Хозяйственная жизнь и общество Древнего вавилона по законам Хаммурапи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хозяйственная жизнь и общество Древнего вавилона по законам Хаммурапи.



Законы вавилонского царя Хаммурапи.

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобрали законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи -- его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил.

Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения "истинного счастья и доброго правления" (слова из торжественного Пролога к Законам Хаммурапи).

Текст Законов был выбит на каменном столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и предзнаменований по имени Шамаш, который считался строгим блюстителем справедливости на Небе ("судья богов") и на Земле.

Структура законов Хаммурапи.

Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога Всего из сплошного текста выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными) Дело в том, что каменная стела из базальта была в свое время вывезена из Вавилона в соседнее царство Элам (территория нынешнего Ирана), где по приказу местного правителя и было выскоблено место для традиционной хвалебной надписи о подвигах покорителя Вавилона Этот камень нашли в 1901 г французские археологи в районе города Сузы, бывшей столицы Элама. Выставленный на городской площади "столб законов" должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.

В Законах Хаммурапи четыре статьи специально предусматривают наказания за различные случаи небрежности или невнимательности земледельца-общинника к орошительным сооружениям на своём участке (п.53, 54, 55, 56). В случае их прорыва и затопления поля соседей он должен был возместить ущерб, о чём кстати говорится в п.53:

" Если человек поленится укрепить плотину своего поля и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил ".

В противном случае его имущество и его самого продавали в возмещение соседям ущерба (п.54)

" Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной общины, хлеб которых унесла вода ".

Важным своим деянием вавилонский царь считал проведение грандиозного канала, названного " Рекой Хаммурапи ", о котором говорилось, что это богатство народа, приносящее, " изобилие воды Шумеру и Аккаду ".

Законы Хаммурапи установили наказание за халатное отношение к ирригационным сооружениям.

Как уже говорилось, в Мессопотамии были достаточно неблагоприятные условия для ведения сельского хозяйства и, в следствие этого, земля ценилась очень высоко, вплоть до того что были установлены специальные наказания за её порчу (п.42, 43, 44). Например п.43, направленном на арендаторов, говорится:

" Если он не обработает поля и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, а поле, которое он бросил, должен вспахать, взборонить и вернуть хозяину поля ".

Скотоводство

Скотоводческая отрасль включала в себя разведение как мелкого (овцы), так и крупного (быки) рогатого скота. Скот передавался для пастьбы специальным пастухам (наемным или царским людям), которые несли ответственность за потраву, а также за любой другой ущерб, происшедший в стаде по вине пастуха (п.263 - 265 и 267). Статьи 244 - 251 также можно отнести к скотоводству: в них, достаточно подробно, рассматриваются различные случаи найма скота, а также возмещение убытков связанные с этим наймом, что в свою очередь может свидетельствовать о том, что скот являлся достаточно большой ценностью в Месопотамии в те времена и обладать им мог не вся-кий, а только достаточно состоятельные люди. В то время как обработка земли требовала больших усилий и без помощи животных здесь было бы очень трудно обойтись.

Ремесло

Прежде всего надо сказать, что ремесла, как частного рода деятельности в Мессопотамии не существовало, т. к. все ремесленники были подчинены царскому или храмовому хозяйству. Это как раз можно проследить в п. 188, гласящем:

" Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, то он не может быть потребован обратно по суду ".

В Законах весьма часто такие профессиии как строитель, врач, корабельщик, вероятно потому, что это были самые распространенные профессии, услуги представителей которых пользовались большим спросом. Поэтому и возникла необходимость регулирования отношений между этими ремесленниками и их заказчиками. Но вместе с тем на протяжении всего кодекса не упоминаются такие профессии как, например, оружейник.

"Законы Хаммурапи" разделяли вавилонское общество на три социальные сословия: авелум ("мужи"), мушкенумов ("покорные") и вардум (рабы), Ассириологы считают, что на самом деле структура вавилонского общества была значительно сложнее. Но кто такие авелум и мушкенума?

Авелум "Законы Хаммурапи" явно называли полноправных членов сельской или городской общины, владельцев определенной доли общинной земли. Определить кем были мушкенума сложнее. Как видно из законов, мушкенума пользовались ограниченными гражданскими правами в обществе. Так, за оскорбление мушкенума предполагалось мягче наказания, чем за такую же образа авелум. Имущество мушкенума охранялось меньшим штрафом, здоровья оценивалось дешевле и тому подобное. Кем были мушкенума, точно не установлено. Ясно лишь, что в эту социальную группу, которой занималась царская администрация, входили также бедняки, ведь родственное ЕЕ названии слово мушкенуту означало бедность, нищета. В советской историографии мушкенума зачастую считался прослойка из пауперизованих крестьян и представителей других социальных групп, которых объединяли служба царю и общее название, одним словом - "царских людей". Существовали между мушкенума и авелум непреодолимые социальные барьеры? Скорее всего, не существовали (если наше представление о социальной природе мушкенумов адекватное), ведь земля в Вавилоне свободно покупалась и продавалась, поэтому те мушкенума, в которых водились деньги, могли приобрести землю и стать полноправными членами городской или сельской общины, то есть авелум.

В "Законах Хаммурапи" много внимания уделяется рабовладельческим отношениям - свидетельство того, что рабство в Вавилоне было важным общественным явлением. Основными источниками рабства были войны, работорговля, наследственное рабство, обращение в рабство правонарушителей. В Древнем Вавилоне рабы уже были юридически бесправным массой, их клеймили (брили полголовы делали специальное татуировки), нередко держали в кандалах. Закон позволял убивать непокорных рабов. Правда, § 282 позволял рабу жаловаться на своего господина в суд, однако судебные процессы между рабами и их хозяевами, хотя и были реальностью еще при III династии Ура, в Старовавилонским сутки уже не практиковались.

Характерно, что среди вавилонских рабов существовала определенная социальная градация. Так, рабыня-наложница пользовалась преимуществами перед другими рабами, его самого и ЕЕ детей запрещалось продавать, после смерти господина все они становились свободными (§ 146, 171). Отпускались на свободу также бывшие вавилонские граждане, попавшие в рабство за пределами страны.

Отдельным общественным прослойкой в Древнем Вавилоне были воины. Государству нужно было сильное войско, поэтому она заботилась о воинах, оказывала им ряд привилегий. "Законы Хаммурапи", в частности, оберегали воинов от алчных ростовщиков и произвольных командиров. Запрещалось отбирать долг покупать имущество в воина, разве что это была земля, приобретенная воином дополнительно к царскому надела. Ограбление, продажа в рабство воина командиром считались преступлением и карались смертью.

"Законы Хаммурапи" оберегали нравственность общества, в частности устанавливали жестокое наказание за клевету, за двурушничество, за оскорбление детьми своего отца или опекуна, за лжесвидетельство. Особенно следили в государстве по благопристойностью и добродетелями жриц. Если бы какая-нибудь из них пристрастилась к рюмке, ее могли сжечь живьем.

В "Законах Хаммурапи" находим следы существования в вавилонском обществе рудиментов первоначально родовых отношений: талиона (эквивалентной мести), круговой поруки, самосуда и тому подобное. Итак, при всей цивилизованности это общество еще стояло одной ногой в варварстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.59.217 (0.008 с.)