Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «кожа и ее производные. Дыхательная система».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Актуальность темы. Кожа является покровным органом, поэтому главной ее функцией является защита организма от повреждающих воздействий факторов (механические, химические, термические, бактериальные, радиационные и др.), окружающей среды и участие в поддержании внутренней среды. Кроме того кожа участвует в терморегуляции, водно-солевом обмене, выполняет экскреторную функцию, участвует в депонировании крови, эндокринная и метаболическая, рецепторная и иммунная функция. Поэтому не случайно при осмотре больного большое значение придается изучению состояния кожи, обращая внимание на цвет, температуру, тургор, эластичность, влажность чувствительность и др. Кожа состоит из двух главных частей: эпидермиса – многослойного плоского ороговевающего эпителия и дермы – соединительнотканной основы кожи. Производными кожи являются волосы, ногти, сальные и потовые и молочные железы. При изучении органов дыхания необходимо отметить зависимость структуры различных отделов воздухопроводящих путей и респираторных отделов от выполняемой ими функции. Так, благодаря наличию в воздухопроводящих путях мерцательного эпителия, желез, обильной капиллярной сети, воздух очищается, увлажняется и согревается. Наличие в стенке воздухоносных путей хряща способствует свободному прохождению воздуха. В мелких бронхах и бронхиолах прохождение воздуха обеспечивается хорошо развитой гладкой мускулатурой. Особенности структуры стенки альвеол и специфика кровообращения в легких обуславливают функцию газообмена. 2. Цель занятия. Изучить источники развития, микроскопическое и ультрамикроскопическое строение, функции и регенерацию кожи и ее производных. Изучить строение органов дыхания, их развитие и возрастные особенности. Студент должен уметь: 1. Находить, дифференцировать в микропрепарате эпидермис, его слои, дать морфологическую характеристику клеток эпидермиса. 2. Находить и идентифицировать эпителиоцитов эпидермиса. 3. Находить и дифференцировать в микропрепарате тканевые элементы сетчатого и сосочкового слоев дермы. 4. Находить и дифференцировать концевые отделы, выводные протоки сальных и потовых желез. 5. Находить и дифференцировать, дать морфологическое описание составных частей волос.
6. Находить и дифференцировать в микропрепарате составные элементы ногтя. 7. Читать с помощью микроскопа гистологический препарат трахеи и дифференцировать под микроскопом слизистую, волокнисто-хрящевую и адвинтициальную оболочки, 8. Читать с помощью микроскопа гистологический препарат легкого и дифференцировать под микроскопом бронхи различного калибра и альвеолы. Для реализации учебных целей студент должен знать: 1. Источники и эмбриональное развитие кожи и ее производных. 2. Строение, функцию и особенности регенерации многослойного плоского ороговевающего эпителия. 3. Гистологическое строение потовых и сальных желез, волоса и ногтя. 4. Микро- и ультрамикроскопическое строение бронхов различного калибра. 5. Микро- и ультрамикроскопическое строение альвеол. 6. Особенности кровоснабжения легкого. 7. аэрогематический баръер. 3. Ориентировочное время для самоподготовки – 135 минут. 4. Место проведения самоподготовки: читальный зал, кабинет самоподготовки кафедры. 5. Оснащение: микроскопы, гистологические микропрепараты, таблицы, электронограммы, методические пособия, атласы. Контрольные вопросы: 1. Эмбриональные источники развития эпидермоцитов, меланоцитов, клеток Лангерганса, клеток Меркеля и дермы. 2. Строение и функция эпидермиса. 3.Гистологическое строение и функции сосочкового и сетчатого слоев дермы. 4. Гистологическое строение сальных и потовых желез кожи. 5. Гистологическое строение и функции роговых производных кожи – волос и ногтей. 6. Общая характеристика органов дыхания (состав и функция). 7. Развитие органов дыхания. 8. Строение слизистой оболочки носовой полости, ее респираторной и обонятельной областей. 9. Трахея и главные бронхи. 10. Легкое. Общий принцип строения. 11. Особенности строения крупных бронхов. 12. Структурные различия между мелкими и средними бронхами. 13. Строение и функциональные особенности бронхиол. 14. Респираторный отдел. Строение респираторных бронхиол, альвеолярных ходов, альвеолярных мешочков. 15. Аэрогематический барьер. 16.Особенности кровообращения и иннервация легкого. Регенерация органов дыхания. Учебные микропрепараты. 1. Кожа пальца. Окраска гематоксилин-эозин.
