Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В развитии речи детей старшего дошкольного возраста»Стр 1 из 8Следующая ⇒
Проект «Использование метода моделирования В развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Информационная карта проекта 1. Название проекта: «Использование метода моделирования в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2. Автор проекта: Макогонюк И.Н. 3 .Контактные данные: МБДОУ №31 «Снегирек», старшая группа «Солнышко» 4. Вид проекта: групповой, долгосрочный, практико-ориентированный. 5. Проблемма проекта: как можно повысить качество речи черезприменения метода наглядного моделирования? 6. Цель проекта: теоретическое основание и разработка системы педагогических мероприятий, направленных на развитие речи старших дошкольников посредством мнемосхем. 7.Задачи проекта: 1.Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития речи старших дошкольников. 2.Выявить особенности формирования связной речи старших дошкольников. 3.Разработать и апробировать методики экспериментального исследования для отслеживания эффективности работы с детьми по формированию связного строя речи посредством мнемосхем. 4.Разработать мнемотаблицы для работы с детьми; 5.Развивать речевую активность старших дошкольников, используя элементы мнемотехники. 8. Длительность проекта: с 1.09 2015 по 31.05. 2016 года 9. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели. 10. Продукт проекта - Презентация по теме проекта
Актуальность проекта Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является задача обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Красивая, правильная речь - залог успешного обучения в школе. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому задача педагога, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем: - односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи. Недостаточный словарный запас; - замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений; - бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно; - неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!) - отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; - отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.; - плохая дикция; Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Одним из важнейших средств развития речи является наглядное моделирование. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Схемы и модели служат дидактическим материалом в работе педагога, и использовать их следует для: - обогащения словарного запаса; - при обучении составлению рассказов; - при пересказах художественного произведения; - при отгадывании и составлении загадок; - при заучивании стихов. Актуальность использования наглядного моделирования в работе по развитию речи с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Такие авторы как Д.Б. Эльконин, А.Л, Венгер, Е.Г. Егорова считают целесообразным применение наглядного моделирования т.к. он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, дети учатся сравнивать, обобщать. Использование моделей уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации о изучаемом. Цель проекта: теоретическое основание и разработка системы педагогических мероприятий, направленных на развитие речи старших дошкольников посредством мнемосхем.
Задачи проекта: 1. Изучить психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития речи старших дошкольников. 2. Выявить особенности формирования связной речи старших дошкольников. 3. Разработать и апробировать методики экспериментального исследования для отслеживания эффективности работы с детьми по формированию связного строя речи посредством мнемосхем. 4. Разработать мнемотаблицы для работы с детьми; 5. Развивать речевую активность старших дошкольников, используя элементы мнемотехники. Объект исследования: старшие дошкольники Предмет исследования: связная речь и речевая активность старших дошкольников Гипотеза исследования: целенаправленная и систематическая работа по использованию мнемосхем в воспитательно-образовательном процессе, как элемента мнемотехники, представляет педагогу дополнительную возможность для успешного развития связной речи и речевой активности старших дошкольников. Теоретическая значимость: Создание опыта работы со старшими дошкольниками по развития связной речи и речевой активности через использование элементов мнемотехники. Практическая значимость заключается в том, что представленный материал, поможет решить проблему речевой недостаточности дошкольников, и доведение её до нормы, определённой для каждого возрастного этапа. Новизна. Роль мнемосхем в развитии речи старших дошкольников. Ожидаемые результаты: В результате применения метода наглядного моделирования на занятиях по развитию речи, у детей заметно улучшится качество речи, расширится словарный запас, появится уверенность в себе.
Методологическая основа: Теории развития детской речи (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, М.М.Алексеева, В.И.Яшина, Ф.А.Сохин, А.М.Бородич и др.), психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б.Эльконин, А.Н.Гвоздев, Л.С.Выготский и др.), общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах А.Н.Гвоздева, Л.С.Выготского, А.Г.Арушановой и др.
Методы исследования: · изучение психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования; · изучение опыта работы по проблеме исследования; · педагогическое наблюдение; · информационная и воспитательная беседа; · мониторинговые исследования: опросы, беседы;
· методы математической и статистической обработки полученных результатов.
Принципы проекта: Общедидактические принципы: -научности; -систематичности и последовательности; -наглядности; - сознательности, активности и посильности; -учета степени и разнообразия материала; -учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; -прочности знаний, умений и навыков.
Общеметодические принципы: -дифференцированный подход; -использование различных приемов и методов обучения. -вычленение конкретных ориентиров (показ, объяснение, подкрепление) -мотивация и комплексный подход к мотивации.
