Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ошибка атрибуции и тенденциозность выборки
Два эксперимента, о которых сообщается в этой статье, ясно показывают, что при социальном восприятии люди иногда не умеют вносить адекватные поправки на связанные с ролями
216 ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
преимущества при самопрезентации, которые предоставлены ве-дущим, но не предоставлены конкурсантам. Такое неумение про-демонстрировали конкурсанты и наблюдатели, но не ведущие. Когда роль ведущего сохраняла свое название, но теряла пре-имущества при самопрезентации (то есть в контрольной груп-пе), искажения в суждениях исчезали.
Для интерпретации демонстрационных экспериментов, опи-санных в данной статье, можно воспользоваться следующей кон-цепцией: при социальном восприятии человек действует как «ин-туитивный психолог» — он должен делать вывод из социальной информации, которую он отбирает, хранит в памяти, извлекает
и анализирует (Ross, 1977). Оценки общей эрудиции были сде-ланы на основе данных, полученных при проведении виктори-ны. На самом же деле очевидно, что искаженные суждения об участниках игры были основаны на совершенно нерепрезента-тивной, тенденциозной выборке данных, из-за которой ведущие систематически попадали в более благоприятное положение. Рассмотрим вопросы викторины, подготовленные ведущими. Это, несомненно, была самая тенденциозная выборка из их по-знаний, какую только можно вообразить; ведь вопрос задавался конкурсанту (и был инсценирован перед наблюдателями) толь-ко в том случае, если ведущий сам знал ответ и в то же время предполагал, что конкурсант, скорее всего, его не знает. Данные результаты свидетельствуют о том, что эта чрезвычайно тенден-циозная выборка из познаний ведущего тем не менее рассмат-ривалась конкурсантом, а в дальнейшем и наблюдателями, как вполне репрезентативная. В оценках, очевидно, отсутствовали адекватные поправки на тот факт, что если бы участники поме-нялись ролями, то конкурсанты могли бы с такой же легкостью подготовить вопросы, которые поставили бы в тупик ведущих и позволили бы в самом выгодном свете представить их собствен-ные знания.
Суждения о ведущих
Как конкурсанты, так и наблюдатели могли воспользоваться лишь одной выборкой из познаний ведущего — той благоприят-
217 РАЗДЕЛ 5
ной для него выборкой, состоявшей из 10 трудных вопросов, которые он подготовил для викторины. Конкурсанты и наблю-датели знали, конечно, что эта выборка не была случайной; ведь они точно знали, как она была получена и почему она тенденци-озна. Несмотря на это, они систематически оценивали ведущих как высоко эрудированных людей.
В отличие от конкурсантов и наблюдателей ведущие не были вынуждены формировать свои суждения только на ос-нове выборки из 10 элементов, которая была в распоряжении конкурсантов и наблюдателей. Ведущие при оценке собствен-ной эрудиции могли опираться на весь свой жизненный опыт
и сравнивать себя с другими людьми; более того, они знали, что в их познаниях существуют большие пробелы, которые они обошли при поиске оптимальных тем и специфических воп-росов. Поэтому тот факт, что ведущие не оценивали себя выше среднего из своих сверстников, является подтверждением на-ших выводов.
Суждения о конкурсантах
Выборка из познаний конкурсантов, полученная в результа-те викторины, не была сколько-нибудь тенденциозной или не-репрезентативной. Это была достаточно случайная выборка, ха-рактеризующая способность отвечать на сравнительно трудные
и касавшиеся малоизвестных фактов вопросы, требующие об-щей эрудиции. Ведущие и наблюдатели в основном оценивали общую эрудицию конкурсантов как «среднюю», что вполне со-ответствовало нашим прогнозам. Интересно отметить, что пос-ле участия в викторине конкурсанты несколько занижали оцен-ку своих знаний. Возможно, что это происходило не из-за их искаженного самовосприятия, а скорее из-за той базы для срав-нения («средний стэнфордский старшекурсник»), которая ис-пользовалась при оценке. Яркий и конкретный опыт участия конкурсантов в викторине мог стать источником завышенной оценки эрудиции популяции, представителем которой был их партнер.
218 ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.004 с.) |