Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хозяйственная жизнь и общество Древнего Ирана.

Поиск

Хозяйство государства Ахеменидов было многоотраслевым. Так, в подвластных Ахеменидам Египте и Вавилонии выращивали зерновые культуры, в Мидии и Армении население предпочитало скотоводству, особенно коневодству, в Персии и Сирии изготавливали лучшие сорта вин и тому подобное. В самой Персии развивалось садоводство (персы выращивали груши, фисташки, западные народы Ирана - лимонное дерево, из-за чего греки называли лимоны Мидийского или персидскими яблоками). Иранцы знали пчеловодство, занимались птицеводством - держали кур, гусей и уток. Развивались в Иране также различные ремесла, однако основным хозяйственным занятием населения было сельское хозяйство.

Немалую роль в хозяйственной жизни ахеменидского Ирана играла торговля. Иначе и не могло быть, ведь в состав Персидской державы входили народы богатыми торговыми традициями, в самой Персии существовали караванные пути. Персидская держава благодаря содействию центральной власти развивала не только сухопутную, но и морскую торговлю. По приказу Дария было восстановлено построенный фараоном Нехо II канал от Нила до Суэца, а грек Скилак в 518 г. до н. Э. е. совершил морскую экспедицию - вниз по реке Инд в Индийский океан и дальше, к Красному морю. Сами персы особой торговой защиты не имели, международную морскую торговлю в государстве Ахеменидов взяли ловкие финикийские купцы.

Персы отобрали у завоеванных народов и присвоили лучшие земли, на которых организовали крупные хозяйства. Персидский знать (члены царской семьи, царские друзья, близкие и др.) Охотно переселялась в богатые уголки империи (в основном в Египет и Вавилон), где жила припеваючи. О сказочном богатстве персидских вельмож можно иметь представление по такому сообщение Геродота - видимо, очень преувеличенного. Сатрап Вавилонии Тритан-тайхм имел, кроме боевых коней, еще и табун из 800 в гири в и 16000 кобылиц, а также огромную псарню, пищу для собак которой поставляло населения четырех крупных сел (История, и, 192). Латифундисты не обязательно проживали непосредственно в имениях, а часто имели двор в своих Парадиз (парках) или крупных городах, поддерживая связь со своими владениями через управляющего имением. Нередко они сдавали землю в аренду, причем арендаторы, в свою очередь, прибегали в субаренду.

Вопрос о формах собственности на землю в ахеменидских Иране остается дискуссионным в иранистици. Некоторые ученые считают, что "царь царей" был юридическим владельцем всей земли, однако высказывается также мнение, что в ахеменидских сутки еще не существовало самой теории о верховной собственности на землю.

Царь даровал высокопоставленным чиновникам села и города, население которых, оставаясь формально свободным, все же должно, кроме уплаты налогов царю, материально содержать навязанного им "благодетеля" (производить ему одежду, поставлять определенное количество продуктов и т.д.). По рядовых чиновников, работников государственных хозяйств, то они получали пайки ячменем, пивом, вином, финиками, мясом и т.

Царь наделял землей также воинов - лучников, всадников и колесничих. Они не только отрабатывали за это военной службой, но и платили денежный и натуральный налог. Постепенно воинскую повинность им заменили налоговым бременем, что заставляло многих из них обращаться за помощью к ростовщикам и часто терять при этом свои наделы. Обнищание части военных колонистов мало следствием роста в персидском войске роли воинов-наемников.

Какой была общая социальная структура населения ахеменидского Ирана? Оно состояло из трех основных социальных групп: полноправных граждан городов, свободных, но лишенных гражданских прав, различных категорий зависимых людей и рабов.

В советской историографии иранское общество суток Ахеменидов трактовалось как рабовладельческое, историки же Запада в основном считают феодальным, понимая под феодализмом не социально-экономическое явление, а наличие политической децентрализации и иерархической зависимости подданных.

Об истинных масштабах рабовладения в самой Персии, без учета завоеванных ею западных стран, судить трудно уже потому, что "рабами" персы называли всех подданных царя, домочадцев главы семьи, работников царского хозяйства и хозяйств вельмож, слуг при чиновниках-писцов и т.д., так пользовались термином, социально размытым. Однако даже у сторонников рабовладельческой концепции не вызывает сомнения тот факт, что в целом рабский труд играла в государстве Ахеменидов очень скромную роль и рабами у персов становились (если это действительно были рабы, а не просто зависимые рабочие) исключительно представители порабощенных народов.

