![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика преподавания технического трудаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С. Я. АСТРЕЙКО МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА
Содержание 1 Содержание обучения техническому труду 2 Дидактические принципы в обучении техническому труду 6 Системы обучения техническому труду 10 Формы организации обучения техническому труду 13 Методы обучения техническому труду 19 Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения техническому труду 24 Средства обучения техническому труду 32 8 Планирование и подготовка учителем учебных занятий По техническому труду 44 Литература 47 Содержание обучения техническому труду Учебный предмет «Трудовое обучение. Технический труд». Цель и задачи учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд». Структура и содержание учебной программы по учебному предмету «Трудовое обучение. Технический труд». Инвариантная и вариативная части учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд». Учебный предмет «Трудовое обучение» – практико-ориентированная область знаний, направленная на овладение учащимися технико-технологическими знаниями, на формирование у них умений и навыков, способствующая социальному становлению личности, формированию её жизненного, социального и профессионального опыта. Технический труд – направление учебного предмета «Трудовое обучение», ориентированное на овладение теоретическими знаниями, на формирование умений и навыков учащихся через изучение различных технологий обработки конструкционных и природных материалов, ремонтных работ в быту, технического и художественного творчества. Основной целью учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» является формирование основ компетентности учащихся в различных сферах трудовой, хозяйственно-бытовой, конструкторско-технологической деятельности, технического и художественного творчества, способствующей социализации личности в современных социально-экономических условиях.
Реализация этой цели предполагает решение обучающих, развивающих и воспитательных задач: – формирование знаний, умений и навыков в процессе выполнения различных видов учебно-познавательной и трудовой деятельности (технологических операций) по обработке материалов, техническому и художественному творчеству, ремонтным работам в быту; – формирование основ графической и технологической грамотности, умений экономно использовать материалы и соблюдать правила безопасного поведения; – формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению; – развитие познавательных интересов, конструкторско-технологических и творческих способностей, технического и художественного мышления, коммуникативных и организаторских умений в процессе выполнения различных видов трудовой деятельности; – воспитание трудолюбия, культуры труда, коллективизма, инициативности и самостоятельности, эстетического вкуса, культуры поведения и общения, уважения к мастерству; приобщение к культурным национальным ценностям и традициям.
Учебный предмет «Трудовое обучение. Технический труд» состоит из инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть включает следующие разделы: «Обработка древесины», «Обработка металлов», «Ремонтные работы в быту». Вариативная часть содержит темы, отражающие различные виды технического и художественного творчества учащихся. Учителю предоставляется возможность самостоятельно определить последовательность и количество изучаемых тем в каждом классе с учетом возрастных особенностей и желаний учащихся, состояния материально-технической базы, региональных и местных условий, особенностей и традиций. Процесс изучения инвариантной части учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд»направлен на последовательное овладение учащимися 5-9 классов отдельными технологическими операциями по ручной и механической обработке древесины и металлов, а также ремонтными работами в быту (табл. 1).
Таблица 1 – Перечень технологических операций по ручной и механической обработке древесины и металлов, видов ремонтных работ в быту
Содержание учебной программы предусматривает ознакомление учащихся с оборудованием учебныхмастерских и организацией учебных мест для ручной и механической обработки конструкционных и (или) природных материалов, правилами безопасного поведения; изучение видов и основных свойств используемых материалов, их экономное использование; изучение видов инструментов и приспособлений, безопасными методами и приемами их использования; раскрытие содержания, последовательности и приёмов выполнения технологических операций по обработке материалов и изготовлении изделий; изучение различных видов ремонтных работ в быту и овладение приемами их выполнения, изучение видов технического и художественного творчества; чтение и оформление графической документации; ознакомление с технологическим процессом, чтение и разработку технологической документации. После каждого раздела учебной программы установлены требования к уровню подготовки учащихся, которые содержат перечень основных знаний, умений и навыков, подлежащих контролю в процессе обучения на занятиях технического труда. В конце разделов инвариантной («Обработка древесины» и «Обработка металлов») и вариативной частей предлагается примерный перечень изделий, в том числе декоративных и сувенирных.
