Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древние государства долины Ганг.

Поиск

В Северной Индии во II тысячелетии до н. э. распространились индоарийские языки, носители которых, называвшие себя ариями, пришли в страну и принесли элементы иной культурной традиции.

Цивилизация в долине Инда, несмотря на высокий уровень развития, которого оно достигла, оставалась все же явлением регионального значения. Формирование этого жизненного уклада, который придал древней Индии единство при всем многообразии, началось с конца II тысячелетия до н. э. и было связано с возникновением государств в долине Ганга. Именно этим районам было суждено стать центром культуры и государственности.

Освоение долины Ганга

Основным достижением ведийских индийцев было хозяйственное освоение и прочное заселение большей части долины Ганга, до того покрытой джунглями. Возникшие здесь ранее очаги (например, Чиранд в Бихаре) были крайне редки. Наступление в долину Ганга велось с юга, откуда проникали земледельческие племена дравидов и мунда, и с севера - племена предгорьев Гималаев. Но главное направление колонизации, завершившейся созданием постоянных поселений и городов, - с северо-запада на юго-восток, из Пенджаба и Раджастхана.

Процесс освоения долины Ганга был длительным и стихийным. Индоарийские племена вступали в контакт с «аборигенным» населением, приспосабливались к местным условиям жизни и хозяйственной деятельности. Если судить по историческим преданиям и мифам, в тот период они уже считали себя жителями Индии. Продвигаться по территории, сплошь поросшей лесом, было весьма затруднительно, но индоарии знали железо, были мобильны. Они двигались и по рекам.

К середине I тысячелетия до н.э. долина Ганга была в основном освоена, несмотря на то, что значительные площади еще оставались под лесами и болотами, особенно в нижнем течении реки. Раскопки в Атранджикхере, Джодхпуре и в районах, прилегающих к Гангу с запада, показывают, что железо в этом районе вряд ли появилось ранее XI в. до н.э.; широкое же распространение орудий из него наблюдалось в первой половине I тысячелетия до н.э. Благодаря своей дешевизне и доступности оно быстро вытеснило камень и медь как материал для производства оружия и орудий труда.

Носители «культуры серой расписной керамики» изготовляли из железа наконечники стрел и копий, гарпуны, ножи, домашнюю утварь, а также строительные инструменты (долота, иглы, гвозди, пластины, щипцы, прутья), земледельческие орудия (серпы, топоры, очевидно, для рубки леса), украшения (кольца). В целом добыча и обработка железа были главным техническим достижением этого периода, имевшим определяющее значение для всей хозяйственной деятельности. Более совершенные орудия труда позволили осваивать новые площади. Это требовало больших усилий, но зато щедро вознаграждало земледельца. Архелогические раскопки свидетельствуют о знакомстве создателей «культуры серой расписной керамики» с рисом, пшеницей, ячменем. В поздней ведийской литературе рис фигурирует как одна из основных культур, причем были известны различные его сорта (черный, белый, скороспелый и др.). Наряду с ним в текстах встречаются упоминания о ячмене, пшенице, разных видах просяных и бобовых. Индийцы в то время знали сахарных тростник. Из масличных выращивали кунжут, из технических - лен. Земледелие этого периода уже нельзя считать примитивным: при пахоте часто употреблялся плуг, несмотря на то, что и мотыга продолжала играть важную роль. В плуг впрягали волов.

Довольно значительным был удельный вес скотоводства. Из домашних животных были известны коровы, буйволы, овцы, козы, ослы, верблюды, лошади. Главным богатством индийца считался скот, прежде всего быки, которые были тягловой силой, и коровы, дававшие важнейшие продукты питания. В верованиях постепенно корова начинает занимать особое место. Важное значение ее в хозяйстве было решающим фактором, приведшим к появлению культа коровы как одного из основных элементов религиозной практики индуизма.

