Тема: «кожа и ее производные. Дыхательная система». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «кожа и ее производные. Дыхательная система».



1. Актуальность темы. Кожа является покровным органом, поэтому главной ее функцией является защита организма от повреждающих воздействий факторов (механические, химические, термические, бактериальные, радиационные и др.), окружающей среды и участие в поддержании внутренней среды. Кроме того кожа участвует в терморегуляции, водно-солевом обмене, выполняет экскреторную функцию, участвует в депонировании крови, эндокринная и метаболическая, рецепторная и иммунная функция. Поэтому не случайно при осмотре больного большое значение придается изучению состояния кожи, обращая внимание на цвет, температуру, тургор, эластичность, влажность чувствительность и др. Кожа состоит из двух главных частей: эпидермиса – многослойного плоского ороговевающего эпителия и дермы – соединительнотканной основы кожи. Производными кожи являются волосы, ногти, сальные и потовые и молочные железы.

При изучении органов дыхания необходимо отметить зависимость структуры различных отделов воздухопроводящих путей и респираторных отделов от выполняемой ими функции. Так, благодаря наличию в воздухопроводящих путях мерцательного эпителия, желез, обильной капиллярной сети, воздух очищается, увлажняется и согревается. Наличие в стенке воздухоносных путей хряща способствует свободному прохождению воздуха. В мелких бронхах и бронхиолах прохождение воздуха обеспечивается хорошо развитой гладкой мускулатурой. Особенности структуры стенки альвеол и специфика кровообращения в легких обуславливают функцию газообмена.

2. Цель занятия. Изучить источники развития, микроскопическое и ультрамикроскопическое строение, функции и регенерацию кожи и ее производных. Изучить строение органов дыхания, их развитие и возрастные особенности.

Студент должен уметь:

1. Находить, дифференцировать в микропрепарате эпидермис, его слои, дать морфологическую характеристику клеток эпидермиса.

2. Находить и идентифицировать эпителиоцитов эпидермиса.

3. Находить и дифференцировать в микропрепарате тканевые элементы сетчатого и сосочкового слоев дермы.

4. Находить и дифференцировать концевые отделы, выводные протоки сальных и потовых желез.

5. Находить и дифференцировать, дать морфологическое описание составных частей волос.

6. Находить и дифференцировать в микропрепарате составные элементы ногтя.

7. Читать с помощью микроскопа гистологический препарат трахеи и дифференцировать под микроскопом слизистую, волокнисто-хрящевую и адвинтициальную оболочки,

8. Читать с помощью микроскопа гистологический препарат легкого и дифференцировать под микроскопом бронхи различного калибра и альвеолы.

Для реализации учебных целей студент должен знать:

1. Источники и эмбриональное развитие кожи и ее производных.

2. Строение, функцию и особенности регенерации многослойного плоского ороговевающего эпителия.

3. Гистологическое строение потовых и сальных желез, волоса и ногтя.

4. Микро- и ультрамикроскопическое строение бронхов различного калибра.

5. Микро- и ультрамикроскопическое строение альвеол.

6. Особенности кровоснабжения легкого.

7. аэрогематический баръер.

3. Ориентировочное время для самоподготовки – 135 минут.

4. Место проведения самоподготовки: читальный зал, кабинет самоподготовки кафедры.

5. Оснащение: микроскопы, гистологические микропрепараты, таблицы, электронограммы, методические пособия, атласы.

Контрольные вопросы:

1. Эмбриональные источники развития эпидермоцитов, меланоцитов, клеток Лангерганса, клеток Меркеля и дермы.

2. Строение и функция эпидермиса.

3.Гистологическое строение и функции сосочкового и сетчатого слоев дермы.

4. Гистологическое строение сальных и потовых желез кожи.

5. Гистологическое строение и функции роговых производных кожи – волос и ногтей.

6. Общая характеристика органов дыхания (состав и функция).

7. Развитие органов дыхания.

8. Строение слизистой оболочки носовой полости, ее респираторной и обонятельной областей.

9. Трахея и главные бронхи.

10. Легкое. Общий принцип строения.

11. Особенности строения крупных бронхов.

12. Структурные различия между мелкими и средними бронхами.

