Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История зарубежной философии↑ Стр 1 из 25Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История зарубежной философии (название) Программа дисциплины (Стандарт ПД.ОПД)
Екатеринбург 2010 Утверждаю Проректор ____________ (С.А. Рогожин) (подпись) __________ (дата)
Программа дисциплины «История зарубежной философии» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальности философия 030101 (название, шифр), бакалавра, магистра по направлению философия 030100 (название, шифр) по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр _1, 2,3,4,5,6,7,8___ Общая трудоемкость дисциплины ____900______, в том числе: Лекций _____270_________________ Семинаров _____270______________ Лабораторных работ ___________ Контрольные мероприятия: Рефераты _______________ Коллоквиумы ___________ Контрольные работы_____ Другие _______________________
Автор (составитель, разработчик) к.ф.н., доц. И. В. Владимирова, д.ф.н., проф. В. Т. Звиревич, д.ф.н., проф. А. В. Перцев, к.ф.н., доц. Пургин С.П., д.ф.н., доц. М. Б. Хомяков, к.ф.н., доц. Ю.В. Циплакова, д.ф.н., проф. Е .С. Черепанова, – кафедра истории философии, Уральский государственный университет им. А.М. Горького (ФИО, ученая степень, ученое звание, кафедра, вуз)
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией философского факультета Протокол заседания № _______ от______.
(С) Уральский государственный университет (С) к.ф.н., доц. И. В. Владимирова, д.ф.н., проф. В. Т. Звиревич, д.ф.н., проф. А. В. Перцев, к.ф.н., доц. Пургин С.П., д.ф.н., доц. М. Б. Хомяков, к.ф.н., доц. Ю.В. Циплакова, д.ф.н., проф. Е .С. Черепанова, 2010 I. Введение 1. Цель дисциплины Цель курса – представить студентам основные этапы развития зарубежной философии целом
2. Задачи дисциплины
В задачи курса «История зарубежной философии входит изучение: · философской мысли Древнего Китая и Индии; · истории античной философии; · европейской средневековой философии и арабо-мусульманская философии; · философии Нового времени (с эпохи Возрождения до эпохи Просвещения) · немецкой классической философии · истоков современной западной философии.
3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования (какие дисциплины используются в качестве основы для данной и для каких используется данная дисциплина)
4. Требования к уровню освоения содержания курса (приобретаемые компетенции, знания, умения, навыки)
знание философии в ее историческом существовании; истории античной философии; философской мысли Древнего Китая и Индии; европейской средневековой философия; арабо-мусульманская философия; философии нового времени и классической немецкой философии, а также истоков современной западной философии. умение владеть основными навыками научно-исследовательской работы, межличностного общения и работы в коллективе, практического анализа логики различного рода рассуждений, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики. Владение навыками работы с философскими текстами на основе герменевтической методологии, а также на основе сложившейся практики реконструкции философского мировоззрения.
5. Методическая новизна курса (новые методики, формы работы, авторские приемы в преподавании курса) Структура курса подчинена общей исторической логике развития философии, но с очевидным акцентом на региональный особенности проявление общих тенденций. Курс предполагает, что студенты слушают лекции и работают на семинарских занятиях. Формы работы на семинарах могут быть самыми разными, однако основным методических требованием является – глубокое изучение историко-философских текстов освоение навыков интерпретация, понимание исторического и культурного контекста. В ходе освоение курса студенты выполняют контрольные работы по темам, вынесенным впоследствии в программу сдачи ГЭК.
* Содержание курса, распределение часов курса по темам и видам работ, формы итогового контроля, а также учебно-методическое обеспечение курса ввиду объемности материала представлено по следующим разделам: РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
II. Содержание курса 1. Разделы курса, темы, их краткое содержание 2. Темы лабораторных, семинарских занятий и коллоквиумов (если предусмотрены) 3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы 4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ (если предусмотрены) Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)
ПРОГРАММА
Философия Древней Индии Философия в странах Древнего Востока и ее характерные черты. Общество и культура Древней Индии в период формирования государства и социальной структуры. Древнейшее религиозно-мифологическое мировоззрение ариев (Веды). Упанишады – переходная форма от религиозно-мифологического мировоззрения к философии. Основные вопросы, понятия, символы, выражающие учение Упанишад: брахман, атман, карма, сансара, мокша. Эпос и зарождение философии; философские части Махабхараты (Бхагавадгита, Мокшадхарма, Анугита). Философские школы ведийского канона. Трансформация учения Упанишад в философию Веданты. Истоки традиции и ее разветвление: монистическая и дуалистическая Веданта. Учение Шанкары. Дуализм школы санкхья: первоматерия (пракрити) и «Я» (пуруша). Понятие причинности (саткарьявада). Онтология школы вайшешика. Разработка теории познания и логика в школе ньяя. Учение мимансы и йоги. Философия чарваков (локаятиков): сенсуализм и гедонизм. Критика ведийского мировоззрения. Влияние чарваков на естественнонаучную мысль Индии (Арьябхата) и на социально-этические представления («Артхашастра» Каутильи). Возникновение учений джайнизма и буддизма. Мировоззренческо-философский аспект этих учений. Буддийская этика. Учение о дхарме и нирване. Основные онтологические представления: пратитья – самутпада и шуньявада.