Ведийские индийцы не создали таких развитых и мощных городских центров, как хараппцы. Хотя жители бассейна Ганга иногда и основывали свои поселения на месте бывших хараппских городов, прежние традиции

строительного искусства были в значительной мере утрачены. Постепенно города превратились в центры сосредоточения ремесла, выделившегося в самостоятельную отрасль экономики. В них производились сельскохозяйственные орудия, транспортные средства, ткани, посуда из металла, камня, дерева и глины, разнообразные украшения. Раскопки показали высокий уровень керамического производства в древних городах долины Ганга. Ведийский период отмечен ростом обмена между отдельным племенами, регулярной торговли.

Возникновение государства

Процесс образования государств в древней Индии был длительным. Органы власти возникали постепенно и вырастали, как правило, из племенных органов управления. Сами государства долгое время были некрупными - охватывали территорию одного племени или союза племен. Название свое они получали по наименованию самого сильного из них. К середине I тысячелетия до н.э. в наиболее развитых областях долины Ганга процесс превращения органов племенного самоуправления в государственные завершился. Племенной вождь - раджа в это время нередко выступает как единодержавный правитель. Правитель обычно принадлежал к самому знатному, богатому и многочисленному роду. Известно, что в ведийский период уже существовали царские династии. Царская власть в основном была наследственной, переходила от отца к старшему сыну. Народное собрание привлекалось к обсуждению вопроса о престолонаследии только тогда, когда этот порядок, теперь уже считавшийся обычным, по разным причинам нарушался. Раджа был верховным распорядителем государственного имущества, в первую очередь земли. Он командовал войском. Царь возглавлял аппарат управления, видимо, он был и верховным судьей, сам разбирал некоторые дела и даже мог лично наказывать виновных.

Особое положение раджи еще в ведийский период привело к тому, что государственная власть стала восприниматься как священная, а ее носитель объявлялся воплощением того или иного божества. Царь опирался на сородичей, которые обычно занимали важные должности в государственном аппарате, им доставалась большая часть военной добычи. Вокруг двора группировались другие могущественные роды.

Государственный аппарат еще не был разветвленным, однако уже определился ряд постоянных должностей: придворный жрец, военачальник, казначей, сборщик налогов и др.

Образование и упадок империи Маурьев. Характеристика империи Гуптов.

Антимакедонское восстание, приведшее к изгнанию македонских гарнизонов из Индии, возглавил упомянутый выше Чандрагупта. Воспоминания о Чандрагупте — одном из самых замечательных государственных деятелей в истории Индии — прочно сохранялись в народной памяти. Но вполне достоверных данных о нём и его деятельности очень немного. Сохранилось предание, что он не отличался благородством происхождения, принадлежал к варне шудр и всем был обязан самому себе и своим выдающимся способностям. В молодости он служил у царя Магадхи Дхана Панды, но в результате какого-то столкновения с царём бежал в Пенджаб. Здесь он и встретился с Александром Македонским. Возможно, ещё до окончательного изгнания македонян (около 324 г. до н. э.) или вскоре после изгнания (мнения исследователей на этот счёт расходятся) он организовал поход в Магадху, сверг Дхана Нанду и сам занял престол, положив этим начало династии, с правлением которой связано образование самого мощного в истории древней Индии государства. По родовому имени Чандрагупты основанная им династия носила название Маурья. Сохранились сведения о том, что большую роль в свержении династии Нанда и воцарении Чандрагупты сыграл брахман Каутилья (Чанакья), занимавший впоследствии должность главного советника Чандрагупты, выдающийся государственный деятель, сторонник сильной царской власти.

Вероятно, Чандрагупте удалось подчинить себе всю Северную Индию, но конкретные данные о его завоевательной деятельности до нас почти не дошли. Ко времени его царствования относится ещё одно столкновение с греко-македонянами. Около 305 г. до н. э. Селевк I попытался повторить поход Александра Македонского, но при вторжении в Индию он встретился с совершенно другой политической обстановкой, так как Северная Индия уже была объединена. Подробности войны Селевка с Чандрагуптой нам неизвестны. Условия заключённого между ними мирного договора показывают, что поход Селевка был неудачным. Селевк уступил Чандрагупте значительные территории, соответствующие современному Афганистану и Белуджистану, и дал в жёны индийскому царю-свою дочь, а Чандрагупта передал Селевку 500 боевых слонов, которые сыграли важную роль в дальнейших войнах Селевка.

