Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика выполнения первой части

Поиск

ЭКОНОМИКА ФИРМЫ

 

Методические указания к курсовой работе
для студентов, обучающихся по направлению

080100 «Экономика» и по специальностям
080103 «Национальная экономика»

и 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Института дистанционного образования

 

 

Составитель З.Г. Антонова

 

 

Издательство

Томского политехнического университета

 

УДК 334.7(075.8)

ББК У9(2)29я73

 

Экономика фирмы: методические указания к курсовой работе
для студентов ИДО, обучающихся по направл. 080100 «Экономика»
и спец. 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080103 «Национальная экономика» / сост. З.Г. Антонова; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 28 с.

 

 

Методические указания к курсовой работе рассмотрены
и рекомендованы к изданию методическим семинаром кафедры экономики «____»_____________ 2010 г.

 

 

Зав. кафедрой экономики,

доктор экономических наук, профессор ______________ Г.А. Барышева

Аннотация

Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика фирмы» предназначены для студентов ИДО, обучающихся по направлению 080100 «Экономика»
и специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
и 080103 «Национальная экономика». Курсовая работа выполняется в шестом семестре. Форма отчетности – дифференцированный зачет.

Приведено содержание курсовой работы, указан состав реферативного и расчетного разделов работы. Приведены варианты заданий для курсовой работы.

 
 


ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе содержатся практические материалы, позволяющие укрепить теоретические и углубить практические знания по экономике предприятия и предпринимательскому делу.

Знания, полученные студентами на лекциях и при чтении литературы, закрепляются при анализе ситуаций, которые возникают и повторяются на практике в реальном секторе экономики. Производя расчеты и оценку представленных вариантов решения хозяйственных задач,
с которыми придется иметь дело на практике, студенты дополняют полученные на лекциях знания.

Так как главные задачи коммерческого предприятия (фирмы) – возмещение затрат на производство продукции (услуг) и получение прибыли путем оборота и возврата капитала, а соотношение прибыли
к сумме вложенного капитала определяет рентабельность (эффективность) деятельности предприятия, основное внимание в курсовой работе концентрируется именно на показателях затрат и рентабельности.

Магистральным направлением наращивания дохода предприятия (фирмы) является снижение издержек производства на единицу выпускаемой продукции при сохранении и повышении ее качества.

Значительная экономия постоянных расходов на изделие образуется при увеличении объемов выпуска продукции. При этом увеличивается общая сумма доходов предприятия, что создает благоприятные условия разработки и реализации инвестиционных проектов. Разумно и эффективно организованное инвестирование в производство – главное условие наращивания объемов выпуска продукции, улучшения ее качества и снижения удельных затрат. На этой основе предприятие повышает свою конкурентоспособность, расширяет рынки сбыта и обеспечивает свое процветание. Представленный практикум курсовой работы включает весь спектр задач и ситуаций, которые возникают в российской экономике на уровне ее главного звена – предприятия:

· анализ использования имущества фирмы, ее ресурсов, распределения прибыли в создании основных денежных фондов;

· анализ себестоимости и основные пути ее уменьшения с использованием индексного метода экономического анализа;

· анализ основных показателей работы фирмы: рентабельности, доходности, платежеспособности, ликвидности.

Решая конкретные задания, включенные в данную курсовую работу, студенты включаются в реальный процесс экономической работы, которая проводится на производственном предприятии. Таким образом, на практике проверяется уровень полученных студентами теоретических знаний. В результате с помощью преподавателей происходит более полное усвоение и закрепление профессиональных знаний, дополняющихся определенными деловыми навыками.

В данной курсовой работе отражается почти весь спектр экономической работы на производственном предприятии. Их содержание и методы решения должны оказать помощь как студентам, так и преподавателям.

В качестве базового рекомендуется учебное пособие [5].

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ФИРМЫ»

Целью курсовой работы «Экономика фирмы» является закрепление и практическое применение при изучении и осмыслении основного перечня тем, которые раскрывают проблемы нормального функционирования фирмы в условиях рынка, то есть проблему обеспечения постоянного и достаточного размера чистого дохода при эффективном использовании ограниченных производственных ресурсов, минимизации текущих издержек и оптимизации номенклатуры продаваемой продукции при обеспеченном управленческом учете и маркетинговой стратегии в планах развития предприятия с учетом конкурентоспособности
и спроса на его продукцию.

