Предприимчивость и чувство вины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприимчивость и чувство вины



 

Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических на-выков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать,

 

и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумы-вать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей


 

200


ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

и подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, в способности фантазировать. Социальный параметр этой ста-дии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом.

 

От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ре-бенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в вы-боре моторной деятельности, которые по своему желанию бе-гают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. За-крепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребен-ка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фан-тазировать и затевать игры. Но если родители показывают ре-бенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в даль-нейшие стадии жизни.

 

Умелость и неполноценность

 

Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их ла-тентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность

 

к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоя-нии. В этот период у ребенка развивается способность к дедук-ции, к организованным играм и регламентированным заняти-ям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эрик-сон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии харак-теризуется умелостью, с одной стороны, и чувством неполноцен-ности, с другой.

 

В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особеннос-ти отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех по-


 

201


РАЗДЕЛ 5

 

дробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка выра-батывается умелость И способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

 

В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не огра-ничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрас-тных кризисах начинают играть и другие общественные инсти-туты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывающего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешен-ность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью,

 

в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними со-ревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности. Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за веч-ных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря со-ветам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.

 

Кризис подросткового возраста Идентификация личности и путаница ролей

 

При переходе в следующую, 5-ю стадию (12—18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с про-буждением «любви и ревности» к родителям. Успешное реше-ние этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения


 

202


ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появля-ются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыс-лям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подрост-ки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, об-щества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко не совершенные и реально существующие семьи, религии и обще-ства. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоничное целое. Короче говоря, подросток — это не-терпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на прак-тике не труднее, чем вообразить его в теории.

 

 

Эриксон считает, что, возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полю-сом идентификации Я и отрицательным полюсом путаницы ро-лей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, га-зетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в бу-дущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей психосоциальной идентификации, то у него появится ощуще-ние того, кто он есть, где находится и куда идет.

 

В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов разви-тия, влияние их теперь оказывается гораздо более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индиви-дуальности, значительно увеличиваются. Обратное справедли-во для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, ис-полненного чувства вины и сознания своей неполноценности.


 

 

203


РАЗДЕЛ 5

 

Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной иденти-фикации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.

 

Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое Я, он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность

 

в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступни-ков. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущен-ность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соот-носят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к негатив-ной идентификации, то есть отождествляет свое Я с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья. Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», «ма-лолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего Я.

 

 

Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретет яс-ного представления о своей личности, еще не обречен оставать-ся неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое Я еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложив-шемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует человека от возникновения новых проблей на других этапах жиз-ни или появления новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.

 

Конфликты среднего возраста

 

Близость и одиночество. Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до нача-


 

204


ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

ла среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней клас-сический психоанализ не говорит ничего нового или, во всяком случае, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершив-шееся на предыдущем этапе опознание Я и включение человека

 

в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным по-люсом близости и отрицательным — одиночества.

 

Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без бояз-ни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно че-ловек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае иденти-фикации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сек-суальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиноче-ство — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.016 с.)