Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эксперимент 1: восприятие конкурсантов
И ВЕДУЩИХ В первом эксперименте испытуемые исполняли случайным образом распределенные роли участников устной викторины, проверяющей их общую эрудицию, — роли ведущих и конкур-сантов. В экспериментальной группе ведущие задавали вопросы, которые они составили сами; в контрольной группе они задавали вопросы, сформулированные предыдущим ведущим. По оконча-нии тура викторины все испытуемые оценивали свою общую эру-дицию и эрудицию своих партнеров. Затем они в письменной форме отвечали на вопросы второй викторины, составленной экс-периментатором и также предназначенной для проверки общей эрудиции, после чего выставляли оценки снова.
209 РАЗДЕЛ 5
МЕТОДИКА
Испытуемые и распределение ролей
В эксперименте приняли участие студенты Стэнфордского университета, посещавшие вводный курс психологии: 18 пар испытуемых-женщин и 18 пар испытуемых-мужчин. Когда испытуемые приходили в лабораторию, их встречал экспери-ментатор одного с ними пола, который объяснял, что данное ис-следование касается процессов, посредством которых «люди формируют впечатление об общей эрудиции». Затем экспери-ментатор знакомил испытуемых с порядком проведения викто-рины и объяснял, что один из испытуемых будет исполнять «роль конкурсанта», а другой — «роль ведущего». Участники понима-ли, что роли распределяются случайным и произвольным обра-зом, так как каждый из них должен был вытянуть для себя кар-точку («ведущий» или «конкурсант»), которые были перетасо-ваны и в перевернутом виде лежали на столе.
Роли ведущего и конкурсанта
Ведущий и конкурсант в каждом туре сидели за отдельными столами в одной и той же комнате. Каждый из них получал уст-ную инструкцию экспериментатора и каждый слышал инструк-цию, которую получал его партнер. Кроме устных инструкций участники получали также более подробные письменные опи-сания их задач и ролей.
В экспериментальную группу входили по 12 пар испытуемых каждого пола. В этой группе ведущие получали инструкцию со-ставить для конкурсантов десять трудных, но имеющих ответы вопросов. Их инструктировали избегать как простых (например, сколькоднейвапреле),такинечестных(например,какзовутбрата ведущего) вопросов, и черпать вопросы из любой области знаний, которой они интересуются и в которой обладают познаниями (на-пример, кино, книги, спорт, музыка, литература, психология, ис-тория, наука и т.д.). Ведущий получал инструкцию составить за 10—15 минут десять вопросов, на которые можно ответить одним-
210 ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
двумя словами, а при возникновении затруднения обратиться за помощью к экспериментатору. Чтобы помочь ведущему в выпол-нении его задачи, экспериментатор предлагал несколько приме-ров вопросов (например, «Как называется столица штата Нью-Мексико?») и некоторые возможные темы или формы вопросов (например, «Вы можете спросить о чем-нибудь, что вы прочита-ли в новостях, или о географии конкретного штата, или о чем-нибудь самом большом, самом высоком и т.д.»).
В течение того времени, пока ведущий составлял трудные воп-росы викторины, конкурсант также занимался подготовкой воп-росов. Однако задача конкурсанта заключалась в том, чтобы при-думать простые вопросы, которые якобы не должны были исполь-зоватьсявэкспериментеипоэтомунемоглидатьемувдальнейшем каких-либо преимуществ при самопрезентации. В инструкции участникам подчеркивалась разница между их задачами:
Ваша задача как конкурсанта — отвечать на вопросы, кото-рые сейчас составляет ведущий. Однако мы бы хотели, чтобы вы пока что «размялись» перед викториной, придумав несколько соб-ственных вопросов. Эти вопросы не будут использоваться во время эксперимента; они предназначены только для того, чтобы вы про-никлись духом нашей работы. Ведущий получил указания составить 10 трудных вопросов такого типа, какие используются в телеви-зионных викторинах. От вас же мы хотим, чтобы вы придумали десять относительно простых вопросов — таких, на какие могли бы ответить 90% старшеклассников.
В контрольной группе было по шесть пар испытуемых мужс-кого и женского пола. В этой группе как ведущие, так и конкур-санты были проинформированы, что при проведении виктори-ны ведущий будет задавать вопросы, заранее подготовленные другим человеком. В этом случае оба участника в течение 15 ми-нут перед началом викторины подготавливали простые вопросы «на проверку общей эрудиции», то есть их подготовительная за-дача была идентична задаче конкурсантов (но не задаче ведущих) из экспериментальной группы. Опять-таки оба участника пол-
211 РАЗДЕЛ 5
ностью осознавали смысл полученных ими заданий и задачи викторины.
После периода подготовки начиналась сама викторина: как описывалось ранее, ведущие из экспериментальной группы задавали свои собственные вопросы конкурсантам; в контрольной группе каждый ведущий задавал вопросы, подготовленные кем-либо другим. Следует подчеркнуть, что конкурсанты всегда зна-ли, подготовлены ли вопросы их партнером-ведущим или другим человеком. Во время викторины ведущий сидел напротив конкур-санта и примерно 30 секунд ждал ответа на каждый вопрос, под-тверждая правильные ответы или сообщая их, когда конкурсант не мог ответить или отвечал неправильно. Чтобы свести к мини-муму демонстрацию общей эрудиции, не имеющей отношения к викторине, всем участникам были даны указания не говорить ни-чего, кроме вопросов и ответов, которых требовали назначенные им роли. На протяжении тура викторины экспериментатор запи-сывал все ответы, которые давал конкурсант, и следил за правиль-ным исполнением участниками своих ролей. После завершения тура экспериментатор вслух сообщал количество правильных от-ветов, данных конкурсантом.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.005 с.) |