Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пределы увеличения диссонанса⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Максимальный диссонанс, который может существовать между любыми двумя элементами, определяется величиной со-противления изменению наименее стойкого элемента. Как толь-ко степень диссонанса достигнет своего максимального значе-ния, наименее стойкий когнитивный элемент изменится, тем самым устраняя диссонанс.
Это не означает, что степень диссонанса часто будет прибли-жаться к этому максимально возможному значению. Когда воз-никает сильный диссонанс, степень которого меньше, чем ве-
235 РАЗДЕЛ 5
личина сопротивления изменениям, свойственного любому из его элементов, уменьшение этого диссонанса для общей когни-тивной системы вполне может быть достигнуто за счет добавле-ния новых когнитивных элементов. Таким образом, даже в слу-чае наличия очень сильного сопротивления изменениям общий диссонанс в системе может сохраняться на довольно низком уровне.
Рассмотрим в качестве примера человека, который истратил значительную сумму денег на приобретение нового дорогого ав-томобиля. Представим себе, что после совершения этой покуп-ки он обнаруживает, что двигатель автомобиля работает плохо и что его ремонт обойдется очень дорого. Более того, оказывает-ся, что эксплуатация этой модели гораздо дороже, чем эксплуа-тация других автомобилей, и вдобавок ко всему его друзья ут-верждают, что автомобиль просто безвкусен, если не сказать уродлив. Если степень диссонанса станет достаточно большой, то есть соотносимой с величиной сопротивления изменению наименее стойкого элемента (который в данной ситуации, ско-рее всего, будет элементом поведенческим), то этот индивид может в конце концов продать автомобиль, несмотря на все не-удобства и финансовые потери, связанные с этим.
Теперь давайте рассмотрим противоположную ситуацию, когда степень диссонанса для индивида, купившего новый ав-томобиль, была достаточно большой, но все-таки меньше, чем максимально возможный диссонанс (то есть меньше величины сопротивления изменению, свойственного наименее стойкому
к изменениям когнитивному элементу). Ни один из существую-щих когнитивных элементов, следовательно, не изменился бы, но этот индивид мог бы сохранять степень общего диссонанса достаточно низкой посредством добавления новых знаний, яв-ляющихся консонантными с фактом владения новым автомо-билем. Этот индивид мог бы прийти к заключению, что мощ-ность и ходовые характеристики автомобиля более важны, не-жели его экономичность и дизайн. Он начинает ездить быстрее, чем обычно, и совершенно убеждается в том, что способность
236 ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
развивать высокую скорость является самой важной характери-стикой автомобиля. С помощью подобных знаний этот индивид вполне мог бы преуспеть в поддерживании диссонанса на незна-чительном уровне.
Заключение
1. Основная суть теории диссонанса, которую мы описали, довольно проста и в краткой форме состоит в следующем:
2. Могут существовать диссонансные отношения, или отно-шения несоответствия между когнитивными элементами.
3. Возникновение диссонанса вызывает стремление к тому, чтобы его уменьшить и попытаться избежать его дальнейшего увеличения.
4. Проявления подобного стремления состоят в изменении поведения, изменении отношения или в намеренном поиске новой информации и новых мнений относительно породивше-го диссонанс суждения или объекта.
237
Учебное издание
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
рестом тия
ост вители:
Бровина идия сильевн
Сергеева тьян лекс ндровн
Подписано в печать 15.07.2015.
.
ООО «Ф», 117342, Москва, ул. Бутлерова,
д. 17-Б, комн. 324. Тел./факс: (495)334-82-65; тел. (495)336-03-11.
E-mail: flinta@mail.ru; WebSite: www.flinta.ru
238
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.005 с.) |