Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 3. Регуляция поведенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
П. Жане
ШОКОВЫЕ ЭМОЦИИ *
Э моция появляется вслед за восприятием некоторого внешнего происшествия, цепочки событий, в которую
оказывается вовлечен человек. Исследователи часто пытаются объяснять эмоции, исходя из характера этих обстоя-тельств. Несомненно, провоцирующее событие может вполне восприниматься как определяющее эмоциональную реакцию, когда оно вызывает эмоции, рассматриваемые нами как нормаль-ные и оправданные. Приведем классический пример Джеймса: на повороте дороги мы нос к носу сталкиваемся с огромным мед-ведем и переживаем эмоциональное потрясение, мы внезапно узнаем о смерти близкого человека, теряем все свое состояние, работу — эти ситуации вызывают острую эмоциональную реак-цию у большинства людей. Но наблюдения показывают, что эмо-циональные расстройства могут случаться и когда обстоятель-ства не кажутся нам провоцирующими такое поведение, что ут-верждает нас в необходимости искать условие возникновения эмоций отнюдь не только во внешней ситуации.
Девушка 23 лет, Ib, сидела за столом со своим отцом, когда он вдруг почувствовал себя плохо и пожаловался, что левая рука стала тяжелой: «Неужели я буду парализован?», — сказал он. Де-вушка вскрикнула, зарыдала, заметалась по комнате, у нее нача-
* Жане П. Шоковые эмоции // Хрестоматия по психологии. Психологиямотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Ф. Фаикман. М., 2002.
С. 165—171.
120 РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
лись конвульсии. Она пришла в себя через два часа в своей по-стели, перенесенная в комнату отцом. Позже она сказала: «То, что произошло со мной, вполне естественно: моего отца пара-лизовало, затем он умирает, для меня это большое несчастье и одиночество, я не могу ничего сделать, все бесполезно, конечно же, у меня было сильное эмоциональное потрясение». У девуш-ки некоторое время еще оставалась слабость и безразличие, и восстановление длилось достаточно долго.
Вот пример более сложной эмоции. Gib, 23 года, присутство-вала при попытке самоубийства своих родителей, выбросивших-ся из окна. Она вскрикнула, у нее начались судороги, и в тече-ние нескольких минут продолжалось временное помутнение рассудка, судя по произносимым ею несвязным словам. Впо-следствии в течение пятнадцати дней она чувствовала себя хо-рошо, казалось, что расстройство миновало. Но по истечении этого времени начались систематические конвульсивные кри-зы, сомнамбулические расстройства, нарушения воли и памяти.
Iren, девушка 26 лет, присутствовала при трагической смертиматери. У нее сразу случились конвульсии и временное помеша-тельство, позже состояние несколько восстановилось, оставаясь, однако, странным, и через неделю возникли состояние безраз-личия и чувство пустоты, а также ретроградная амнезия на со-бытия нескольких последних месяцев. Время от времени повто-рялись периоды конвульсий и бредовые состояния, при кото-рых Iren снова и снова воспроизводила события смерти матери. Это тяжелое расстройство тянулось в течение нескольких лет.
В эволюции эмоционального расстройства прослеживаются три стадии. Первая группа поведенческих расстройств появля-ется сразу или почти сразу после события, например, после слов отца в случае Ib. Эта первая фаза обычно непродолжительна и длится от нескольких минут до одного-двух дней. Во второй пе-риод эмоциональное равновесие, казалось бы, более или менее полностью восстанавливается; этот инкубационный этап может протекать от нескольких дней до нескольких недель (иногда ме-сяцев). Разворачивающееся в третий период эмоциональное рас-
121 РАЗДЕЛ 3
стройство уже не является эмоцией в полном смысле этого сло-ва; оно может длиться годами.
