Общее представление о психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее представление о психологии



 

КАК НАУКЕ *

 

ґ системе наук психологии должно быть отведено совер-шенно особое место, и вот по каким причинам.

 

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока извест-но человечеству. Ведь психика — это «свойство высокооргани-зованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

 

Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе сле-дует отвести одно из первых мест, так как «оно — знание о наи-более возвышенном и удивительном».

 

Во-вторых, психология находится в особом положении по-тому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

 

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и пси-хические способности; он учится ходить, видеть, понимать, го-ворить. С помощью этих способностей он познает мир; начина-ет действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот по-степенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно

 

 

* Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988. С. 7—19.


 

5


РАЗДЕЛ 1

 

нарастает совершенно особое ощущение — ощущение собствен-ного «Я». Где-то в подростковом возрасте оно начинает приоб-ретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?», а позже и «Зачем я?». Те психические способности и функ-ции, которые до сих пор служили ребенку средством для освое-ния внешнего мира — физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмыс-ления и осознания.

 

Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

 

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Бла-годаря своим психическим способностям люди создали матери-альную и духовную культуру; появились письменность, искус-ства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность тво-рить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его ра-зума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

 

 

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т.е. рождением психологического знания.

 

Событие, которое когда-то произошло, можно коротко вы-разить так: если раньше мысль человека направлялась на внеш-ний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отва-жился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

 

Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач лю-бой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его на-учным самосознанием.

 

Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.


 

6


ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто — значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять.

 

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями — задача, конечно, более гран-диозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

 

Психология уже сейчас накопила много фактов, показываю-щих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология — это наука не только познающая, но и констру-ирующая, созидающая человека.

 

И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в пос-леднее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа.

 

В заключение надо сказать, что психология — очень молодая наука. Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период станов-ления духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии.

 

Официальное оформление научная психология получила не-многим более 100 лет назад, а именно, в 1879 г.: в этом году не-мецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабора-торию экспериментальной психологии.

 

Появлению психологии предшествовало развитие двух боль-ших областей знания: естественных наук и философии; психо-логия возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. Еще раз под-черкну: это — наука особого типа. Перейдем к следующему пунк-


 

7


РАЗДЕЛ 1

 

ту нашей лекции — вопросу о соотношении научной и житейской психологии.

 

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый жи-тейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опира-ется на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теп-лоте и многом другом.

 

Математика тоже исходит из представлений о числах, фор-мах, количественных соотношениях, которые начинают форми-роваться уже в дошкольном возрасте.

 

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающие-ся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а так-же некоторые (хотя и не все) представители профессий, предпо-лагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, свя-щеннослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п.

 

 

Давайте задумаемся над вопросом: чем же отличаются жи-тейские психологические знания от научных? Я назову вам пять таких отличий.

 

Первое: житейские психологические знания конкретны; ониприурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, кон-кретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких за-дач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова, совсем иначе, — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно зна-ет, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в от-ношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психоло-


 

 

8


ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

гические знания характеризуются конкретностью, ограниченно-стью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

 

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обоб-щениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных по-нятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов

 

и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия чет-ко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в за-коны.

 

Например,вфизикеблагодарявведениюпонятиясилыИ. Нью-тону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаи-модействия тел.

 

То же происходит и в психологии. Можно очень долго опи-сывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. На-учная же психология ищет и находит такие обобщающие поня-тия, которые не только экономизируют описания, но и за кон-гломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные осо-бенности. Нужно отметить одну особенность научных психоло-гических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т.е., попросту говоря, выражаются теми же сло-вами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплыв-чаты и многозначны.

 

 

Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разны-ми, а один учащийся ответил так: «Это то, что следует проверить по документам». Я не буду сейчас говорить о том, как понятие «личность» определяется в научной психологии, — это сложный вопрос, и мы им специально займемся позже, на одной из пос-ледних лекций. Скажу только, что определение это сильно рас-ходится с тем, которое было предложено упомянутым школьни-ком.


 

9


РАЗДЕЛ 1

 

Второе отличие житейских психологических знаний состоит

 

в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с осо-бым способом их получения: они приобретаются путем практи-ческих проб и прилаживаний. Подобный способ особенно от-четливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психоло-гической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрос-лых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить верев-ки», а из кого нельзя.

