Сирия и Финикия в II тыс. до н. э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сирия и Финикия в II тыс. до н. э.



Финикия занимала узкую приморскую полосу вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймлённую с востока Ливанскими горами, подступающими местами почти вплотную к берегу. Эта особенность природных условий Финикии отразилась даже в названиях важнейших населённых пунктов. Так, название города Библа (по-финикийски — Гебал) означает «гора», города Тира (по-финикийски — Цур) — «скала».

Первоначальное население Финикии говорило, как предполагает ряд исследователей, на несемитическом языке. Но уже в III тысячелетии до н. э., согласно свидетельству египетских источников, здесь обитали семитические племена, относившиеся к той же группе западносемитических племён, которые заселяли примерно в то же время Палестину, так как их языки почти тождественны.

Осевшие в различных местах побережья семитические пле мена длительное время жили в условиях первобытно-общин ного строя, но кконцу III тысячелетия до н.э. и здесь начинают складываться небольшие рабовладельческие государства. Каждое из этих государств имело в качестве экономического, политического и административного центра какой-либо портовый город. Одним из таких городов-государств был Угарит. Он был расположен к югу от устья реки Оронта, напротив северо-восточной оконечности острова Кипр и на скрещении морских путей из Эгейского моря и Малой Азии в Египет и Переднюю Азию. Здесь на месте современного городища Рас-Шамра был раскопан укреплённый приморский город, в котором наряду с ценными вещественными памятниками были найдены многочисленные таблички, относящиеся к середине II тысячелетия до н. э., с текстами, написанными клинописным алфавитом, состоящим из 29 букв. Эти письменные памятники содержат мифы и другие религиозные тексты, проливающие свет на древнейшую финикийскую культуру, а также деловые документы.

Включение финикийских городов в середине II тысячелетия до н. э. в состав мощной Египетской державы содействовало дальнейшему развитию финикийских городов-государств. Восточное побережье Средиземного моря имело много естественных богатств, в которых нуждались соседние страны. Первым продуктом, которым издавна торговали финикийцы, была сушёная рыба, один из основных продуктов питания беднейшего населения

древнего мира. Из других естественных богатств Финикии самыми ценными были кедровые и дубовые леса Ливана. Они давали первоклассный кораблестроительный и поделочный материал, например для изготовления саркофагов, в которых помещались мумии египетских вельмож. Центром торговли строевым лесом являлся Библ. Египетские папирусы сообщают о целебных растениях и о необходимых для бальзамирования смолах, привозимых из Финикии.

Пригодная для земледелия территория, которой располагала Финикия, была невелика, но почва отличалась плодородием и тщательно обрабатывалась. Особенно крупную роль в торговле играло вино превосходного качества. Может быть, самое слово «вино», которое соответствует латинскому «винум», греческому «ойнос» (первоначально «войнос») и хеттскому «вийана», восходит к финикийскому «йайн». Важным продуктом садоводства Финикии было оливковое масло.

Ни одно из финикийских городов-государств не имело силы объединить всю Финикию в рамках единого государства. В течение веков борьба шла лишь за преобладание того или иного финикийского города; так, в середине II тысячелетия до н. э. на севере гегемоном был Угарит, а в центре — Библ. В первой половине XIV в. до н. э, Угарит утратил своё значение, возможно, в связи с гражданской войной; в конце концов он был подчинён хеттским царём Суппилулиумой и вошёл в состав Хеттской державы. Библ около того же времени был побеждён в непосильной борьбе с соседними государствами, так как фараон Египта Эхнатон оставил его без своей помощи. Гегемония перешла к городу Сидону, хотя Библ и впоследствии продолжал играть значительную роль. Но торжество Сидона не было длительным, ибо около 1200 г. до н. э. он был разрушен «народами моря», которые после разгрома Хеттской державы опустошили всю Финикию и побережье Палестины.