Предметом курсовой работы является сущность фирмы как коммерческой организации – основной капитал, оборотный капитал, кадры, себестоимость и затраты, результаты финансово-хозяйственной деятельности, стратегический и оперативный контролинг, маркетинговая стратегия.

Объектом изучения является фирма как основной субъект хозяйствования в рыночной экономике, осуществляющая свою коммерческую деятельность в соответствии с действующими законами и нормативными актами.

Задачами курсовой работы являются:

· Рассмотреть общую характеристику работы фирм по предложенным показателям, которые складываются под воздействием объективных и субъективных факторов.

· Рассмотреть влияние на себестоимость различных групп факторов, используя метод экономического анализа.

· Проанализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности.

· Сделать выводы по данному исследованию

Курсовая работа состоит из двух частей: реферативной и практической.

В реферативной части студенты самостоятельно изучают тему исследования, раскрывая ее актуальность с привязкой к существующей действительности в экономике страны.

В практической части представлен анализ ситуаций в плане принятия решений по финансово-хозяйственной деятельности, возникающих в деятельности экономистов и других специалистов производственного предприятия (фирмы).

После выполнения курсовой работы студент должен:

· Выявлять и анализировать подробные характеристики имущественного положения предприятия;

· Уметь составлять сметы затрат на производство и реализацию товаров с учетом маркетинговой стратегии в планах развития предприятия.

· Уметь рассчитывать основные показатели работы фирмы, имея финансовую отчетность № 1 – баланс, № 2 – отчет о прибылях и убытках.

· Видеть возможности предприятия на ближайшую долгосрочную перспективу, изучая рынки товаров и услуг.

Основной целью курсовой работы является закрепление знаний по курсу «Экономика фирмы» и принятие правильного управленческого решения. Студент должен самостоятельно изучить и проанализировать работу фирмы и дать рекомендации по улучшению использования ресурсов.

Варианты тем рефератов

1. Финансовая деятельность фирмы в условиях рынка.

2. Стратегия фирмы по стимулированию персонала.

3. Инвестиционная деятельность фирмы.

4. Производство и издержки фирмы.

5. Поведение фирмы на рынке денег и ценных бумаг.

6. Управление финансами предприятия в условиях инфляции.

7. Предпринимательский риск, взаимодействие финансового
и операционного рычагов, оценка суммарного риска.

8. Воздействие микросреды на деятельность фирмы.

9. Выбор фирмой политики амортизации.

10. Налоговая система и финансово-производственная деятельность фирмы.

11. Формирование рациональной структуры источников средств фирмы.

12. Дивидендная политика и политика развития производства фирмы.

13. Пути снижения издержек фирмы.

14. Управление производственным снабжением фирмы.

15. Внутрифирменное планирование.

16. Роль ФПГ в развитии и становлении национальной экономики России.

17. Расчет эффективности инвестиций.

18. Управление акционерными компаниями в условиях рынка.

19. Бизнес-план – основа создания фирмы.

20. Внутрифирменное планирование – инструмент обеспечения устойчивого положения фирмы на рынке.

21. Планирование коммерческой бизнес-деятельности фирмы. Количественные и качественные показатели.

22. Удельная фондоемкость как основа для определения потребности в капитале.

23. Основной капитал как техническая база для производства.

24. Товарная политика фирмы.

25. Фирма в сфере рыночного товарообмена.

26. Роль научных исследований и опытно-конструкторских разработок в деятельности фирмы.

27. Венчурные фирмы и рынок.

28. Роль трудовых коллективов в работе фирмы.

29. Мотивация оплаты труда как залог успешной деятельности фирмы.

30. Анализ безубыточности работы фирмы.

31. Организационные структуры фирмы.

32. Стратегия снижения внереализационных расходов как фактор экономического успеха фирмы.

33. Банкротство предприятий в современных условиях России.

34. Расчет издержек производства.

35. Цена и качество продукции фирмы.

36. Проблемы управления корпоративными структурами современной России.

37. Структура издержек фирмы и ее влияние на экономические показатели.

38. Ценовая стратегия фирмы в условиях рынка.

39. Функции маркетинга в экономике фирмы.

40. Стратегия предотвращения банкротства предприятия.

41. Эффект фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ для работы предприятия в условиях рынка.

42. Учет фактора времени при оценке экономичности вариантов проекта.

43. Прогнозирование экономических показателей как фактора успеха фирмы.

