Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности политического развития Египта в период Древнего царства.

Поиск

Период Древнего Царства, охватывающий время царствования фараонов III—VI династий (3000—2400 гг. до н. э.), был временем образования в Египте первого централизованного и сильного рабовладельческого государства. Материальная культура в эту эпоху достигла значительного расцвета. Египетские цари, стремясь к захвату добычи, главным образом рабов, и к завоеванию соседних территорий, богатых рудой, начали вести систематическую борьбу за завоевание Синайского полуострова и Северной Нубии. Этот период был временем первого значительного расцвета культуры и военно-политической мощи Египетского государства.

Военно-захватническая политика способствовала обогащению и укреплению рабовладельческой аристократии. Но это обогащение знати ещё более обостряло социальные противоречия. Поэтому, для того чтобы дать возможность рабовладельцам безнаказанно эксплуатировать бедняков и рабов, окончательно оформляется прочный государственный аппарат в виде своеобразной древневосточной деспотии. Отличительными чертами этой деспотии являются централизация

управления, использование значительных кадров аристократического чиновничества и укрепление авторитета фараона при помощи строго разработанной идеологии обоготворения царя и его власти.

Государство ставит своей главной задачей защиту интересов правящего класса рабовладельцев. Это видно из всех надписей и изображений этого времени. Все автобиографии вельмож и чиновников пестрят указаниями на то, как царь щедро осыпал приближённых своими милостями. Аристократы, например Пташепсес или Уна, пишут о том, что они воспитывались в царском дворце вместе с царскими детьми, что царь давал им в жёны своих дочерей и сооружал для них на свои средства большие и роскошные гробницы. Крупные чиновники в своих надписях сообщают о том, как они достигли высших должностей при дворе и неизменно пользовались высокой монаршей милостью. В эту эпоху образуются древнейшие органы власти: ведомство общественных работ, древнейший суд, податное и военное ведомства.

Государственная власть через номархов (правителей области) и чиновников заботилась о нормальном функционировании оросительной системы, которая имела огромное значение для развития земледельческого хозяйства. Документы этой эпохи указывают на деятельность податного ведомства. Известно, что уже с первых династий периодически во всей стране производился подсчёт земли, людей, скота и золота. Очевидно, это были основные единицы обложения. На основе этих статистических данных устанавливались подати, которые систематически взыскивались с населения и собирались в казну царя при помощи целого аппарата податных чиновников и казначеев.

Наряду с финансово-податным ведомством формировался и суд. На местах существовали древние общинные суды, но их всё большее больше вытесняли представители царской юрисдикции, царские судьи, должность которых чаще всего соединялась с должностью местного правителя, номарха, носившего соответственно с этим титул «жреца богини истины». В столице находилась высшая судебная инстанция, носившая название «шести великих домов». Высшая судебная власть принадлежала верховному судье, который в то же время занимал должность высшего чиновника и первого помощника царя по управлению всей страной. Обычным наказанием, налагавшимся по суду на преступника, было телесное наказание. Виновных били палками. Об этом говорят изображения и надписи, сохранившиеся на стенах гробниц этой эпохи. Предметом большой гордости для каждого египтянина было, если он мог в своей надгробной надписи сказать о том, что никогда его не били в присутствии какого-либо должностного лица.

В это время уже существовали определённые формы судопроизводства. Весьма возможно, что помимо древних норм обычного права уже функционировали более или менее систематизированные юридические кодексы. Носителем высшей юрисдикции считался фараон, который в экстренных случаях назначал особых судей из числа наиболее доверенных лиц для разбора тайных дел, связанных с преступлениями государственной важности, в частности с заговорами, направленными против «священной» особы царя. Так, в надписи вельможи VI династии Уны описывается, как фараон назначил Уну для расследования того дела, которое слушалось «в царском гареме относительно великой супруги царя Имтес в полной тайне».

