Тема: «эндокринная система (гипоталамус, гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, околощитовидная железа, надпочечник)». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «эндокринная система (гипоталамус, гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, околощитовидная железа, надпочечник)».



1. Актуальность темы. В процессе эволюции с появлением многоклеточных организмов возникла необходимость в координации деятельности различных органов, выполняющих специализированные функции. Эта необходимость послужила предпосылкой к возникновению и становлению регуляторных механизмов, ответственных за взаимосвязь отдельных частей сложного организма, обеспечивающие его целостности, приспособляемость к меняющимся условиям внешней среды.

К таким регуляторным механизмам относится система желез внутренней секреции. В эндокринную систему входят высокоспециализированные секреторные органы и гормонпродуцирующие клетки неэндокринных органов – пищеварения, дыхания, выделения. Для всех компонентов эндокринной системы характерна способность синтезировать и выделять непосредственн6о в кровь и лимфу гормоны – биологически активные, строгоспецифические вещества, которые совместно с нервной системой регулируют уровень обмена и функциональную активность клеток, органов и систем организма.

Эндокринная система совместно с нервной системой осуществляет регуляцию и координацию функций организма. Одновременно органы эндокринной системы взаимосвязаны и взаимозависимы, несмотря на строгую специфичность каждого из них. Периферические железы вырабатывают гормоны, которые оказывают определенное воздействие на обменные процессы и функции органов.

2. Цель занятия. Изучить развитие, строение и гистофизиологию центральных органов эндокринной системы – гипоталамуса, гипофиза, эпифиза, а также взаимодействия различных звеньев эндокринной системы.

Знать эмбриональные источники и процесс развития, микроскопическое строение и функциональную характеристику щитовидной, паращитовидной желез и надпочечника; особенности взаимодействия их с гипофизом; возрастные изменения.

Студент должен уметь:

1. Прочитать с помощью микроскопа гистологический препарат гипофиза, при этом находить и дифференцировать в препарате переднюю долю аденогипофиза, промежуточную долю аденогипофиза и заднюю долю нейрогипофиза (питуициты).

2. Находить и дифференцировать под микроскопом составные элементы эпифиза.

3. Находить и дифференцировать под микроскопом составные элементы эпифиза (капсулу и прослойки соединительной ткани, дольки эпифиза, пинеалоциты).

4. Прочитать с помощью микроскопа гистологический препарат «щитовидная железа» и дифференцировать следующие структурные образования (капсула, соединительнотканные прослойки, фолликулы, интерфолликулярные островки, коллоид).

5. Определить на рисунках гистопрепаратов:

- гиперфункцию железы;

- гипофункцию железы.

6. Выделить при микроскопировании гистопрепарата «паращитовидная железа» (капсулу, трабекулы, паратироциты).

7. Прочитать под микроскопом гистопрепарат «надпочечник» и дифференцировать структуры - капсула, корковое и мозговое вещество паренхимы, зоны коркового вещества (клубочковая, пучковая и сетчатая), кровеносные капилляры мозгового вещества.

Для реализации учебных целей студент должен знать:

- тканевой состав и гистоструктуру гипоталамуса с определением нейросекреторных клеток и знанием их функционального назначения;

- тканевой состав и гистологическое строение аденогипофиза, нейрогипофиза и эпифиза;

- ультраструктуру и функции хромофобных и хромофильных эндокриноцитов аденогипофиза, базофильных эндокриноцитов промежуточной части аденогипофиза, питуицитов, пинеалоцитов;

- особенности кровообращения гипофиза;

- классификацию эндокринных желез;

- общую характеристику желез внутренней секреции;

- развитие и строение щитовидной железы;

- развитие и строение паращитовидной железы;

- развитие и строение надпочечника;

- название гормонов данных желез и их действие на организм человека;

- возрастные особенности данных желез.

3. Ориентировочное время для самоподготовки – 135 мин.

4. Место проведения самоподготовки: читальный зал, кабинеты самоподготовки кафедры.

5. Оснащение: микроскопы, гистологические микропрепараты, таблицы, учебные пособия, атласы.

Контрольные вопросы:

1. Морфо-функциональная характеристика желез внутренней секреции.

2. Классификация эндокринных желез.

3. Строение и функция гипоталамуса.

4. Гипофиз, развитие его различных отделов.

5. Строение передней, средней и задней долей гипофиза.

6. Функция гипофиза и его взаимосвязь с другими железами внутренней секреции.

7. Эпифиз: пинеалоциты, интерстициальные клетки их функция.

8. Эмбриональные источники и развитие щитовидной и паращитовидной желез.

9. Развитие и строение щитовидной железы. Морфофункциональные изменения при гипер- и гипофункции щитовидной железы.

10. Морфофункциональная характеристика паращитовидной железы, возрастные особенности.

11. Эмбриональные источники и развитие надпочечника.

12. Морфофункциональная характеристика коркового и мозгового вещества надпочечника, возрастные особенности.

13. Понятие о диффузной эндокринной системе, определение роли гормон продуцирующих клеток в регуляции функций органов и систем.

Учебные микропрепараты

1. Гипофиз. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении рассмотреть общую конструкцию гипофиза: интенсивно окрашенную переднюю долю с большим количеством эпителиальных клеток и кровеносных сосудов; светло-розовую, бедную клеточными элементами заднюю долю; промежуточную часть, которая на препарате в виде фиолетовой полоски эпителиальных клеток окружает заднюю долю; туберальную часть, прилегающую сверху к передней доле.