Психологические принципы: -личностный подход; -преемственность между дошкольным и начальным школьным обучением; -активности и инициативности.
Длительность проекта - 9 месяцев. Срок реализации проекта: 2015-2016 учебный год
Участники проекта: - воспитатели; - дети группы «Солнышко»; - родители; Этапы работы по проекту. 1. Подготовительный этап · формулировка проблемы · вхождение в игровую ситуацию · формулировка задачи.
2. Практический этап. · решение задач проекта · практическая деятельность по решению проблемы
3. Заключительный этап. · презентация продукта деятельности.
Необходимые условия и материалы для реализации проекта
Перспективный план по развитию связной речи детей в непосредственной образовательной деятельности. Развитие речи.
Перспективный план по развитию связной речи детей в непосредственной образовательной деятельности. Литература. 1. Малетина Н.В. «Моделирование в описательной речи детей», 2004. 5. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М..: Академия, 1997 6.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М..: «Мозаика-Синтез», 2004. 7. С. И. Гин. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М..: ИВЦ Минфина, 2008 г.
Приложение 1. Диагностический инструментарий На основании методик Ушаковой О.С., Струниной Е.М., Стребелевой Е.А., Гризик Т.И. были выявлены основные критерии развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Задание 1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют. 1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть; 2) рассказывает по вопросам педагога; 3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение. Задание 2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать? 1) Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют; 2) перечисляет признаки (красный, резиновый); 3) называет отдельные слова. Задание3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ. 1) Ребенок составляет описание (рассказ); 2) перечисляет качества и действия; 3) называет 2—3 слова. Задание 4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья». 1) Составляет рассказ самостоятельно; 2) рассказывает с помощью взрослого; 3) отвечает на вопросы односложно. Задание 5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать. 1) Ребенок пересказывает самостоятельно; 2) пересказывает с подсказыванием слов взрослым; 3) говорит отдельные слова. Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень. Ушаковой О.С., Струниной Е.М. выделены 3 уровня развития связных описательных высказываний детей: I уровень – высокий Ребенок активен в общении, ясно и последовательно выражает свои мысли, описание полное, логичное, без пропуска существенных признаков, повторений. Использует образную речь, точность языка, развивает сюжет, соблюдает композицию. Умение выражать свое отношение к воспринимаемому. Лексическим запас словаря достаточный для данного возраста, сформирована, связность описательного рассказа. II уровень - средний Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, при описании допускает ошибки и незначительные паузы, отличается не высоким лексическим запасом словаря, чаще пользуются не связными между собой фразами, пытаясь обрисовать в слове виденное на картине, прибегают к усвоенным формулам, предложенным педагогом III уровень – низкий Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, не умеет последовательно излагать свои мысли по увиденному и воспринятому, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, прибегают к усвоенным формулам, схематичности и свернутости высказываний.
Приложение 2 Консультация для воспитателей на тему: «Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений. Дидактический синквейн».
Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Красивая, правильная речь - залог успешного обучения. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми. Поэтому задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Схемы и модели служат дидактическим материалом в работе педагога по развитию связной речи детей. Использовать их следует для: - обогащения словарного запаса; - при обучении составлению рассказов; - при пересказах художественного произведения; - при отгадывании и составлении загадок; - при заучивании стихов. Существует много способов и методик заучивания стихов. Так как дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания мира, мы хотим предложить для заучивания стихотворений с малышами использование схематичного изображения предметов и действий. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, помогает лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.
Поэтапное заучивание стихотворения:
1. Прежде, чем приступить к заучиванию стихотворения, прочтите его с выражением. Если воспитатель выучит его наизусть – будет просто замечательно. 2. Затем обязательно объясните ребенку незнакомые или непонятные слова и выражения. 3. Обязательно рассмотрите с ребенком иллюстрации к стихотворению, и задайте вопросы по его содержанию. 4. Прочтите стихотворение еще раз. 5. Вместе с малышом нарисуйте схематичные картинки к каждой, или почти к каждой строке стихотворения. (Например)….
Педагог показывает схему стихотворения, объясняет методику заучивания.
«Дождь по улице идёт» (В. Семернин)
Дождь по улице идёт, Мокрая дорога,
После этого воспитатели делятся на две подгруппы. Им предлагается самим нарисовать схемы к стихотворениям.
«Космонавт» В.Степанова
В темном небе звезды светят Космонавт летит в ракете День летит и ночь летит И на землю вниз глядит Видит он внизу поля, Горы реки и моря, Видит он весь шар земной Шар земной — наш дом родной. Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна. Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей. При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:<
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.147 с.) |