Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура Древней Месопотамии.

Поиск

В условиях почти полного отсутствия камня и леса в этой местности основным строительным материалом для Шумера, Ассирии и Вавилонии являлась глина, из которой лепился так называемый кирпич-сырец, а позже и обожженный кирпич. Собственно, возникновение и эволюция зданий из сырцового кирпича – это главный вклад в мировую архитектуру, который внесла древнейшая Месопотамия.

Архитектура Междуречья уже в конце VI тысячелетия до н. э. характеризовалась возникновением глинобитных домов, состоящих из нескольких помещений. Это было в тот период, когда большая часть населения планеты еще даже и не думала переходить к сельскому хозяйству, проживая на случайных стоянках и промышляя загонной охотой и собирательством. С зарождением государства в Шумере здесь появляются и монументальные культовые сооружения. Люди, населявшие эту территорию, строили характерные храмы в виде ступенчатых башен и зиккуратов. Зиккураты имели, как правило, пирамидальную форму. Интересно, что именно их облик имеет и библейская вавилонская башня, попавшая в библию из более древних мифов народов Междуречья.

Дворцы и царские резиденции владык Ассирии и Вавилонии имели весьма сложную структуру. Так, например, дворец Саргона II в городе Хорсабаде являлся мощной цитаделью, имеющей высоту двадцать метров. А его внутренний двор был изобильно пронизан каналами и сводчатыми перекрытиями. Сам дворец являлся одноэтажным, однако имел множество внутренних дворов вокруг себя. В одной части были расположены царские апартаменты, а в другой – покои для женщин. Кроме того, во дворце также были размещены государственные службы и храмы.

В устройстве городов архитектура древней Месопотамии характерна сплошной застройкой кварталов с наличием общих стен между двумя отдельными домами, а также с выходящими на улицу глухими фасадами и маленькими оконцами, расположенными под крышей. Внутри такой застройки, как правило, располагался внутренний дворик.

35. Письменность, образование, литература народов Древней Месопотамии.

Эвоолюция письменности и ее характеристика:

Ранняя шумерская письменность состояла из стилизованных рисунков - пиктограмм. Письменность основывалась (как и в древнекитайской иероглифике) на следующем принципе: один предмет или одна идея равны одному знаку и одному звуку.

Первоначальный «набор» клинописных знаков включал в себя порядка двух тысяч пиктограмм. Так как абстрактную идею трудно выразить графически, то одна пиктограмма стала использоваться для выражения нескольких слов и могла быть прочитана несколькими способами. Ступня ноги означала не только ступню, но и понятия, имеющие отношение к ступне (идти, стоять, приходить и т.д.).

Так называемое «чтение с листа», возможное, например, переводчиком английского текста на русский язык, неприменимо к клинописному тексту. Его чтение грамотным человеком древности содержало определенный элемент интуитивного угадывания, дешифровки. Каждый клинописный знак допускал разные варианты чтения. К тому же шумерский язык до сих пор остается загадкой, установить его родство с каким-либо языком или группой языков не удалось. Ассирийский и вавилонский языки – это диалекты одного аккадского языка.

Со временем клинописные знаки уменьшились в размерах, и в конце концов потеряли всякое сходство с предметами, которые изображали. Один знак стал обозначать не слово, которое обозначал рисунок, а слог или группу слогов, звучащих так же или похоже. Начался переход к слоговому письму. Появилась возможность передавать число, время, род, глагольные формы (и даже «ноты»).

Образование, школа

Два кардинальных отличия от Египта. Юношей в Шумере не переписывали и не распределяли по профессиям и местам работы. Стать государственным чиновником мог практически любой шумер. От него требовалось только образование. Второе - светский характер программ школы и в соответствии с ними специализация выпускников: прикладная или литературная.

Учиться начинали в раннем возрасте. Занятия продолжались с утра до вечера. Если верить одной из шумерских табличек, учились 24 дня в месяц, три отдыхали. Обучение было платным. Ученые утверждают, что большинство учеников было из богатых и зажиточных семей - "отцов города", управляющих храмами, военачальников, жрецов, счетоводов, хранителей архивов.

Главой школы был "отец школы" («знающий человек»). Ему помогал "старший брат", он изготавливал для учеников таблички-образцы и проверял домашние задания. Помимо учителей рисования и языка, в школе была должность - "владеющий хлыстом" (очевидно, отвечавший за дисциплину).

Шумерская школа возникла в результате появления письменности, её называли "дом табличек". В них готовили писцов. Учащийся должен был копировать и учить наизусть произношение и чтение различных комбинаций знаков. Мастерство писцов включало в себя умение различать смысл знаков, правильно изготовить табличку, по правилам и грамотно разместить на ней свой текст и правильно истолковать чужой. Тысячи шумерских писцов делились на младших и старших, царских, храмовых, по специализациям.

В вавилонских школах обучали кроме письма делопроизводству и основам юридических знаний. Ученики

владели искусством кратко и точно формулировать существо деловых операций. Форма документа соответствовала установленному формуляру, но имелось множество вариаций в порядке размещения пунктов контрактов.

Шумер - родина первых учебников и словарей. Лексику делили на группы, в которых слова и выражения были связаны общим смыслом. Эти группы переписывались и заучивались. В итоге ученики должны были воспроизводить их самостоятельно. Заучивали названия стран и селений, живых существ, камней и минералов, названия всех храмовых и чиновничьих должностей.

Говоря об учебниках, следует сделать пояснение. Метод классификации и обобщения явлений шумерам либо был незнаком вообще, либо в текстах прослеживается крайне неотчетливо. Шумеры использовали принцип грамматической классификации, известны множество табличек с перечнями грамматических форм, но не найдено ни одной с четкими правилами. Масса табличек с примерами, задачами и решениями, но ни одной с аксиомами или теоремами.

Литература

По числу сохранившихся произведений клинописная литература шумеро-вавилонской цивилизации превосходит многие литературы древности.

Древнейшее из произведений литературы относится к 24 веку до н.э. Это рассказ о войне шумерских городов Лагаша и Уммы, о захвате и разграблении первого. От списков богов, заклинаний, обрядовых песен, школьных текстов, каталогов литературных произведений путь шумерской литературы ведет к возникновению элегий и поэм.

Почему произведения, рожденные в Месопотамии, называются поэтическими? Из-за объединения стихов-предложений в двух- и четверостишные строфы, особого поэтического словаря, круга тем и ритмической организации предложения. Оно делится на части, от четырех до семи слов в каждой. В каждом стихе - два полустишия, разделенные паузой (цезурой), которую писцы указывали в тексте. Двустишия не связаны рифмой, связь осуществляется на смысловом уровне.

Способствовала развитию литературы шумерская школа. Тексты с элементами фольклора, вероятно, были более удобными для заучивания.

Большинство литературных произведений шумеров датируют 19-18 вв. до н.э. Значительная часть вавилонских текстов дошла через знаменитую библиотеку ассирийского царя Ашшурбанапала. В целом, почти все датировки текстов приблизительны, часто спорны, а сами тексты сплошь безымянны.

Жанры литературы.

Одним из древнейших жанров являются гимны или «хвалебные песни» в честь богов или правителей. Как правило, они исполнялись во время храмовых или дворцовых праздников. Тексты читали или распевали под аккомпанемент (бубна, арфы, лиры).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.212.54 (0.01 с.)