Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех

Поиск

Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага

сравним его с чисто частным благом. Чисто частное благо (риг<

private good) — это такое благо, каждая единица которого мо

Жет быть продана за отдельную n/iamy. В отличие от чисто частного

блага чисто общественное благо не может быть разделено н<'.

единицы потребления (его нельзя выпускать "мелкими" партиями!

и быть продано по частям Невозможность определения цены IM

Отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особен

ности определения совокупного спроса на чисто общественное благо

(рис. 13—5). Цена в данном случае не является переменной вели

J3.3. Общественные блага. Роль государства в рыночной экономике 431

Р (тыс. руб.

За ед.) Р (зтаы сед. Ору б.

Q

а) Чисто частное благо

Q s = 12 Q

б) Чисто общественное благо

Рис. 13—5. Определение совокупного спроса на чисто частное благо

И чисто общественное благо

Чиной. Поэтому кривая спроса на чисто общественное благо отражает

Предельную полезность всего имеющегося его наличного объема.

Все потребители (в нашем примере их трое: Андреев, Борисов и

Васильев — см. рис. 13—5) должны потребить весь объем выпущенного

Блага целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных

Благ (который получается путем сложения кривых индивидуального

Спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных

Благ определяется путем суммирования предельных выгод

(получаемых от имеющегося наличного объема) по вертикали.

К Потребление чисто общественных благ происходит

Проблема коллективно, однако индивидуальная польза от это-

оезоилетника го потребления различна. В нашем примере (см.

рис. 13—5) индивиды получают различную выгоду: наименьшую —

Андреев, наибольшую — Васильев. Такая ситуация предполагает

Наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека.

Однако в реальной действительности наличие такой информации

— большая редкость.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в

Соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются

Мощные стимулы для сокрытия истинной информации и

Преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно,

Поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного

Блага независимо от того, платят они за него или нет, то

Возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо

Даром Такая ситуация получила название проблемы безбилетника,

"зайца" (free-rider problem).

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых

Группах потребителей, так как там труднее получить необходимую

Информациию о положении плательщиков. В результате

Существования проблемы безбилетника производство чисто общественных

Благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в

Состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить

"провалы" рынка помогает государство.

Глава 13 Институциональные аспекты рыночного хозяйства

<< П тт ровалы „ рынка. Проiв алы (фиаско) рыняк а (market fail- _ F y ures) — это случаи, когда рынок оказы-

«рункции государства вается не в состоянии обеспечить эф-

В рыночной экономике фективное исполъзован ие ресурсов.

Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих

о "провалах" рынка:

Монополия,

2) несовершенная (асимметричная) информация;

3) внешние эффекты;

Общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство Оно

Пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную

Политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров

С отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство

И потребление экономических благ с положительными

Внешними эффектами. Эти направления деятельности государства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.007 с.)