Изображения в качестве рисунков и фотографий сувенирных изделий различного назначения содержатся в специальной литературе и в сети интернет. С одной стороны, творческая техническая и художественная деятельность учащихся, направленная на разработку и изготовление сувенирных изделий, усилит их потребности, интересы и мотивы к занятиям технического труда. С другой стороны, это позволит учителю и учащимся усовершенствовать имеющиеся разработки и приобрести новые идеи для создания изделий (в рамках нескольких разделов), которые будут оригинальными выставочными экспонатами, декоративными и нестандартными украшениями разных по назначению помещений, а также хорошими подарками на память к празднику, юбилею, дню рождения и др. Необходимые теоретические сведения и графические работы по основам технической графики включены в содержание учебной программы в соответствии со спецификой и логикой изучаемого материала. В процессе трудового обучения учителю необходимо использовать межпредметные связи, которые активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают их мышление и память при переносе и обобщении знаний из разных предметов. На уроках технического труда прослеживаются межпредметные связи с такими учебными предметами как физика, биология, химия, математика, информатика и черчение. Изучение и анализ учебных программ других предметов предоставляет возможность учителю дидактически грамотно реализовать межпредметные связи в системе учебной и внеклассной работы по техническому труду с опорой на ранее усвоенные знания учащихся. Формирование теоретических сведений осуществляется в процессе изучения нового материала и при инструктировании учащихся до выполнения ими практических заданий. На всё это должно отводиться не более 20-30% учебного времени на протяжении всего учебного года (табл. 2). Все виды учебных занятий по техническому труду носят в основном практико-ориентированный характер. Программой предусмотрены графические, лабораторные и практические работы, а также примерные перечни изделий, как для индивидуальных, так и для групповых практических работ. Перечень изделий уточняется учителем с учётом местных возможностей и потребностей. В целях повышения эффективности проведения учебных занятий по техническому труду учитель может использовать по своему усмотрению до 15% учебного времени с учётом местных условий и наличия материально-технической базы мастерской (кабинета) по трудовому обучению.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Таблица 2 – Тематический план учебной программы учебного предмета «Трудовое обучение. Технический труд» в 5-9классах (школа/гимназия). Для гимназий 1 ч в неделю в 5-7 кл., для школ 1 ч – в 5, 8-9 кл.; 2 ч – в 6-7 кл.
Вариативная часть |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Техническое творчество: Начальное моделирование Автомоделирование Авиамоделирование Судомоделирование Конструирование и др. Художественная обработка материалов: Выжигание по древесине Аппликация из соломки Плетение из соломки Аппликация и плетение из бересты Пропильная резьба по древесине Контурная резьба по древесине Геометрическая резьба по древесине Деревянная мозаика (интарсия) Лесная скульптура и др. | 6/6 | 12/6 | 12/6 | 6/0 | 6/0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Резерв времени | 1/1 | 2/1 | 2/1 | 1/0 | 1/0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого | 35/35 | 70/35 | 70/35 | 35/0 | 35/0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Особое внимание в процессе трудового обучения следует обращать на соблюдение учащимися правил безопасного поведения при выполнении работ, противопожарной безопасности и санитарно-гигиенических условий труда в учебных мастерских. Практические работы, предполагающие использование учебного станочного оборудования, должны выполняться с обязательным контролем со стороны учителя технического труда.
Инструменты, приспособления и учебное оборудование в школьных мастерских должны соответствовать нормативным требованиям соответствующих нормативных документов по охране труда.
Теоретические знания, практические умения и навыки, творческие способности, полученные учащимися на уроках технического труда, рекомендуется углублять и развивать в системе внеучебной работы (факультативные занятия, объединения по интересам и т. п.), а также в процессе общественно полезного труда в школе.
Литература
1. Алексеев, В.Е. Активизация работы по развитию технического творчества учащихся: учебно-методическое пособие / В.Е. Алексеев. – М.: Высшая школа., 1989. – 72 с.
2. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. – Минск: Беларусь, 1994. – 479 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход / Ш.А. Амонашвили. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж Изд-во НПО «Модек», 1998. – 544 с.
4. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 74 с.