44. Методы анализа вариантов технологических решений.

45. Проблемы оплаты труда работников фирмы в условиях рынка.

46. Показатели и измерители производительности труда, методы их расчета.

47. Организация, реорганизация и ликвидация фирмы.

 

Курсовая работа по реферативной части должна иметь структуру:

· Введение (указать актуальность, цель, задачи исследования,
1–2 стр.)

· Основная часть (до 10–12 стр.)

· Заключение

· Список литературы

В заключении необходимо сделать основные выводы и рекомендации по улучшению деятельности предприятия.

Задание 1

Опубликованы отчеты деятельности трех фирм по результатам года. Вам нужно выбрать наиболее эффективно работающую фирму.

Цель работы – сделать выбор и обосновать его.

 

Ход выполнения работы

1. Произвольными данными заполнить свободные ячейки
табл. 1 (для фирм 2, 3).

2. Выполнить необходимые расчеты для заполнения табл. 2.

3. Сравнить показатели работы фирм.

4. Определить, какая фирма имеет наиболее успешные характеристики своей деятельности.

5. Как экономист и управленец, определите, какие мероприятия Вы бы осуществили в целях повышения эффективности работы данной фирмы, а также других фирм?

6. Необходимые данные для расчетов приведены ниже в п. I.

 

Таблица 1

  Фирма 1 Фирма 2 Фирма 3
Опубликованы отчеты финансовые результаты Прибыль Убыток Прибыль Убыток Прибыль Убыток
1.1. Выручка от реализации продукции (включая НДС)              
1.2. Затраты на производство реализованной продукции              
1.3. НДС, подлежащий внесению в бюджет              
1.4. Результат от реализации: разность строк 1, 2, 3              
1.5. Результат от прочей реализации              
1.6. Доходы и расходы от внереализационной деятельности            
1.7. Итого прибылей или убытков: сумма строк 4, 5, 6            
1.8. Балансовая прибыль или убыток: разность 7(п) и 7(у)                  
2. Использование прибыли
2.1. Платежи в бюджет (налог на прибыль 24 %)              
2.2. Отчисления в резервный фонд (устанавливает само предприятие)              
2.3. Отвлечено на:   - производственное развитие;                
- поощрения;              
- социальное развитие;              
- благотворительные цели;              
- другие цели;              
Итого сумма = 2.1+2.2+2.3            
Неизрасходованная прибыль            
3. Отчет о состоянии основных фондов
3.1. На начало года      
введено 1 марта      
выбыло 1 ноября      
на конец года      
Дополнительные данные:
Среднегодовые остатки оборотных средств      
Численность промышленно-производственного персонала      

 

Таблица 2

Показатели Формула Фирма 1 Фирма 2 Фирма 3
1. Прибыль        
2. Рентабельность основной деятельности        
3. Производительность труда        
4. Характеристика использования основных фондов
- среднегодовая стоимость основных фондов        
- фондоотдача        
- коэффициент обновления        
- коэффициент выбытия        
- средняя продолжительность одного оборота оборотных средств        
                 

 

Рассчитать также другие показатели, которые Вы считаете важными (при необходимости можно дополнить табл. 1 нужными данными для расчетов).

I. Расчетные формулы и теоретическая база для выполнения задания 1.

Решение

1. ;

2. ;

3. ;

4. .

Для расчета экономической эффективности использования ОФ обычно применяют оценку фондов по их среднегодовой стоимости (Сср.г),эта стоимость отражает динамику изменения в течение года с учетом того, что одни основные фонды вводятся, другие списываются.

Величину Сср.гможно определить двумя методами.

По первому методу ввод и выбытие основных фондов приурочивается к середине месяца. Среднегодовая хронологическая стоимость основных фондов может быть определена по формуле

 

Сср. г = ,

где Сн. г,Ск. г соответственно стоимость основных фондов на начало (на 1 января) и конец (31 декабря) отчетного года;

суммарная стоимость основных фондов на первое число каждого месяца, начиная с февраля (i = 2) и кончая декабрем текущего года.

По второму методу ввод и выбытие основных фондов приурочивается на конец анализируемого периода:

Сср.год. = Сн. г +

где Сср.год. – среднегодовая стоимость основных фондов;

Сн. г стоимость основных фондов на начало года;

Свв – стоимость введенных основных фондов;

Сл – стоимость выводимых (ликвидируемых) основных фондов;

ЧМ продолжительность эксплуатации (число месяцев) введенных основных фондов в рамках рассматриваемого отчетного года;

М – продолжительность эксплуатации (число месяцев) выбывших основных фондов в рамках рассматриваемого отчетного года.