Философия стоиков Возникновение школы стоиков. Период Древней Стои (конец IV – середина II в. до н. э.). Структура философии стоиков. Логика. Чувственное познание и критерий истинности ощущений. Происхождение понятий. Искусство диалектики как условие правильного мышления. Физика. Ее идейные истоки. Учение о мире, его субстанции, разумности, всеобщей взаимосвязи частей. Положение о необходимости и целесообразности всего в мире. Фатализм стоиков. Стоическая этика. Регулятивный принцип жизни. Понятие блага и зла. Идеал человека. Ригоризм этики Древней Стои. Перенесение идей стоицизма на римскую почву (Средняя Стоя). Панэтий (II в. до н. э.): секуляризация им стоической натурфилософии и разработка практической этики долга. Посидоний (I в. до н.э.) – создатель мистической иерархии бытия, а в этике – сторонник мнения о постепенном продвижении человека к добродетели. Последователь учений Средней Стои в Риме – Цицерон (106–42 гг. до н. э.). Разработка им этики стоиков в духе гуманизма, римского практицизма и привнесения в нее элементов политического подхода. Создание концепции идеального государства и образа идеального гражданина и правителя. Переработка стоической этики в условиях императорского Рима (Новая Стоя). Сенека (3 г. до н. э. – 65 г. н. э.) его представления о благе и добродетели. Проповедь морального совершенствования, гуманизма и космополитизма. Эпиктет (50–138 гг. н. э.). Бог как основополагающая категория его этики. Религиозная резиньяция. Учение об отношении человека к внешнему миру. Рецепты решения социально-нравственных проблем. Сосредоточенность на духовном мире личности и моральном совершенствовании людей. Марк Аврелий (121–180). Положение о единстве природы, общества и человека. Космополитизм. Углубление во внутренний мир человека. Пессимистическое представление о человеческой жизни. Религиозные моменты в этическом учении Маркса Аврелия.
Античный скептицизм Теоретические и историко-культурные основания античного скептицизма. Пиррон (365 — 275 гг. до н. э.) и Тимон – представители первого этапа в истории скептицизма. Три вопроса Пиррона. От эпохэ к атараксии. Скептицизм в Новой Академии (III–I вв. до н. э): Аркесилай, Карнеад, Клитомах, Филон, Цицерон. Доводы академиков против истинности чувственного и рационального знания. Классификация представлений по степени их вероятности. Использование истории философии для обоснования скептицизма. «Удержание согласия» – итог философствования новоакадемиков. Критика религиозных суеверий. Поздние пирронисты. Тропы Энесидема и Агриппы против чувственного и рационального знания. Секст Эмпирик (II в. до н. э.). Обобщение истории скептицизма в его трудах. Агностицизм – итог гносеологии скептиков.
ЛИТЕРАТУРА Источники 1. Аврелий М. Наедине с собой. М., 2000. 2. Антология кинизма. М., 1984. 3. Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1.Ч. 1. 4. Антология мировой философии: Древний Восток. М.; Минск, 2001. 5. Аристотель. Поэтика. Риторика. Спб., 2000. 6. Аристотель. Сочинения. М., 1975. 7. Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая. М., 1967. 8. Беседы Эпиктета. М., 1997. 9. Гиппократ. Этика и общая медицина. СПб., 2001. 10. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979; (2-е изд. М., 1986) 11.Древнеиндийская философия. М., 1972. 12.Древнекитайская философия. М., 1972.Т. 1–2. 13. Древнеримская философия. От Эпимктета до Марка Аврелия. М.., 1999. 14.Древнеримские мыслители. Киев, 1958. 15. Классическое конфуцианство. В 2 тт. СПб.; М., 2000. 16. Конфуций. Беседы и суждения. СПб., 1999. 17.Конфуций: я верен древности. М., 1995. 18. Литература Вавилонии и Ассирии. М., 1981. 19.Литература Древнего Востока. М., 1984. 20. Лукреций. О природе вещей. М.;Л., 1946–1947. Т. 1–2; 2-е изд. М., 1958, 3-е изд. М., 1984. 21. Лурье С. Я. Демокрит // Тексты. Л., 1970. 22.Материалисты Древней Греции. М., 1955. 23. Платон. Диалоги. СПб., 2000. 24. Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1968–1972. 25. Платон. Сочинения: В 4 т. М., 1990–1994. 26. Плотин. Избранные трактаты: В 2 т. М., 1994. 27. Плотин. Сочинения. СПб., 1995. 28. Порфирий. Введение к «Категориям» // Аристотель. Категории. М., 1939. 29. Порфирий. О пещере нимф // Лосев А.Ф. История античной эстетики: Последние века. М., 1988. Кн. 2. 30. Прокл. Первоосновы теологии // Лосев А.Ф. История античной эстетики: Высокая классика. М., 1974. 31.Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995. 32. Секст Эмпирик. Сочинения: В 2 т. М., 1976. 33. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 2000. 34. Сенека Л.А. Философские трактаты. СПб., 2000. 35. Суд над Сократом: сборник исторических свидетельств: Платон, Ксенофонт, Диоген Лаэрций, Плутарх, Либаний. Спб., 2000. 36. Торчинов Е. А. Даосизм. Дао-дэцзин. СПб., 1999. 37.Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. 38. Фрагменты ранних стоиков. В 2 тт. М., 1999. 39.Хрестоматия по эллинистическо-римской философии. Свердловск, 1987. 40. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966. 41. Цицерон. Избранные сочинения. М., 2000. 42. Цицерон. О пределах добра и зла. Парадоксы стоиков. М., 2000. 43. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974; 2-е изд. М., 1999. 44. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. 45.Чжуан-цзы, Ле-цзы. М., 1995. 46. Ямвлих. Теологумены арифметики // Лосев А.Ф. История античной эстетики: Последние века. М., 1988. Кн. 2.