5. Астрейко, С.Я. Техническое творчество учащихся в школах Белоруссии в 50-60-е годы: историко-дидактический аспект: монография / С.Я. Астрейко. – Мозырь: МГПИ им. Н.К. Крупской, 1997. – 160 с.
6. Атаулова, О.В. О структуре урока технологии / О.В. Атаулова // Школа и производство. – 2004. - №1. – С. 15-17.
7. Беспалько, В.П. Теория учебника. Дидактический аспект / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с.
|
8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 320 с.
9. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических териях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов-на-Дону: Творческий центр “Учитель”, 1999. - 560 с.
10.Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
11.Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителя / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
12.Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.
13.Данилов, М.А. Дидактика / М.А. Данилов, Б.П. Есипов. – М.: АПН, 1957. – 517 с.
14.Деркачёв, А.А. Внеклассная работа по техническому труду: книга для учителя / А.А. Деркачёв. – Минск: Народная асвета, 1986. – 176 с.
15.Дидактика технологического образования: книга для учителя / под ред. П.Р. Атутова. – М.: ИОСО, 1997. – Ч. 1. – 203 c.; Ч. 2. – 176 с.
16.Дикарева, А.А. Социология труда / А.А. Дикарева, М.И. Мирская. – М.: Высшая школа, 1989. – 304 с.
17.Диченская, Е.А. Развивающий характер предметно-практической деятельности на уроках трудового обучения / Е.А. Диченская // Тэхналагічная адукацыя. – 2006. - №4. – С. 36-38.
18.Зазнобина, Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами / Л.С. Зазнобина // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1998. - №3. – С. 27.
19.Зайнутдинова, Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): монография / Л.Х. Зайнутдинова. – Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. – 364 с.
20.Зобов, Р.А. Самореализация человека: введение в человекознание: учебное пособие / Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев. – СПб.: Изд-во СПб унив-та, 2001. – 280 с.
21.Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ф. Исаев. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 208 с.
22.Карабанаў, І.А. Методыка працоўнага навучання і тэхналагічнай адукацыі: вучэб. дапаможнік / І.А. Карабанаў, В.А. Юдзіцкі; пад рэд. І.А.Карабанава. – Мазыр: МДПІ, 2000. – 172 с.Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике / М.В. Кларин. – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.
23.Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. – М.: Знание, 1989. – 75 с.
24.Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – М., 1979. – 175 с.
25.Кочетов, А.И. Как заниматься самовоспитанием / А.И. Кочетов. – Минск: Высшая школа, 1986. – 256 с.
26.Кочетов, А.И. Основы трудового воспитания: книга для учителя / А.И. Кочетов. – Минск: Народная асвета, 1989. – 223 с.
27.Кругликов, Г.И. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности: учебно-методическое пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко. – Курск: Изд-во Курского госпедуниверситета, 1998. – 321 с.
28.Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 480 с.
29.Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.
30.Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
31.Мамыкин, И.П. Основы теории творчества / И.П. Мамыкин. – Минск: БГЭУ, 2001. – 87 с.
32.Масюкова, Н.А. Проектирование в образовании / Н.А. Масюкова; под ред. Б.В. Пальчевского. – Минск: Технопринт, 1999. – 288 с.
33.Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1972. – 168 с.
34.Меерович, М.И. Технология творческого мышления / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 412 с.
35.Методика трудового обучения с практикумом: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Д.А. Тхоржевский [и др.]; под ред. Д.А. Тхоржевского. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.
36.Муравьёв, Е.М. Теория и методика обучения технологии / Е.М. Муравьёв. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005. – 274 с.
37.Назарова, Т.С. Средства обучения: Российская пед. энцикл.: т. 2 / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: БРЭ, 1993. – С. 387.
38.Наумчик, В.Н. Воспитание творческой личности: учебно-методическое пособие / В.Н. Наумчик. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1998. – 189 с.
39.Никандров, Н.Д. Ценности как основа целей воспитания / Н.Д. Никандров // Педагогика. – 1998. - №3 – С. 10.
40.Орлов, М.А. Основы классической ТРИЗ: практическое руководство для изобретательского мышления / М.А. Орлов. – М.: СОЛОН-Пресс, 2005. – 416 с.
41.Пархоменко, В.П. Основы технического творчества: учебное пособие / В.П. Пархоменко. – Минск: Ред. журн. "Адукацыя i выхаванне", 2000. – 148 с.
