Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные роли и социальное восприятие
Очевидно, что эффект, продемонстрированный в этих двух экспериментах, сказывается и на ролевых взаимодействиях во внелабораторных условиях. Действительно, между специфичес-кими отношениями находящихся в выгодном положении веду-щих и поставленных в невыгодное положение конкурсантов можно привести очевидную параллель применительно к акаде-мической среде. Преподаватели постоянно пользуются пре-рогативами ведущих, а студенты, как правило, попадают в затруднительное положение конкурсантов (хотя некоторые сту-денты всячески стремятся поменяться ролями с преподавателя-ми). В качестве особенно яркого примера рассмотрим ролевые взаимодействия, характерные для типичного устного экзамена на ученую степень. Кандидат должен без подготовки отвечать на вопросы, относящиеся к своеобразным, а иногда и малоизвест-ным областям интересов и познаний каждого из экзаменаторов.
В отличие от экзаменатора у кандидата сравнительно мало вре-мени на размышления, и у него почти нет возможности опреде-лить или ограничить области, которых касаются вопросы. В свете продемонстрированных результатов можно ожидать, что типич-ный кандидат после испытания ощущает скорее облегчение, чем гордость, в то время как его экзаменаторы уходят с экзамена с чувством возросшего уважения другу к другу и к глубине и ши-роте своих познаний. Такие оценки, конечно, часто могут быть вполне оправданными. Тем не менее, иногда в них могут отсут-ствовать поправки на выгоды или невыгоды положения, в кото-ром находится человек при самопрезентации. Если изменить процедуру устного экзамена так, чтобы кандидат сначала зада-вал вопросы своим экзаменаторам, а затем исправлял ошибки в их ответах и указывал на упущения, то, возможно, кандидаты уходили бы с экзамена, окрыленные успехом. При такой проце-дуре у экзаменаторов могло бы сложиться лучшее впечатление о кандидате и не столь хорошее впечатление друг о друге.
В описанных экспериментах демонстрировались взаимодей-ствия между людьми, задающими вопросы и отвечающими на
219 РАЗДЕЛ 5
эти вопросы, но существует множество других контекстов, в ко-торых социальные роли оказывают влияние на межличностные взаимодействия, а следовательно, и на социальные суждения. Основа для ролевой дифференциации поведения при взаимодей-ствии может быть формальной, как при взаимодействиях между начальником и подчиненными, или неформальной, как при вза-имодействиях между доминирующим индивидом и индивидом молчаливым и сдержанным. Однако, что бы ни лежало в ее ос-нове, в результате такой ролевой дифференциации участники взаимодействия получают неодинаковый контроль над ситуаци-ей и неравные возможности представить себя в выгодном свете. Например, начальник может рассказывать о своих успехах, лю-бимых занятиях и вещах, в которых он отлично разбирается, не рискуя, что его перебьют, в то время как подчиненный лишен такой возможности. Аналогичным образом, если один из друзей занимает доминирующее положение, то он может выбрать по-прище для самопрезентации — например, поэзия или игра в по-кер — и, скорее всего, сделает этот выбор в свою пользу. Опять-таки, мы не утверждаем, что участники или наблюдатели взаи-модействия никогда не обращают внимания на неравенство имеющихся у участников возможностей представить себя в вы-годном свете. Скорее мы утверждаем, что в социальных сужде-ниях тех, кто поставлен в невыгодное положение, и в суждениях наблюдателей будут обнаруживаться неадекватные скидки или поправки на это неравенство.
Следует воздержаться от преждевременных обобщений и выводов, основанных на описанных специфических демонстра-ционных экспериментах. Но если дальнейшие исследования покажут, что внесение неадекватных поправок на преимущества при самопрезентации, которые дает роль или должность, явля-ется общей тенденцией для наблюдателей и участников соци-альных взаимодействий, находящихся в невыгодном положении, то выводы совершенно ясны. Индивиды, которые за счет своего происхождения, политической поддержки или даже собствен-ных усилий занимают положение, дающее им власть, пользуют-
220 ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
ся также и преимуществами при самопрезентации. Наблюдате-ли таких социальных взаимодействий и их участники, находя-щиеся в невыгодном положении (если данные результаты ре-презентативны, то сказанное не относится к тем, кто находится
в выгодном положении), склонны недооценивать то, до какой степени видимые положительные качества обладающих властью людей являются простым отражением преимуществ, которые дает социальный контроль. На самом деле такое искажение со-циальных суждений может незаметно и коварно препятствовать социальной мобильности, поскольку те, кто находится в невы-годном положении и не обладает властью, переоценивают спо-собности обладающих властью, которые, в свою очередь, не-обоснованно полагают, что члены их касты хорошо подходят для выполнения своих лидерских задач.