Учебные пособия 1. Асмус В. Ф. Античная философия М., 1965; 2-е изд. М.,1976; 3-е изд. М.,1998. 2. Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985. 3. Звиревич В. Т. Философия Древнего мира и средних веков. Екатеринбург, М., 2002. 4. Звиревич В.Т. Обожение человека в античности. Ек., 2001. 5. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1996. 6. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991; 2-е изд. М., 1999. 7. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981, 1999. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИИ *
Тема 1. Мировоззренческие вопросы в «Каушитаки упанишаде» 1. Историко-культурные условия возникновения и формирования текстов упанишад. 2. Антропологическая и гносеологическая проблематика в «Каушитаки Упанишаде». 3. «Каушитаки унанишада» о брахмане и пуруше. 4. Связь мировоззрения Упанишад с древнеиндийской философской традицией. Литература 1. Упанишады. М, 1967, С.47–67; М., 1992. Кн. 2. С. 47–67. К вопросу 2: ч. 1, 2; ч. 2, 5,14; ч. 4.11L 2–8; К вопросу 3: ч. 1, 5–6; ч. 2, 1–2, 12–13; ч. 4. 2–18, 20; 2. Радхакришнан С. Индийская философия М., 1956. Т. 1. С. 217–223 (для вопроса 1 и 4). 3. Сыркин А. Я. Некоторые проблемы изучения упанишад. М., 1971. С. 97–114 (для вопpoca 1), С. 187–201 (для вопроса 4). 4. Чанышев А. Н. Курс лекций подревней философии. М., 1981. С. 62–69.
Литература Антология мировой философии, М., 1969. Т. 1, ч. 1. С. 94–107. Семенцов B. C. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике. М., 1985. С. 144–222; К вопросу 1: гл.3, блоки 1–6; гл.4, 5–6. 13-20; гл.7, 4–11; гл. 9, 3–10, 15–19; гл.10, 1–6, 8, 11–13, 15–16, 19–22, 32, 34, 36–42; К вопросу 2: гл. 8, 1–5, 8–13, 15–26; К вопросу 3: гл. 5. 1–3, 6–9, 11–13, 16, 19, 21–24, 26–28; гл. 6, 1–4, 8–14, 16–23; К вопросу 4: гл. 5, 4–5; гл. 13, 19–23, 29; гл. 14, 5, 17; гл. 17, 1–13, 20-22; гл. 18, 13–16, 18–32, 40–44. Семенцов B. C. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике. М. 1985. С.5–15 (для вопроса 1). Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 69–73 (для вопроса 1), 87–92 (для вопроса 4).
Литература Антология мировой философии. М., 1969. T.1. ч.1. 129–133. Дхаммапада. М., I960. Самара, 1998. С. 9–29. К вопросу 2: (указываются сутры): 40–41, 46, 69, 79–82, 84, 87, 88, 93–95, 104, 121, 141, 142, 145, 147, 148, 150–152, 159,160, 181, 183–185, 187, 197, 199, 200, 202, 209, 222, 231–234, 258, 267, 269, 282, 321, 322, 361, 362, 378, 385, 386, 391, 400, 402. К вопросу 3: 5, 21, 23, 27, 32, 36, 38, 47, 48, 60, 75, 85, 86–89, 126–129, 132, 134, 135, 137-140, 153, 170, 171, 174, 176, 177, 188–204, 212–216, 273, 287–289, 306, 325, 334–336, 341–343, 348, 351, 369, 372, 411, 413, 414, 417, 418. Топоров В. Н. Дхаммапада и буддийская литература // Дхаммапада. М., I960. С. 5–8, 18–19, 23–26, 31–33, 41–47 (для вопроса 1). Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 76–81.