Умер Чандрагупта, вероятно, около 298 г. до н. э. О его преемнике и сыне Биндусаре, кроме имени, неизвестно почти ничего. Можно предположить, что он не только сохранил все свои владения, но даже значительно расширил их за счёт государств Южной Индии. Вероятно, отражением активной завоевательной деятельности Биндусары является его прозвище Амитрагхата, что значит «истребитель врагов».

Сын его Ашока (около 273—236) до воцарения был наместником в северо-западной, а потом в западной части государства. Ашока получил в наследство от отца огромное государство. За время своего царствования он присоединил ещё одно государство Южной Индии — Калингу (современная Орисса). «Сто пятьдесят тысяч человек было угнано оттуда, сто тысяч убито и во много раз больше умерло»,— рассказывает об этом сам Ашока в одной из сохранившихся от его времени надписей. С подчинением Калинги власть Ашоки распространилась на всю Индию, за исключением крайней южной части полуострова.

Как уже указывалось выше, в большинстве индийских государств еще до объединения их под властью Маурьев государственная власть носила характер восточной деспотии. В империи Маурьев эта форма государства получила дальнейшее развитие.

Идеологами господствующего класса усиленно поддерживался культ царя и распространялось учение о божественном происхождении царской власти. Однако обожествление личности царя не мешало тому, что дворцовые интриги, перевороты, междоусобицы были в древней Индии самыми обычными явлениями. По свидетельству древних писателей, царь Магадхи вынужден был каждую ночь менять свою спальню, чтобы сбить с толку возможных заговорщиков.

При царе был совет — паришад, состоявший из представителей знатнейших семей рабовладельческой аристократии. Паришад имел лишь совещательные функции. Для управления большим государством существовал многочисленный и сложный аппарат, обслуживавший царскую канцелярию, налоговое ведомство, военное ведомство, монетный двор, царское хозяйство. Высшими должностными лицами были: главный мантрин, возглавлявший царскую администрацию, сенапати — командующий войсками, пурохшпа — главный жрец, дхармадъякша —главный авторитет по вопросам судопроизводства и толкования законов, астролог и др. Большую роль в управлении страной играли тайные осведомители, руководство которыми находилось непосредственно в руках царя. Царские чиновники получали жалованье либо деньгами, либо, что бывало чаще, натурой.

Основой государственного административного деления было село — грама. Следующую по величине территориальную единицу составляли десять сёл, два десятка объединялись в двадцатку, пять двадцаток — в сотню, десять сотен — в тысячу. Во главе всех этих административных округов, за исключением грамы, стояли чиновники, получающие жалованье. Высшие из них, в ведении которых находилась тысяча сёл, подчинялись непосредственно царю. Вся территория государства Маурьев делилась на наместничества, за исключением Магадхи, находившейся в ведении самого царя. Наместниками были родственники или близкие доверенные лица царя, но они были не правителями, а скорее наблюдателями, так как государство Маурьев представляло собой сложный комплекс государств и племён, правители которых находились в различных отношениях зависимости; внутренняя администрация этих зависимых и подчинённых государств и племён оставалась автономной.

Армия индийского царя во время войны состояла из его собственного войска, войска союзников и ополчений племён, подчинённых царю. Источники утверждают, что Чандрагупта в случае войны мог собрать армию до 600 тыс. пехоты, 30 тыс. кавалерии и 9 тыс. слонов. Но постоянная армия царя Магадхи была значительно меньшей по численности и состояла в мирное время из наёмников, получавших жалованье натурой или деньгами. Сухопутная армия комплектовалась из четырёх основных родов войск — пехоты, кавалерии, колесниц и слонов, причём боевые слоны были главной ударной силой в сражении. Каждый из этих родов войск имел свою систему управления и своё командование. Кроме того, были ещё управления флотом, а также военным хозяйством и снабжением. Вооружение индийской армии было разнообразным, но основным оружием для всех родов войск был лук.