Оборотные средства

Оборачиваемость оборотных средств (О) характеризует число оборотов, совершенных оборотными средствами за отчетный период (год), и представляет собой отношение объема реализованной продукции в оптовых ценах предприятия РП к среднему остатку или нормативу ОСср. о, т. е. О = РП: ОСср. о.

Пример. Норматив оборотных средств ОС – 8 млрд р.; реализованная продукция РП – 36 млрд р. Следовательно, оборачиваемость составит 4,5 оборота (36: 8).

В свою очередь,

ОСср. о = (0,5ОСн + ОС mi + 0,5ОСк. г): 12,

где ОСн – стоимость оборотных средств на начало года;

ОС mi – суммарная стоимость оборотных средств по данным на 1-е число каждого месяца, начиная с февраля (i = 2) и включая декабрь (n = 12);

ОСк. г – стоимость оборотных средств на конец отчетного года.

Показатель, отражающий время (продолжительность) одного оборота в днях (Д), может быть рассчитан двумя способами. Первый – как отношение количества календарных дней в отчетном периоде (Т) к числу оборотов оборотных средств (О), т. е.

Д = Т: О = 360: 4,5 = 80.

Второй – как отношение, где в числителе произведение среднего остатка оборотных средств (ОСср.) на количество календарных дней
в году или отчетном периоде (Т), а в знаменателе стоимость реализованной продукции (РП), т. е.

Д = ОСср · Т: РП = 8 × 360: 36 = 80 дней.

Задание 2

В данном задании студент определяет, как изменение показателей работы фирмы повлияет на конечный результат. Ниже даны расчетные формулы для выполнения задания 2.

Таблица 3

Показатели   Единицы измерения Базисный год
1. Производственная мощность по выпуску изделий А А штук  
2. Годовая программа выпуска V штук  
3. Рыночная цена изделия А Ц руб.  
4. Затраты материала в год   М   тыс. р.    
5. Затраты на топливо и энергию в год Э тыс. р.  
6. Основная и дополнительная заработная плата З тыс. р.  
7. Прочие расходы   ПР   тыс. р.  
8. Норма амортизационных отчислений А %  
9. Процент отчисления на социальные нужды Ос   %   ХХ  
10. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов ОПФ тыс. р.  
11. Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала Ч   человек    
12. Удельный вес затрат на обслуживание и управление производства в себестоимости продукции Ну %    
13. Удельный вес условно-постоянных расходов Нуп   %   8,5  
14. Отчисления в бюджет из прибыли (налоги) Нб % Х
15. Оплата штрафных санкций   н   %   0,8  

ХХ – величина отчислений на социальные нужды (в %) от основной и дополнительной заработной платы на время расчета (заполняется студентом).

Х – величина налога на прибыль (в %) на время расчета (заполняется студентом).

Формулировка задания

На основании таблицы 3 исходных данных необходимо определить чистый доход предприятия по итогам года, принятого за базовый год. Для упрощения расчетов предлагается условная фирма, выпускающая один вид продукции – изделия А.

С помощью расчетных формул к заданиям 1–3 требуется распределить это доход по фондам экономического стимулирования, формируемым за счет прибыли предприятия.

Наметив мероприятия по увеличению прибыли в плановом году, заполнить табл. 4 соответствующими дополнительными показателями, сделать расчет влияния различных факторов на изменение издержек производства и определить с учетом этого изменения планируемую прибыль фирмы.

Распределить запланированную величину прибыли по фондам экономического стимулирования предприятия, используя данные приложений.

II. Методические указания по выполнению и расчетные
формулы к заданию 2

Методы планирования себестоимости продукции. На практике наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.

Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия.

Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам более предпочтительный по сравнению с нормативным методом, так как позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:

1) технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологий;

2) организованные, под которыми понимается совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углубление специализации и кооперирования, совершенствование организованной структуры управления предприятием, внедрение бригадной формы организации труда, НОТ и др.);

3) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

4) уровень инфляции в плановом периоде;

5) специфические факторы, зависящие от особенностей производства. Например, для горных предприятий – изменение горно-геологических условий разработки полезных ископаемых; для сахарных заводов – изменение содержания сахара в сахарной свекле. Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпуска продукции, производительность труда (выработку), изменение норм и цен на материальные ресурсы.