Литература Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке. М., 1989. С. 155–181. К вопросу 2: Верх. Разд., чжан 1 (с. 155, 156 до слов «Если есть перемены»); 4 (с. 158 до слов «Уподобляюсь Небу»); 5 (со слов «То инь, то ян» до слов «Знающий, видя это»; со слов «Рождение и размножение»); 9 (с. 163 до слов «Из него используем», с. 164); 11 (с. 167–168 со слов «Закрытая дверь» до слов «Среди почтенного»); 12 (с. 169 со слов «Цань (Небо) и Кунь (Земля) – это» до слов «Поэтому образы»). Нижн. разд., чжан 4 (с. 173); 5 (с. 173 со слов «Мудрец сказал», с. 174 до слов, «С истинным смыслом», с. 176 со слов «В Переменах сказано» до слов «В переменах сказано»); 6 (с.177); 10 (с.180). К вопросу 3: Верх. разд., чжан 1 (с. 156 со слов «Если есть Перемены»); 2 (с. 156); 4 (с. 158 со слов «Уподобляются Небу»); 11 (с. 168 со слов «Среди почтенного» до слов «Перемены имеют»); 12 (с. 169 со слов «Мудрец сказал: «Записи не» до слов «Цянь (Небо) и Кунь (Земля)»). Нижн. разд., чжан 2 (с. 171–172); 5 (с. 174 со слов «С истинным смыслом» до слов «В Переменах сказано»); 7 (с. 178). К вопросу 4: Верх. разд., чжан 2 (с. 157); 5 (со слов «Сто родов» до слов «Ежедневное обновление»); 8 (с. 160 до слов «(Черты и афоризмы)», С. 161 со слов «Мудрец сказал» до слов «Если два человека», с. 162 со слов «Мудрец сказал» до слов «Мудрец сказал»); 10; 11 (с. 167 со слов «Смысл (долг) шести» до слов «И духом просветляли»). Нижн. разд., чжан 5 (с. 174 со слов «Цзюньцзы хранит», с. 175, с. 176 со слов «Мудрец сказал» до слов «В Переменах сказано», с. 177). История китайской философии. М., 1989. С. 134–142. Федоренко Н.Т. Древние памятники китайской литературы. М., 1978. С. 237–241, 254, 255 (для вопроса 1). Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. М., 2001. Тема 6. Чжуан-цзы и даосизм Воззрения Чжуан-цзы на мир: дао, небо, земля и вещи; бытие и небытие; естественное течение, непрестанные изменения и превращения; универсальные связи, единство всего и достижение совершенства, Чжуан-цэы об относительном и абсолютном, иллюзорном и действительном в мире. Представление о человеке. Тело и его жизненные силы. Духовное начало. Смерть и жизнь. Пути обретения дао и достижение соответствия с вещами. Образ совершенномудрого и благородного мужа. Истинные моральные и социальные ценности. Задачи воспитания народа. носеологические взгляды. Пути познания дао. Непосредственное знание. Поиски единства и истины. Чжуан-цзы о сложности и трудности познания. Отличительные черты даосизма Чжуан-цзы. Литература Древнекитайская философия. М, 1972. Т. 1. С. 249–294. К вonpocу 1: Гл. 2 (c. 254. абз. 2; с.255 до абз. 1, со слов «[Любой] вещи изначально» до слов «Изнурять свой ум»; с. 256, абз. 2; с. 257 с слов «Существует начало и то» до слов «В Поднебесной», абз.1; с.258до абз. 1); гл. 6 (с. 263, абз. 1); гл. 17 (c.270, абз. 2, 3; с.271, абз. 2, 3 до слов «Если смотреть на это исходя из заслуг»; с. 272 со слов «Отсюда видно, что обычаи» до абз. 4; с.273, абз. 2); гл. 18 (с. 276); гл. 22 (с.278, абз, 5;с. 279. до абз.1; с. 280 с абз. 5; с.281 до абз. 2; с. 282 с абз. 3; 283). К вопросу 2: гл.2 (с. 259, абз. 2, 3 со слов «[Совершенномудрый] стоит рядом»;с.260 до слов «Ли Цзы была дочерью»); гл. 10 (с. 267, абз. 3; с.268); гл. 17 (с. 272, абз. 5; с. 273, абз. 1, 3, 4; c. 274 до абз. 3); гл. 22 (c. 278, абз. 1; c. 279,абз. 1 до слов «Пи И очень обрадовался»; с. 280 до абз. 5; с. 281 с абз. 2; с. 282 до абз. 1). К вопросу 3: гл. 2 (с.254, абз. 1; с.258, абз. 2; с. 259 до абз 1; с. 260, абз. 1; с.261 до абз. 1); гл. 22 (с. 277, абз. 1, 4–6; с. 278 до абз. 1). Быков Ф. С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966 С. 185–192. История китайской философии. М., 1989. С. 100–110. Торчинов Е.