Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика преподавания технического труда↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С. Я. АСТРЕЙКО МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА
Содержание 1 Содержание обучения техническому труду 2 Дидактические принципы в обучении техническому труду 6 Системы обучения техническому труду 10 Формы организации обучения техническому труду 13 Методы обучения техническому труду 19 Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения техническому труду 24 Средства обучения техническому труду 32 8 Планирование и подготовка учителем учебных занятий По техническому труду 44 Литература 47 Содержание обучения техническому труду Учебный предмет «Трудовое обучение. Технический труд». Цель и задачи учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд». Структура и содержание учебной программы по учебному предмету «Трудовое обучение. Технический труд». Инвариантная и вариативная части учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд». Учебный предмет «Трудовое обучение» – практико-ориентированная область знаний, направленная на овладение учащимися технико-технологическими знаниями, на формирование у них умений и навыков, способствующая социальному становлению личности, формированию её жизненного, социального и профессионального опыта. Технический труд – направление учебного предмета «Трудовое обучение», ориентированное на овладение теоретическими знаниями, на формирование умений и навыков учащихся через изучение различных технологий обработки конструкционных и природных материалов, ремонтных работ в быту, технического и художественного творчества. Основной целью учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» является формирование основ компетентности учащихся в различных сферах трудовой, хозяйственно-бытовой, конструкторско-технологической деятельности, технического и художественного творчества, способствующей социализации личности в современных социально-экономических условиях. Реализация этой цели предполагает решение обучающих, развивающих и воспитательных задач: – формирование знаний, умений и навыков в процессе выполнения различных видов учебно-познавательной и трудовой деятельности (технологических операций) по обработке материалов, техническому и художественному творчеству, ремонтным работам в быту; – формирование основ графической и технологической грамотности, умений экономно использовать материалы и соблюдать правила безопасного поведения; – формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению; – развитие познавательных интересов, конструкторско-технологических и творческих способностей, технического и художественного мышления, коммуникативных и организаторских умений в процессе выполнения различных видов трудовой деятельности; – воспитание трудолюбия, культуры труда, коллективизма, инициативности и самостоятельности, эстетического вкуса, культуры поведения и общения, уважения к мастерству; приобщение к культурным национальным ценностям и традициям.
Учебный предмет «Трудовое обучение. Технический труд» состоит из инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть включает следующие разделы: «Обработка древесины», «Обработка металлов», «Ремонтные работы в быту». Вариативная часть содержит темы, отражающие различные виды технического и художественного творчества учащихся. Учителю предоставляется возможность самостоятельно определить последовательность и количество изучаемых тем в каждом классе с учетом возрастных особенностей и желаний учащихся, состояния материально-технической базы, региональных и местных условий, особенностей и традиций. Процесс изучения инвариантной части учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд»направлен на последовательное овладение учащимися 5-9 классов отдельными технологическими операциями по ручной и механической обработке древесины и металлов, а также ремонтными работами в быту (табл. 1).