На протяжении многих лет меня неизменно поражали те осо-бенности эмоций, которые могут быть выявлены при изучении неврозов. Я описывал их во многих работах, но, полагаю, необ-ходимо обращать больше внимания, придавать большее значе-ние теории эмоций. В работах, касающихся психического состоя-ния истериков (1892), я подчеркиваю тот факт, что эмоции боль-ных все время одни и те же, они не обнаруживают адаптации к обстоятельствам, они просты, сильны и имеют разрушительное влияние на более сложные, тонкие чувства, осознание чувств, память, произвольные решения. Эмоция, видимо, играет роль, обратную воле и вниманию, которые способствуют синтетичес-кой активности, созданию все более сложных образований при участии мышления. Эмоции же, напротив, представляют собой дезорганизующую силу.
С давних пор люди замечали, что человек, охваченный эмо-цией, становится как бы ниже самого себя: психическое состоя-ние, образование, моральное воспитание могут существенно меняться под влиянием эмоции. Laycock в 1876 году говорил о любопытном случае человека, который в эмотивном состоянии начинал снова говорить на местном наречии. Я приводил мно-жество подобных примеров, а также и случаев, когда человек терял орфографические навыки. Иногда эмоция полностью по-давляет речь, но чаще всего разрушаются лишь определенные ее формы, адаптированные к тем или иным обстоятельствам: за-трудняется доклад на конференции, ответ на экзамене, не нахо-дится нужное в данный момент слово. Могут меняться и голосо-вые особенности: голос становится выше или ниже обычного, появляется заикание, икота, всхлипывания.
Многие наблюдения за обыденной жизнью подтверждают эти замечания: удивление, неожиданность, необходимость быстро-го реагирования, играющие существенную роль в эмоциях, час-то вынуждают нас перейти от высокоуровневых, точных к более общим и простым формам поведения. Так, обычно мы одеваем-
122 РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ся аккуратно, но если мы боимся опоздать на поезд, ни о какой тщательности и изощренности речи быть уже не может. Мы удер-живаемся от мести и не ударяем противника, но, когда опасность действительно велика, мы защищаемся всеми возможными сред-ствами. Подобная подмена более сложных, совершенных дей-ствий более грубыми часто встречается в случае эмоций. Они приводят к исчезновению действия, которое необходимо было выполнить в сложившихся обстоятельствах, и замене его на бо-лее элементарные реакции. Ib, услышав жалобу отца, должна была бы встать из-за стола, подойти к отцу, расспросить, осмот-реть руку, позаботиться о нем, помочь. Она, безусловно, была способна на все эти действия и не раз ухаживала за отцом и ма-терью, когда они болели. Но ничего подобного она не сделала в тот момент, что характерно для всех ситуаций, когда человек ох-вачен эмоцией. Именно эти процессы убеждают нас в мысли, что эмоция развивается по поводу событий, к которым человек оказывается не готов и не может адаптироваться. Конечно, мы не можем быть идеально адаптированы ко всему потоку новых обстоятельств, с которыми нам приходится сталкиваться, но мы что-то меняем, ищем новые способы поведения. Охваченный же эмоцией человек «отказывается» от всякого рода подобных по-пыток — впадает в ступор, засыпает, бьется в истерике, произво-дит множество бесполезных движений. Здесь мы сталкиваемся с исчезновением актов адаптации, любых ее попыток, с диффуз-ной активностью всего организма, возвращением к примитив-ным формам поведения. В ситуации эмоционального криза мы сталкиваемся с одними и теми же древними, старыми действия-ми, не соответствующими изменчивости настоящего момента. Больной снова и снова проигрывает, воспроизводит сцену наси-лия или смерть матери — события, произошедшие годы назад.
Рассматривая эмоции с точки зрения иерархии форм пове-дения, можно сказать, что неотъемлемой характеристикой эмо-ций является регрессия к низшим формам поведения. «Эмо-ция, — говорю я в Obsessions, — представляет собой существен-ное изменение уровня психического, приводящее не только к
123 РАЗДЕЛ 3
потере синтетической функции и сведению поведения к авто-матическому, что ярко видно в случаях истерии, но и к подавле-нию высших форм поведения и снижению психического напря-жения до уровня низших реакций» (Janet, Obsessions, I, p. 523).