При большом увеличении в передней доле отыскать хромофильные и хромофобные клетки, изучить их расположение, вид, цвет, форму, величину. Рассмотреть клетки и ложные фолликулы промежуточной части, клетки питуициты и глиальные клетки в задней доле, базофильные эпителиальные клетки в туберальной части.

Зарисовать препарат и сделать соответствующие обозначения.

2. Эпифиз. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть общий принцип строения эпифиза: капсулу, соединительнотканные прослойки, дольки железы, паренхиму железы.

При большом увеличении в составе паренхимы железы выделить в центральной части дольки клетки отростчатой формы – пинеалоциты. По периферии дольки найдите мелкие клетки отростчатой формой и определите их как глиоциты.

Зарисовать и обозначить: капсула, долька, пинеалоциты, поддерживающие глиоциты.

3. Щитовидная железа. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть строму органа (капсулу и прослойки) и паренхиму (фолликулы, заполненные коллоидом и интерфолликулярные островки).

При большом увеличении в стенке фолликулов рассмотреть фолликулярные и околофолликулярные тироциты. Между фолликулами отыскать интерфолликулярные островки и кровеносные сосуды.

Зарисовать и обозначить: капсула, прослойки, фолликулы, интерфолликулярные островки, кровеносные сосуды.

4. Околощитовидная железа. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении рассмотреть темно-синюю, овальной формы железу. Найти в ней капсулу, прослойки рыхлой соединительной ткани и тяжи эпителиальных клеток с интенсивно окрашенными ядрами.

При большом увеличении микроскопа определить вид клеток, обратить внимание на оксифильных и главных клеток (паратироцитов) по отношению к кровеносным сосудам (группы и тяжи).

Зарисовать и обозначить: капсула, прослойки, паратироциты, капилляры.

5. Надпочечник. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении рассмотреть общую конструкцию железы: тонкую розовую капсулу, фиолетового цвета корковое вещество, представленное эпителиальными клетками, расположенными в три зоны (клубочковая, пучковая и сетчатая), светлое мозговое вещество, состоящее из крупных хромаффинных клеток, расположенных вокруг синусоидных капилляров.

При большом увеличении микроскопа изучить детали строения коркового и мозгового вещества.

Зарисовать и обозначить: капсула, корковое вещество с его клубочковой, пучковой и сетчатой зонами и кровеносными капиллярами, мозговое вещество с хромаффинными клеткам и синусоидными капиллярами.

 

Тестовые вопросы

Эндокринная система

Пояснение. За каждым из перечисленных вопросов или незаконченных утверждений следуют обозначенные буквой ответы или завершения утверждений. Выберите один ответ или завершение утверждения, наиболее соответствующее каждому случаю.

1. Нейросекреторные нейроны гипоталамуса синтезируют следующие гормоны, КРОМЕ:

(А) вазопрессина; (Б) статины; (В) либерины; (Г) лютропина;

(Д) окситоцина.

2. Для задней доли гипофиза верно всё, КРОМЕ:

(А) место поступления в кровь вазопрессина;

(Б) место поступления в кровь окситоцина;

(В) место поступления в кровь фоллитропина;

(Г) содержит отростчатые глиальные клетки – питуициты;

(Д) содержит терминали аксонов, принадлежащих нейронам паравентрикулярного ядра.

3. Рилизинг-гормоны (либерины). Верно всё, КРОМЕ:

(А) тиролиберин активирует синтез и секрецию тиротропина;

(Б) люлиберин активирует секрецию фоллитропина и лютропина;

(В) гастрин-рилизинг гормон активирует секрецию гастрина,

инсулина, глюкагона;

(Г) кортиколиберин активирует секрецию пролактина;

(Д) соматолиберин активирует секрецию гормона роста.

4. Специфичность действия гормона определяется:

(А) характером эндотелия кровеносных капилляров в ткани-мишени;

(Б) временем полужизни гормона в сосудистом русле органа;

(В) концентрацией гормона в крови;

(Г) ритмом секреции гормона эндокринной клеткой;

(Д) наличием рецепторов к гормону в клетках-мишенях.

5. Надпочечники. Эндокринные клетки лежат параллельными тяжами и содержат значительное количество элементов гладкой эндоплазматической сети, множество липидных капель. В ответ на стимуляцию гипофизарным тропным гормоном эти клетки секретируют:

(А) окситоцин; (Б) катехоламины; (В) минералокортикоиды;

(Г) тирокальцитонин; (Д) глюкокортикоиды.

6. Базофильные клетки передней доли гипофиза, синтезирующие АКТГ. Верно всё, КРОМЕ:

(А) развиваются из выпячивания промежуточного мозга;

(Б) хорошо развита гранулярная эндоплазматическая сеть;

(В) имеют рецепторы к кортиколиберину;

(Г) имеют рецепторы к соматостатину;

(Д) регулируют синтез и секрецию глюкокортикоидов.

7. Клетки клубочковой зоны коры надпочечника. Верно всё, КРОМЕ:

(А) располагаются группами в виде клубочков;

(Б) хорошо развита гладкая эндоплазматическая сеть;

(В) синтезируют альдостерон; (Г) развиваются из нервного гребня;

(Д) тропный гормон - ангиотензин II.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.024 с.)