Альберт великий и фома Аквинский (1221-1274) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Альберт великий и фома Аквинский (1221-1274)



Альберт Великий: жизнь, основные сочинения, общие принципы его философии. Учение Альберта Великого о Боге и творении мира. Учение о душе.

Фома Аквинский: биография, произведения, состояние источников. Аристотелизм Фомы Аквинского. Учение о вере и разуме. Спор с аверроизмом: против концепции «двух истин». «Преамбулы веры». Естественная теология Фомы Аквинского: пять путей доказательства бытия Божия.

Метафизика Фомы. Понятия субсистентных и ингеррентных форм, сущности и существования, quidditas и suppositu m. Учение о трех формах существования универсалий: синтез номинализма и реализма. Материя как принцип индивидуации: различие materia communis и materia signata.

Учение Фомы Аквинского о познании как дематериализации формы. Чувство и разум. Деятельный и возможностный разум. Познание Божества. Понятие Бога: откровенная теология Фомы Аквинского. Lumen divinae revelationis. Троичность Бога.

Учение Фомы о творении мира. Творение ex nihilo и возможность его демонстрации с помощью естественного разума. Цель бытия мира. Первичные и вторичные причины в мире.

Психология Фомы: аристотелизм и христианство в учении о душе. Ангелы и человек. Душа как actus primus тела. Бессмертие души: душа как субсистентная форма. Душа как движущий принцип тела. Три формы души: вегетативная, аффективная, интеллектуальная. Критика теории предсуществования душ.

Этика и социально-политическое учение Фомы. Счастье (блаженство) и добродетель. Добродетель как особый habitus человека. Нравственное зло как несогласие с божественным законом (causa deficiens зла). Учение Фомы о естественности общества и государства: понятие о «райском государстве». Светская и духовная власть. Государство и индивид. Типы правления.

Судьба учения Фомы. Данте и Фома Аквинский. Томизм. Неотомизм. Выводы.

Францисканская оппозиция томизму:

Иоанн Дунс Скотт (1266-1308), Петр Ауреолий и Вильям Оккам (1280-1349)

Возникновение францисканской реакции на томизм: Вильгельм Ламаррский, Эгидий Колонна. Жизнь и основные произведения Дунса Скотта. Общие принципы его системы.

Учение о материи и универсалиях. Три рода материи. Общее и индивидуальное. Форма как принцип индивидуации. Haecceitas. Учение о познании. Дунс Скотт о Боге и душе. Прямые последователи Дунса Скотта.

Номинализм XIV и XV столетий. Петр Ауреолий.

Жизнь и основные сочинения Вильяма Оккама. Оккам и Иоанн XXII. Учение Оккама о познании. «Бритва Оккама». Учение об универсалиях. Теология Вильяма Оккама. Учение о спасении. Оккамизм и позднейшая философия. Иоанн Буридан. Оккам и Лютер. 

 

Развитие философии в Византии

Проблема наличия философии в Византии: сущность и причины ее возникновения. Богословский характер византийской мысли.

Развитие философии в Византии после Псевдо-Дионисия Ареопагита. Аскетическая литература. Иоанн Лествичник. Исаак Сирин.

Платонизм Максима Исповедника: «воцерковление» оригенизма. Антропология Максима Исповедника. Сотериология Максима Исповедника. Гностический мистицим Максима Исповедника.

Богословская система Иоанна Дамаскина. Иконоборческий спор и Иоанн Дамаскин.

Византийский гуманизм. Михаил Пселл.

Исихазм в Византии. Возникновение и развитие исхазма. Спор о Фаворском свете. «Триады в защиту священнобезмолствующих» Григория Паламы: теоретическое обоснование практики исихазма. Учение Григория Паламы о науке и «внешнем знании». Мистика и теория познания Григория Паламы.

Влияние византийской мысли на русскую культуру. Исихазм и иконопись.

 

ЛИТЕРАТУРА

Источники

1.   Августин А. Исповедь. М., 2000.

2. Аверроэс. Опровержение опровержения, Киев; Санкт-Петербург, 1999.