К наиболее примитивным проявлениям психического относят-ся конвульсивные движения, и еще ниже располагаются изме-нения дыхания и кровообращения. В связи с этим сильная эмо-ция приводит к конвульсивным реакциям или висцеральным из-менениям. Эти процессы могут быть как косвенным следствием подавления высших функций, так и следствием непосредствен-ного возбуждения, которое испытывает организм. Эта регрес-сия частично объясняет последующее состояние истощения. Ак-тивированные в эмоциях тенденции являются примитивными тенденциями самосохранения, нападения или бегства. Они все-гда обладают большим энергетическим зарядом и склонны к пре-кращению действия только при полной разрядке.
Эмоциональные трудности и регрессию к более примитивным формам поведения часто описывают как механическое следствие обстоятельств. Так происходит при исследовании эмоциональных расстройств у солдат, прошедших войну, проблем, вызванных раз-ного рода потрясениями. Но само по себе событие не объясняет тех трудностей, которые можно наблюдать. Событие приобретает эмотивный статус, поскольку за ним следует аффективная реак-ция. Само по себе оно не имеет этой характеристики, и в тех же обстоятельствах многие другие люди не испытывают затруднений. Эмоция не является простым следствием события, но должна рас-сматриваться как активная реакция человека.
Сегодня мы говорим об эмоции как о проявлении трудно-стей регуляции поведения, но, возможно, это не всегда было так. Все регуляторы действия имеют свое развитие, свою эволюцию. Они не нужны в простой механической системе, отвечающей каждый раз одним и тем же движением на одну и ту же стимуля-цию и не реагирующей на стимульные воздействия, на которые она непосредственно не настроена. Высшие акты появлялись очень постепенно, они были вначале немногочисленны и труд-
124 РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ны для реализации. При благоприятных обстоятельствах могли осуществляться эти изящные и в чем-то более совершенные фор-мы поведения, но в случае опасности не было ли благоразумнее вернуться к более элементарным актам, пусть более грубым, при-митивным, но обеспечивающим немедленную защиту? Эти при-митивные поведенческие акты сослужили добрую службу нашим предкам, при некоторых обстоятельствах человек снова обраща-ется к ним. Рефлекторное поведение, простые реакции исполь-зовались веками. Не естественно ли то, что в какой-то момент человек, находящийся на более высокой стадии развития, но по той или иной причине не способный воспользоваться высшими формами поведения, инстинктивно возвращается к этим при-митивным актам? Они обладают огромным энергетическим за-рядом. Для примитивного существа важны были не усовершен-ствования, не усложнения действия, не надстройки и «излише-ства», но его сила, что отражает способ преодоления трудности путем задействования сильных и многочисленных движений все-го тела, вместо движения небольшого, но верного и точного. Эмоция подавляет усложненные и часто рискованные, ненадеж-ные формы поведения и заменяет их множеством простых дей-ствий, ценность которых ограничена, но надежность несомнен-на. Она подменяет качество количеством и на мгновение созда-ет иллюзорное ощущение силы. Возвращение назад связано также с уничтожением проблемы, поставленной внешними об-стоятельствами. Стимуляция действия является сама по себе частью действия. Так, для существа, не имеющего речевой функ-ции, вопрос не является стимуляцией к сложному действию, вопрос — ничто, его не существует. Это происходит и при аф-фективной реакции, когда исчезают вопросы приличия или бла-гопристойности, а также многие другие социальные проблемы; это способ разрешения вопроса путем его ликвидации.