Таблица 1 – Перечень технологических операций по ручной и механической обработке древесины и металлов, видов ремонтных работ в быту
Содержание учебной программы предусматривает ознакомление учащихся с оборудованием учебныхмастерских и организацией учебных мест для ручной и механической обработки конструкционных и (или) природных материалов, правилами безопасного поведения; изучение видов и основных свойств используемых материалов, их экономное использование; изучение видов инструментов и приспособлений, безопасными методами и приемами их использования; раскрытие содержания, последовательности и приёмов выполнения технологических операций по обработке материалов и изготовлении изделий; изучение различных видов ремонтных работ в быту и овладение приемами их выполнения, изучение видов технического и художественного творчества; чтение и оформление графической документации; ознакомление с технологическим процессом, чтение и разработку технологической документации. После каждого раздела учебной программы установлены требования к уровню подготовки учащихся, которые содержат перечень основных знаний, умений и навыков, подлежащих контролю в процессе обучения на занятиях технического труда. В конце разделов инвариантной («Обработка древесины» и «Обработка металлов») и вариативной частей предлагается примерный перечень изделий, в том числе декоративных и сувенирных. Изображения в качестве рисунков и фотографий сувенирных изделий различного назначения содержатся в специальной литературе и в сети интернет. С одной стороны, творческая техническая и художественная деятельность учащихся, направленная на разработку и изготовление сувенирных изделий, усилит их потребности, интересы и мотивы к занятиям технического труда. С другой стороны, это позволит учителю и учащимся усовершенствовать имеющиеся разработки и приобрести новые идеи для создания изделий (в рамках нескольких разделов), которые будут оригинальными выставочными экспонатами, декоративными и нестандартными украшениями разных по назначению помещений, а также хорошими подарками на память к празднику, юбилею, дню рождения и др. Необходимые теоретические сведения и графические работы по основам технической графики включены в содержание учебной программы в соответствии со спецификой и логикой изучаемого материала. В процессе трудового обучения учителю необходимо использовать межпредметные связи, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают их мышление и память при переносе и обобщении знаний из разных предметов. На уроках технического труда прослеживаются межпредметные связи с такими учебными предметами как физика, биология, химия, математика, информатика и черчение. Изучение и анализ учебных программ других предметов предоставляет возможность учителю дидактически грамотно реализовать межпредметные связи в системе учебной и внеклассной работы по техническому труду с опорой на ранее усвоенные знания учащихся. Формирование теоретических сведений осуществляется в процессе изучения нового материала и при инструктировании учащихся до выполнения ими практических заданий. На всё это должно отводиться не более 20-30% учебного времени на протяжении всего учебного года (табл. 2). Все виды учебных занятий по техническому труду носят в основном практико-ориентированный характер. Программой предусмотрены графические, лабораторные и практические работы, а также примерные перечни изделий, как для индивидуальных, так и для групповых практических работ. Перечень изделий уточняется учителем с учётом местных возможностей и потребностей. В целях повышения эффективности проведения учебных занятий по техническому труду учитель может использовать по своему усмотрению до 15% учебного времени с учётом местных условий и наличия материально-технической базы мастерской (кабинета) по трудовому обучению. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Таблица 2 – Тематический план учебной программы учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» в 5-9классах (школа/гимназия). Для гимназий 1 ч в неделю в 5-7 кл., для школ 1 ч – в 5, 8-9 кл.; 2 ч – в 6-7 кл.
Вариативная часть |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Техническое творчество: Начальное моделирование Автомоделирование Авиамоделирование Судомоделирование Конструирование и др. Художественная обработка материалов: Выжигание по древесине Аппликация из соломки Плетение из соломки Аппликация и плетение из бересты Пропильная резьба по древесине Контурная резьба по древесине Геометрическая резьба по древесине Деревянная мозаика (интарсия) Лесная скульптура и др. | 6/6 | 12/6 | 12/6 | 6/0 | 6/0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Резерв времени | 1/1 | 2/1 | 2/1 | 1/0 | 1/0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого | 35/35 | 70/35 | 70/35 | 35/0 | 35/0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особое внимание в процессе трудового обучения следует обращать на соблюдение учащимися правил безопасного поведения при выполнении работ, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических условий труда в учебных мастерских. Практические работы, предполагающие использование учебного станочного оборудования, должны выполняться с обязательным контролем со стороны учителя технического труда.
Инструменты, приспособления и учебное оборудование в школьных мастерских должны соответствовать нормативным требованиям соответствующих нормативных документов по охране труда.
Теоретические знания, практические умения и навыки, творческие способности, полученные учащимися на уроках технического труда, рекомендуется углублять и развивать в системе внеучебной работы (факультативные занятия, объединения по интересам и т. п.), а также в процессе общественно полезного труда в школе.
Литература
1. Алексеев, В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: учебно-методическое пособие / В.Е. Алексеев. – М.: Высшая школа., 1989. – 72 с.
2. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. – Минск: Беларусь, 1994. – 479 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход / Ш.А. Амонашвили. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж Изд-во НПО «Модек», 1998. – 544 с.
4. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 74 с.
