Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее представление о психологииСтр 1 из 20Следующая ⇒
КАК НАУКЕ *
ґ системе наук психологии должно быть отведено совер-шенно особое место, и вот по каким причинам.
Во-первых, это наука о самом сложном, что пока извест-но человечеству. Ведь психика — это «свойство высокооргани-зованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе сле-дует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наи-более возвышенном и удивительном».
Во-вторых, психология находится в особом положении по-тому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.
Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и пси-хические способности; он учится ходить, видеть, понимать, го-ворить. С помощью этих способностей он познает мир; начина-ет действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот по-степенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно
* Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988. С. 7—19.
5 РАЗДЕЛ 1
нарастает совершенно особое ощущение — ощущение собствен-ного «Я». Где-то в подростковом возрасте оно начинает приоб-ретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?». Те психические способности и функ-ции, которые до сих пор служили ребенку средством для освое-ния внешнего мира — физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмыс-ления и осознания.
Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.
Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Бла-годаря своим психическим способностям люди создали матери-альную и духовную культуру; появились письменность, искус-ства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность тво-рить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его ра-зума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?
Этот момент и был рождением самосознания человечества, т.е. рождением психологического знания.
Событие, которое когда-то произошло, можно коротко вы-разить так: если раньше мысль человека направлялась на внеш-ний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отва-жился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.
Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач лю-бой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его на-учным самосознанием.
Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.
6 ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто — значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять.
Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями — задача, конечно, более гран-диозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.
Психология уже сейчас накопила много фактов, показываю-щих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология — это наука не только познающая, но и констру-ирующая, созидающая человека.
И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в пос-леднее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа.
В заключение надо сказать, что психология — очень молодая наука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период станов-ления духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии.
Официальное оформление научная психология получила не-многим более 100 лет назад, а именно, в 1879 г.: в этом году не-мецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабора-торию экспериментальной психологии.
Появлению психологии предшествовало развитие двух боль-ших областей знания: естественных наук и философии; психо-логия возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. Еще раз под-черкну: это — наука особого типа. Перейдем к следующему пунк-
7 РАЗДЕЛ 1
ту нашей лекции — вопросу о соотношении научной и житейской психологии.
Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый жи-тейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опира-ется на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теп-лоте и многом другом.
Математика тоже исходит из представлений о числах, фор-мах, количественных соотношениях, которые начинают форми-роваться уже в дошкольном возрасте.
Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающие-ся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а так-же некоторые (хотя и не все) представители профессий, предпо-лагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, свя-щеннослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п.
Давайте задумаемся над вопросом: чем же отличаются жи-тейские психологические знания от научных? Я назову вам пять таких отличий.
Первое: житейские психологические знания конкретны; ониприурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, кон-кретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких за-дач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова, совсем иначе, — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно зна-ет, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в от-ношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психоло-
8 ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
гические знания характеризуются конкретностью, ограниченно-стью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обоб-щениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных по-нятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов
и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия чет-ко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в за-коны.
Например,вфизикеблагодарявведениюпонятиясилыИ. Нью-тону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаи-модействия тел.
То же происходит и в психологии. Можно очень долго опи-сывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. На-учная же психология ищет и находит такие обобщающие поня-тия, которые не только экономизируют описания, но и за кон-гломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные осо-бенности. Нужно отметить одну особенность научных психоло-гических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т.е., попросту говоря, выражаются теми же сло-вами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплыв-чаты и многозначны.
Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разны-ми, а один учащийся ответил так: «Это то, что следует проверить по документам». Я не буду сейчас говорить о том, как понятие «личность» определяется в научной психологии, — это сложный вопрос, и мы им специально займемся позже, на одной из пос-ледних лекций. Скажу только, что определение это сильно рас-ходится с тем, которое было предложено упомянутым школьни-ком.
9 РАЗДЕЛ 1
Второе отличие житейских психологических знаний состоит
в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с осо-бым способом их получения: они приобретаются путем практи-ческих проб и прилаживаний. Подобный способ особенно от-четливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психоло-гической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрос-лых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить верев-ки», а из кого нельзя.
Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспери-ментируя и зорко подмечая малейшие положительные результа-ты, т.е. в определенном смысле «идя на ощупь». Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологичес-кий смысл найденных ими приемов.
В отличие от этого научные психологические знания рацио-нальны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвиже-нии словесно формулируемых гипотез и проверке логически вы-текающих из них следствий.
Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже
в самой возможности их передачи. В сфере практической пси-хологии такая возможность весьма ограничена. Это непосред-ственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейс-кого психологического опыта — его конкретного и интуитив-ного характера. Глубокий психолог Ф.М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли — стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего по-коления к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» со-стоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перени-мать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому моло-дому человеку приходится самому «набивать шишки» для при-обретения этого опыта.
10 ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
В то же время в науке знания аккумулируются и передаются
с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно срав-нил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов — выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможны благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т.е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.
Четвертое различие состоит в методах получения знаний всферах житейской и научной психологии. В житейской психо-логии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размыш-лениями. В научной психологии к этим методам добавляется экс-перимент.
Суть экспериментального метода состоит в том, что иссле-дователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправ-ленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психоло-гию экспериментального метода (открытия в конце XIX века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.
Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, на-учной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житей-ской психологии. Материал этот накапливается и осмысливает-ся, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная пси-хология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психи-ческого развития животных и человека, с дефектами и болезня-
11 РАЗДЕЛ 1
ми психики, с необычными условиями труда — условиями стрес-са, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т.п., — психолог не только расши-ряет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с но-выми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функ-циональной перегрузки с разных сторон высвечивает его струк-туру и организацию.
Приведу короткий пример. Вы, конечно, знаете, что у нас в
г. Загорске существует специальный интернат для слепоглухоне-мых детей. Это дети, у которых нет слуха, нет зрения и, конечно, первоначально нет речи. Главный «канал», через который они могут вступать в контакт с внешним миром, — это осязание.
И вот через этот чрезвычайно узкий канал в условиях специ-ального обучения они начинают познавать мир, людей и себя! Процесс этот, особенно вначале, идет очень медленно, он раз-вернут во времени и во многих деталях может быть увиден как бы через «временную лупу» (термин, который использовали для описания этого феномена известные советские ученые А.И. Ме-щеряков и Э.В. Ильенков). Очевидно, что в случае развития нор-мального здорового ребенка многое проходит слишком быстро, стихийно и незамеченно. Таким образом, помощь детям в усло-виях жестокого эксперимента, который поставила над ними при-рода, помощь, организуемая психологами совместно с педаго-гами-дефектологами, превращается одновременно в важнейшее средство познания общих психологических закономерностей — развития восприятия, мышления, личности.
Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой бук-вы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житей-ская психология.
Теперь, когда мы убедились в целом ряде преимуществ науч-ной психологии перед житейской, уместно поставить вопрос: а какую позицию научные психологи должны занять по отноше-нию к носителям житейской психологии?
12 ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Предположим, вы окончили университет, стали образован-ными специалистами-психологами. Вообразите себя в этом со-стоянии. А теперь вообразите рядом с собой какого-нибудь муд-реца, необязательно живущего сегодня, какого-нибудь древне-греческого философа, например. Этот мудрец — носитель многовековых размышлений людей о судьбах человечества, о природе человека, его проблемах, его счастье. Вы — носитель на-учного опыта, качественно другого, как мы только что видели. Так какую же позицию вы должны занять по отношению к зна-ниям и опыту мудреца? Вопрос этот не праздный, он неизбежно рано или поздно встанет перед каждым из вас: как должны соот-носиться в вашей голове, в вашей душе, в вашей деятельности эти два рода опыта?
Я хотела бы предупредить вас об одной ошибочной позиции, которую, впрочем, нередко занимают психологи с большим на-учным стажем. «Проблемы человеческой жизни, — говорят они, — нет, я ими не занимаюсь. Я занимаюсь научной психоло-гией. Я разбираюсь в нейронах, рефлексах, психических процес-сах, а не в “муках творчества”».