Таким образом, регрессия поведения, которую мы наблюда-ем в случае эмоции, может быть полезной в определенного рода обстоятельствах, а дезорганизация высших форм поведения не может рассматриваться как просто реакция на событие, но слу-
125 РАЗДЕЛ 3
жит проявлением активности человека. Эмоциональная регуля-ция может рассматриваться как примитивная форма регуляции поведения, характеризующаяся полной энергетической разряд-кой. Позднее появятся возможности сделать ее более точной и не такой жесткой и прямолинейной. Предпосылки к эмоцио-нальным формам реагирования находятся скорее не в ситуации, но в самом человеке, в его поведении, реакции на ситуацию.
И. Изард
КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ И ЛИЧНОСТИ *
ˇ о меньшей мере, два больших класса теорий могут рас-сматриваться в качестве когнитивных: теория Я и тео-
рии, рассматривающие разум как причину или ком-понент эмоции. Центральной и широко распространенной пе-ременной в теории Я является Я-концепция — восприятие ин-дивидом самого себя и его размышления по поводу своего «Я», организованные в целостный и интегральный феномен, кото-рому придается огромное объяснительное значение (Snygg, Combs, 1949; Rogers, 1951; Combs, Snygg, 1959).
Теория Я, чувство и эмоция. Чем больше восприятие или по-знание связаны с ядром личности, тем в большей степени они включают в себя чувства или эмоции. Когда Я-концепция под-вергается критике, индивид склонен к страху или к принятию оборонительной позиции, когда же Я-концепция подтвержда-ется и одобряется, индивид испытывает интерес или радость. Теории Я постоянно подчеркивают важность изучения «чув-ственного содержания» (как противоположного строгому семан-тическому) для понимания индивида. Они находят, что это осо-бенно важно для психотерапевтов. Действительно, подобный
* Изард И. Эмоции человека. СПб., 2000. С. 42—45.
126 РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
принцип используется несколькими направлениями современ-ной психотерапии, например в группах психологического тре-нинга, группах знакомств, в гештальттерапии.
Эмоция как функция разума. Некоторые современные теориирассматривают эмоцию в основном как ответ или как комплекс ответов, обусловленных когнитивными процессами. Эти теории имеют общий корень со взглядами на природу человека, кото-рые могут быть прослежены от Аристотеля, Фомы Аквинского, Дидро, Канта и других философов. Это идеи о том, что: (а) чело-век прежде всего и в наибольшей степени — рациональное су-щество; (б) рациональное по своей сущности хорошо, а эмоцио-нальное — плохо; (в) когнитивные процессы должны использо-ваться как фактор, контролирующий и замещающий эмоции. Одна из наиболее разработанных теорий эмоций и личности в этой традиции — теория Арнолд (Arnold, 1960). По Арнолд, эмо-ция возникает как результат последовательности событий, опи-сываемых при помощи понятий восприятия и оценки. Арнолд использовала термин восприятие в значении «простого понимания объекта». Понимать что-нибудь — это знать, что из себя представляет данный объект вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего. До того, как эмоция возник-нет, объект должен быть воспринят и оценен. В ответ на оценку объекта, так или иначе влияющего на воспринимающего, воз-никает эмоция как нерациональное принятие или отвержение. Различия между эмоцией, восприятием и оценкой признаются несмотря на тот факт, что оценка сама по себе характеризуется как прямая и интуитивная и едва ли не столь же непосредствен-ная, как и восприятие. «Последовательность восприятие — оцен-ка — эмоция настолько жестка, что наш повседневный опыт не располагает строго объективным знанием вещей; это всегда либо знание и принятие, либо знание и неприязнь... Интуитивная оценка ситуации побуждает действие, что ощущается как эмо-ция, выражается в различных телесных изменениях и обычно может вести к внешнему действию» (Arnold, 1960, р. 177). Ар-нолд делала различие между эмоцией и мотивом. Эмоция — это
127 РАЗДЕЛ 3
чувственно-действенная тенденция, тогда как мотив — это дей-ственный импульс плюс разум. Таким образом, мотивированное действие является функцией и эмоцией и когнитивных процес-сов.