Для определения величины изменения себестоимости продукции в плановом периоде вследствие влияния вышеупомянутых факторов могут быть использованы следующие формулы:

а) изменение величины себестоимости продукции от изменения производительности труда :

,

где – индекс средней заработной платы;

– индекс производительности труда (выработки);

– доля заработной платы с отчислениями единого социального налога в себестоимости продукции;

б) изменение величины себестоимости продукции от изменения объема производства :

,

где – индекс условно-постоянных расходов;

– индекс объема производства;

– доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции;

в) изменение величины себестоимости продукции от изменения норм и цен на материальные ресурсы :

где – индекс норм материальных ресурсов;

– индекс цен на материальные ресурсы;

– доля материальных ресурсов в себестоимости продукции.

Общая величина изменения себестоимости продукции в плановом периоде составит :

Методика выполнения задания 2 и расчетные формулы

1. По данным табл. 3 составить смету затрат на производство, рассчитать себестоимость базового периода Сбаз суммированием отдельных элементов затрат:

Сбаз = М + Э + З + Ос + А + ПР.

2. Определить прибыль от реализации изделий А как разницу между рыночной стоимостью реализованной продукции и ее себестоимости:

П = Ц – С.

3. Из полученной прибыли вычесть сумму обязательных платежей (отчисления в местный и союзный (республиканский) бюджет, плата за предоставленные кредиты, оплата штрафных санкций) и полученный чистый доход предприятия распределить по трем фондам экономического стимулирования: фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд.

4. Заполнить табл. 4, дав краткое обоснование каждому намеченному мероприятию по сокращению издержек и увеличению прибыли в плановом году.

Таблица 4

Наименование показателя   Условное обозначение Единицы измерения   Плановый год  
1. Годовая программа выпуска товаров   V пл   тыс. р.  
2. Численность промышленного персонала   Чпл   чел.    
3. Основная и дополнительная ЗП Зпл   тыс. р.  
4. Сокращение (–), увеличение (+) материальных затрат   Мпл   %    
5. Сокращение (–), увеличение (+) затрат на топливо, энергию Эпл   %    
6. Сокращение (–), увеличение (+) по управлению и обслуживанию производства Нупр   %    
7. Сокращение (–), увеличение (+) платы за кредит Нкр. пл   %    
8. Сокращение (–), увеличение (+) штрафных санкций     Нштраф.   %    
9. Изменение среднегодовой стоимости ОФ   ОПФпл %    

5. Рассчитать влияние каждого фактора на изменение издержек производства по следующей методике:

5.1. Влияние изменения объема на себестоимость товарной продукции:

d C v = Cуп · (Jv – 1),

Суп – доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции в рублях;

Jv = V пл / V баз – индекс изменения объема производства.

5.2. Влияние роста производительности труда на себестоимость:

d Cпт = Збаз · Jv (1 – J з / J пт),

J з = Зпл / Збаз – индекс изменения фонда заработной платы;

J пт = ПТпл / ПТбаз – индекс изменения производительности труда.

5.3. Влияние изменения материалоемкости:

d Cм = См · Jv (1 – J м),

См – доля материальных затрат в себестоимости продукции в рублях;

J м = Мпл / Мбаз – индекс изменения материалоемкости.

5.4. Влияние изменения энергоемкости.

d Cэ = Сэ · Jv (1 – J э),

Сэ – доля затрат на энергию в себестоимости продукции в рублях;

J э = Эпл / Эбаз – индекс изменения энергоемкости.

5.5. Влияние изменения затрат по управлению и обслуживанию производства:

d Cу = Су · (1 – J у / Jv),

Су – доля затрат по управлению и обслуживанию производства в себестоимости продукции в рублях;

J у = Упл / Убаз – индекс изменения затрат на управление и обслуживание производства.

5.6. Влияние изменения технического уровня производства:

d Cт. у = Са · J опф(1 – J фе),

Са – доля амортизационных отчислений в себестоимости продукции в рублях;

J опф = ОПФпл / ОПФбаз – индекс изменения стоимости основных производственных фондов;

J фе = Фепл / Фебаз – индекс изменения фондоемкости.

6. Определить планируемую себестоимость продукции Спл:

Спл = Сбаз – S d C i.

