Александрийская богословская (катихизаторская) школа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Александрийская богословская (катихизаторская) школа



Филологические школы в Александрии и Антиохии в античности. Аллегорический метод александрийцев. Александрийский иудаизм. Филон Александрийский: соединение греческой философии и иудаизма. Аллегорический метод Филона: греческая аллегория и палестинский «мидраш».

Понятие мистики. Мистический опыт и мистическая философия. Структура мистического опыта. Ступени мистического восхождения к Богу. Различия языческой и христианской мистики.   

Появление и развитие христианской школы в Александрии. Развитие аллегорического метода в рамках христианской философии: метод четырех (буквальный, моральный, аллегорический и анагогический) смыслов. Соотношение буквального и аллегорического толкований в александрийской традиции.

Климент Александрийский. Трилогия: «Увещание к эллинам», «Педагог», «Строматы». Метод Климента в «Строматах»: нарочитая темнота произведения. Философия и христианство: философия как Завет Божий для греков. Мистика Климента: начало «гностического» мистицизма. Значение изучения наук в мистическом пути к Богу. Эйконология Климента.

Ориген. Основные произведения. Апологетика у Оригена: «Против Цельса». История текста сочинения «О началах»: переводы Иеронима Блаженного и Руфина Аквилского. Философская система Оригена. Главный вопрос апологетики и круговорот миров Оригена. Свобода воли и круговорот миров. Тяготение Оригена к неоплатонизму и пантеизму. «Апокатастасис» у Оригена. Мистика Оригена: нравственно-практическое направление в христианском мистицизме. Роль благодати в сотериологии Оригена. Значение системы Оригена для восточного богословия.    

 Значение и смысл философии александрийской школы в развитии философии и богословия Средних веков.

 

 “Corpus areopagiticum”

Псевдо-Дионисий Ареопагит: вопрос личности. Состояние источников и косвенных данных.

Два метода богословия. Катафатический метод и его основа. Присутствие Бога в мире. Учение о «разделениях» Божества. Имена Божии. Неудовлетворительность катафатики.

Апофатический метод: его сущность и основания. Знание через незнание как путь познания Божества. Фундаментальная антиномичность христианской философии. Развитие апофатики в последующей философии. Рациональное богословие как начальная ступень катарсиса в мистическом пути к Богу у Дионисия Ареопагита.

Гностическая мистика Дионисия. Ступени мистического пути. Понятие «обожения». Познание Бога как онтологическое слияние с Ним.

Учение Дионисия о небесной и земной иерархии. Понятие «чина»: положение в бытии, информация, существо. Значение таинств в связи девяти ангельских и шести земных чинов.

Неясность сотериологии Дионисия: причины этого явления. Учение Дионисия Ареопагита о зле как недостатке добра. Зло и свобода воли.

Неоплатонизм и Дионисий Ареопагит. Отношения между «Corpus Areopagiticum» и «Первоосновами теологии» Прокла.

 

Философия Аврелия Августина

Жизнь и творчество Аврелия Августина: основные периоды. Юность: манихейство, встреча с Фавстом, обращение. Раннее творчество: преодоление манихейства. Донатизм и циркумцеллионы: борьба Августина за единство Церкви. Пелагианство и Августин. Переосмысление Августином своих прежних взглядов: «Retractationes». Главные произведения зрелого Августина.

Основные темы и решения ранних трактатов Августина. «Против Академиков», «О порядке», «Монологи», «О количестве души», «О бессмертии души». Вера и разум в учении Августина. Разум и авторитет. Писание и неоплатонизм – главные авторитеты раннего Августина.

Бог и душа – главные темы философии Августина. Учение Августина о Боге и творении мира. Экземпляризм Августина и идеализм Платона. Учение о creatio simul: материя и форма в философии Августина. Понятие о rationes seminales. Учение Августина о времени.

Память, созерцание, ожидание как место для измерения времени. Силы души. Душа как образ Божий в человеке: Святая Троица и троичность человеческой души. Память, мышление, воля; esse, nolle, velle; Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух – троичная структура реальности в учении Августина.

Учение Августина о памяти. Память, esse и Бог-Отец – возможность корреляции.

Учение Августина о разуме как о «взгляде души». Понятие о «здоровье» разума. Три «богословские» добродетели (вера, надежда и любовь) как необходимые для здоровья разума.

Учение Августина о воле. Ранний Августин (De libero arbitrio): учение о воле как о «средней силе» и «среднем благе». Пелагианство и ранний Августин. Поздний Августин: учение о доброй и злой воле. Грех и свобода воли. Свобода воли и благодать. Спасение как избрание праведных. Отрицание заслуг праведников. Пелагианство (оригенизм) и августинианство как две парадигмы христианской этики. Антиномичность онтологии и антиномичность этики в христианской философии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.005 с.)