Имеет ли эта позиция некоторые основания? Сейчас мы уже можем ответить на этот вопрос: да, имеет. Эти некоторые ос-нования состоят в том, что упомянутый научный психолог вы-нужден был в процессе своего образования сделать шаг в мир отвлеченных общих понятий, он вынужден был вместе с науч-ной психологией, образно говоря, загнать жизнь in vitro, «разъять» душевную жизнь «на части». Но эти необходимые действия произвели на него слишком большое впечатление. Он забыл, с какой целью делались эти необходимые шаги, какой путь предполагался дальше. Он забыл или не дал себе труда осознать, что великие ученые — его предшественники — вво-дили новые понятия и теории, выделяя существенные стороны реальной жизни, предполагая затем вернуться к ее анализу с новыми средствами.
О том, как видеть в малых фактах отражение общих прин-ципов и как переходить от общих принципов к реальным
13 РАЗДЕЛ 1
жизненным проблемам, вы нигде не прочтете. Вы можете раз-вить в себе эти способности, впитывая лучшие образцы, за-ключенные в научной литературе. Только постоянное внима-ние к таким переходам, постоянное упражнение в них может сформировать у вас чувство «биения жизни» в научных заняти-ях. Ну а для этого, конечно, совершенно необходимо обладать житейскими психологическими знаниями, возможно более об-ширными и глубокими.
Уважение и внимание к житейскому опыту, его знание пре-достерегут вас еще от одной опасности. Дело в том, что, как из-вестно, в науке нельзя ответить на один вопрос без того, чтобы не возникло десять новых. Но новые вопросы бывают разные: «дурные» и правильные. И это не просто слова. В науке суще-ствовали и существуют, конечно, целые направления, которые заходили в тупик. Однако прежде чем окончательно прекратить свое существование, они некоторое время работали вхолостую, отвечая на «дурные» вопросы, которые порождали десятки дру-гих дурных вопросов.
Развитие науки напоминает движение по сложному лабирин-ту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью.
В конечном счете, мысль моя простая: научный психолог дол-жен быть одновременно хорошим житейским психологом. Ина-че он не только будет малополезен науке, но и не найдет себя в своей профессии, попросту говоря, будет несчастен. Мне бы очень хотелось уберечь вас от этой участи.
Один профессор сказал, что если его студенты за весь курс усвоят одну-две основные мысли, он сочтет свою задачу выпол-ненной. Мое желание менее скромно: хотелось бы, чтобы вы ус-воили одну мысль уже за одну эту лекцию. Мысль эта следую-щая: отношения научной и житейской психологии подобны отно-шениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу.
14 ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Итак, научная психология, во-первых, опирается на житей-ский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверя-ется.
А теперь мы должны перейти к более близкому знакомству с научной психологией.
Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? На этот вопрос можно отве-тить двумя способами. Первый способ более правильный, но и более сложный. Второй — относительно формальный, но зато краткий.
Первый способ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как они появлялись в ис-тории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сме-няли друг друга; знакомство с тем, что, в конечном счете, от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день.
Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche — «душа» + logos — «поня-тие», «учение»).
В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевлен-ный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п.
С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно
и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значе-ния этих понятий разошлись. Об этом мы будем говорить позже.
Чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», рассмотрим психические явления. Под психи-ческими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного, опыта.
Что такое внутренний, или субъективный, опыт? Вы сразу поймете, о чем идет речь, если обратите взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.
15 РАЗДЕЛ 1
Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слы-шите, что я говорю, и пытаетесь это понять; нам может быть сей-час радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Все перечисленное — эле-менты вашего внутреннего опыта, субъективные или психичес-кие явления.
Фундаментальное свойство субъективных явлений — их не-посредственная представленность субъекту. Что это означает?
Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим
и т.п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем реше-ния, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутрен-ний мир — эта как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действую-щими лицами, и зрителями.
Эта уникальная особенность субъективных явлений откры-ваться нашему сознанию поражала воображение всех, кто заду-мывался над психической жизнью человека. А на некоторых уче-ных она произвела такое впечатление, что они связали с ней ре-шение двух фундаментальных вопросов: о предмете и о методе психологии.
Психология, считали они, должна заниматься только тем, что переживается субъектом и непосредственно открывается его со-знанию, а единственный метод (т.е. способ) изучения этих явле-ний — самонаблюдение. Однако этот вывод был преодолен даль-нейшим развитием психологии.
