Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные роли, социальный контроль
И ИСКАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ *
Примечание редактора. Предположим, что мы видим, как на-чальник властно отдает приказы подчиненным и во всеуслыша-ние отчитывает кого-то из них за совершенную ошибку. Какие личностные качества мы, скорее всего, припишем этому чело-веку? По-видимому, мы решим, что начальник — человек власт-ный, жесткий, холодный и невосприимчивый к чувствам других людей. Таким образом, мы были бы очень удивлены, если бы обнаружили, что тот же человек сердечен и нежен по отноше-нию к членам своей семьи и друзьям, добровольно участвует в благотворительной деятельности и тому подобное. В описанной ситуации мы не сознавали, что поведение на работе является частью социальной роли начальника и вовсе не обязательно от-ражает внутренние черты личности. Человек может даже ощу-щать неловкость, публично распекая кого-либо, но будет делать это, потому что именно такого поведения ожидают от началь-ника. Несмотря на то что социальные роли могут оказывать ог-ромное влияние на поведение людей, их власть не всегда при-знается внешними наблюдателями. В экспериментах, о которых сообщается в этой статье, Ли Д. Росс, Тереза М. Эймэбайл и Джулия Л. Стейнмец демонстрируют, как такое невнимание к влиянию социальных ролей может искажать суждения.
Межличностные взаимодействия дают важную информацию, необходимую для самооценки и социальных суждений. Однако часто наше поведение при таких взаимодействиях формируется
* Росс Л.Д., Эймэбайл Т., Стейнмец Дж.Л. Социальные роли, социальныйконтроль и искажения в процессах социального восприятия // Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. СПб., 2000. С. 197—119.
207 РАЗДЕЛ 5
социальными ролями, которые мы должны играть, и огра-ничивается их рамками. Как правило, роли по-разному влияют на стиль, содержание и длительность взаимодействия; такой социальный контроль, в свою очередь, обычно способствует проявлению знаний, умений, проницательности, ума и сен-ситивности, в то же время позволяя скрывать недостатки. По-этому точные социальные оценки основаны на способности воспринимающего человека вносить адекватные поправки на преимущества и недостатки, связанные с социальной ролью другого лица при его самопрезентации.
В данной статье сообщается об исследованиях, результаты которых позволяют сделать следующий вывод: формируя суж-дения о людях, играющих определенные роли, воспринимаю-щие их другие люди систематически не делают адекватных поправок на то, что социальные роли оказывают влияние на по-ведение. В конкретном демонстрационном эксперименте, о ко-тором говорится в данной статье, исследовали частные роли «спрашивающего» и «отвечающего» и искаженное восприятие общей эрудиции при случайном распределении и выполнении этих ролей. Испытуемые участвовали в викторине, вопросы ко-торой проверяли их общую эрудицию, причем одному человеку приписывалась роль задающего вопросы («ведущего»), а друго-му человеку — роль отвечающего, или «конкурсанта». «Ведущий» сначала составлял набор трудных вопросов для проверки общей эрудиции, а затем задавал их «конкурсанту»; после этого обоих участников (а затем, при последующем воспроизведении викто-рины, и двух наблюдателей) просили оценить общую эрудицию спрашивавшего и отвечавшего.
Следует подчеркнуть, что экспериментаторы никак не скры-вали и не маскировали тот факт, что при демонстрации своей общей эрудиции участники викторины в зависимости от роли попадают либо в выгодное, либо в невыгодное положение. По-зволялось и даже приветствовалось, чтобы «ведущие» демонст-рировали широту своей общей эрудиции, задавая сложные во-просы, касавшиеся малоизвестных фактов, а их роль служила
208 ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
естественной гарантией того, что сами они знали ответы на воп-росы викторины. Роль конкурсанта, наоборот, не допускала вы-борочной демонстрации собственных знаний и делала фактичес-ки неизбежной демонстрацию неосведомленности. Из-за слу-чайного распределения и исполнения ролей участникам в некотором смысле приходилось иметь дело с нерепрезентатив-ными и чрезвычайно тенденциозными выборками из совокуп-ности познаний ведущего и конкурсанта.
Исходная гипотеза эксперимента заключалась в том, что как сами участники, так и наблюдатели, воспринимая викторину, сформируют относительно положительное впечатление об об-щей эрудиции ведущих и относительно отрицательное впечат-ление о познаниях конкурсантов. Подчеркнем еще раз: такой прогноз следует из предположения, что реципиенты виктори-ны будут систематически недооценивать тот факт, что имею-щаяся у участника возможность в выгодном для себя свете продемонстрировать свою общую эрудицию зависит от того, какую роль он играет — роль ведущего или роль конкурсанта — и/или они будут вносить неадекватные поправки на эту зави-симость.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.006 с.) |