Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индская (Хараппская) цивилизация и заселение Северной Индии «ариями».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Индия была населена с древнейших времён, причём туземное население Индии создало свою самобытную культуру в глубокой древности. Археологические раскопки, произведённые в различных районах Индии, указывают на это с полной ясностью. В округе Беллари (провинция Мадрас) была найдена горшечная мастерская времени неолита, а в округе Мирзапур были обнаружены неолитические погребения. Некоторые индийские племена, как, например, гонды, до последнего времени жили в условиях каменного века, пользуясь каменными орудиями, луком и стрелами. Раскопки, произведённые около Читалдруга (Майсор, Южная Индия), обнаружили шесть расположенных друг над другом культурных слоев, причём в нижнем слое были найдены каменные орудия и керамика с геометрическим орнаментом, восходящая к IV тысячелетию до н. э., а в верхнем — предметы, относящиеся к XIII в. н. э. Это указывает на глубокую древность отдельных культурных поселений и на самостоятельное преемственное развитие культуры племён и народов Индии. К сожалению, недавно начавшееся и далеко не систематически проводящееся археологическое изучение Индии ещё не дало достаточных результатов, для того чтобы последовательно изучить все стадии развития древней культуры на территории Индии. Наиболее древние и наиболее интересные памятники, позволяющие судить о существовании древнейших городов и государств в Индии, были обнаружены в Северо-Западной Индии, в бассейне реки Инда. Грандиозные развалины древних больших городов были найдены в Мохенджо-Даро (провинция Синд) и в Хараппа (Пенджаб). Ряд других аналогичных поселений был обнаружен в бассейне нижнего течения Инда, в прилегающих районах Белуджистана, а наиболее северное поселение было найдено близ селенья Рупара, на берегу реки Сетледж. Таким образом, этот район распространения древнейшей известной нам индийской культуры занимал обширную территорию от Южного Белуджистана и побережья Аравийского моря до северо-восточной части бассейна Инда и, может быть, вплоть до берегов Ганга. Весьма возможно, что на этой большой территории было расположено одно большое государство, главные города которого находились в Мохенджо-Даро и в Хараппа. Особенно хорошо сохранились развалины древнего города в Мохенджо-Даро, который, очевидно, занимал большую площадь, достигающую до 260 га. Раскопки обнаружили здесь 9 археологических последовательно расположенных слоев, нижний из которых находится на глубине 12 м. Очевидно, этот город существовал и перестраивался в течение ряда веков, хотя памятники, обнаруженные в разных слоях, мало отличаются друг от друга, что указывает на крайне замедленное развитие материальной культуры. Судя по результатам раскопок, город в Мохенджо-Даро был одним из крупнейших городов своего времени. Здесь были обнаружены многочисленные улицы и дома, построенные из обожжённого кирпича и достигающие в высоту даже теперь 7,5 м. Правильно расположенные улицы, тянущиеся в большинстве случаев параллельно с востока на запад и с юга на север, дают представление об очень древней сознательно проводившейся планировке города. Больше того, фасады зданий выровнены в одну линию, их углы на поворотах округлены. Главная улица достигает в ширину 10 м. Очевидно, в этом древнем городе пользовались колёсным транспортом. Среди многочисленных жилых зданий в Мохенджо-Даро выделяется большой дворец с большими залами, служебными помещениями и кладовыми для хранения продовольствия. Возможно, что в этом дворце жил представитель верховной власти, царь или его наместник, и что это большое здание, своего рода резиденция, служило целям управления. Аналогичным административным центром северной столицы было большое укреплённое стенами здание, раскопанное в Хараппа, которое, очевидно, являлось городской крепостью. До сих пор ещё не законченные раскопки не дают возможности полностью описать и изучить те большие здания, которые служили религиозным целям. Однако можно предположить, что в центре города в Мохенджо-Даро находился большой храм, близ которого были расположены здания, в которых жили жрецы и находились бассейны для ритуальных омовений, связанных с древним культом воды. Город в Мохенджо-Даро был крупным ремесленным и торговым центром. Во дворце было расположено специальное помещение для металлургической мастерской. К югу от центрального холма был найден большой крытый рынок с целым рядом правильно расположенных устойчивых прилавков. Несомненно, хозяйственное значение имело большое здание (51х41 м), в котором хранили различные товары, может быть зерно или хлопок. Судя по размерам жилых домов, население города делилось на богачей, средние слои, состоявшие из ремесленников и мелких торговцев, и