Дело в том, что существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг свое-го рассмотрения. Среди них — факты поведения, неосознавае-мые психические процессы, психосоматические явления, нако-нец, творения человеческих рук и разума, т.е. продукты матери-альной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и
16 ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
поэтому через них может изучаться. Однако к этим выводам пси-хология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и драмати-ческих трансформаций представлений о ее предмете.
В дальнейшем мы подробно рассмотрим, как в процессе раз-вития психологии расширялся круг изучаемых ею феноменов. Этот анализ поможет нам освоить целый ряд основных понятий психологической науки и составить представление о некоторых
ее основных проблемах. Сейчас же в порядке подведения итога зафиксируем важное для нашего дальнейшего движения разли-чие между психическими явлениями и психологическими факта-ми. Под психическими явлениями понимаются субъективныепереживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более ши-рокий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.
Ю.Б. Гиппенрейтер
НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ *
ґ се неосознаваемые процессы можно разбить на три боль-ших класса: (1) неосознаваемые механизмы сознательных
действий; (2) неосознаваемые побудители сознательных действий; (3) «надсознательные» процессы.
В первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят в свою очередь три различных подкласса:
а) неосознаваемые автоматизмы;
б) явления неосознаваемой установки;
* Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988. С. 65—67;72—77; 87—93.
17 РАЗДЕЛ 1
в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Рассмотрим каждый из названных подклассов.
Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обыч-но действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Иногда говорят о «механической работе», о работе, при которой «голова остается свободной». «Свободная голова» и означает отсутствие сознательного контроля.
Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осоз-навались, другие же прошли через сознание и перестали осозна-ваться.
Первые составляют группу первичных автоматизмов, вто-рые — группу вторичных автоматизмов. Первые называют ина-че автоматическими действиями, вторые — автоматизирован-ными действиями, или навыками.
В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в тече-ние первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные дви-жения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.
Группа автоматизированных действий, или навыков, особен-но обширна и интересна. Благодаря формированию навыка до-стигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осу-ществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть на-правлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в ос-нове развития всех наших умений, знаний и способностей.
Рассмотрим какой-нибудь пример. Возьмем обучение игре на фортепиано. Если вы сами прошли через этот процесс или наблюдали, как он происходит, то знаете, что все начинается с освоения элементарных актов. Сначала нужно научиться пра-вильно сидеть, ставить в правильное положение ноги, руки, паль-цы на клавиатуре. Затем отрабатываются отдельно удары каж-
18 ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
дым пальцем, подъемы и опускания кисти и т.д. На этой самой элементарной основе строятся элементы собственно фортепи-анной техники: начинающий пианист учится «вести» мелодию, брать аккорды, играть стаккато и легато... И все это — лишь ос-нова, которая необходима для того, чтобы рано или поздно пе-рейти к выразительной игре, т.е. к задачам художественного ис-полнения.
Так, путем продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже ос-военных, человек приобретает мастерство. И, в конце концов, выдающиеся пианисты достигают такого уровня, когда, по сло-вам Гейне, «рояль исчезает, и нам открывается одна музыка».
Почему в исполнении мастеров-пианистов остается «одна музыка»? Потому, что они в совершенстве овладели пианисти-ческими навыками.
Говоря об освобождении действий от сознательного контро-ля, конечно, не надо думать, что это освобождение абсолютно, т.е. что человек совсем не знает, что он делает. Это не так. Конт-роль, конечно, остается, но он осуществляется следующим ин-тересным образом.
Поле сознания, как вы уже знаете, неоднородно: оно име-ет фокус, периферию и, наконец, границу, за которой начи-нается область неосознаваемого. И вот эта неоднородная кар-тина сознания как бы накладывается на иерархическую сис-тему сложного действия. При этом самые высокие этажи системы — наиболее поздние и наиболее сложные компонен-ты действия — оказываются в фокусе сознания; следующие этажи попадают на периферию сознания; наконец, самые низ-кие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.
Надо сказать, что отношение различных компонентов дей-ствий к сознанию нестабильно. В поле сознания происходит по-стоянное изменение содержаний: представленным в нем оказы-вается то один, то другой «слой» иерархической системы актов, составляющих данное действие.