А. Даосизм, «Дао-Дэцзин». CПб., 1999. Литература Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. ч. 1, С. 176–257. К вопросу 1: с.198, 25(а); с. 199, 27(а); с.201, 28а; с. 202, 28 b2-5 (b3), 29(a); c. 203; 31а; с. 204, c. 206, 34(a), 35(a); c. 208, 36cl, 39(al); c. 214, 42(a), 42c(o), 43, 44; c. 215, 46(а), 47(а); с. 217, 51(а); с. 220, 52 (а1); с. 222, 54(а); с. 223, 55(а), 56ab (а), (а1); с. 224, 57 (*Папирус); с.225, 58(а); с.226, 60 (о); с.228, 64; с.254, 118 bis (a). К вопросу 2: с.189, 1(а); с. 197, 23(а); с. 199, 26 (а); с. 201. 28 (с1); с. 220, 53(а). К вопросу 3: с.193, 12(а), 14(а); с. 217, 50 (a1): с. 235, 75(а): с. 236, 77(а): с. 237, 79(а), 80(а); с. 238, 81(а); с. 239, 82 (Ипполит), 83 (а), 84, 85(а); с. 240, 86(а), 87. К вопросу 4: с. 190, (g), 2(а); с. 191,3 (а), 4, 7 (а);с, 193, 10 (а), 13 (а); с. 195, 16 (а); с. 196, 17 (а), 18 (о); с. 197, 19–22 (а); с. 198, 23 (d1) (Стобей), 23 (е), 23 (f), 24; c.203, 30 (а); с. 206, 36 (а1); с, 208, 37(а), 37(а2) (Климент), 38; с. 209, 40(а); с. 214, 45а; с. 216, 48; с. 217. 49а; с.229. 66(а): с. 231, 67(а), 68(о); с. 233, 69(а). 70(о); с. 234, 71, 72(а); с. 235, 73, 74(а); с. 236, 76(а); с. 241, 89(а); 90, 91(а); с. 242, 92(а), (d), 93(а): с. 243, 94(а); с. 244, 95(а), 96(а), (b1), 97(а); с. 245, 98 (о); с. 246, 99, 100, 101; с. 247, 102, 103, 104, 1 05(a), (b); с. 249, 109 (a1); c.250, 110(b), 112. Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н. Ионийская философия. М., 1966. С. 83–132. Кессиди Ф. Х. Гераклит. М., 1982.
Литература Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 298–314. К вопросу 1: с. 300 (Плутарх. Перикл...); с. 301, 12; с. 302 (Элиас); с. 306, 23; с.313, 29. К вопросу 2: с.302,* 20а; с. 303, *20b *20с; с. 304 (Филопон); с. 306, 24; с. 313, 1; с. 314, 2, 3. К вопросу 3: с. 307, 25 (Аристотель, * Симпликий, Коммент. к «Физике»); с. 308 (*Филопон. Там же, 81; * Аристотель, * Симпликий); с. 309, 26, 27 (Аристотель); с. 310 (* Симпликий, * Там же, 1011), 28 (Аристотель); с. 311 (* Симпликий); с, 312. Чанышев А. Н. Италийская философия. М., 1975. С. 179–198. Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского. Л., 1988. И в Гиппократовской школе 1. Антропология Анаксагора. 2. Философские проблемы человека в трактатах «Гиппократовского свода». 3. Сравнение научного (медицинского), философского и религиозного подходов к человеку по трактатам гиппократиков. Литература 1. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 505–535, 552–570. К вопросу 1: с.506 (9, слова «Животные рождаются... слева»), (13, слова «Оба известия...книге «О старости»); с. 508, 7 (* Цицерон); с. 512, 29, 30; с. 513, 33, 34, 34а; с. 515 (41. Симпликий. Коммент. к «Физике», слова «Но только Анаксагор... возникновения – Ум»), *Там же, 162, 31; с. 516 42. (Ипполит (12 со слов «Животные первоначально»), 43 (Аристотель. О небе), 44 (834–838); с. 517, 45 (Симпликий, слова «когда принимают одну и ту же пищу... из хлеба – плоть – кость и т.д.»), 46; с. 518 (Мнения философов); с. 521–522, 62; с. 522, 66 (Схолии к Элию), 67; с. 528, 93; с. 529, 100 (Там же, 404bl), 104; с. 530, 107. 113; с. 533. 10; с. 535, 21b, * 27. К вопросу 2: с. 552, «О седмицах», 1 (§1), 510; с. 555, «О диете», III (1); IV(1), (2); VI; VII (1); IX (1), (2); X(1), (3); XI–XXIV; XXVII–XXIX; XXXV; с. 561, «О пище», (2), (12), (21), (55). К вопросу 3: с. 554 («О седмицах»), 12; с. 562, («О природе человека»), I, II, III (со слов «необходимо, чтобы человек был»), IV; с. 564, («О древней медицине»), I, XV, XX; с. 566, («О священной болезни»), (I) – (VI), (XX). 2. Вопросы философии. 1978. № 7. С. 69–81. 3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т. 1. С. 83–91. 4. Рожанский И. Д. Античная наука. М., 1980. С. 70–76. 5. Рожанский И. Д. Анаксагор. М., 1983.С. 107–123, 130–135. 6. Философские науки. 1982. № 2. С.122–129.