Надписи времени Древнего Царства дают возможность восстановить характерные черты организации и деятельности особого военного ведомства. Очевидно, уже в древние времена существовала армия, составлявшаяся из новобранцев, которые назывались «неферу». Воины этой армии проходили специальное военное обучение и составляли основное ядро военных сил Египта. Сохранились названия военных должностей и титулы военных командиров, во главе которых стоял «начальник войска». Этот крупный вельможа, командовавший всеми вооружёнными силами страны, чаще всего принадлежал к царской семье, как, например, царевич Рахотеп в период III династии или Мериб при IV династии. Централизация всего государственного управления, столь характерная для Древнего Царства, привела к объединению высших гражданских и военных должностей в руках представителей высшей знати, близко стоявших к царю. Так Ха-ем-Тенент, крупный чиновник времени V династии, занимал должности: «начальника всех приказов царя», начальника воинов, начальника отрядов, начальника двух военных флотов больших кораблей и начальника военного обучения. Главнокомандующие входили в высшие государственные советы, что обеспечивало контакт между военной и гражданской властью. В период расширения военной политики Египта при фараонах V династии вельможи, стоявшие во главе армии и военного ведомства, непосредственно подчиняются царю, становясь совершенно независимыми от верховного гражданского управления. Забота о вооружении армии и управление всей военно-хозяйственной частью в целом были сосредоточены в своего рода военном ведомстве, которое в те времена называлось «дом оружия». Высокую должность «начальника дома оружия» занимали представители высшей знати, иногда даже царевичи, как, например, Ка-ен-Нисут, сын царя Снофру. Хотя организация военного дела для этой древней эпохи была довольно высокой, однако не следует преувеличивать организованности военного дела и армии, которая всё ещё сохраняла характер нестройного и примитивного народного ополчения, в котором командные должности занимали не военные профессионалы, а рядовые чиновники.

Во главе всего чиновничества, всего бюрократического управления государством стоял верховный чиновник, первый помощник царя по управлению страной, который объединял в своих руках высшую административную, военную и судебную власть. Со времени образования Египетского государства этот наиболее высокий пост в государстве обычно занимал сын царя. При фараонах IV династии должность верховного сановника почти всегда находилась в руках царевича, что, несомненно, способствовало усилению централизованной древнеегипетской деспотии.

В эту эпоху формируется древнеегипетская деспотия, основанная на неограниченной власти царя. Эта деспотия укрепляется и обосновывается при помощи целой системы религиозных верований, в основе которых лежит учение о божественности царя. При жизни царю поклонялись, как богу, а после смерти его хоронили, как земного бога, наместника и наследника небесных богов, в грандиозной каменной усыпальнице.

Особенно ярко характеризуют религиозные верования, связанные с обоготворением царя, надписи, найденные на стенах погребальных комнат в пирамидах царей V и VI династий. Эти так называемые «Тексты пирамид» подробно рисуют всю систему религиозных верований того времени. Царь в этих надписях изображается в виде божества. «Ты стоишь, о Пени, — говорится в одной надписи, — подобно богу в образе Озириса на его престоле». Появление

умершего царя на небе среди богов изображается в текстах как появление нового бога.

Идеология обоготворения царской власти проводилась планомерно и организованно при помощи целого ряда торжественных церемоний, обрядов и праздников. Раскопки, произведённые вокруг ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара, обнаружили здесь большой архитектурный комплекс, состоящий из ряда храмов и часовен. Обычно в этих храмах и часовнях регулярно справлялся заупокойный культ в честь умершего обоготворённого царя. Но и при жизни царь изображался в образе бога. Один лишь царь имел право совершать наиболее важные религиозные церемонии в храмах, например обряд поднесения богу различных даров. В легендах этой эпохи рассказывается о том, как чудесным образом цари рождаются от сверхъестественного брака между богом солнца и смертной женщиной.

Так возникает древнейший прототип мифа о непорочном зачатии, причём царь изображается в качестве прямого наследника и сына бога. Царю присваивают торжественные титулы «великий бог» и «благой бог».

Царь всегда изображается в большем масштабе, чем все остальные люди. Создаётся стандартный идеализированный образ могучего и прекрасного царя, находящегося под охраной богов. Иногда царь изображался в виде сверхъестественного существа — гигантского льва с головой человека (сфинкса).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.225.110 (0.008 с.)