3. Авиценна. О необходимо-сущем: (Главы из раздела «Метафизика» «Книги знаний») // Аверроэс. Опровержение опровержения. Санкт-Петербург, 1999. С. 511–527.

4. Аль-Газали. Избавляющий от заблуждения // Аверроэс. Опровержение опровержения. Киев; Санкт-Петербург, 1999. С. 528–589.

5. Аль-Фараби. Логические трактаты. Алма-Ата, 1975.

6. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973.

7. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.

8. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.

9. Антология средневековой мысли. Т.2 СПб., 2002.

10. Архим. Киприан (Керн). Антропология Св. Григория Паламы. Париж, 1950.

11. Блаженный Августин. О граде божьем. М., Минск, 2000.

12. Блаженный Августин. Творения. В 4 тт. СПб., 2000.

13. Блаженный Августин. Творения. М., 1997.

14. Восточные отцы и учители церкви IV века. Т.3. М., 1999.

15.Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV вв. М., 1961.

16. Иоанн Скотт Эриугена. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна, М., 1995.

17. Иоанн Скотт Эриугена. Избранные стихотворения // Памятники средневековой латинской литературы IV–IX вв., М.1970.

18. Иоанн Скотт Эриугена. О Божественном предопределении: (Фрагменты) // Знание за пределами науки. М., 1996.

19. Иоанн Скотт Эриугена. Перифюсеон I: (Фрагменты) // Философия природы в античности и в Средние века. Ч. I. М., 1998, С. 218–273.

20. Иоанн Скотт Эриугена. Перифюсеон II: (Фрагменты) // Вопр. философии. 2000. №1.

21. Иоанн Скотт Эриугена. Перифюсеон III: (Фрагменты) // Средние века. № 57, 58.

22. Климент Александрийский. Педагог., М., 1996.

23. Ориген. О молитве. Увещание к мученичеству. СПб., 1897.

24.Ориген. О началах. Самара, 1993.

25. Ориген. Против Цельса. М., 1996.

26.Отцы и учители Церкви III века: Антология. М., 1996. Т. 1–2.

27.Петр Абеляр. История моих бедствий // Аврелий Августин. Исповедь., Петр Абеляр. История моих бедствий, М., Республика, 1992.

28. Петр Абеляр. Теологические трактаты, М., 1995.

29. Прокл. Первоосновы теологии. М., 1993.

30. Псевдо-Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие // Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 5–12.

31. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом Богословии. СПб., 1995.

32. Псевдо-Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. М., 1994.

33. Псевдо-Дионисий Ареопагит. Сочинения. СПб., 2002.

34. Раннехристианские апологеты II-IV веков: переводы и исследования. М., СПб., 2001.

35.Ранние Отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1998.

36. Св. Григорий Палама. Письмо своей Церкви // Иоанн Экономцев. Православие. Византия, Россия. С. 197–230.

37. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих, М., 1995.

38. Св. Ириней Лионский. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания // Творения. СПб, 1900. С. 19–528.

39.Св. Иустин, философ и мученик. Творения., М.,1995.

40.Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999.

41. Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения. М., 1994.

42. Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М., 2000.

43. Фома Аквинский. О сущности и существовании // Историко-философский ежегодник–88. М., 1988.

44. Фома Аквинский. Сумма против язычников. М., 2000.

 

Учебные пособия

1. Гольдциэр Игнатий. Исламская и еврейская философия // Общая история, история философии. М., 1910. Т.1.

2. Карсавин Л. П. Святые Отцы и учители Церкви. М., 1994.

3. Кюнг Г. Великие христианские мыслители. СПб., 2000.

4. Прот. В. Рожков. Очерки по истории римско-католической Церкви. М., 1998.

5. Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979.

6. Флоровский Г. В. Восточные Отцы V–VIII веков. Париж, 1933.

7. Флоровский Г. В. Восточные Отцы IV века. Париж, 1931.

8. Фредерик Чарлз Коплстон. История средневековой философии, М., 1997.

9. Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1973.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.012 с.)