Литература 1. Материалисты древней Греции. М., 1955. С. 53–78. К вопросу 1: фрагм. 10, 11, 25, 26, 52-54а, 56, 57, 64, 65, 71 (68, 69, 71), 176. К вопросу 2: 31–34, 37, 129, 493. К вопросу 3: 51–55, 58, 68, 71 (69), 85 (63, 64, 68), 94, 101, 104, 108, 180, 181, 188. К вопросу 4: 69, 270, 274, 275 (Стобей), 278, 285, 288, 290, 291, 304, 305, 309, 313, 314, 328, 332, 334, 336, 337, 346, 368, 378, 429, 433, 436, 440–443, 446–448, 451. 2. Виц Б. Б. Демокрит. М., 1979. 3. Горан В. П. Необходимость и случайность в философии Демокрита. Новосибирск, 1984.
Литература 1. Платон. Сочинения. М., 1968. T. 1. С. 187–365, 534–535, 554–556. 2. Платон. Собр. соч. М., 1990. T. 1. С. 418–574, 782–783, 797–799. К вопросу1: Протагор, 316d-e, 317а-с, 318е. К вопросу 2: Горгий, 449а–450с, 455d–457c. К вопросу 3: Протагор, 320d–328е. К вопросу 4: Горгий, 482с–486d. 3. Бергер А. К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966. С. 180–218. 4. Джохадзе Д. В. Философия античного диалога. М., 1997. С. 36–58. 5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Кн. IX, 8. Протагор, 50–56. 6. Йегер В. Пайдейа. М., 1997. 7. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии М., 1981. С. 203–213.
Литература
1. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. С. 5–152. 2. Платон. Сократические сочинения. СПб., 1993. К вопросу 1: кн. 1, гл. 1, 4; кн. 4, гл. 3, 8. К вопросу 2: кн.1, гл. 5; кн. 2, гл. 1; кн.3, гл. 8, 9; кн. 4, гл. 4–6. 2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979, 1986. Кн. II, 5. Сократ, 18–47. 3. КессидиФ. Х. Сократ. М., 1976. 4. Джохадзе Д. В. Философия античного диалога. М., 1997. С. 82–84 (для 3 вопроса). 5. Античная культура и современная наука. М., 1985. С. 21–26 (для вопроса 3). 6. Йегер В. Пайдейа.М., 1997.
Литература Антология кинизма. М., 1984; С. 97–170. К вопросу 1: с. 97, Антисфен, фрагм. 24, 39, 42, 44, 45, 47–50, 116; С. 122, Дополнения, фрагм. 39 А, 40С, 44В, 47С, 50В, 58, 160; с. 133, Диоген, фрагм. 49, 60, 80, 116, 117, 157, 158, 182, 299, 300. К вопросу 2: с. 97, Антисфен, фрагм. 1–3, 12, 32, 33, 35, 51, 81, 82, 85, 86, 88, 105, 108, 110,112, 121, 124, 125; С.122, Дополнения, фрагм. 21В, 27, 90, 96, 109В, 111А, 134В, 172; С. 133, Диоген, фрагм. 2, 6, 8, 11, 3, 14, 16, 18, 26, 27, 32, 33, 47, 53, 54, 59, 61, 62, 64-66, 70, 71, 75, 85, 86, 93, 108, 113, 123, 124, 129, 134–136, 141, 143, 157-159 162, 168, 170, 183, 202, 231, 238, 242, 245, 256, 259, 262, 263, 267, 276, 277, 290, 291, 294. К вопросу 3: С. 97, Антисфен, фрагм. 11, 22, 90, 91, 98; С. 122. Дополнения, фрагм. 102, 105, 131; С.133, Диоген, фрагм. 63, 67, 79, 128, 165, 222, 248, 258, 280, 287, 288, 296–298. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии М., 1981. С. 229–236. Нахов И. М. Философия киников. М., 1982. Антология кинизма. М., 1984. С. 5–24.
Литература Платон. Сочинения. М., 1970. Т. 2. С. 11–94, 481–505. Платон. Собр. соч. М., 1993. Т. 2. С. 7–80, 415–428. К вопросу 1: 57а, 64а–70b. К вопросу 2: 70с–72е, 77c,d, 79d–80b, 100b – 106e. К вопросу 3: 80d–84b, 107с–108с, 113d–144e. К вопросу 4: 72е–77b. Асмус В. Ф. Платон. М, 1969. С. 61–88. ВасильеваТ. В. Путь к Платону. М., 1999.