Эмоции как интерпретация физиологического возбуждения. Шехтер и его соавторы (1966, 1971; Schachter, Singer, 1962) пред-положили, что эмоции возникают на основе физиологическо-го возбуждения и когнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у инди-вида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возника-ющего при физиологическом возбуждении, а от того, как ин-дивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка («узнавание или определение») ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радо-стью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое фи-зиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или как любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации. Мандлер (Mandler, 1975) предложил по-хожее рассмотрение эмоциональной активности. В одном хо-рошо известном эксперименте Шехтер и Сингер (Schachter, Sin-ger, 1962) проверяли свою теорию следующим образом: в од-ной группе испытуемым вводили эпинефрин, вызывающий возбуждение, другой — плацебо. Затем часть испытуемых по-лучила «объяснение» о действии введенного препарата — либо истинное, либо ложное. Части испытуемых информации отно-сительно влияния препарата не давали. Непосредственно пос-ле этого половина испытуемых попадала в общество человека, демонстрировавшего эйфорическое поведение, а другая поло-вина — в общество человека, находившегося в ярости. Оказа-лось, что дезинформированные или не получившие вообще ни-какой информации индивиды были более склонны имитиро-вать настроение и поведение, а субъекты, точно знавшие
128 РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
действие эпинефрина, были относительно устойчивы. Среди испытуемых, следовавших эйфорической модели, дезинформи-рованные или лишенные информации группы давали более высокие оценки хорошего настроения, чем верно информиро-ванная группа, но в группе, принимавшей плацебо, дезинфор-мация к имитации эмоционального поведения не привела. Ана-логичные результаты были получены и на второй части испы-туемых, оказавшихся в обществе человека, демонстрировавшего ярость.
Теория Шехтера оказала огромное влияние на изучение эмо-ций, особенно в социальной психологии. Тем не менее рядом авторов она критиковалась. Так, Плутчик и Акс (Plutchik, Ax, 1967; Izard, 1971) проверяли предположение Шехтера, рассмат-ривая физиологические эффекты эпинефрина, а автор поднял вопрос о том, почему повышенная аналитическая деятельность дезинформированных и вообще неинформированных групп не является объяснением возникновения эмоций. Эти испытуемые находились в незнакомой ситуации, созданной физиологичес-кими ощущениями, которые не были объяснены или были ис-кажены. Ряд авторов (Mandler, 1962, 1964; Mandler, Watson, 1966; Atkinson, 1964) доказали, что в таких неопределенных ситуациях сообразительность субъектов или их тревожность могут привес-ти к выбору чего угодно взамен продолжающейся неопределен-ности. Далее, если субъекты следуют модели и неосознанно ими-тируют ее мимические и пантомимические выражения, то ней-ронная обратная связь от их выразительного поведения может вызвать наблюдаемую эмоцию (Tomkins, 1962; Izard, 1971). Пред-положение о причинной зависимости дифференцированной сенсорной обратной связи от комплекса лицевых изменений вы-глядит более убедительным, чем допущение сомнительных сигналов от недифференцированного физиологического возбуж-дения. Более значимым, однако, чем упомянутые опровержения, является тот факт, что два эксперимента, представляющие впер-вые описанные повторения эксперимента Шехтера — Сингера, не воспроизвели полученные этими авторами результаты. Мас-
129 РАЗДЕЛ 3
лач в неопубликованной работе показал, что необъясненное гип-нотически внушенное автономное возбуждение вызывает от-рицательно интерпретируемые внутренние состояния. Не все испытуемые сообщали о возникновении гнева или радости в зависимости от действия модели. Маршалл (Marshall, 1976) ис-пользовал ту же, что и Шехтер с Сингером, наркотически-возбуждающую технику и обнаружил результаты, очень схожие с Малачом.
