывает схему стихотворения, объясняет методику заучивания.

 

«Дождь по улице идёт»                                                                                   (В. Семернин)

 

Дождь по улице идёт,

 Мокрая дорога,
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Как осенние грибы,
Зонтики мы носим,
Потому что на дворе,
Наступила осень.

 

После этого воспитатели  делятся на две подгруппы. Им предлагается самим нарисовать схемы к стихотворениям.

 

  «Космонавт»                                                                       В.Степанова

 

В темном небе звезды светят

Космонавт летит в ракете

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит

Видит он внизу поля,

Горы реки и моря,

Видит он весь шар земной

Шар земной — наш дом родной.


       Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.

       При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:

• изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

• отрабатываются знания о частях речи;

• знания о предложении;

• умение соблюдать интонацию;

• значительно активизируется словарный запас ребёнка;

• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

• активизируется и развивается мыслительная деятельность;

• совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Правила составления дидактического синквейна:

Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Третья строка –  Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

  Четвертая строка —фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. (слово-ассоциация)

Дидактический синквейн можно использовать:

-для закрепления изученной лексической темы:

1. Белка.

2. Пушистая. Рыжая.

3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.

4. Белка живет в дупле.

5. Дикое животное.

-для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте:
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слоги.
5. Речь.

- используя слова из синквейна можно придумать рассказ.

     Детям нравится составлять синквейн. И если они еще не читают и не пишут, то это делает за них взрослый. Эта работа дает прекрасные результаты в формировании и развитии устной, а в будущем письменной речи ребенка, быстрому росту словарного запаса, умению составлять ассоциативные ряды.

               Мастер-класс для родителей на тему:

«Заучивание стихотворений, используя метод моделирования»

 

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам

- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К.Д.Ушинский

 

       Приближается то время, когда ребенок пойдет первый раз в первый класс. Это очень важный период в развитии ребенка, в жизни каждой семьи. При подготовке к школе большое значение имеет интеллектуальное развитие ребенка, т.е. развитие таких процессов как мышление, воображение, восприятие, речь и память.

        Память - это способность человека запоминать, хранить и накапливать то, что он чувствовал, о чём думал.

               Одним из способов развития памяти является заучивание стихотворений. Дошкольный возраст самый благоприятный  для заучивания стихотворений. Заучивание стихотворений для ребёнка имеет огромную пользу: расширяется кругозор, формируется культурный уровень маленького человека. Но иногда  детям тяжело дается заучивание стихотворений.

        Существует много способов и методик заучивания стихов. Так как дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания мира, мы хотим предложить для заучивания стихотворений с малышами использование схематичного изображения предметов и действий. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, помогает лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.

               Поэтапное заучивание стихотворения:

 

1. Прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, прочтите его с выражением. Если родитель выучит его наизусть – будет просто замечательно.

2. Затем обязательно объясните ребенку незнакомые или непонятные слова и выражения.

3. Обязательно рассмотрите с ребенком иллюстрации к стихотворению, и задайте вопросы по его содержанию.

4. Прочтите стихотворение еще раз.

5. Вместе с малышом нарисуйте схематичные картинки к каждой,  или почти к каждой строке стихотворения. (Например)….

    Схемы используются при составлении описательных рассказов по лексическим темам, при обучению пересказов литературных произведений, при пересказе рассказа по сюжетной картине.

 

Агния Барто
«Кораблик»

Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик,
По быстрой реке,
И скачут лягушки,
За мной по пятам
И просят меня:
- Прокати, капитан!

 

     Педагог показывает схему стихотворения, объясняет методику заучивания с использованием мнемотаблицы. После этого родители  делятся на две подгруппы. Им предлагается самим нарисовать схемы к стихотворению  К. Авдеенко «Сколько звезд на небе!».

 

К. Авдеенко

«Сколько звезд на небе!».

Сколько звезд на небе!

Всех не сосчитать.
Эти звезды маме,
Подарю опять.

И однажды утром,
Глядя на меня,
Мама улыбнется:
"Звездочка моя!"


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.048 с.)