на бедняков и рабов. Большие дома богачей выходили глухими стенами на улицу и были снабжены специальным помещением для сторожа. Кварталы богачей были снабжены усовершенствованной канализацией и хорошо снабжались водой. В тех частях города, где жили бедняки, канализации не было, и вода стекала просто в сосуды, врытые в землю и снабжённые внизу отверстием. Даже буржуазные учёные принуждены указывать на то, что люди из беднейших слоев населения жили в жалких лачугах. Одним из важнейших видов хозяйства было земледелие. На многочисленных полях в долине Инда возделывали древние виды пшеницы и ячменя, выращивали горох, дыни, наконец, культивировали хлопок, служивший для изготовления тканей. Пользовались также плодами финиковой пальмы. Обрабатывали почву при помощи очень грубого плуга, лемех которого делали из кремнистого сланца. Во время жатвы пользовались медными серпами. Зерно хранили в больших амбарах, остатки которых сохранились в Хараппа. Весьма возможно, что наличие больших зернохранилищ в непосредственной близости от городской цитадели указывает на то, что государственная власть располагала большими запасами продовольствия, которое в виде натуральных повинностей собиралось с населения, очевидно, свободных общинников. Наличие резкого классового расслоения, несомненно, указывает на появление рабства. Можно предполагать, что подневольный труд рабов эксплуатировали как крупные рабовладельцы, так и храмы и, наконец, цари, которым, очевидно, принадлежали большие поместья. Памятники материальной культуры, орудия, оружие, предметы быта и украшения позволяют судить об уровне развития производительных сил в Северо-Западной Индии в период существования больших городов в Мохенджо-Даро и в Хараппа. Большое количество глиняных сосудов, хорошо слепленных на гончарном круге и обожжённых в специальных печах, а также широкое распространение кирпича, стандартного по форме и по размеру, указывает на значительное развитие гончарного производства. Но в целом ремесленные производства развивались крайне медленно. В течение длительного времени пережиточно пользовались камнем для изготовления самых различных предметов. Так, из камня делали кремнёвые ножи и лемехи, булавы, ручные зернотёрки, таблички для растирания красок, гири, сосуды и наконечники сверл, бусы и печати, покрытые изображениями и надписями. На замедленность развития ремесленной технологии указывает то, что из камня делали различные орудия, хотя металлургия получила значительное распространение. При раскопках было обнаружено много предметов, сделанных из меди и бронзы. Медь могли получать из соседних стран, возможно, из Белуджистана, но, впрочем, широко пользовались местной рудой. Бронзовый сплав делали из меди и олова. Известен был и свинец. О развитии металлургической техники свидетёльствуют различные приёмы обработки металла: ковка из металлического листа, литьё и техника заклёпки. Из меди и бронзы делали орудия (топоры-тёсла, пилы, ножи, долота), оружие (мечи, кинжалы, наконечники копий и стрел) и другие предметы. Наряду с металлургией развивались и другие ремёсла, в частности ткацкое дело, изготовление фаянса и стеклянной пасты, наконец, кораблестроение. Большое количество стандартных изделий, найденных на всей территории бассейна Инда и даже в Белуджистане, наличие больших торговых и складских помещений в развалинах городов, гири, сделанные на основе своеобразной весовой системы, — всё это говорит о значительной и разветвлённой торговле, которая велась по рекам, по суше и, может быть, даже по морю. Некоторые далеко расположенные поселения были, возможно, торговыми факториями. Особенное значение для историков представляют найденные в большом количестве в развалинах Мохенджо-Даро и Хараппа печати из твёрдого камня, мягкого стеатита, слоновой кости и глины. На этих печатях вырезаны религиозные изображения священных животных (особенно быка), а также надписи. Судя по этим надписям, в древней Индии в ту эпоху существовала типичная картинная гиероглифическая письменность, очень напоминающая древнейшую гиероглифику египтян и шумерийцев. Эти надписи ещё не прочитаны, хотя чешским учёным Б. Грозным и другими исследователями делались попытки их дешифровки. Наличие резкого социального расслоения, прочной государственной власти, своеобразной материальной культуры, древних форм искусства, религии и картинной письменности указывает на то, что древнейшие индийские города возникли, очевидно, в период образования примитивного рабовладельческого общества и деспотического государства. Особенно характерны в данном отношении формы материальной и духовной культуры древнейших племён Северо-Западной Индии — применение обожжённого кирпича, расписная керамика, нередко украшенная геометрическими узорами, первое появление металла, картинная гиероглифическая письменность и наличие