Е занятие 1. Зачин диалога: его тема. Диалектические приемы ее обсуждения. Постановка вопроса о небытии. 2. Исследование небытия и подходы к определению бытия. 3. Соотношение бытия, движения и покоя. Литература Платон. Сочинения. М, 1970. Т. 2. С. 319–399, 567–585. Платон. Собр. соч. М., 1993. Т. 2. С. 275–345, 482–489. К вопросу 1: 216–217b, 218b–221с, 230а–237а. К вопросу 2: 237с–240с, 241d, 242c–245e. К вопросу 3: 245e–250d. Асмус В. Ф. Платон. М., 1969. С. 115–125. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. С. 43–84.
Е занятие 1. Введение понятий «тождественное» и «иное».Определение небытия. 2. Определение диалектики. Ее отличие от софистики. 3. Толкование диалектики «Софиста» в историко-философской литературе.
Литература 1. Платон. Сочинения. М., 1970. Т. 2. С. 319–399, 567–585. 2. Платон. Собр. соч. М., 1993. Т. 2. С.275–345, 482–489. К вопросу 1: 250е, 252е, 253b, 254c–257b, 258a–d, 259a,b. К вопросу 2: 253c–254b, 259d–260a. 3. Асмус В. Ф. Платон. М., 1969. С. 115–125. 4. История античной диалектики. М., 1972. С. 178–200 (для вопроса 3). Е занятие 1. Исходныеположения: понятие «существующее» и понятие «категория». 2. Категория «сущность». Общий порядок рассмотрения категорий на ее примере. 3. Категория «количество».
Литература
1. Аристотель. Категории. М., 1939. С. 3–50. 2. Аристотель. Сочинения. М., 1978. Т. 2. С. 53–90. К вопросу 1: гл. 2, 4. К вопросу 2: гл. 5. К вопросу 3: гл. 6. 3. Аристотель. Категории. М., 1939. C. V–XXXV. 4. Аристотель. Сочинения. М., 1975. T. 1.С. 41–49. 5. Авраамова М. Л. Учение Аристотеля о сущности. М., 1970. 6. Луканин Р. К. Органон Аристотеля. М., 1984. С. 24–51. Е занятие 1. Категория «качество». 2. Типы отношений между противоположностями. 3. Виды движения.
Литература 1. Аристотель. Категории. М., 1939. С. 3–50. 2. Аристотель. Сочинения. М., 1978. Т. 2. 53–90. К вопросу 1: гл. 8. К вопросу 2: гл. 10, 11. К вопросу 3: гл. 14. 3. Визгин В. П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982. С. 158–182, 261–325 (для вопроса 1).
Е занятие 1. Категориальные определения души и их смысл. Содержание понятия «душа». Соотношение души и тела. 2. Способности и виды души в живых существах. 3. Общая характеристика ощущения в целом.
Литература
1. Аристотель. Сочинения. М., 1975. Т. 1. С. 371–448. К вопросу 1: кн.1, гл. 1 (402а–10, 403 а 5403 b, 403 b, l5–20), 2 (403b 25–30), 3 (407 b, l5–25), 4 (408a30–408b30), 5 (41la25–41lb 20); кн. 2, гл. 1, 2 (414 а5–25), 4 (415 b5–20). К вопросу 2: кн. 1, гл.5 (411Ь20–30); кн.2, гл.2 (413а10–14а5), 3, 4; кн. З, гл.9 (432а15–b25), 10(433b–30), 11, 12 (434 a20–435a), 13. К вопросу 3: кн. 2, гл.5, 12; кн. 3, гл.2 (425b 20–426 а30, 426 bl0–427, а15. 2. Аристотель. Сочинения. М., 1975. T. I. С. 50–62. 3. Вопросы философии. 1966. № 5. С. 107–117. Е занятие 1. Отдельные виды ощущений. Их специфические и общие объекты. 2. Воображение (представление). 3. Мышление в его отличии и связи с ощущениями. Ум претерпевающий и действующий, созерцающий и движущий.