Сирия

В середине II тысячелетия до н. э. на смену непрочному митаннийскому владычеству над Сирией пришло более тяжёлое, египетское, которое было результатом ряда походов фараонов XVIII династии; затем последовали завоевания хеттских царей и, наконец, борьба Египта с Хеттской державой за господство в Сирии. В азиатских владениях Египта имелись уже сформировавшиеся рабовладельческие общества. Но многие из числа проникших сюда племён, а также тех, которые и в это время продолжают вторгаться в земледельческие области Сирии, невидимому, жили ещё в условиях первобытно-общинного строя. Источники, как уже указывалось, обычно называют подобных пришельцев именем хапиру.

Экономика Сирии отличалась в это время многообразием. Население занималось пашенным земледелием, садоводством и виноделием, а в степных районах — скотоводством. В северной части страны большое значение имела также торговля.

Весьма многообразным было население Сирии и в языковом отношении. Наряду с преобладавшим семитическим, аморейским языком существовал и хурритский язык, на котором в некоторых городах говорила во всяком случае часть населения, как, например, в Тунипе — городе в средней части Сирии. В Северную Сирию, возможно, уже тогда стали проникать со стороны северо-запада представители одной из народностей, близкой к хеттам-несийцам (может быть, лувийцы).

Рабовладельческое государство Египта поставило перед собой задачу организации систематического ограбления городов и племён завоёванных им стран. Царьки сирийских городов-государств были поставлены в полную зависимость от Египта. Для того, чтобы держать в повиновении эти области, в их столицы были введены небольшие египетские гарнизоны, вполне достаточные до тех пор, пока египетским владениям в Азии не угрожал какой-нибудь сильный внешний враг. Египетские войска во время своих походов забирали в качестве заложников детей знати.и в первую очередь сыновей местных царьков, которые отвозились в Фивы, к царскому двору, где они получали воспитание, имевшее целью обеспечить их покорность фараонам, когда они, после смерти своих отцов, возвратятся на родину в качестве правителей городов Сирии. Свою покорность они подчёркивали в письмах царю Египта, сохранившихся в амарнском архиве, заявляя, что их посадил на престол не бог и не их отец, а сильная рука фараона. В этих же письмах, датируемых временем значительного ослабления мощи Египетской державы при Аменхетепе IV (Эхнатоне), царьки Сирии продолжали в своём обращении к фараону указывать в самых подобострастных выражениях на свою зависимость от него: «... к ногам моего владыки семь и семь раз я падаю ниц, как на мой живот, так и на мою спину»,— говорилось в одном из писем. В своих обращениях к царю Египта они называют себя лишь титулом хазану — «староста, начальник (города)».

Над ними стояли египетские «царские рабису», между которыми были поделены области Сирии. Они объединяли в своём лице функции и военачальника и администратора, располагая военной силой и некоторым количеством писцов. С помощью писцов они следили за своевременным поступлением дани, т. е. за ограблением завоёванных областей, которое проводилось с большой жестокостью. Эксплуатируемое население Сирии было готово приветствовать любого врага фараона, надеясь найти облегчение своей участи хотя бы в смене угнетателей.

Враги, которые могли угрожать Египетской державе, появились в Передней Азии в конце XV в. до н. э. Это была Хеттская держава. С другой стороны, это была и новая волна скотоводческих семитоязычных племён, которые своим вторжением в Сирию активизировали движение тех племён, которые жили здесь ещё со времени гиксосского владычества. Вновь появившиеся племена продолжали называться хапиру. Опираясь на уже жившие на территории Сирии племена, новые пришельцы пытались осесть на плодородных землях и захватить расположенные там города. В ряде случаев им это удавалось, поскольку их иной раз поддерживали народные массы завоёванных городов, а также и хеттский царь.

Одним из преуспевающих племенных вождей был в то время некий Абдаширта, который в конце концов объединил под своей властью область Амурру к западу от верхнего течения Оронта. Сделавшись правителем этой области, он попытался пробиться к морю. Но тут он пришёл в столкновение с некоторыми городами финикийского побережья, в борьбе с которыми и погиб. Его сын Азиру продолжал его политику. Искусно используя соперничество между Египтом и Хеттской державой, он упрочил свою власть в Амурру и подчинил себе центральную часть финикийского побережья. Став здесь твёрдой ногой, он захватил торговые пути, которые вели из Финикии в Митанни, куда он и братья его, на словах будучи верными фараону, продавали египетских военнопленных. Политика Азиру, создавшего себе из владений фараона в Сирии обширное царство, привела к тому, что египетский царь вызвал его к себе. Азиру вынужден был прибыть в Египет,

но здесь он сумел оправдаться и избегнуть «смерти от топора». Вернувшись в своё царство, он, однако, продолжал свою антиегипетскую политику и завершил её официальным союзом с хеттским царём Суппилулиумой. По свидетельству документов из богазкёйского архива, не только Азиру, но и его преемники продолжали оставаться союзниками хеттских царей.

