Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хозяйственная жизнь и общество Древнего Ирана.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Хозяйство государства Ахеменидов было многоотраслевым. Так, в подвластных Ахеменидам Египте и Вавилонии выращивали зерновые культуры, в Мидии и Армении население предпочитало скотоводству, особенно коневодству, в Персии и Сирии изготавливали лучшие сорта вин и тому подобное. В самой Персии развивалось садоводство (персы выращивали груши, фисташки, западные народы Ирана - лимонное дерево, из-за чего греки называли лимоны Мидийского или персидскими яблоками). Иранцы знали пчеловодство, занимались птицеводством - держали кур, гусей и уток. Развивались в Иране также различные ремесла, однако основным хозяйственным занятием населения было сельское хозяйство. Немалую роль в хозяйственной жизни ахеменидского Ирана играла торговля. Иначе и не могло быть, ведь в состав Персидской державы входили народы богатыми торговыми традициями, в самой Персии существовали караванные пути. Персидская держава благодаря содействию центральной власти развивала не только сухопутную, но и морскую торговлю. По приказу Дария было восстановлено построенный фараоном Нехо II канал от Нила до Суэца, а грек Скилак в 518 г. до н. Э. е. совершил морскую экспедицию - вниз по реке Инд в Индийский океан и дальше, к Красному морю. Сами персы особой торговой защиты не имели, международную морскую торговлю в государстве Ахеменидов взяли ловкие финикийские купцы. Персы отобрали у завоеванных народов и присвоили лучшие земли, на которых организовали крупные хозяйства. Персидский знать (члены царской семьи, царские друзья, близкие и др.) Охотно переселялась в богатые уголки империи (в основном в Египет и Вавилон), где жила припеваючи. О сказочном богатстве персидских вельмож можно иметь представление по такому сообщение Геродота - видимо, очень преувеличенного. Сатрап Вавилонии Тритан-тайхм имел, кроме боевых коней, еще и табун из 800 в гири в и 16000 кобылиц, а также огромную псарню, пищу для собак которой поставляло населения четырех крупных сел (История, и, 192). Латифундисты не обязательно проживали непосредственно в имениях, а часто имели двор в своих Парадиз (парках) или крупных городах, поддерживая связь со своими владениями через управляющего имением. Нередко они сдавали землю в аренду, причем арендаторы, в свою очередь, прибегали в субаренду. Вопрос о формах собственности на землю в ахеменидских Иране остается дискуссионным в иранистици. Некоторые ученые считают, что "царь царей" был юридическим владельцем всей земли, однако высказывается также мнение, что в ахеменидских сутки еще не существовало самой теории о верховной собственности на землю. Царь даровал высокопоставленным чиновникам села и города, население которых, оставаясь формально свободным, все же должно, кроме уплаты налогов царю, материально содержать навязанного им "благодетеля" (производить ему одежду, поставлять определенное количество продуктов и т.д.). По рядовых чиновников, работников государственных хозяйств, то они получали пайки ячменем, пивом, вином, финиками, мясом и т. Царь наделял землей также воинов - лучников, всадников и колесничих. Они не только отрабатывали за это военной службой, но и платили денежный и натуральный налог. Постепенно воинскую повинность им заменили налоговым бременем, что заставляло многих из них обращаться за помощью к ростовщикам и часто терять при этом свои наделы. Обнищание части военных колонистов мало следствием роста в персидском войске роли воинов-наемников. Какой была общая социальная структура населения ахеменидского Ирана? Оно состояло из трех основных социальных групп: полноправных граждан городов, свободных, но лишенных гражданских прав, различных категорий зависимых людей и рабов. В советской историографии иранское общество суток Ахеменидов трактовалось как рабовладельческое, историки же Запада в основном считают феодальным, понимая под феодализмом не социально-экономическое явление, а наличие политической децентрализации и иерархической зависимости подданных. Об истинных масштабах рабовладения в самой Персии, без учета завоеванных ею западных стран, судить трудно уже потому, что "рабами" персы называли всех подданных царя, домочадцев главы семьи, работников царского хозяйства и хозяйств вельмож, слуг при чиновниках-писцов и т.