Эмоция как комплексный ответ, являющийся результатом оценки. Лазарус и его сотрудники (Averill, Opton, Lazarus, 1969;Lazarus, Averill, 1972) представили теоретическую конструкцию,
в которой каждая эмоция является комплексным ответом, со-ставленным из трех различных подсистем. Объяснение ими ак-тивации или причины эмоции аналогичны принятым в класси-ческой психоаналитической теории Фрейда и, в сущности, иден-тичны схеме, предложенной Арнолд (Arnold, 1960). Первый компонент их системы эмоционального ответа состоит из сиг-нальных переменных или стимульных свойств.
Второй компонент — оценивающая подсистема. Она опре-делена как функция мозговых процессов, с помощью которых индивид оценивает стимульную ситуацию.
Третий компонент системы эмоционального ответа вклю-чает три типа категорий ответа: когнитивный, экспрессивный и инструментальный. Лазарус и его сотрудники определяют пер-вый из них (когнитивные реакции) как синоним того, что обыч-но описывается как механизмы защиты, такие как подавление, отказ, проекция. Они наиболее полно исследованы в патоло-гии эмоций и поведения. Экспрессивные ответы включают прежде всего мимические выражения, которые рассматривают-ся как поведение, не преследующее определенной цели. Сред-ства выражения разделены на два типа: биологические и при-обретенные.
Третий тип ответа — инструментальная реакция — может от-носиться к одной из трех категорий: символам, средствам и обы-чаям. Все они целенаправленны. Функция символов — сигна-
130 РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
лизировать о наличии некоторого аффекта, когда нет других форм коммуникации. Символы могут также маскировать неже-лательный аффект. Средства — сложные целенаправленные ин-струментальные действия, такие как агрессия и избегание. Обы-чаи — культурно обусловленные средства, такие как траур или способы ухаживания.
К. Роджерс
ЭМПАТИЯ *
Ї сть много попыток определить понятие «эмпатия», и мне самому принадлежит несколько. Более чем двад-цать лет назад я предложил одно из определений в ходе
систематизированного изложения моих взглядов. Оно заключа-ется в следующем.
Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутрен-ний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смыс-ловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без по-тери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации.
Для формулировки моего современного представления я буду опираться на понятие непосредственного опыта, или пережива-ния (experiencing), как оно было введено Гендлиным. Это поня-тие обогатило мое представление в целом ряде пунктов.
Суммируя кратко, Гендлин считает, что в любой момент вре-мени человек испытывает состояния, к которым он может мно-
* Роджерс К. Эмпатия // Хрестоматия по психологии. Психология моти-вации и эмоций. М.: МПСИ, 2002. С. 428—430.
131 РАЗДЕЛ 3
гократно обращаться в процессе поиска их смысла. Они служат своего рода субъективным ориентиром в этом поиске.
Эмпатичный терапевт проницательно улавливает смысл со-стояния, переживаемого пациентом в данный конкретный мо-мент, и указывает на этот смысл, чтобы помочь пациенту скон-центрироваться на нем и побудить пациента к дальнейшему бо-лее полному и беспрепятственному переживанию.
Небольшой пример может пояснить как само понятие пере-живания, так и его отношение к эмпатии.
Один участник психотерапевтической группы довольно не-гативно высказался в адрес своего отца. Ведущий говорит: «Соз-дается впечатление, что ты сердит на своего отца». Тот отвечает: «Нет, я не думаю». — «Может быть, ты не удовлетворен им?» — «Ну, может быть» (с сомнением). — «Может быть, ты разочаро-вался в нем?» Следует быстрый ответ: «Да, я разочаровался тем, что он слабый человек. Я думаю, я давно разочаровался в нем, еще в детстве».