Л. Фестингер
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ДИССОНАНСА *
? авно замечено, что любой человек стремится к сохра-нению достигнутой им внутренней гармонии. Его взгляды и установки имеют свойство объединяться в
систему, характеризующуюся согласованностью входящих в нее элементов. Конечно, нетрудно найти исключения из этого пра-вила. Так, некий человек может полагать, что чернокожие аме-риканцы ничем не хуже белых сограждан, однако этот же чело-век предпочел бы, чтобы они не жили с ним в ближайшем сосед-стве. Или другой пример: некто может считать, что дети должны вести себя тихо и скромно, однако он же испытывает явную гор-дость, когда его любимое чадо энергично привлекает внимание взрослых гостей. Подобные факты несоответствия между убеж-
* Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999.
С. 15—52.
221 РАЗДЕЛ 5
дениями и актуальным поведением (а оно порой может прини-мать достаточно драматичные формы) представляют научный интерес главным образом потому, что они резко контрастируют
с распространенным мнением о тенденции к внутренней согла-сованности между когнитивными элементами. Тем не менее — и это достаточно твердо установленный самыми разными иссле-дованиями факт — связанные между собой установки человека стремятся именно к согласованности.
Существует согласованность также между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает.
Например, человек, убежденный в том, что университетское образование — это образец наиболее качественного образова-ния, будет всячески побуждать своих детей поступать в универ-ситет. Ребенок, который знает, что вслед за проступком немину-емо последует наказание, будет стараться не совершать его или, по крайней мере, попытается скрыть содеянное. Все это настоль-ко очевидно, что мы принимаем примеры такого поведения как должное. Наше внимание, прежде всего, привлекают различно-го рода исключения из последовательного в целом поведения. Человек может сознавать вред курения для своего здоровья, но продолжать курить; многие люди совершают преступления, пол-ностью отдавая себе отчет в том, что вероятность наказания за эти преступления весьма высока.
Принимая стремление индивида к внутренней согласован-ности как данность, что же можно сказать о подобного рода ис-ключениях? Очень редко случаи несогласованности признают-ся самим субъектом как противоречия в его системе знаний. Го-раздо чаще индивид предпринимает более или менее успешные попытки каким-либо образом рационализировать подобное про-тиворечие. Так, человек, который продолжает курить, зная, что это вредно для его здоровья, может рационализировать свое по-ведение несколькими способами. Он может считать, что удоволь-ствие, которое получает от курения, слишком велико, чтобы его лишиться, или что изменения здоровья курильщика не столь фатальны, как утверждают врачи, ибо он все еще жив и здоров.
222 ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
И наконец, если он бросит курить, то может прибавить в весе, а это тоже плохо для здоровья. Таким образом, привычку к куре-нию он вполне успешно согласует со своими убеждениями. Од-нако люди не всегда столь успешны в попытках рационализа-ции своего поведения; по той или иной причине попытки обес-печить согласованность могут быть неудачными. Здесь-то и возникает противоречие в системе знаний, что неизбежно ведет к появлению психологического дискомфорта.
Итак, мы подошли к тому, чтобы сформулировать основные положения теории. Однако, прежде чем сделать это, я хотел бы уточнить некоторые термины. Прежде всего, давайте заменим слово несоответствие термином меньшей логической коннота-ции, а именно: термином диссонанс.
Аналогичным образом вместо слова соответствие я буду употреблять более нейтральный термин консонанс. Формальное определение этих понятий будет дано ниже.
Итак, основные гипотезы я хочу сформулировать следующим образом.
1. Возникновение диссонанса, порождающего психологичес-кий дискомфорт, будет мотивировать индивида к попытке умень-шить степень диссонанса и по возможности достичь консонан-са.
2. В случае возникновения диссонанса, помимо стремления к его уменьшению, индивид будет активно избегать ситуаций и информации, которые могут вести к его возрастанию.
Прежде чем перейти к подробному анализу теории диссонан-са, необходимо разъяснить природу диссонанса как психологи-ческого феномена, характер концепции, с ним связанной, а так-же возможности ее применения и развития. Сформулированные выше основные гипотезы являются хорошей отправной точкой для этого. Их трактовка имеет предельно общее значение, по-этому термин диссонанс можно свободно заменить на иное по-нятие сходного характера, например, на голод, фрустрацию или неравновесие. При этом сами гипотезы будут полностью сохра-нять свой смысл.
223 РАЗДЕЛ 5
Я предполагаю, что диссонанс, то есть существование про-тиворечивых отношений между отдельными элементами в сис-теме знаний, сам по себе является мотивирующим фактором. Когнитивный диссонанс может пониматься как условие, при-водящее к действиям, направленным на его уменьшение (напри-мер, голод вызывает активность, направленную на его утоление). Это — совершенно иной вид мотивации, чем тот, с которым при-выкли иметь дело психологи. Но, как мы увидим далее, это чрез-вычайно сильный побудительный фактор.
Под термином знание я буду понимать любое мнение или убеждение индивида относительно окружающего мира, самого себя, своего собственного поведения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.021 с.) |