42.Пархоменко, В.П. Творческая личность как цель воспитания / В.П. Пархоменко. – Минск: НИО, 1994. – 160 с.
43.Педагогическая диагностика в школе / А.И. Кочетов [и др.]. – Минск: Народная асвета, 1987. – 223 с.
44.Песоцкий, Ю.С. Высокотехнологичная образовательная среда учебных заведений: основы проектирования / Ю.С. Песоцкий. – М.: Педагогика, 2001. – 96 с.
45.Подласый, И.П. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1.– 576 с.
46.Пономарёв, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарёв. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
47.Прядехо, А.Н. Развитие технических интересов и способностей подростков / А.Н. Прядехо. – М.: НИИ ТО и ПО, 1990. – 218 с.
48.Рапацевич, Е.С. Формирование технических способностей у школьников: книга для учителя / Е.С. Рапацевич. - Минск: Народная асвета, 1987. – 96 с.
49.Саламатов, Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: книга для учителя / Ю.П. Саламатов. – М.: Просвещение, 1990. – 240 с.
50.Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры / В.Д. Симоненко. – Брянск: Изд-во Вента Граф, 1998. – 268 с.
51.Симоненко, В.Д. Технологическая культура и образование / В.Д. Симоненко. – Брянск: Изд-во БГПУ, 2001. – 214 с.
52.Симоненко, В.Д. Технологическое образование школьников / В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. – 230 с.
53.Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин [и др.]. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.
54.Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
55.Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения / М.И. Станкин. – М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. – 368 с.
56.Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 160 с.
57.Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
58.Техническое творчество учащихся: пособие для учителей и руководителей кружков / сост. П.Н. Андрианов. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
59.Техническое творчество учащихся: учеб. пособие для студентов пединститутов / Ю.С. Столяров, [и др.]; под ред. Ю.С. Столярова, Д.М. Комского. – М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
60. Технология (по направлениям). Образовательный стандарт: ОСРБ 1-02 06 01-2008. – Введ. 12.06.2008., № 50 / П.Д. Кухарчик [и др.]. – Минск: РИВШ, БГПУ им. М. Танка, 2008. – 38 с.
61.Технология (по направлениям). Дополнительная специальность. Образовательный стандарт: ОСРБ 1-02 06 02-2008. – Введ. 12.06.2008., № 50 / П.Д. Кухарчик [и др.]. – Минск: РИВШ, БГПУ им. М. Танка, 2008. – 83 с.
62.Трудовое обучение (технический труд): учебные программы для общеобразовательных учреждений с бел. и рус. яз. обучения: 5-9 кл.: / С.Я. Астрейко [и др.]. – Минск: НИО, 2008. – 43 с.
63.Трудовое обучение (обслуживающий труд, технический труд): 5-9 кл.: пример. календар.-темат. планирование: пособие для учителей общеобразоват. учреждений, обеспечивающих с белорус. и рус. яз. обучения / Л.М. Яворская [и др.]. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2008. – 176 с.
64.Тхоржевский, Д.А. Проблемное обучение на уроках труда: книга для учителя / Д.А. Тхоржевский, В.Г. Гетта. – Минск: Народная асвета, 1986. – 128 с.
65.Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А.В. Усова. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.
66.Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Педагогика 1990. - 576 с.
67.Хотунцев, Ю.Л. Развитие творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология» / Ю.Л. Хотунцев, О.А. Кожина. – М.: ИОСО РАО, 1999. – 44 с.
68.Хуторской, А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению / А.В. Хуторской. – М.: ИОСО РАО, 2000. - 304 с.
69.Хуторской, А.В. Развитие одарённости школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
70.Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
71.Цыркун, И.И. Дидактические основы организации научно-технического творчества учащихся / И.И. Цыркун. – Минск: МГПИ им. А.М. Горького, 1987. – 92 с.
72.Цыркун, И.И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству: пособие / И.И. Цыркун, Е.И. Карпович. – Минск: БГПУ, 2006. – 311 с.
73.Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
С. Я. АСТРЕЙКО
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА
Содержание 1
Содержание обучения техническому труду 2
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.44 (0.014 с.)