13. Строение и функциональные особенности бронхиол.

14. Респираторный отдел. Строение респираторных бронхиол, альвеолярных ходов, альвеолярных мешочков.

15. Аэрогематический барьер.

16.Особенности кровообращения и иннервация легкого. Регенерация органов дыхания.

Учебные микропрепараты.

1. Кожа пальца. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть эпидермис, сосочковый и сетчатый слои дермы, подкожную жировую клетчатку, потовые и сальные железы.

При большом увеличении изучить строение слоев эпидермиса и детально ознакомиться со строением сосочкового и сетчатого слоев дермы.

Зарисовать и обозначить: эпидермис с базальным слоем, шиповатым, зернистым, блестящим и роговым слоями; дерму с сосочковым и сетчатым слоями и кожными железами.

2. Кожа с волосом. Окраска гематоксилин-эозин.

Кожа волосистой части является «тонкой кожей» - роговой слой очень тонкий, блестящий слой отсутствует, зернистый слой состоит из
1-2 слоев клеток. Сосочки дермы менее выражены, чем в коже пальцев.

Отличительной особенностью препарата является наличие волос и сальных желез. В стержне волоса выделяется центральное мозговое вещество, по периферии корковое вещество более темного цвета и один слой плоских клеток на поверхности – кутикула. Корень волоса заканчивается расширением – луковицей с сосочком и мешочком. Найти альвеолярные сальные железы, расположенные рядом с волосом, а на границе с подкожной клетчаткой располагаются концевые отделы потовых желез.

Зарисовать и обозначить: эпидермис, дерма, корень волоса, луковица, волосяной сосочек, волосяная сумка, сальная и потовая железы.

3. Ноготь. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти и зарисовать ногтевую фалангу, на тыльной поверхности которой расположена ногтевая пластинка розового цвета, лежащая на ногтевом ложе. В ногтевой пластинке определить корень, тело и край, рассмотреть задний ногтевой валик. В ногтевой ложе выделить эпителиальную (базальная и шиповатая слои) и соединительнотканную части (дерму).

При большом увеличении изучить детали строения ногтя.

Зарисовать и обозначить: корень ногтя, край ногтя, тело ногтя, ногтевое ложе, костная фаланга.

4. Трахея. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть в стенке трахеи слизистую, фиброзно-хрящевую и адвентициальную оболочки.

При большом увеличении изучить строение слизистой оболочки с многорядным мерцательным эпителием, соединительнотканным собственным слоем и подслизистой основой слизистой оболочки с железами. В фиброзно-хрящевой оболочке рассмотреть гиалиновый хрящ с надхрящницей; в местах соединения хрящевых полуколец отыскать гладкие мышечные клетки. В адвентициальной оболочке найти волокна и клетки рыхлой соединительной ткани.

Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка с однослойным многорядным мерцательным эпителием, собственным и подслизистым слоями, железы, фиброзно-хрящевая оболочка, адвентициальная оболочка.

5. Легкое. Окраска гематоксилин-эозин.

При обзорном осмотре препарата рассмотреть многочисленные альвеолы, имещие вид тонкостенных пузырьков. Найти бронхи и по диаметру просвета, наличию или отсутствию в их стенке слизистых желез и хрящевых пластинок определить их тип. В прослойках соединительной ткани определить кровеносные сосуды и лимфоидные фолликулы.

При большом увеличении микроскопа в альвеолах выделить альвеолоциты. В стенках мелких бронхов рассмотреть эпителий, соединительнотканный и мышечный слои. Обратить внимание на значительную толщину мышечного слоя в слизистой оболочке мелких бронхов и отсутствие хряща. В среднем бронхе рассмотреть однослойный многорядный мерцательный эпителий, собственный, мышечный и подслизистый слои слизистой оболочки с железами; в фиброзно-хрящевой оболочке найти пластинки эластического хряща и изучить соединительнотканные волокна и клетки адвентициального слоя.

Зарисовать и обозначить: альвеолы, мелкие бронхи, бронхи среднего калибра с их оболочками и слоями, прослойки интерстициальной ткани, кровеносные сосуды, лимфоидные фолликулы.

 

Тестовые вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.01 с.)