 

Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспери-ментируя и зорко подмечая малейшие положительные результа-ты, т.е. в определенном смысле «идя на ощупь». Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологичес-кий смысл найденных ими приемов.

 

В отличие от этого научные психологические знания рацио-нальны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвиже-нии словесно формулируемых гипотез и проверке логически вы-текающих из них следствий.

 

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже

 

в самой возможности их передачи. В сфере практической пси-хологии такая возможность весьма ограничена. Это непосред-ственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейс-кого психологического опыта — его конкретного и интуитив-ного характера. Глубокий психолог Ф.М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли — стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего по-коления к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» со-стоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перени-мать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому моло-дому человеку приходится самому «набивать шишки» для при-обретения этого опыта.


 

10


ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются

 

с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно срав-нил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов — выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможны благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т.е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

 

Четвертое различие состоит в методах получения знаний всферах житейской и научной психологии. В житейской психо-логии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размыш-лениями. В научной психологии к этим методам добавляется экс-перимент.

 

Суть экспериментального метода состоит в том, что иссле-дователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправ-ленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психоло-гию экспериментального метода (открытия в конце XIX века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

 

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, на-учной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житей-ской психологии. Материал этот накапливается и осмысливает-ся, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная пси-хология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психи-ческого развития животных и человека, с дефектами и болезня-


 

 

11


РАЗДЕЛ 1

 

ми психики, с необычными условиями труда — условиями стрес-са, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т.п., — психолог не только расши-ряет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с но-выми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функ-циональной перегрузки с разных сторон высвечивает его струк-туру и организацию.

 

Приведу короткий пример. Вы, конечно, знаете, что у нас в

 

г. Загорске существует специальный интернат для слепоглухоне-мых детей. Это дети, у которых нет слуха, нет зрения и, конечно, первоначально нет речи. Главный «канал», через который они могут вступать в контакт с внешним миром, — это осязание.

 

И вот через этот чрезвычайно узкий канал в условиях специ-ального обучения они начинают познавать мир, людей и себя! Процесс этот, особенно вначале, идет очень медленно, он раз-вернут во времени и во многих деталях может быть увиден как бы через «временную лупу» (термин, который использовали для описания этого феномена известные советские ученые А.И. Ме-щеряков и Э.В. Ильенков). Очевидно, что в случае развития нор-мального здорового ребенка многое проходит слишком быстро, стихийно и незамеченно. Таким образом, помощь детям в усло-виях жестокого эксперимента, который поставила над ними при-рода, помощь, организуемая психологами совместно с педаго-гами-дефектологами, превращается одновременно в важнейшее средство познания общих психологических закономерностей — развития восприятия, мышления, личности.

 

 

Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой бук-вы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житей-ская психология.

 

Теперь, когда мы убедились в целом ряде преимуществ науч-ной психологии перед житейской, уместно поставить вопрос: а какую позицию научные психологи должны занять по отноше-нию к носителям житейской психологии?


 

12


ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

Предположим, вы окончили университет, стали образован-ными специалистами-психологами. Вообразите себя в этом со-стоянии. А теперь вообразите рядом с собой какого-нибудь муд-реца, необязательно живущего сегодня, какого-нибудь древне-греческого философа, например. Этот мудрец — носитель многовековых размышлений людей о судьбах человечества, о природе человека, его проблемах, его счастье. Вы — носитель на-учного опыта, качественно другого, как мы только что видели. Так какую же позицию вы должны занять по отношению к зна-ниям и опыту мудреца? Вопрос этот не праздный, он неизбежно рано или поздно встанет перед каждым из вас: как должны соот-носиться в вашей голове, в вашей душе, в вашей деятельности эти два рода опыта?

 

 

Я хотела бы предупредить вас об одной ошибочной позиции, которую, впрочем, нередко занимают психологи с большим на-учным стажем. «Проблемы человеческой жизни, — говорят они, — нет, я ими не занимаюсь. Я занимаюсь научной психоло-гией. Я разбираюсь в нейронах, рефлексах, психических процес-сах, а не в “муках творчества”».