древнейших форм культа природы. Археологические данные позволяют говорить об очень длительном существовании североиндийских поселений городского типа, в нижних слоях которых были найдены изделия высокого технического и художественного мастерства. Особенно показательны в этом отношении высокохудожественные скульптуры, изделия из фаянса, резные камни, ювелирные изделия из золота и серебра. Культуру древнейших городов Индии можно сравнивать с культурой других древневосточных народов и государств, в частности Месопотамии, в период существования шумерийских и аккадских городов. В развалинах некоторых из этих городов, например Киша, Эшнунны и др., были найдены каменные печати с резными изображениями древнеиндийского типа. Особенно интересна печать с изображением идущих слонов и статуэтка женщины с индийским тюрбаном на голове. Эти факты дают возможность предполагать наличие культурных и торговых взаимоотношений между древнеиндийскими городами и Месопотамией, а также отнести время существования древнейших городов и государств Северо-Западной Индии к 2500—1500 гг. до н. э. В верхних слоях в Мохенджо-Даро и в Хараппа, а также в древних поселениях Южного Белуджистана были обнаружены следы проникновения в Северо-Западную Индию иноземных племён, которые, очевидно, вторглись с запада. Возможно, что именно эти племена разрушили древние культурные города Северной Индии. Поскольку это вторжение относится к середине второго тысячелетия до н. э., некоторые исследователи склонны его отождествить с завоеванием Северной Индии арийскими племенами, о котором сохранилось прочное воспоминание в исторической и литературной традиции древней Индии. Индия в этот период была населена темнокожими племенами, потомки которых в настоящее время сохранились в средней и южной части Индии и носят название дравидов. Эта обширная группа смешанных племён является основным остовом туземного населения Индии. Дравиды распадаются на более примитивные племена, обитающие в горах и джунглях, и на более культурные, населяющие плодородные равнины. В своём быту племена дравидов до сих пор сохранили большое количество пережитков глубокой древности, в особенности в Декане, где долго сохранялись обычаи, язык, литература и искусство древних времён. Поэтому некоторые индийские исследователи полагают, что доарийская эпоха должна быть изучена на основании тех пережитков древней культуры, которые сохранились у коренного населения древней Индии, дравидов. В эпоху завоевания Индии «арийскими» племенами туземные племена Индии обладали уже некоторой цивилизацией. Они жили в городах, их торговцы отваживались на далёкие плавания. Можно думать, что арийские завоеватели нашли у туземцев сельскую общину, особую систему землепользования и налоговое обложение. Северная Индия была завоёвана племенами, которые в середине второго тысячелетия до н. э. спустились с гор Гиндукуша и Памира и наводнили плодородные равнины Пенджаба и верхнего бассейна Ганга. Обычно эти племена принято называть арийскими. Само слово «ария» в древнеиндийском языке (санскрит), так же как в древнеперсидском языке слово «айрия», означает: «из хорошей семьи», «благородный», «аристократ», являясь, таким образом, социальным термином. Очевидно, первоначально так называли себя завоеватели, проникшие в Северо-Западную Индию и покорившие местное население. В Ригведе туземные племена Северной Индии носят названия «млечхаса» (варвары) и «даса» (враг). Впоследствии слово «даса» стало обозначать «раб», что указывает на то, что завоеватели обратили в рабство значительную часть трудового населения среди покорённых туземных племён Индии. В произведениях древнеиндийской литературы говорится об изгнании покорённых племён «даса» в горы, об их частичном уничтожении и порабощении. В эпических поэмах «Махабхарате» и «Рамаяне» описываются кровопролитные сражения, которые происходили при захвате завоевателями Ариаварты — «страны ариев», как называли пришельцы области Северной Индии. Очевидно, завоеватели заняли территорию Пенджаба, спустились по Инду и через верховья притоков Инда проникли в долину Ганга. В религиозном сборнике — Ведах сохранились указания на географические пределы первичного расселения племён, завоевавших Северную Индию. Так, в Ведах упоминаются реки Афганистана, в частности Кабул, упоминаются Инд, Ганг, Сарасвати, Гималаи. Очевидно, до океана завоеватели не дошли. В Ведах не говорится ни о мореходстве, ни о рыболовстве, а слово «самудра», означавшее впоследствии «океан», в эту эпоху обозначало лишь нижнее течение широкого Инда, которое даже значительно позднее туземцы называли «морем Синд». Таким образом, племена завоевателей сперва заселили Пятиречье, а затем стали продвигаться на восток, занимая области по течению Джамны и Ганга.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.49 (0.008 с.) |