5. Астрейко, С.Я. Техническое творчество учащихся в школах Белоруссии в 50-60-е годы: историко-дидактический аспект: монография / С.Я. Астрейко. – Мозырь: МГПИ им. Н.К. Крупской, 1997. – 160 с.
6. Атаулова, О.В. О структуре урока технологии / О.В. Атаулова // Школа и производство. – 2004. - №1. – С. 15-17.
7. Беспалько, В.П. Теория учебника. Дидактический аспект / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с.
8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 320 с.
9. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических териях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов-на-Дону: Творческий центр “Учитель”, 1999. - 560 с.
10.Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
11.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителя / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
12.Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
13.Данилов, М.А. Дидактика / М.А. Данилов, Б.П. Есипов. – М.: АПН, 1957. – 517 с.
14.Деркачёв, А.А. Внеклассная работа по техническому труду: книга для учителя / А.А. Деркачёв. – Минск: Народная асвета, 1986. – 176 с.
15.Дидактика технологического образования: книга для учителя / под ред. П.Р. Атутова. – М.: ИОСО, 1997. – Ч. 1. – 203 c.; Ч. 2. – 176 с.
16.Дикарева, А.А. Социология труда / А.А. Дикарева, М.И. Мирская. – М.: Высшая школа, 1989. – 304 с.
17.Диченская, Е.А. Развивающий характер предметно-практической деятельности на уроках трудового обучения / Е.А. Диченская // Тэхналагічная адукацыя. – 2006. - №4. – С. 36-38.
18.Зазнобина, Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами / Л.С. Зазнобина // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1998. - №3. – С. 27.
19.Зайнутдинова, Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): монография / Л.Х. Зайнутдинова. – Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. – 364 с.
20.Зобов, Р.А. Самореализация человека: введение в человекознание: учебное пособие / Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев. – СПб.: Изд-во СПб унив-та, 2001. – 280 с.
21.Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ф. Исаев. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 208 с.
22.Карабанаў, І.А. Методыка працоўнага навучання і тэхналагічнай адукацыі: вучэб. дапаможнік / І.А. Карабанаў, В.А. Юдзіцкі; пад рэд. І.А.Карабанава. – Мазыр: МДПІ, 2000. – 172 с.Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В. Кларин. – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.
23.Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. – М.: Знание, 1989. – 75 с.
24.Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – М., 1979. – 175 с.
25.Кочетов, А.И. Как заниматься самовоспитанием / А.И. Кочетов. – Минск: Высшая школа, 1986. – 256 с.
26.Кочетов, А.И. Основы трудового воспитания: книга для учителя / А.И. Кочетов. – Минск: Народная асвета, 1989. – 223 с.
27.Кругликов, Г.И. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности: учебно-методическое пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко. – Курск: Изд-во Курского госпедуниверситета, 1998. – 321 с.
28.Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 480 с.
29.Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.
30.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
31.Мамыкин, И.П. Основы теории творчества / И.П. Мамыкин. – Минск: БГЭУ, 2001. – 87 с.
32.Масюкова, Н.А. Проектирование в образовании / Н.А. Масюкова; под ред. Б.В. Пальчевского. – Минск: Технопринт, 1999. – 288 с.
33.Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1972. – 168 с.
34.Меерович, М.И. Технология творческого мышления / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 412 с.
35.Методика трудового обучения с практикумом: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Д.А. Тхоржевский [и др.]; под ред. Д.А. Тхоржевского. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.
36.Муравьёв, Е.М. Теория и методика обучения технологии / Е.М. Муравьёв. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005. – 274 с.
37.Назарова, Т.С. Средства обучения: Российская пед. энцикл.: т. 2 / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: БРЭ, 1993. – С. 387.
38.Наумчик, В.Н. Воспитание творческой личности: учебно-методическое пособие / В.Н. Наумчик. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1998. – 189 с.
39.Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н.Д. Никандров // Педагогика. – 1998. - №3 – С. 10.
40.Орлов, М.А. Основы классической ТРИЗ: практическое руководство для изобретательского мышления / М.А. Орлов. – М.: СОЛОН-Пресс, 2005. – 416 с.
41.Пархоменко, В.П. Основы технического творчества: учебное пособие / В.П. Пархоменко. – Минск: Ред. журн. "Адукацыя i выхаванне", 2000. – 148 с.