 

Имеет ли эта позиция некоторые основания? Сейчас мы уже можем ответить на этот вопрос: да, имеет. Эти некоторые ос-нования состоят в том, что упомянутый научный психолог вы-нужден был в процессе своего образования сделать шаг в мир отвлеченных общих понятий, он вынужден был вместе с науч-ной психологией, образно говоря, загнать жизнь in vitro, «разъять» душевную жизнь «на части». Но эти необходимые действия произвели на него слишком большое впечатление. Он забыл, с какой целью делались эти необходимые шаги, какой путь предполагался дальше. Он забыл или не дал себе труда осознать, что великие ученые — его предшественники — вво-дили новые понятия и теории, выделяя существенные стороны реальной жизни, предполагая затем вернуться к ее анализу с новыми средствами.

 

 

О том, как видеть в малых фактах отражение общих прин-ципов и как переходить от общих принципов к реальным


 

13


РАЗДЕЛ 1

 

жизненным проблемам, вы нигде не прочтете. Вы можете раз-вить в себе эти способности, впитывая лучшие образцы, за-ключенные в научной литературе. Только постоянное внима-ние к таким переходам, постоянное упражнение в них может сформировать у вас чувство «биения жизни» в научных заняти-ях. Ну а для этого, конечно, совершенно необходимо обладать житейскими психологическими знаниями, возможно более об-ширными и глубокими.

 

Уважение и внимание к житейскому опыту, его знание пре-достерегут вас еще от одной опасности. Дело в том, что, как из-вестно, в науке нельзя ответить на один вопрос без того, чтобы не возникло десять новых. Но новые вопросы бывают разные: «дурные» и правильные. И это не просто слова. В науке суще-ствовали и существуют, конечно, целые направления, которые заходили в тупик. Однако прежде чем окончательно прекратить свое существование, они некоторое время работали вхолостую, отвечая на «дурные» вопросы, которые порождали десятки дру-гих дурных вопросов.

 

 

Развитие науки напоминает движение по сложному лабирин-ту со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят, хорошую интуицию, а она возникает только при тесном контакте с жизнью.

 

В конечном счете, мысль моя простая: научный психолог дол-жен быть одновременно хорошим житейским психологом. Ина-че он не только будет малополезен науке, но и не найдет себя в своей профессии, попросту говоря, будет несчастен. Мне бы очень хотелось уберечь вас от этой участи.

 

Один профессор сказал, что если его студенты за весь курс усвоят одну-две основные мысли, он сочтет свою задачу выпол-ненной. Мое желание менее скромно: хотелось бы, чтобы вы ус-воили одну мысль уже за одну эту лекцию. Мысль эта следую-щая: отношения научной и житейской психологии подобны отно-шениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу.


 

 

14


ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

Итак, научная психология, во-первых, опирается на житей-ский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверя-ется.

 

А теперь мы должны перейти к более близкому знакомству с научной психологией.

 

Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? На этот вопрос можно отве-тить двумя способами. Первый способ более правильный, но и более сложный. Второй — относительно формальный, но зато краткий.

 

Первый способ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии — так, как они появлялись в ис-тории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сме-няли друг друга; знакомство с тем, что, в конечном счете, от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день.

 

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (гр. psyche — «душа» + logos — «поня-тие», «учение»).

 

В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевлен-ный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п.

 

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно

 

и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значе-ния этих понятий разошлись. Об этом мы будем говорить позже.

 

Чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», рассмотрим психические явления. Под психи-ческими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного, опыта.

 

Что такое внутренний, или субъективный, опыт? Вы сразу поймете, о чем идет речь, если обратите взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.


 

15


РАЗДЕЛ 1

 

Вы видите это помещение и все, что в нем находится; слы-шите, что я говорю, и пытаетесь это понять; нам может быть сей-час радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Все перечисленное — эле-менты вашего внутреннего опыта, субъективные или психичес-кие явления.

 

Фундаментальное свойство субъективных явлений — их не-посредственная представленность субъекту. Что это означает?

 

Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим

 

и т.п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем реше-ния, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутрен-ний мир — эта как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действую-щими лицами, и зрителями.

 

Эта уникальная особенность субъективных явлений откры-ваться нашему сознанию поражала воображение всех, кто заду-мывался над психической жизнью человека. А на некоторых уче-ных она произвела такое впечатление, что они связали с ней ре-шение двух фундаментальных вопросов: о предмете и о методе психологии.

 

Психология, считали они, должна заниматься только тем, что переживается субъектом и непосредственно открывается его со-знанию, а единственный метод (т.е. способ) изучения этих явле-ний — самонаблюдение. Однако этот вывод был преодолен даль-нейшим развитием психологии.