Для содержания государственного аппарата требовались большие средства. С земледельцев-общинников налоги собирались в виде доли урожая — бхага; согласно источникам, традиционной долей была 1/6, но возможно, что выражение гиадбхага (шестая доля) было только условным термином. Брался налог натурой также со скота, с садов и т. д. Кроме того, свободные земледельцы обязаны были отработать некоторое число дней в году на строительстве общественных сооружений (вишти — налог трудом). Ремесленники обязаны были в виде налога

сдавать царю часть своей продукции, а также в некоторых случаях работать на царя; в источниках упоминается об обязанности ремесленников отрабатывать на царя один день в месяц. Внутренняя жизнь империи Маурьев известна очень мало. Судя по косвенным данным, при Ашоке в основном сложилась охарактеризованная выше административная система. Идеологической основой разноплемённого государства Ашоки стал буддизм, который к этому времени уже доказал свою пригодность в качестве общегосударственной религии. Ашока сам принял буддизм и всячески способствовал его распространению. В 253 г. до н. э. им был созван в Паталипутре буддийский собор, вероятно первый, потому что предания о двух буддийских соборах в V и IV вв. до н. э. являются малодостоверными. Задачей этого собора было — оформить буддизм в единое целое как в основах вероучения, так и в организационном отношении, сделать буддийскую церковь мощным оружием в руках государства. На соборе были утверждены канонические основы буддизма (религиозная литература, ритуал, единые организационные принципы буддийской общины и т. д.) в том виде, в каком он к этому времени сложился в Индии, а также были осуждены возникшие к этому времени ереси. Многочисленные предания сохранили воспоминания об Ашоке, как о строителе буддийских монастырей и ступ — сооружений, хранящих какую-либо реликвию, связанную с Буддой. Эти предания утверждают, что Ашокой было построено 84 тыс. ступ. Вследствие обилия буддийских монастырей (вихара, или бихара) за Магадхой в средние века утвердилось название Бихар.

Важным историческим источником этого периода являются надписи Ашоки, высеченные на скалах и колоннах. Их сохранилось более тридцати в различных частях Индии. Надписи в форме предписаний царя содержат наставления, выдержанные в основном в духе буддийской морали, Кроме того, в надписях

подчёркивается необходимость повиноваться властям, слугам царя, родителям и старшим. За выполнением этих наставлений должен был следить специальный штат чиновников во главе с дхармамантрином — советником царя по делам дхармы («Закона», в смысле «Закона благочестия»—так обычно называли буддисты свою религию).

Для времени Ашоки характерна активизация внешней политики Маурьев. Завязываются более тесные связи с эллинистическими государствами (в надписях Ашоки упоминается о связях с Сирией, Египтом, Киреной, Эпиром), а также с некоторыми государствами Юго-Восточной Азии. Для усиления политического влияния державы Маурьев использовались буддийские миссионеры, рассылавшиеся по инициативе и при поддержке государственной власти далеко за пределы Индии. Именно с III в. до н. э. буддизм начинает распространяться на острове Цейлон, а затем в Бирме, Сиаме и Индонезии.

Распад империи Маурьев

Несмотря на все усилия Ашоки укрепить своё государство, многого ему добиться не удалось. Слишком сильны были различия в уровне экономического и общественного развития отдельных частей Индии, слишком она была разноплемённа. Вскоре после смерти Ашоки — в 236 г. — начался распад империи Маурьев; вероятно, уже сыновья Ашоки начинают делить её между собой. Последний представитель династии Маурьев, ещё удерживавшийся в Магадхе, — Брихадратха был около 187 г. до н. э. свергнут и убит своим военачальником Пушьямитрой, основавшим династию Шунга. Наряду с внутренними причинами, обусловливающими недолговечность государств подобного рода, немалую роль в ослаблении и распаде империи Маурьев сыграли завоевательные походы в Индию греко-бактрийцев и парфян.