42.Пархоменко, В.П. Творческая личность как цель воспитания / В.П. Пархоменко. – Минск: НИО, 1994. – 160 с.
43.Педагогическая диагностика в школе / А.И. Кочетов [и др.]. – Минск: Народная асвета, 1987. – 223 с.
44.Песоцкий, Ю.С. Высокотехнологичная образовательная среда учебных заведений: основы проектирования / Ю.С. Песоцкий. – М.: Педагогика, 2001. – 96 с.
45.Подласый, И.П. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1.– 576 с.
46.Пономарёв, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарёв. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
47.Прядехо, А.Н. Развитие технических интересов и способностей подростков / А.Н. Прядехо. – М.: НИИ ТО и ПО, 1990. – 218 с.
48.Рапацевич, Е.С. Формирование технических способностей у школьников: книга для учителя / Е.С. Рапацевич. - Минск: Народная асвета, 1987. – 96 с.
49.Саламатов, Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: книга для учителя / Ю.П. Саламатов. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.
50.Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры / В.Д. Симоненко. – Брянск: Изд-во Вента Граф, 1998. – 268 с.
51.Симоненко, В.Д. Технологическая культура и образование / В.Д. Симоненко. – Брянск: Изд-во БГПУ, 2001. – 214 с.
52.Симоненко, В.Д. Технологическое образование школьников / В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. – 230 с.
53.Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин [и др.]. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.
54.Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
55.Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения / М.И. Станкин. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. – 368 с.
56.Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.
57.Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
58.Техническое творчество учащихся: пособие для учителей и руководителей кружков / сост. П.Н. Андрианов. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
59.Техническое творчество учащихся: учеб. пособие для студентов пединститутов / Ю.С. Столяров, [и др.]; под ред. Ю.С. Столярова, Д.М. Комского. – М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
60. Технология (по направлениям). Образовательный стандарт: ОСРБ 1-02 06 01-2008. – Введ. 12.06.2008., № 50 / П.Д. Кухарчик [и др.]. – Минск: РИВШ, БГПУ им. М. Танка, 2008. – 38 с.
61.Технология (по направлениям). Дополнительная специальность. Образовательный стандарт: ОСРБ 1-02 06 02-2008. – Введ. 12.06.2008., № 50 / П.Д. Кухарчик [и др.]. – Минск: РИВШ, БГПУ им. М. Танка, 2008. – 83 с.
62.Трудовое обучение (технический труд): учебные программы для общеобразовательных учреждений с бел. и рус. яз. обучения: 5-9 кл.: / С.Я. Астрейко [и др.]. – Минск: НИО, 2008. – 43 с.
63.Трудовое обучение (обслуживающий труд, технический труд): 5-9 кл.: пример. календар.-темат. планирование: пособие для учителей общеобразоват. учреждений, обеспечивающих с белорус. и рус. яз. обучения / Л.М. Яворская [и др.]. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2008. – 176 с.
64.Тхоржевский, Д.А. Проблемное обучение на уроках труда: книга для учителя / Д.А. Тхоржевский, В.Г. Гетта. – Минск: Народная асвета, 1986. – 128 с.
65.Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А.В. Усова. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
66.Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Педагогика 1990. - 576 с.
67.Хотунцев, Ю.Л. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология» / Ю.Л. Хотунцев, О.А. Кожина. – М.: ИОСО РАО, 1999. – 44 с.
68.Хуторской, А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению / А.В. Хуторской. – М.: ИОСО РАО, 2000. - 304 с.
69.Хуторской, А.В. Развитие одарённости школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
70.Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
71.Цыркун, И.И. Дидактические основы организации научно-технического творчества учащихся / И.И. Цыркун. – Минск: МГПИ им. А.М. Горького, 1987. – 92 с.
72.Цыркун, И.И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству: пособие / И.И. Цыркун, Е.И. Карпович. – Минск: БГПУ, 2006. – 311 с.
73.Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
С. Я. АСТРЕЙКО
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА
Содержание 1
Содержание обучения техническому труду 2
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.96 (0.009 с.)