Тема: «Эпителиальные ткани. Железы». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Эпителиальные ткани. Железы».



1. Актуальность темы: Знание источников развития эпителий различного типа, их морфологической характеристики, топографии, особенностей функции и регенерации поможет будущим врачам дифференцировать нередко встречающиеся в клинической практике случаи метаплазии, распознавать природу последних, целенаправленно влиять на скорость регенерации органов, имеющих в своем составе эпителиальные ткани.

Многослойные эпителии развиваются из эктодермы и мезодермы. Испытывая постоянное воздействие неблагоприятных факторов внешней среды, эпителиальная ткань несет большую функциональную нагрузку и нарушение их барьерной и защитной функции естественно отразится на состоянии органов, в состав которых входят многослойные эпителии.

2. Цель занятия. Ознакомить студентов с понятием «ткань», современной классификацией тканей. Разобрать вопросы происхождения, функциональной деятельности и строения эпителиальной ткани. Изучить на препаратах строение различных видов эпителия. Составить представление о железах и железистом эпителии, разобрать основные принципы классификации желез. Познакомиться со строением простых и сложных желез.

Уметь находить и распознавать эпителии кожного типа в срезах органов. Довести это умение до уровня навыка, необходимого для дальнейшего обучения на кафедре патологической анатомии.

Общая конечная цель занятия:

Уметь находить и определять в срезах кишечника, трахеи, почек и тотальном препарате брюшины однослойные эпителии.

Уметь дифференцировать клеточный состав каждой разновидности однослойных эпителиев, их морфологические особенности. Общую морфофункциональную характеристику эпителиев вообще и эпителиев эктодермального и мезодермального происхождения.

Классификацию многослойных эпителиев, их строение, функцию и регенерацию.

Для достижения конечной цели студент должен знать:

1. Общую морфофункциональную характеристику эпителиев вообще и эпителиев эктодермального и мезодермального происхождения.

2. Классификацию многослойных эпителиев, их строение, функцию и регенерацию.

3. Общую морфо-функциональную характеристику эпителиев, источники их развития, строение, топографию, функцию и регенерацию.

4. Классификацию экзокринных желез по строению, механизму выделения секрета и его характеру.

3. Ориентировочное время для самоподготовки – 135 мин.

4. Место проведения самоподготовки читальный зал библиотеки, кабинет самоподготовки кафедры.

5. Оснащение: микроскопы, микропрепараты, таблицы, электронные микрофотографии, методические пособия, атласы.

Контрольные вопросы:

1. Современное представление понятия «ткань». Морфо-функциональная и генетическая классификация тканей.

2. Общая морфо-функциональная характеристика и классификация эпителиев.

3. Однослойные эпителии, их морфо-функциональная и генетическая классификация.

4. Однослойный плоский эпителий. Топография, источник развития, строение и регенерация.

5. Однослойный кубический эпителий. Топография, источник развития, строение и регенерация.

6. Однослойный призматический эпителий (железистый, каемчатый). Топография, источник развития, строение, функция и регенерация.

7. Однослойный многорядный мерцательный эпителий. Источник развития, топография, строение, функция и регенерация.

8. Многослойный плоский неороговевающий эпителий. Топография, строение, функция и регенерация.

9. Многослойный плоский ороговевающий эпителий. Топография, строение, функция и регенерация.

10. Переходный эпителий. Источник развития, топография, строение, функция и регенерация.

Учебные микропрепараты.

1. Однослойный плоский эпителий (мезотелий). Тотальный препарат сальника. Окраска - импрегнация солянокислым серебром с подкраской ядер гематоксилином.

При малом увеличении микроскопа выбрать наиболее тонкое место на пленке сальника, которое будет характеризоваться более светлой окраской.

При большом увеличении видны полигональные клетки, границы которых имеют темную окраску, что обусловлено обработкой препарата солями серебра. Границы клеток неровные. При изучении препарата следует иметь в виду, что он представляет собой вид на эпителий сверху, тогда как на поперечном срезе данные эпителиальные клетки имеют плоскую форму.

Зарисовать 3-5 клеток и обозначить: ядро, границы клеток.

2. Однослойный кубический эпителий. Поперечный срез извитых канальцев почки. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти канальцы.

При большом увеличении обратить внимание на форму клеток, образующих стенки канальцев, а также на однослойное их расположение на базальной мембране.

Зарисовать один почечный каналец и обозначить: кубические клетки, образующие стенку канальца, ядро, цитоплазма, базальная мембрана.

3. Высокий призматический эпителий почки кролика (демонстрационный ). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти поперечный срез канальцев почки.

При большом увеличении обратить внимание на призматическую форму клеток, образующих стенки канальцев, а также на однослойное их расположение на базальной мембране.

Зарисовать и обозначить: канальцы, призматические клетки, ядра клеток.

4. Однослойный многорядный мерцательный эпителий трахеи. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа на поперечном срезе трахеи найдите ее внутреннюю поверхность, выстланную однослойным многорядным мерцательным эпителием.

При большом увеличении найдите эпителиальный слой, состоящий из четырех основных типов клеток: низкие вставочные, высокие вставочные, реснитчатые и бокаловидные, ядра расположены на разных уровнях, т.е. в несколько рядов.

Зарисовать и обозначить: ядра коротких и длинных вставочных клеток, реснитчатых и бокаловидных клеток, базальная мембрана, подлежащая рыхлая соединительная ткань.

5. Многослойный плоский неороговевающий эпителий роговицы глаза. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти многослойный плоский эпителий, покрывающий переднюю поверхность роговицы глаза, состоящий из трех слоев (поверхностного, среднего и базального). Обратить внимание на различную форму клеток (и ядер) в различных слоях.

При большом увеличении зарисовать и обозначить: слой базальных клеток (цилиндрической формы), слой шиповатых клеток (полигональной формы), слой плоских клеток, базальная мембрана и прилегающая соединительная ткань.

6. Многослойный плоский ороговевающий эпителий кожи пальца. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении найти участок эпителия фиолетового цвета.

При большом увеличении рассмотреть тонкое строение эпителия. На базальной мембране, расположенной на границе эпителия и соединительной ткани, в один слой расположены высокие призматические клетки с овальными ядрами (базальные эпителиоциты – кератиноциты). Над ними расположена шиповатая зона, состоящая из полигональных клеток, соединенных отростками, ядра их округлой формы. Выше расположена зернистая зона, представленная двумя-тремя рядами уплощенных клеток, содержащих в цитоплазме зерна кератогиалина. Следующая зона – блестящая – примерно такой же ширины, имеет вид оксифильно окрашенной извилистой ленты (блестит). Органеллы и ядро исчезают, кератогиалиновые гранулы расстворяются и образуют матрикс. Наконец, самая широкая поверхностная зона, содержит уплощенные роговые чешуйки.

Зарисовать и обозначить: базальный, шиповатый, зернистый, блестящий и роговой слои, соединительная ткань.

7. Переходный эпителий мочевого пузыря. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа в одной из периферических частей среза найти складчатую слизистую оболочку, а в ней переходный эпителий. Установить эпителий в центре поля зрения.

При большом увеличении рассмотреть базальные, промежуточные и покровные клетки, обратив внимание на крупные круглые ядра покровных клеток.

Зарисовать и обозначить: базальные, промежуточные, покровные клетки, подлежащая соединительная ткань.

 

Тестовые вопросы

Эпителиальные ткани. Железы

Пояснение. За каждым из перечисленных вопросов или незаконченных утверждений следуют обозначенные буквой ответы или завершения утверждений. Выберите один ответ или завершение утверждения, наиболее соответствующее каждому случаю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.011 с.)