С чем этот человек сверялся, устанавливая правильность раз-ных предлагавшихся слов? Гендлин считает, и я согласен с ним, что это было некое наличное психофизиологическое состояние. Обычно оно субъективно достаточно определено, и человек мо-жет хорошо пользоваться им для сравнения с подбираемыми обозначениями. В нашем случае «сердит» не подходит, «неудов-летворен» — оказывается ближе, и слово «разочарован» — впол-не точно. Будучи найдено, оно, как это часто бывает, побуждает
к дальнейшему течению переживаний.
На основе изложенного позвольте мне попробовать описать эмпатию более удовлетворительным для меня сейчас образом. Я больше не говорю «состояние эмпатии», потому что думаю, что это скорее процесс, чем состояние. Попытаюсь описать его суть.
Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоян-ную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху или гневу, или растроганности, или стеснению — одним
132 РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает вре-менную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ва-ших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые вол-нуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внима-тельное прислушивание к получаемым ответам. Вы — доверен-ное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы пережи-ваний другого, вы помогаете ему переживать более полно и кон-структивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить толь-ко люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определен-ном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят.
Может быть, это описание делает понятным, что быть эмпа-тичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким.
К. Хорни
ТРЕВОЖНОСТЬ *
? ля тех, кто, подобно Фрейду, склонен объяснять пси-хические проявления исключительно органическими
* Хорни К. Собр. соч.: В 3 т. М.: Смысл, 1997. Т. 2. С. 174—180.
133 РАЗДЕЛ 3
причинами, тревожность является чрезвычайно интересной про-блемой из-за своей тесной связи с физиологическими процессами.
Действительно, тревожность часто сопровождается физиоло-гическими симптомами, такими как сердцебиение, испарина, понос, учащенное дыхание. Эти физические признаки появля-ются как при осознанной тревоге, так и при неосознанной. На-пример, перед экзаменом у пациента может быть понос, и он может полностью сознавать наличие тревоги. Но сердцебиение или частые позывы к мочеиспусканию могут возникать и без какого-либо осознания тревоги, и лишь позднее человек начи-нает понимать, что испытывал тревогу.
Хотя физические проявления эмоций особенно заметно вы-ражены в тревоге, они характерны не только для нее. При де-прессии замедляются физические и психические процессы; бур-ная радость изменяет напряженность тканей или делает походку легче; сильная ярость вызывает дрожь или приток крови к голо-ве. Демонстрируя связь тревоги с физиологическими фактора-ми, нередко указывают на то, что тревожность может стимули-роваться химическими препаратами. Однако и это относится не
к одной лишь тревожности. Химические препараты вызывают также приподнятое настроение или сон, и их воздействие не представляет психологической проблемы. Психологическая про-блема может быть поставлена лишь следующим образом: како-вы психические условия для возникновения таких состояний, как тревожность, сон, приподнятое настроение?
Во-первых, тревожность, как и страх, является эмоциональ-ной реакцией на опасность. В отличие от страха тревожность ха-рактеризуется, прежде всего, расплывчатостью и неопределенно-стью. Даже если имеется конкретная опасность, как при земле-трясении, тревожность связана с ужасом перед неизвестным. То же самое качество присутствует в невротической тревоге, незави-симо от того, является ли опасность неопределенной или же она воплощена в чем-то конкретном, например, в страхе высоты.
Во-вторых, тревога, как отмечал Гольдштейн, вызывается такой опасностью, которая угрожает самой сущности или ядру личности.
134 РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Так как различные индивиды считают своими жизненно важ-ными ценностями совершенно разные вещи, можно обнаружить самые разнообразные вариации и в том, что они переживают как смертельную угрозу. Хотя определенные ценности чуть ли не повсеместно воспринимаются как жизненно важные — напри-мер жизнь, свобода, дети — однако лишь от условий жизни дан-ного человека и от структуры его личности зависит, что станет для него высшей ценностью: тело, собственность, репутация, убеждения, работа, любовные отношения. Как мы вскоре уви-дим, осознание этого условия тревожности дает нам ориентир для понимания тревоги при неврозах.