Литература
1. Аристотель. Сочинения. М., 1975. Т. 1. С. 371–448. К вопросу 1: кн.3, гл. 1, 2 (425b 10–20); кн. 2, гл. 6–8 (420a–20, 25–420b), 9 (421a5–10, 421b 10–20), 10(422a5–20,422b 10-15), 11 (422 bl5-423 а5, I5–20, 423b5–424а15). К вопросу 2: кн. 3, гл. 3 (427b 15–429 а10). К вопросу 3: кн. 3, гл. 3 (427 а15–427bl5), 7 (431 а15–20, 431b–20), 8, 9 (432b 25–433 а10), 10 (433 а10–30). Литература 1. Лукреций. О природе вещей. М., 1958. С. 25–248. К вопросу 1: кн. 1, 5–130, 140–260; кн. V, 80–220, 300–320, 510–530, 610–760; кн. VI, 50–140, 380–390, 700–770. К вопросу 2: кн. I, 270–400, 420–630, 950–1070. К вопросу 3: кн. II, 60–160, 180–290, 310–330, 340–500, 520–530, 560–570, 580–590, 670–720. 2. Лукреций. О природе вещей. М., 1958. С. 5–22; М.;Л., 1947. Т. 2. С. 9–38, 87–120. Е занятие 1. Учение о душе. Цель учения. Природа духа и души. Вещественный состав духа. Связь души и тела. Рождение и смерть духа и души. Критика представлений о вечности души. Избавление от страха смерти. 2. Гносеологические вопросы. Концепция «призраков». Доводы в пользу безошибочности зрения. Прочие ощущения. Движения духа (видение ума). 3. Антропологическая и историко-социологическая концепция. Тело, его функции и движение. Сон. Болезнь. От образования мира к появлению человека и цивилизации. Литература 1. Лукреций. О природе вещей. М., 1958. С. 25–248. К вопросу 1: кн. III, 30–40, 90–100, 110–610, 620–810, 830–1090. К вопросу 2: кн. IV, 30–270, 350–360, 380–520; кн. V, 560–580; кн. IV, 520–809. К вопросу 3: IV, 822–1030; кн. VI, 1090–1140; кн. V, 60–80, 220–230, 330–340, 410–500, 780–1450. 2. Лукреций. О природе вещей. М.;Л. 1947. Т. 2. С. 39–86, 236–274. 3. Человек и социальный прогресс. Ижевск, 1982. С. 172–174. Литература 1. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.. 1974. С. 58–156. К вопросу 1: кн. I, 4–10; кн. Ш, 7–18. К вопросу 2: кн. I, 15–18, 20, 22, 23, 31, 32, 34–36, 38, 39, 41–52, 57, 58, 61–63, 79, 81, 82, 92–96, 99, 100, 103, 105, 106, 110, 111, 117, 122–127, 129–131, 134, 135, 144, 145, 150–153, 155, 158, 160. К вопросу 3: кн. II, 11–15, 17, 21, 30–34, 46, 52–55, 60–63, 65, 69–75, 84–89. К вопросу 4: кн. II, 9–10; кн. III, 19–23, 27–31, 34–36, 40–42, 46, 47, 50–57, 61, 65, 68, 75–76, 82, 83, 89–93, 95, 96, 101, 116–120. 2. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974. С. 159–174. 3. Утченко С. Л. Цицерон. М., 1972. С. 323–334, 279–289. 4. Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977. С. 86–98, 182–201. Литература 1. Плотин. Избранные трактаты. М., 1994. Т. 1. 9–26. 2. Плотин. Сочинения. СПб., 1995. 3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях к изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 462–476 (для вопроса 1). 4. Блонский П. П. Философия Плотина. М., 1918. 5. Адо П. Плотин, или простота взгляда. М., 1991. С. 17–31 (для вопроса 4), 32–69. 6. Вестник древней истории. 1986. № 4. С. 118–125. Темы рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ *
1. Философские идеи в литературе Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Палестина, Иран). 2. Историко-философская компаративистика: Будда и Сократ; буддизм и стоицизм. 3. Изучение философии Древней Индии и Китая в России. 4. Древнекитайские историки философии. 5. Историография древней философии в Индии. 6. Изучение античной философии в России. 7. Историко-философская культура России XVIII – XIX вв. в переводах античных философов. 8. Античная философия в творчестве современных западных философов и историков философии. 9. Апология античного скептицизма и эклектизма. 10.Античная историография философии. 11.Внешний облик и быт античного философа. 12.Кинизм и стоицизм. 13.Трудовая этика в античности. 14.Учения о человеке в античной философии. 15.«Антропологический поворот» в истории древнегреческой философии. 16.Этико-антропологическое направление в античной философии. 17.Смыслы античного антропоцентризма. 18.Философские проблемы человека в медико-биологических знаниях античности. 19.Изучение античной философской антропологии в России. 20.Гуманистические идеи в античной философии. 21.«Жень» Конфуция, jilanJrwpia Аристотеля и humanitas Цицерона. 22.Тема печали и утешения человека в античной философии. 23.Память как категория античной этики. 24.Историография античного гуманизма. 25.Философские аспекты античной риторики. 26.Две «Топики»: Аристотель и Цицерон. 27.Римский эпос и дидактическая поэзия как философия. 28.Этико-антропологические проблемы в античной литературе. 29.Стоицизм Персия и Ювенала. 30.Традиция и авторитет в античной философии. 31.Феномен философской школы в античной философии. 32.Критики и ниспровергатели философии в античности. 33.Языковые основы основных понятий античной философии (или: Греческий язык и греческая философская терминология). 34.Поэт и философ в античном мире. 35.«Иррациональное» у Платона. 36.Философское мифотворчество Платона. 37.Философия Платона как богословие. 38.Неоплатоническая интериоризация Платоновской теологии. 39.Вопрос о бытии в философии Парменида, Платона, Аристотеля. 40.Учение о созерцании в античной философии (досократики, Платон и Аристотель, неоплатоники). 41.Вопрос об Уме у Платона и неоплатоников.
Вопросы к экзамену
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.55 (0.018 с.) |