19 РАЗДЕЛ 1
Движение в одну сторону, повторим, это уход выученного компонента из фокуса сознания на его периферию и с перифе-рии — за его границу, в область неосознаваемого. Движение в противоположную сторону означает возвращение каких-то ком-понентов навыка в сознание. Обычно оно происходит при воз-никновении трудностей или ошибок, при утомлении, эмоцио-нальном напряжении. Это возвращение в сознание может быть
и результатом произвольного намерения. Свойство любого ком-понента навыка вновь стать осознанным очень важно, посколь-ку оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его допол-нительного совершенствования или переделки.
Между прочим, этим свойством навыки отличаются от авто-матических действий. Первичные автоматизмы не осознаются и не поддаются осознанию. Более того, попытки их осознать обыч-но расстраивают действие.
Это последнее обстоятельство отражено в хорошо известной притче о сороконожке. Сороконожку спросили: «Как ты узнаешь, какой из твоих сорока ног нужно сейчас сделать шаг?» Сороко-ножка глубоко задумалась — и не смогла двинуться с местами!
На этом мы заканчиваем знакомство с первым подклассом неосознаваемых механизмов и переходим ко второму — явлени-ям неосознаваемой установки.
Понятие «установка» заняло в психологии очень важное ме-сто, наверное, потому, что явления установки пронизывают прак-тически все сферы психической жизни человека.
В советской психологии существует целое направление — грузинская школа психологов — которое разрабатывает пробле-му установки в очень широком масштабе. Грузинские психологи являются непосредственными учениками и последователями выдающегося советского психолога Дмитрия Николаевича Уз-надзе (1886—1950), который создал теорию установки и органи-зовал разработку этой проблемы силами большого коллектива.
Собственно теорию установки я с вами разбирать не буду: это большая и сложная тема. Ограничусь знакомством с явлениями неосознаваемой установки.
20 ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Прежде всего, что такое установка. По определению, это — готовность организма или субъекта к совершению определенно-го действия или к реагированию в определенном направлении.
Замечу, что речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления дей-ствия, то установка — к периоду, который ему предшествует.
Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они очень разнообразны. Как я уже говорила, они относятся к раз-ным сферам психической жизни индивида.
Например, ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т.д. По-добные преднастройки позы руки иллюстрируют моторную ус-тановку.
Спринтер на старте находится в состоянии готовности к рыв-ку — это тоже моторная установка.
Когда вам дается какой-нибудь математический пример, вы-раженный в тригонометрических символах, то у вас создается установка решать его с помощью формул тригонометрии, хотя иногда это решение сводится к простым алгебраическим преоб-разованиям. Это пример умственной установки.
Состояние готовности, или установка, имеет очень важное функциональное значение. Субъект, подготовленный к опреде-ленному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, т.е. более эффективно.
Но иногда механизмы установки вводят человека в заблуж-дение (пример необоснованного страха). Приведу вам еще один пример, на этот раз, заимствуя его из древнекитайского литера-турного памятника.
«Пропал у одного человека топор. Подумал он на сына свое-го соседа и стал к нему приглядываться: ходит, как укравший то-пор, глядит, как укравший топор, говорит, как укравший топор. Словом, каждый жест, каждое движение выдают в нем вора.
21 РАЗДЕЛ 1
Но вскоре тот человек стал вскапывать землю в долине и на-шел свой топор. На другой же день посмотрел на сына соседа: ни жестом, ни движением не похож он на вора» (Атеисты, мате-риалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967. С. 271).
Именно «ошибки установки», которые проявляются в оши-бочных действиях, восприятиях или оценках, относятся к наи-более выразительным ее проявлениям и раньше всего привлек-ли внимание психологов.
Надо сказать, что не всякая установка неосознаваема. Можно сознательно ждать страшного — и действительно видеть страш-ное, можно осознанно подозревать человека в краже топора — и действительно видеть, что он ходит, «как укравший топор». Но наибольший интерес представляют проявления именно неосоз-наваемой установки. Именно с них и начались эксперименталь-ные и теоретические и
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.227 с.) |