Что касается государств севера Сирии, расположенных к западу от излучины Евфрата, как, например, Каркемиш и Халпа (Алеппо), то они уже при первом наступлении хеттов на юг оказались потерянными для Египта. В Каркемише и в Халпе были поставлены правителями хеттские царевичи, и, вероятно, уже Суппилулиума ради закрепления здесь хеттского владычества привёл сюда поселенцев из числа близких хеттам племён. Северная Сирия оставалась во владении Хеттского государства и после мира с Рамсесом II (1295 г. до н. э.), по которому господство Египта сохранялось лишь в Южной Сирии и Палестине.

После разгрома «народами моря» Хеттской державы, в том числе союзных ей сирийских областей—причём были разрушены Алалах, Амурру и другие области— в Сирии вновь создаются многочисленные мелкие независимые государства; некоторые из них сохраняли хеттские традиции. Так, Каркемиш сохранял название страны Хатти, т. е. хеттов; на Оронте образовалось государство Хаттина. Во многих государствах цари иной раз носили традиционные хеттские имена; официальной письменностью было хеттское иероглифическое письмо.

Образование и развитие Тиро-Сидонского царства. Дамасское царство в Сирии.

Традиционная точка зрения заключается в том, что в IX или даже еще в Х в. до х.э. возникло объединенное Тиро-Сидонское царство. Его царь выступал в первую очередь как "царь сидонян" (так он именуется не только в одной из библейских книг и в анналах ассирийских царей, но и в посвятительной надписи царского наместника), но столицей его был Тир. Сравнительно недавно было высказано другое мнение: в южной части Финикии возникла федерация городов, возглавляемая Тиром.

Особого расцвета Тиро-Сидонское царство достигает при царе Ахираме (Хираме) (969—936 гг. до н. э). Под его контролем находилась, видимо, Южная Финикия. На востоке Ахирам дипломатическим путем приобрел часть Палестины. На острове Кипр правитель города Кития именовал се-. бя рабом (т. е. подданным) Ахирама. При нем широко развернулось строительство. Цитадель столицы (Новый Тир) была расположена на скалистом островке. Здесь было очень тесно и приходилось строить многоэтажные дома. Пресную воду подвозили из материковой части города. Ахирам расширил территорию островка, приказав засыпать щебнем и песком морские протоки. На отвоеванной у моря земле была оборудована рыночная площадь и воздвигнуты богатые храмы богу Мелькарту и богине Астарте.

Показательно, что в X—IX вв. до н. э. тиро-сидонские цари не вели ни одной войны на материке. Все их внимание было устремлено на морские пути.

Цари, судя по всему, стремились к установлению деспотического правления, что вызывало противодействие в среде крупных купцов и рабовладельцев. Олигархические тенденции возобладали, и в конце IX в. до н. э. царская власть в Тире ослабевает. Усиливается роль купцов, в отличие от тамка-ров Вавилонии и Угарита действующих самостоятельно и отправляющих' за море собственные торговые флотилии.