В начале II в. до н. э. во время правления Деметрия греко-бактрийцами была аодчинена долина реки Кабула и часть Пенджаба. Деметрий и его преемники титуловались на монетах как «цари индийцев». Они совершали грабительские набеги в соседние области Индии. В источниках имеются упоминания о том, что царь Менандр в своих походах в долину Ганга доходил до самой Паталипутры, но подчинить Магадху ему всё же не удалось.

После распада греко-бактрийского царства на территории Северо-Западной Индии образовалось весьма своеобразное государство со столицей в городе Шакала (современный Сиалкот, в Пенджабе), в котором царями были Греки, знать состояла из греков и в значительной мере — из уроженцев Средней Азии, а основная масса населения была индийской. Однако вскоре завоеватели растворились в местном населении, не оставив и следов своего пребывания в стране. Как утверждают буддийские источники, уже Менандр стал буддистом. Его преемники носили чисто индийские имена; монеты, которые они выпускали, имели и греческие и индийские надписи.

Около 140—130 гг. до н. э. эллинистические государства в Бактрии были разгромлены племенами, входившими в состав мощной конфедерации массагетов в Средней Азии, которых в исторической литературе обычно называют китайским наименованием — юэчжи. В конце II в.—начале I в. до н. э. эти племена, вторгшиеся в Индию и называвшиеся здесь шаками, или саками, подчинили себе большую часть Соверо-Занадной Индии, а возможно — даже часть Центральной Индии.

В начале I в. н. э. часть Северо-Западной Индии оказалась подчинённой парфянам. Здесь возникло крупное государство со столицей в Таксиле, независимое от Парфии или зависимое только номинально. Известно, что парфянский титул сатрапа ещё в I — II вв. н. э. носили некоторые правители мелких государств в Западной и Центральной Индии. Находились ли они в какой-либо зависимости от парфянских царей — утверждать с уверенностью невозможно. В Центральной Индии мелкие государства, управляемые царями, считавшими себя прямыми потомками шаков, существовали ещё в IV в. н. э.

В Древней Европе, а затем и во всем мире распространилось греческое название «Индия». Оно означало «индская страна», или «страна на Инде». Огромные размеры страны, многообразные различия физико-географических, климатических, природных условий, необычайная разнородность состава индийского населения и другие факторы были причиной того, что политическое единство не было характерным для средневековой Индии. Во все века этот громадный полуконтинент был разделен на многочисленные княжества. Время от времени они попадали под господство

могущественных правителей или династий и включались в их обширные политические объединения. Когда вследствие внутренней слабости или вторжения извне, или того и другого вместе, такие империи распадались, Индия снова становилась политически разобщенной. В индийской истории переход от древности к Средневековью отмечает эпоха Гуптов (IV—VI вв.). О происхождении династии Гуптов известно очень мало. Согласно эпиграфическим данным, основателем династии был человек по имени Гупта. Вероятно, он был правителем небольшого княжества. Его преемник сын Гхатоткача уже носил титул махараджи. Подлинным же основателем державы стал сын Гхатоткачи, Чандрагупта I. Видимо, с его коронации начинается отсчет гуптской эры, по которой датировались документы во многих государствах Северной Индии. Чандрагупта I принял новый титул — махараджадхираджа (букв. «великий царь, царь царей») и присоединил к своим владениям новые территории. В течение своего кратковременного господства он укрепил власть и престиж династии (320 — около 330 гг.).