В-третьих, как справедливо подчеркивал Фрейд, тревога, в противоположность страху, характеризуется чувством беспомощ-ности перед надвигающейся опасностью. Беспомощность может быть обусловлена внешними факторами, как в случае землетря-сения, или внутренними, такими как слабость, трусость, безы-нициативность. Таким образом, одна и та же ситуация может вызывать либо страх, либо тревогу, в зависимости от способнос-ти или готовности индивида бороться с опасностью. Проиллюс-трирую это историей, рассказанной мне пациенткой: однажды ночью она услышала шум в соседней комнате, и ей показалось, будто грабители пытаются взломать дверь. Она отреагировала на это сердцебиением, испариной и чувством тревоги. Спустя не-которое время она встала и пошла в комнату своей старшей до-чери. Дочь также была напугана, но решилась пойти навстречу опасности и направилась в комнату, где орудовали незваные го-сти. В результате ей удалось прогнать грабителей. Мать ощуща-ла себя беспомощной при одной мысли об опасности, а дочь — нет; у матери имела место тревога, у дочери — страх.
Поэтому удовлетворительное описание любого рода тревоги должно дать ответ на три вопроса: что подвергается угрозе? ка-ков источник угрозы? чем объясняется беспомощность перед лицом опасности?
Загадочность невротической тревоги заключается в отсутствии вызывающейееопасности,или,вовсякомслучае,вдиспропорции
135 РАЗДЕЛ 3
между действительной опасностью и интенсивностью тревоги. Складывается впечатление, что опасности, которых боится невро-тик, — всего лишь продукт его воображения. Однако невротичес-кая тревога может быть, по меньшей мере, столь же интенсивной, как и тревога, вызванная действительно опасной ситуацией. Именно Фрейд проложил путь к пониманию этой запутанной проблемы. Он утверждал, что, независимо от внешнего впечатле-ния, опасность, которой страшатся при невротической тревоге, является столь же реальной, как и та, что вызывает «объективную» тревогу. Различие заключается в том, что при неврозе опасность конституирована субъективными факторами.
Исследуя природу субъективных факторов, Фрейд, как обыч-но, связывает невротическую тревогу с инстинктивными источ-никами. Говоря вкратце, источником опасности, согласно Фрей-ду, является величина инстинктивного напряжения или караю-щая сила Сверх-Я; опасности подвергается Я; беспомощность порождается слабостью Я, его зависимостью от Оно и Сверх-Я.
Поскольку страх перед Сверх-Я будет обсуждаться в связи с концепцией Сверх-Я, здесь я рассмотрю в первую очередь взгля-ды Фрейда на то, что он называет невротической тревогой в бо-лее строгом значении слова, а именно, страх Я оказаться погло-щенным инстинктивными притязаниями Оно. Эта теория ос-новывается, в конечном счете, на той же самой механистической концепции, что и доктрина Фрейда об инстинктивном удовлет-ворении: удовлетворение является результатом уменьшения ин-стинктивного напряжения; тревожность является результатом его увеличения. Напряжение, порождаемое запретными вытес-ненными влечениями, является реальной угрозой, вызывающей невротическую тревогу: когда ребенок, оставленный в одиноче-стве матерью, испытывает тревогу, он бессознательно антици-пирует накопление либидинозных влечений вследствие их фру-страции.
Фрейд находит поддержку этой механистической концепции
в наблюдении, что пациент освобождается от тревоги, когда об-ретает способность выражать ранее вытесненную враждебность,
136 РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
направленную против аналитика: по мнению Фрейда, именно эта запретная враждебность вызывала тревогу, а разрядка ее рас-сеяла. Фрейд осознает, что облегчение может быть обусловлено
и тем, что аналитик не прореагировал на враждебность упрека-ми или гневом, но не замечает, что данное объяснение лишает механистическую
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.32.238 (0.023 с.) |