Населения ахеменидского Ирана хорошо знало, что такое государственный налоговый пресс. Налоги приходилось платить за стоянку судна в гавани, за торговлю на рынках, за въезд в городские ворота, за пользование дорогами, за держание рабочего скота, за провоз товаров через таможни и т. На новогодний праздник обязательно давали "подарки" царю, убыточными для простонародья были путешествия последнего по стране. Не отставали от "царя царей" в ограблении подданных и сатрапы. "В целом жизнь простых людей (в государстве Ахеменидов) было очень нелегким", - констатировал иранист Ричард Фрай.

Семья у иранцев была патриархальной. Геродот сообщал, что каждый уважающий перс имел несколько законных женщин и группа наложниц. Гарем не просто добавлял престижа, достоинства его владельцу, но и обеспечивал в условиях высокой детской смертности многодетность семей, поощрялось государством (военизированной обществу потребовалось много воинов). К мужчине в семье относились с благоговейным уважением, даже, как уверял Геродот, скрывали от него в течение пяти лет рождения ребенка, чтобы в случае ее смерти он не испытал горя.

Персиянка умели завоевывать уважение мужчин и влиять на них. Плутарх оставил такое (правда, больше похоже на легенду) показания. То персы потерпели военное поражение и стали убегать с поля боя. Тогда "навстречу вышли женщины и, подняв платье выше пояса, воскликнули: "Куда вы уходите, ничтожные трусы? Ведь не вернуться вам туда, откуда вы появились на свет". Пристыженные этим зрелищем и словами, персы вернулись лицом к врагам и в обновленном бою разбили их".

60. Письменность, образование, распространение научных знаний в Древнем Иране.

Древнеперсидский язык принадлежала к иранской ветви индоиранских языков. В государстве Ахеменидов она была разговорным, канцелярской же служила проще и доступнее арамейский, которая за Дария стала общегосударственной. Особенно важны тексты чиновники, как правило, составляли сразу на трех языках - древнеперсидским, эламских и аккадском (вавилонской).

Происхождение древнеперсидского письма (оно использовалось в надписях Ахеменидов от Дария Идо Артаксеркса III) до сих пор не выяснено. Часть лингвистов

верит сообщению в Бехистунской надписи, что эта разновидность клинописи изобрел Дарий (т.е. кто-то из его чиновников, ведь сам царь был неграмотным), другие считают, что древнеперсидским письмо постепенно сформировалось на основе вавилонского. Оно силлабической (составное), насчитывает чуть более 40 знаков - на порядок меньше, чем Вавилонский клинопись. От вавилонского его отличает также отсутствие детерминатив и почти полное отсутствие идеограмм (идеограммы использовались только для слов "царь", "страна", "провинция" и имя бога Ахура-Мазды).

Материалом для письма иранцам служили глиняные таблички, папирус и пергамент. Писец сначала записывал устное распоряжение чиновника на папирусе или пергаменте, затем его коллеги переводили этот текст с арамейского языка на эламских и переносили клинописью на глиняных табличках. При царском дворе, в канцеляриях сатрапов и военных чинов было немало переводчиков, которые помогали властям общаться с чиновниками, прибывающих в столицу из разных уголков огромной империи Ахеменидов. Канцеляристов готовили в специальных школах. Своих детей персы науками обременяли. Геродот сообщал, что "сыновей от пяти до двадцати лет они учат трех вещей; чтобы они умели ездить верхом, стрелять из луков и говорить правду".

Сами персы, которые еще недавно вели полукочевое жизни, мало понимали в науках, однако они активно способствовали научной деятельности представителей завоеванных ими народов, распространению в Передней Азии научных достижений египтян, вавилонцев, еламцев. Греческий философ Гераклит, «отец истории» Геродот, Вавилонский астроном Кидинну и ряд других корифеев античной науки пользовались поддержкой персидских царей. Сами же персы сделали определенный вклад в развитие правовых знаний. Дарий, в частности, упорядочил и унифицировал законодательство подвластных Персии народов. Плутарх сообщал, что и Артаксеркс и внес поправку в действующее законодательство - заменил биение вельмож и выдергивания из их голов волосы публичным битьем их одежды и шапок, которое считалось позорным наказанием.

Исторические знания в государстве Ахеменидов только зарождались. Истории своей Родины персы не оставили.

Персы пользовались вавилонским лунному календарю. В Иране существовал также молодоавестийський (это его название происходит от "младшей Авесты" - крупнейшей по объему части "Авесты") или зороастрийский календарь. Он не отличался от египетского солнечного календаря. Ученые еще не выяснили, когда он был введен и каким он был - гражданским или религиозным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.216.109 (0.007 с.)