При малом увеличении микроскопа рассмотреть эпидермис, сосочковый и сетчатый слои дермы, подкожную жировую клетчатку, потовые и сальные железы. При большом увеличении изучить строение слоев эпидермиса и детально ознакомиться со строением сосочкового и сетчатого слоев дермы. Зарисовать и обозначить: эпидермис с базальным слоем, шиповатым, зернистым, блестящим и роговым слоями; дерму с сосочковым и сетчатым слоями и кожными железами. 2. Кожа с волосом. Окраска гематоксилин-эозин. Кожа волосистой части является «тонкой кожей» - роговой слой очень тонкий, блестящий слой отсутствует, зернистый слой состоит из Отличительной особенностью препарата является наличие волос и сальных желез. В стержне волоса выделяется центральное мозговое вещество, по периферии корковое вещество более темного цвета и один слой плоских клеток на поверхности – кутикула. Корень волоса заканчивается расширением – луковицей с сосочком и мешочком. Найти альвеолярные сальные железы, расположенные рядом с волосом, а на границе с подкожной клетчаткой располагаются концевые отделы потовых желез. Зарисовать и обозначить: эпидермис, дерма, корень волоса, луковица, волосяной сосочек, волосяная сумка, сальная и потовая железы. 3. Ноготь. Окраска гематоксилин-эозин. При малом увеличении микроскопа найти и зарисовать ногтевую фалангу, на тыльной поверхности которой расположена ногтевая пластинка розового цвета, лежащая на ногтевом ложе. В ногтевой пластинке определить корень, тело и край, рассмотреть задний ногтевой валик. В ногтевой ложе выделить эпителиальную (базальная и шиповатая слои) и соединительнотканную части (дерму). При большом увеличении изучить детали строения ногтя. Зарисовать и обозначить: корень ногтя, край ногтя, тело ногтя, ногтевое ложе, костная фаланга. 4. Трахея. Окраска гематоксилин-эозин. При малом увеличении микроскопа рассмотреть в стенке трахеи слизистую, фиброзно-хрящевую и адвентициальную оболочки. При большом увеличении изучить строение слизистой оболочки с многорядным мерцательным эпителием, соединительнотканным собственным слоем и подслизистой основой слизистой оболочки с железами. В фиброзно-хрящевой оболочке рассмотреть гиалиновый хрящ с надхрящницей; в местах соединения хрящевых полуколец отыскать гладкие мышечные клетки. В адвентициальной оболочке найти волокна и клетки рыхлой соединительной ткани. Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка с однослойным многорядным мерцательным эпителием, собственным и подслизистым слоями, железы, фиброзно-хрящевая оболочка, адвентициальная оболочка. 5. Легкое. Окраска гематоксилин-эозин. При обзорном осмотре препарата рассмотреть многочисленные альвеолы, имещие вид тонкостенных пузырьков. Найти бронхи и по диаметру просвета, наличию или отсутствию в их стенке слизистых желез и хрящевых пластинок определить их тип. В прослойках соединительной ткани определить кровеносные сосуды и лимфоидные фолликулы. При большом увеличении микроскопа в альвеолах выделить альвеолоциты. В стенках мелких бронхов рассмотреть эпителий, соединительнотканный и мышечный слои. Обратить внимание на значительную толщину мышечного слоя в слизистой оболочке мелких бронхов и отсутствие хряща. В среднем бронхе рассмотреть однослойный многорядный мерцательный эпителий, собственный, мышечный и подслизистый слои слизистой оболочки с железами; в фиброзно-хрящевой оболочке найти пластинки эластического хряща и изучить соединительнотканные волокна и клетки адвентициального слоя.
Зарисовать и обозначить: альвеолы, мелкие бронхи, бронхи среднего калибра с их оболочками и слоями, прослойки интерстициальной ткани, кровеносные сосуды, лимфоидные фолликулы.
Тестовые вопросы
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.166.12 (0.011 с.) |