 

Дело в том, что существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и включила в круг свое-го рассмотрения. Среди них — факты поведения, неосознавае-мые психические процессы, психосоматические явления, нако-нец, творения человеческих рук и разума, т.е. продукты матери-альной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и


 

16


ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

поэтому через них может изучаться. Однако к этим выводам пси-хология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и драмати-ческих трансформаций представлений о ее предмете.

 

В дальнейшем мы подробно рассмотрим, как в процессе раз-вития психологии расширялся круг изучаемых ею феноменов. Этот анализ поможет нам освоить целый ряд основных понятий психологической науки и составить представление о некоторых

 

ее основных проблемах. Сейчас же в порядке подведения итога зафиксируем важное для нашего дальнейшего движения разли-чие между психическими явлениями и психологическими факта-ми. Под психическими явлениями понимаются субъективныепереживания или элементы внутреннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более ши-рокий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.

 

 

Ю.Б. Гиппенрейтер

 

НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРОЦЕССЫ *

 

ґ се неосознаваемые процессы можно разбить на три боль-ших класса: (1) неосознаваемые механизмы сознательных

 

действий; (2) неосознаваемые побудители сознательных действий; (3) «надсознательные» процессы.

 

В первый класс — неосознаваемых механизмов сознательных действий — входят в свою очередь три различных подкласса:

 

а) неосознаваемые автоматизмы;

 

б) явления неосознаваемой установки;

 

* Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988. С. 65—67;72—77; 87—93.


 

17


РАЗДЕЛ 1

 

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

 

Рассмотрим каждый из названных подклассов.

 

Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обыч-но действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Иногда говорят о «механической работе», о работе, при которой «голова остается свободной». «Свободная голова» и означает отсутствие сознательного контроля.

 

Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осоз-навались, другие же прошли через сознание и перестали осозна-ваться.

 

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вто-рые — группу вторичных автоматизмов. Первые называют ина-че автоматическими действиями, вторые — автоматизирован-ными действиями, или навыками.

 

В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в тече-ние первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные дви-жения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.

 

Группа автоматизированных действий, или навыков, особен-но обширна и интересна. Благодаря формированию навыка до-стигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осу-ществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть на-правлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в ос-нове развития всех наших умений, знаний и способностей.

 

Рассмотрим какой-нибудь пример. Возьмем обучение игре на фортепиано. Если вы сами прошли через этот процесс или наблюдали, как он происходит, то знаете, что все начинается с освоения элементарных актов. Сначала нужно научиться пра-вильно сидеть, ставить в правильное положение ноги, руки, паль-цы на клавиатуре. Затем отрабатываются отдельно удары каж-


 

18


ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

дым пальцем, подъемы и опускания кисти и т.д. На этой самой элементарной основе строятся элементы собственно фортепи-анной техники: начинающий пианист учится «вести» мелодию, брать аккорды, играть стаккато и легато... И все это — лишь ос-нова, которая необходима для того, чтобы рано или поздно пе-рейти к выразительной игре, т.е. к задачам художественного ис-полнения.

 

Так, путем продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже ос-военных, человек приобретает мастерство. И, в конце концов, выдающиеся пианисты достигают такого уровня, когда, по сло-вам Гейне, «рояль исчезает, и нам открывается одна музыка».

 

Почему в исполнении мастеров-пианистов остается «одна музыка»? Потому, что они в совершенстве овладели пианисти-ческими навыками.

 

Говоря об освобождении действий от сознательного контро-ля, конечно, не надо думать, что это освобождение абсолютно, т.е. что человек совсем не знает, что он делает. Это не так. Конт-роль, конечно, остается, но он осуществляется следующим ин-тересным образом.

 

Поле сознания, как вы уже знаете, неоднородно: оно име-ет фокус, периферию и, наконец, границу, за которой начи-нается область неосознаваемого. И вот эта неоднородная кар-тина сознания как бы накладывается на иерархическую сис-тему сложного действия. При этом самые высокие этажи системы — наиболее поздние и наиболее сложные компонен-ты действия — оказываются в фокусе сознания; следующие этажи попадают на периферию сознания; наконец, самые низ-кие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

 

 

Надо сказать, что отношение различных компонентов дей-ствий к сознанию нестабильно. В поле сознания происходит по-стоянное изменение содержаний: представленным в нем оказы-вается то один, то другой «слой» иерархической системы актов, составляющих данное действие.