Сын Чандрагупты I Самудрагупта вошел в историю как великий завоеватель (335—380 гг.). К концу его царствования империя включала почти всю Северную Индию и обширную территорию, простирающуюся на юг, по меньшей мере, вплоть до нынешнего Мадраса. При Самудрагупте империя Гуптов стала одной из крупнейших на Востоке. Центром ее была Магадха. Расширилось влияние империи, тесные связи были установлены со многими государствами. При Самудрагупте складывается настоящий культ царя как живого божества. Формируется круг идей, призванных оправдать сильную единоличную власть. В 380 г. трон перешел к его сыну, Чандрагупте II, который правил до 415 г. При Чандрагупте II государство достигло максимальных пределов, простираясь от Аравийского моря до Бенгальского залива. С его царствованием совпадает период расцвета империи. Чандрагупта II принял титул Викрамадитья («Солнце величия»). Материалы нумизматики позволяют говорить о денежной реформе при Чандрагупте II. Его предшественники выпускали только золотые монеты, он же ввел в обращение также серебряные и медные. Фигура Чандрагупты II — одна из самых популярных в индийской традиции. Традиция связывает с периодом его правления творчество многих величайших писателей, поэтов и ученых. В современной науке период Чандрагупты II часто называется «золотым веком Гуптов». Далее правили Кумарагупта I (415—435 гг.) и Скандагуп- та (435—467 гг.). Последним могущественным правителем этой династии был Будхагупта, умерший, вероятно, около 500 г. Имеются эпиграфические указания на нескольких правителей Гупта в VI в., но точные сведения о них отсутствуют. Гупта можно считать последними крупными, именно индусскими, правителями империи. Система управления при Гуптах в целом принципиально не отличалась от эпохи Маурьев. Вместе с тем усилился деспотический характер власти главы государства. Все местные правители именуются его «слугами», а их земли рассматриваются в качестве «кормления», полученного за службу. Однако империя Гупта отнюдь не имела единообразной структуры. Лишь ее центральный регион непосредственно подчинялся верховному правителю, — далее располагались обширные зависимые и полузависимые территории. Несмотря на создание большой державы, характерной чертой периода является бурный рост местной аристократии. Сохранялись и различные формы самоуправления — деревенские общинные советы, кастовые и профессиональные объединения и т. д. Основу социального уклада индийской деревни IV—VI вв. составляла соседская община. Отношения земледельцев с ремесленниками складывались в особую систему взаимообеспе- чения джаджмани, тесно связанную с оформлением кастового строя. Касты имели местный характер, создавали организационную структуру общины, гарантировали ее устойчивость и консерватизм. В эпоху Гуптов продолжается дальнейший процесс развития частного землевладения. Появляются специальные грамоты, регистрирующие покупку и продажу земли. Увеличивается число пожалований частным лицам. Гуптский период был отмечен дальнейшим прогрессом в развитии сельского хозяйства, особенно земледелия. Высокого уровня развития достигли ремесленное производство и торговля. Первые века нашей эры были временем массового распространения в Индии буддизма и джайнизма. Однако они так и не смогли одержать верх над тем комплексом религиозных воззрений и народных верований, которые мы объединяем под названием индуизм. Политическое единство и хорошее управление способствовали материальному процветанию, а оно, в свою очередь, отразилось на развитии литературы, науки и искусства. В Индии в эпоху Гупта завершилось складывание древнеиндийской культуры. Окончательно вырабатывается классический санскрит. В начале нашей эры первые крупные государства стали появляться и в Южной Индии — Чолов, Пандья, Керала. С IV в. среди других государств заметно выделялась держава Палла- вов. К этому времени значительно сократился разрыв в уровнях развития между Севером и Югом Индии. В ранний период царствования Скандагупты на западную часть империи напали гуны, известные как эфталиты или «белые гуны». Они явились одной из причин, способствовавших падению империи Гупта и образованию на ее развалинах многочисленных мелких государств. Наступил длительный период раздробленности. В V—VII вв. на территории Индии отмечено около 50 государств, существующих рядом друг с другом или сменяющих друг друга. Даже возникавшие время от времени крупные государственные образования были, по существу, конфедерациями мелких княжеств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.196 (0.016 с.)