д., так пользовались термином, социально размытым. Однако даже у сторонников рабовладельческой концепции не вызывает сомнения тот факт, что в целом рабский труд играла в государстве Ахеменидов очень скромную роль и рабами у персов становились (если это действительно были рабы, а не просто зависимые рабочие) исключительно представители порабощенных народов. Населения ахеменидского Ирана хорошо знало, что такое государственный налоговый пресс. Налоги приходилось платить за стоянку судна в гавани, за торговлю на рынках, за въезд в городские ворота, за пользование дорогами, за держание рабочего скота, за провоз товаров через таможни и т. На новогодний праздник обязательно давали "подарки" царю, убыточными для простонародья были путешествия последнего по стране. Не отставали от "царя царей" в ограблении подданных и сатрапы. "В целом жизнь простых людей (в государстве Ахеменидов) было очень нелегким", - констатировал иранист Ричард Фрай. Семья у иранцев была патриархальной. Геродот сообщал, что каждый уважающий перс имел несколько законных женщин и группа наложниц. Гарем не просто добавлял престижа, достоинства его владельцу, но и обеспечивал в условиях высокой детской смертности многодетность семей, поощрялось государством (военизированной обществу потребовалось много воинов). К мужчине в семье относились с благоговейным уважением, даже, как уверял Геродот, скрывали от него в течение пяти лет рождения ребенка, чтобы в случае ее смерти он не испытал горя. Персиянка умели завоевывать уважение мужчин и влиять на них. Плутарх оставил такое (правда, больше похоже на легенду) показания. То персы потерпели военное поражение и стали убегать с поля боя. Тогда "навстречу вышли женщины и, подняв платье выше пояса, воскликнули: "Куда вы уходите, ничтожные трусы? Ведь не вернуться вам туда, откуда вы появились на свет". Пристыженные этим зрелищем и словами, персы вернулись лицом к врагам и в обновленном бою разбили их". 60. Письменность, образование, распространение научных знаний в Древнем Иране. Древнеперсидский язык принадлежала к иранской ветви индоиранских языков. В государстве Ахеменидов она была разговорным, канцелярской же служила проще и доступнее арамейский, которая за Дария стала общегосударственной. Особенно важны тексты чиновники, как правило, составляли сразу на трех языках - древнеперсидским, эламских и аккадском (вавилонской). Происхождение древнеперсидского письма (оно использовалось в надписях Ахеменидов от Дария Идо Артаксеркса III) до сих пор не выяснено. Часть лингвистов верит сообщению в Бехистунской надписи, что эта разновидность клинописи изобрел Дарий (т.е. кто-то из его чиновников, ведь сам царь был неграмотным), другие считают, что древнеперсидским письмо постепенно сформировалось на основе вавилонского. Оно силлабической (составное), насчитывает чуть более 40 знаков - на порядок меньше, чем Вавилонский клинопись. От вавилонского его отличает также отсутствие детерминатив и почти полное отсутствие идеограмм (идеограммы использовались только для слов "царь", "страна", "провинция" и имя бога Ахура-Мазды). Материалом для письма иранцам служили глиняные таблички, папирус и пергамент. Писец сначала записывал устное распоряжение чиновника на папирусе или пергаменте, затем его коллеги переводили этот текст с арамейского языка на эламских и переносили клинописью на глиняных табличках. При царском дворе, в канцеляриях сатрапов и военных чинов было немало переводчиков, которые помогали властям общаться с чиновниками, прибывающих в столицу из разных уголков огромной империи Ахеменидов. Канцеляристов готовили в специальных школах. Своих детей персы науками обременяли. Геродот сообщал, что "сыновей от пяти до двадцати лет они учат трех вещей; чтобы они умели ездить верхом, стрелять из луков и говорить правду". Сами персы, которые еще недавно вели полукочевое жизни, мало понимали в науках, однако они активно способствовали научной деятельности представителей завоеванных ими народов, распространению в Передней Азии научных достижений египтян, вавилонцев, еламцев. Греческий философ Гераклит, «отец истории» Геродот, Вавилонский астроном Кидинну и ряд других корифеев античной науки пользовались поддержкой персидских царей. Сами же персы сделали определенный вклад в развитие правовых знаний. Дарий, в частности, упорядочил и унифицировал законодательство подвластных Персии народов. Плутарх сообщал, что и Артаксеркс и внес поправку в действующее законодательство - заменил биение вельмож и выдергивания из их голов волосы публичным битьем их одежды и шапок, которое считалось позорным наказанием. Исторические знания в государстве Ахеменидов только зарождались. Истории своей Родины персы не оставили. Персы пользовались вавилонским лунному календарю. В Иране существовал также молодоавестийський (это его название происходит от "младшей Авесты" - крупнейшей по объему части "Авесты") или зороастрийский календарь. Он не отличался от египетского солнечного календаря. Ученые еще не выяснили, когда он был введен и каким он был - гражданским или религиозным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.216.109 (0.007 с.) |