Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хозяйственная жизнь и общество Древнего вавилона по законам Хаммурапи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Законы вавилонского царя Хаммурапи. Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобрали законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи -- его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил. Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения "истинного счастья и доброго правления" (слова из торжественного Пролога к Законам Хаммурапи). Текст Законов был выбит на каменном столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и предзнаменований по имени Шамаш, который считался строгим блюстителем справедливости на Небе ("судья богов") и на Земле. Структура законов Хаммурапи. Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога Всего из сплошного текста выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными) Дело в том, что каменная стела из базальта была в свое время вывезена из Вавилона в соседнее царство Элам (территория нынешнего Ирана), где по приказу местного правителя и было выскоблено место для традиционной хвалебной надписи о подвигах покорителя Вавилона Этот камень нашли в 1901 г французские археологи в районе города Сузы, бывшей столицы Элама. Выставленный на городской площади "столб законов" должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права. В Законах Хаммурапи четыре статьи специально предусматривают наказания за различные случаи небрежности или невнимательности земледельца-общинника к орошительным сооружениям на своём участке (п.53, 54, 55, 56). В случае их прорыва и затопления поля соседей он должен был возместить ущерб, о чём кстати говорится в п.53: " Если человек поленится укрепить плотину своего поля и, вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил ". В противном случае его имущество и его самого продавали в возмещение соседям ущерба (п.54) " Если он не может возместить хлеб, то должно отдать его и его движимое имущество за серебро, и это серебро должны разделить между собой люди возделанной общины, хлеб которых унесла вода ". Важным своим деянием вавилонский царь считал проведение грандиозного канала, названного " Рекой Хаммурапи ", о котором говорилось, что это богатство народа, приносящее, " изобилие воды Шумеру и Аккаду ". Законы Хаммурапи установили наказание за халатное отношение к ирригационным сооружениям. Как уже говорилось, в Мессопотамии были достаточно неблагоприятные условия для ведения сельского хозяйства и, в следствие этого, земля ценилась очень высоко, вплоть до того что были установлены специальные наказания за её порчу (п.42, 43, 44). Например п.43, направленном на арендаторов, говорится: " Если он не обработает поля и бросит его, то он должен отдать хозяину поля хлеб, как его соседи, а поле, которое он бросил, должен вспахать, взборонить и вернуть хозяину поля ". Скотоводство Скотоводческая отрасль включала в себя разведение как мелкого (овцы), так и крупного (быки) рогатого скота. Скот передавался для пастьбы специальным пастухам (наемным или царским людям), которые несли ответственность за потраву, а также за любой другой ущерб, происшедший в стаде по вине пастуха (п.263 - 265 и 267). Статьи 244 - 251 также можно отнести к скотоводству: в них, достаточно подробно, рассматриваются различные случаи найма скота, а также возмещение убытков связанные с этим наймом, что в свою очередь может свидетельствовать о том, что скот являлся достаточно большой ценностью в Месопотамии в те времена и обладать им мог не вся-кий, а только достаточно состоятельные люди. В то время как обработка земли требовала больших усилий и без помощи животных здесь было бы очень трудно обойтись. Ремесло Прежде всего надо сказать, что ремесла, как частного рода деятельности в Мессопотамии не существовало, т. к. все ремесленники были подчинены царскому или храмовому хозяйству. Это как раз можно проследить в п. 188, гласящем: " Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, то он не может быть потребован обратно по суду ". В Законах весьма часто такие профессиии как строитель, врач, корабельщик, вероятно потому, что это были самые распространенные профессии, услуги представителей которых пользовались большим спросом. Поэтому и возникла необходимость регулирования отношений между этими ремесленниками и их заказчиками. Но вместе с тем на протяжении всего кодекса не упоминаются такие профессии как, например, оружейник. "Законы Хаммурапи" разделяли вавилонское общество на три социальные сословия: авелум ("мужи"), мушкенумов ("покорные") и вардум (рабы), Ассириологы считают, что на самом деле структура вавилонского общества была значительно сложнее. Но кто такие авелум и мушкенума? Авелум "Законы Хаммурапи" явно называли полноправных членов сельской или городской общины, владельцев определенной доли общинной земли. Определить кем были мушкенума сложнее. Как видно из законов, мушкенума пользовались ограниченными гражданскими правами в обществе. Так, за оскорбление мушкенума предполагалось мягче наказания, чем за такую же образа авелум. Имущество мушкенума охранялось меньшим штрафом, здоровья оценивалось дешевле и тому подобное. Кем были мушкенума, точно не установлено. Ясно лишь, что в эту социальную группу, которой занималась царская администрация, входили также бедняки, ведь родственное ЕЕ названии слово мушкенуту означало бедность, нищета. В советской историографии мушкенума зачастую считался прослойка из пауперизованих крестьян и представителей других социальных групп, которых объединяли служба царю и общее название, одним словом - "царских людей". Существовали между мушкенума и авелум непреодолимые социальные барьеры? Скорее всего, не существовали (если наше представление о социальной природе мушкенумов адекватное), ведь земля в Вавилоне свободно покупалась и продавалась, поэтому те мушкенума, в которых водились деньги, могли приобрести землю и стать полноправными членами городской или сельской общины, то есть авелум. В "Законах Хаммурапи" много внимания уделяется рабовладельческим отношениям - свидетельство того, что рабство в Вавилоне было важным общественным явлением. Основными источниками рабства были войны, работорговля, наследственное рабство, обращение в рабство правонарушителей. В Древнем Вавилоне рабы уже были юридически бесправным массой, их клеймили (брили полголовы делали специальное татуировки), нередко держали в кандалах. Закон позволял убивать непокорных рабов. Правда, § 282 позволял рабу жаловаться на своего господина в суд, однако судебные процессы между рабами и их хозяевами, хотя и были реальностью еще при III династии Ура, в Старовавилонским сутки уже не практиковались. Характерно, что среди вавилонских рабов существовала определенная социальная градация. Так, рабыня-наложница пользовалась преимуществами перед другими рабами, его самого и ЕЕ детей запрещалось продавать, после смерти господина все они становились свободными (§ 146, 171). Отпускались на свободу также бывшие вавилонские граждане, попавшие в рабство за пределами страны. Отдельным общественным прослойкой в Древнем Вавилоне были воины. Государству нужно было сильное войско, поэтому она заботилась о воинах, оказывала им ряд привилегий. "Законы Хаммурапи", в частности, оберегали воинов от алчных ростовщиков и произвольных командиров. Запрещалось отбирать долг покупать имущество в воина, разве что это была земля, приобретенная воином дополнительно к царскому надела. Ограбление, продажа в рабство воина командиром считались преступлением и карались смертью. "Законы Хаммурапи" оберегали нравственность общества, в частности устанавливали жестокое наказание за клевету, за двурушничество, за оскорбление детьми своего отца или опекуна, за лжесвидетельство. Особенно следили в государстве по благопристойностью и добродетелями жриц. Если бы какая-нибудь из них пристрастилась к рюмке, ее могли сжечь живьем. В "Законах Хаммурапи" находим следы существования в вавилонском обществе рудиментов первоначально родовых отношений: талиона (эквивалентной мести), круговой поруки, самосуда и тому подобное. Итак, при всей цивилизованности это общество еще стояло одной ногой в варварстве.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.233 (0.007 с.) |