Дамасское царство, в древности государство в Сирии. Известно по ассиро-вавилонским и егип. источникам и Библии. Основано, по-видимому, в 11— начале 10 вв. до н. э. арамеями, появившимися в районе Дамаска около 12 в. В начале 10 в. Д. ц. было подчинено Израильскому царству, однако в середине века оно стало самостоятельным. При царях Табриммоне и Бен-Ададе I (правил около 914—880) Д. ц. господствовало над Сирией и Палестиной, возглавляя коалиции ряда государств. Под руководством царя Бен-Адада II (около 880—844) была создана антиассирийская коалиция. До самого своего падения Д. ц. вело войны против Израильского царства. При царе Газаиле (около 844—804) Д. ц. стало данником Ассирии. Мощь Д. ц. усилилась с начала 8 в. при царе Бен-Ададе III, ставшем во главе 17 царств Сирии и успешно оборонявшемся от ассирийского нашествия. Власть Д. ц. простиралась в это время до Северной Сирии. В 732 до н. э. Д. ц. перестало существовать, его территория была превращена в провинцию ассирийской державы.

Образование Израильско-Иудейского царства. Правление царей Давида и Соломона.

В первой половине первого тысячелетия до нашей эры возникло новое политическое образование. Оно сложилось в результате союза двенадцати древнееврейский племен которые вторглись на территорию палестины и подчинившие себе ряд ханаанских государств. Древнееврейские племена сохраняли черты первобытных правопорядков до XII—XI до н.э. Вождей выбирали и они же являлись верховными жрецами, в военное время вожди командовали ополчениями, в мирное разбирали тяжбы соплеменников поэтому и обозначались термином "судьи". Переход к оседлой жизни, развитие торговли и ремесла ускорил имущественное расслоение, начал формироваться класс богатых собственников и рабовладельцев которым нужна была крепкая власть для защиты своих интересов, тогда на замену выборных вождей пришли цари с наследной властью. Формированию государства способствовала и внешняя опасность, древнееврейские племена с переменным успехом вели долгие войны с филимистянами

В ходе воин царем избрали Саула и его власть признали все племена. Саул назначал военачальников, наделял их полями и виноградниками, что вело к зарождению служилой знати. Однако он оказался плохим полководцем и потерпев сокрушительное поражение от филистимлян покончил с собой бросившись на свой меч. Следующим царем был его зять Давид (около 1000—965 г. до н. э.) который проводил политику централизованной монархии, присоединил Иерусалим и сделал его новой столицей своего царства. Давид создал центральный гос.аппарат для управления страной, во главе которого стоял верховный сановник, так же он создал лично преданную ему гвардию из наёмников с Крита и филистимлян.

Сильные возмущения народа Давид вызвал своими распоряжениями о проведении переписи населения с целью обложения всех налогами и правило согласно которому все от рядового до царевича должны были «падать лицом своим на землю».

Внешняя политика его была вполне удачной, он заключил мир с филистимлянами и продвинул южные границы царства до Акабского залива. Своим преемником Давид назначил младшего сына Соломона (965—935 г.до н.э.).

Предания наделяют Соломона мудростью, его изображают проницательным и справедливым судьей и даже объявляют его автором ряда литературных произведений

вошедших в Библию. На самом же деле Соломон был властолюбивым и тщеславным монархом с деспотическими замашками отца, он не раздумывая устранял всех кто стоял у него на пути.

Очень много внимания во времена правления Соломона уделялось строительству. Строились дворцы, храмы, восстанавливались ставшие пустыми ханаанейские города, основывались новые. В Иерусалиме Соломон воздвиг роскошный храм в честь бога Яхве. Тирситский царь Ахирам прислал Соломону своих лучших мастеров и художников и даже строительные материалы, а тот в свою очередь снабжал Тир зерном, оливковым маслом и уступил ему двадцать городов. Содержание двора и огромный размах развернувшегося строительства требовало больших средств, налоговое бремя увеличивалось. Вся территория Израильско-Иудейского царства была разделена на двенадцать округов, каждый из которых доставлял царю продовольствия на один месяц в году, так же была введена трудовая повинность. Сперва трудовая повинность коснулась только покоренного ханаанейско-аморейского населения, а затем и самих израильтян, которые должны были работать четыре месяца в году на царских строительных работах. К концу правления Соломона внешнеполитическое положение государства осложнилось. На северной границе появилось мощное Дамасское царство. Большая часть племен отделилось от Иудеи и основало новое Израильское царство с новой столицей городом Самария. Династия Давида продолжила царствовать на юге страны в Иудеи и сохранила своей столицей Иерусалим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.013 с.)