 

 

19


РАЗДЕЛ 1

 

Движение в одну сторону, повторим, это уход выученного компонента из фокуса сознания на его периферию и с перифе-рии — за его границу, в область неосознаваемого. Движение в противоположную сторону означает возвращение каких-то ком-понентов навыка в сознание. Обычно оно происходит при воз-никновении трудностей или ошибок, при утомлении, эмоцио-нальном напряжении. Это возвращение в сознание может быть

 

и результатом произвольного намерения. Свойство любого ком-понента навыка вновь стать осознанным очень важно, посколь-ку оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его допол-нительного совершенствования или переделки.

 

Между прочим, этим свойством навыки отличаются от авто-матических действий. Первичные автоматизмы не осознаются и не поддаются осознанию. Более того, попытки их осознать обыч-но расстраивают действие.

 

Это последнее обстоятельство отражено в хорошо известной притче о сороконожке. Сороконожку спросили: «Как ты узнаешь, какой из твоих сорока ног нужно сейчас сделать шаг?» Сороко-ножка глубоко задумалась — и не смогла двинуться с местами!

 

На этом мы заканчиваем знакомство с первым подклассом неосознаваемых механизмов и переходим ко второму — явлени-ям неосознаваемой установки.

 

Понятие «установка» заняло в психологии очень важное ме-сто, наверное, потому, что явления установки пронизывают прак-тически все сферы психической жизни человека.

 

В советской психологии существует целое направление — грузинская школа психологов — которое разрабатывает пробле-му установки в очень широком масштабе. Грузинские психологи являются непосредственными учениками и последователями выдающегося советского психолога Дмитрия Николаевича Уз-надзе (1886—1950), который создал теорию установки и органи-зовал разработку этой проблемы силами большого коллектива.

 

Собственно теорию установки я с вами разбирать не буду: это большая и сложная тема. Ограничусь знакомством с явлениями неосознаваемой установки.


 

20


ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ

 

Прежде всего, что такое установка. По определению, это — готовность организма или субъекта к совершению определенно-го действия или к реагированию в определенном направлении.

 

Замечу, что речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления дей-ствия, то установка — к периоду, который ему предшествует.

 

Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они очень разнообразны. Как я уже говорила, они относятся к раз-ным сферам психической жизни индивида.

 

Например, ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т.д. По-добные преднастройки позы руки иллюстрируют моторную ус-тановку.

 

Спринтер на старте находится в состоянии готовности к рыв-ку — это тоже моторная установка.

 

Когда вам дается какой-нибудь математический пример, вы-раженный в тригонометрических символах, то у вас создается установка решать его с помощью формул тригонометрии, хотя иногда это решение сводится к простым алгебраическим преоб-разованиям. Это пример умственной установки.

 

Состояние готовности, или установка, имеет очень важное функциональное значение. Субъект, подготовленный к опреде-ленному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, т.е. более эффективно.

 

Но иногда механизмы установки вводят человека в заблуж-дение (пример необоснованного страха). Приведу вам еще один пример, на этот раз, заимствуя его из древнекитайского литера-турного памятника.

 

«Пропал у одного человека топор. Подумал он на сына свое-го соседа и стал к нему приглядываться: ходит, как укравший то-пор, глядит, как укравший топор, говорит, как укравший топор. Словом, каждый жест, каждое движение выдают в нем вора.


 

21


РАЗДЕЛ 1

 

Но вскоре тот человек стал вскапывать землю в долине и на-шел свой топор. На другой же день посмотрел на сына соседа: ни жестом, ни движением не похож он на вора» (Атеисты, мате-риалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967. С. 271).

 

Именно «ошибки установки», которые проявляются в оши-бочных действиях, восприятиях или оценках, относятся к наи-более выразительным ее проявлениям и раньше всего привлек-ли внимание психологов.

 

Надо сказать, что не всякая установка неосознаваема. Можно сознательно ждать страшного — и действительно видеть страш-ное, можно осознанно подозревать человека в краже топора — и действительно видеть, что он ходит, «как укравший топор». Но наибольший интерес представляют проявления именно неосоз-наваемой установки. Именно с них и начались эксперименталь-ные и теоретические и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.227 с.)