Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эксперимент 2: восприятие наблюдателей
Во втором демонстрационном эксперименте наблюдателям были показаны точные инсценировки взаимодействий между ведущими и конкурсантами в первом эксперименте. Таким об-разом, второй эксперимент позволил сравнить относительно безличные и объективные оценки наблюдателей с оценками двух действующих лиц, которые сами участвовали в первом экс-перименте. Экспериментальная гипотеза была аналогична гипо-тезе первого эксперимента. Прогнозировалось, что наблюдате-ли, как и сами действующие лица, будут вносить неадекватные поправки на то, что в зависимости от исполняемой роли участ-ники викторины поставлены в выгодное или невыгодное поло-жение; поэтому наблюдатели будут оценивать общую эрудицию конкурсантов ниже, чем общую эрудицию ведущих.
214 ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
МЕТОДИКА
Участники и процедуры
Две помощницы экспериментатора инсценировали 12 ту-ров первого эксперимента, в которых участвовали женские пары из экспериментальной группы. Каждую инсценировку по-казывали одному студенту и одной студентке, причем инсце-нировка каждого из подлинных туров повторялась дважды (что позволяло двум помощницам экспериментатора меняться ро-лями ведущего и конкурсанта). На роли наблюдателей для вто-рого эксперимента были выбраны в общей сложности 48 ис-пытуемых — 24 студента и 24 студентки, посещавших вводный курс психологии.
Эксперимент был поставлен таким образом, чтобы испытуе-мые верили, будто они видят не инсценировку, а подлинный тур викторины — будто они лично путем случайного распределения только что получили роли наблюдателей, будто две помощницы экспериментатора только что получили роли двух участников, будто викторина проводится на самом деле, а не является ими-тацией. Распределение ролей проводилось с помощью процеду-ры, которая, по крайней мере с точки зрения испытуемых, была аналогична процедуре из первого эксперимента. Все четыре уча-стника наугад вытягивали по одной из четырех перемешанных и помещенных перед ними в перевернутом виде карточек. На всех карточках на самом деле было написано «Наблюдатель», но по-мощницы экспериментатора заявляли, что на их карточках на-писано «Ведущий» и «Конкурсант», как требовал план экспери-мента.
Инсценировка протекала так же, как сеансы первого экспе-римента. Согласно устной инструкции экспериментатора (кото-рую слышали наблюдатели), помощница, играющая роль веду-щего, притворялась, что составляет 10 вопросов для тура викто-рины, в то время как «конкурсантка» изображала, что она готовит набор простых вопросов. В течение периода подготовки вопро-сов испытуемые-наблюдатели тоже составляли простые вопро-сы так, как это делали конкурсанты в первом эксперименте. Во-
215 РАЗДЕЛ 5
просы ведущего викторины и ответы конкурсанта были иден-тичны вопросам и ответам, которые были записаны за испытуе-мыми в первом эксперименте. Во время тура викторины, соглас-но инструкции экспериментатора, испытуемые внимательно наблюдали за участниками и не разговаривали. После воспро-изведения викторины наблюдатели оценивали общую эрудицию конкурсанта и ведущего. Инструкция экспериментатора и опи-сание цели эксперимента практически ничем не отличались от первого эксперимента.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Впечатления наблюдателей об участниках викторины свиде-тельствовали о том же искажении, которое с такой очевидностью присутствовало в собственном восприятии участников. В целом ведущие производили впечатление чрезвычайно эрудированных людей; конкурсанты воспринимались лишь как чуть менее эру-дированные, чем средний стэнфордский студент...
Эти результаты также служат подтверждением и объяснени-ем закономерностей, обнаруженных в первом эксперименте: в некотором смысле наблюдатели были вынуждены разделить точ-ку зрения конкурсантов. Как и конкурсанты, наблюдатели по-чти во всех случаях обнаруживали, что они не могут ответить на трудные вопросы, которые задавали ведущие. Наблюдатели, как
и конкурсанты, не смогли осознать, что ведущие не обладали никаким превосходством в общей эрудиции — они просто пользовались возможностью выбирать определенные темы и конкретные вопросы, которые позволяли им продемонстриро-вать себя в наиболее благоприятном свете.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.006 с.) |