7. Аналогично пункту 2 вычислить запланированную прибыль от реализации продукции Ппл (условно считать цены на издержки Апл неизменными).

8. Определить чистую прибыль предприятия Ппред. (за вычетом обязательных платежей) в планируемом периоде и распределить его по трем стимулирующим фондам аналогично пункту 3 методики.

9. Дать краткое обоснование полученным данным.

Задание 3

Ниже даны основные данные и формулы для выполнения
задания 3.

Заполните своими данными следующие отчетные показатели:

Из отчета по прибыли за 200…год:

 

Издержки на приобретение товаров ХХХХХХХ

Прочие внешние издержки ХХХХХХ

(из них переменные издержки) ХХХХ

Издержки по содержанию персонала ХХХХХ

(из них переменные издержки) ХХХХХ

Амортизация основного капитала ХХХХХ

Издержки за кредит ХХХХ

Выручка от реализации ХХХХХ

 

Из баланса на 31.12.20.… года

 

Оборудование ХХХХХ

Товарные запасы ХХХХ

Дебиторская задолженность ХХХХ

Денежные средства ХХХХ

Собственный капитал ХХХХ

Кредит ХХХХХ

Товарные кредиторы ХХХ

Прочие краткосрочные кредиторы ХХХ

А. Составьте годовой отчет по прибыли и баланс в качестве основы для последующего анализа рентабельности и доходности фирмы.

Б. Рассчитайте ключевые индикаторы для описания доходности фирмы.

В. Рассчитайте ключевые индикаторы для описания рентабельности фирмы.

Г. Прокомментируйте найденные значения ключевых индикаторов.

 

III. Теоретическая база и расчетные формулы для задания 3

Баланс фирмы

Под балансом понимается отчет, в котором отражены имущество фирмы в денежном выражении и источники его финансирования на конец отчетного периода.

При составлении баланса хозяйственные средства фирмы называются активами, а источники их финансирования – пассивами. При составлении баланса необходимо соблюдать обязательное условие: сумма хозяйственных средств, заносимых фирмой в свой актив, должна соответствовать сумме, затраченной на их финансирование, отраженной в пассиве.

Активы – хозяйственные средства фирмы, в которые вложен ее капитал. Все активы можно подразделить на следующие группы:

· основной капитал: нематериальные активы; материальные активы; финансовые активы;

· оборотный капитал: товарные запасы; дебиторская задолженность; ценные бумаги и прочие краткосрочные финансовые вложения; денежные средства.

Основной капитал – это активы, рассчитанные на использование их фирмой в течение длительного периода времени, более одного года.

Нематериальные активы – инвестиции в неосязаемые активы, которые способны приносить прибыль в течение ряда лет. Например, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по выпуску новой продукции, расходы на организацию хозяйственной деятельности, приобретение патентов и т. п.

Материальные активы – инвестиции в землю, здания и сооружения, машины, оборудование, транспорт и т. д. Данные активы должны амортизироваться систематически в соответствии с расчетным сроком амортизации (исключением является земля).

Финансовые активы – долгосрочные вложения в ценные бумаги (например, в акции, облигации), а также деньги.

Оборотный капитал – это те активы, которые при нормальной хозяйственной деятельности фирмы меняют свою материально-вещественную форму в относительно короткий срок (менее чем за один год). Оборотный капитал представляет собой более подвижную часть активов. Товарные запасы после их продажи переходят в дебиторскую задолженность, которая, в свою очередь, по наступлении срока платежей превращается в денежные средства.

Товарные запасы на торговых фирмах – товары, которые ко времени подведения баланса закуплены, но еще не проданы. На производственном предприятии (фирме) можно выделить три вида товарных запасов: запасы сырья и материалов (производственный запас); запасы продукции, не законченной производством (незавершенное производство); запасы готовой продукции.

Дебиторская задолженность – все формы кредитования, срок получения платежей по которым не превышает одного года. Этот вид задолженности может возникать при продаже товаров в кредит, выдаче денежных ссуд, при получении от дебитора векселя (вексельные дебиторы).

Ценные бумаги и прочие краткосрочные финансовые вложения – это, как правило, легко реализуемые активы, не предназначенные для длительного владения (подобные активы часто составляют ликвидные резервы фирмы).

Денежные средства – это кассовая наличность, а также средства фирмы на банковских и прочих счетах.

Под пассивами фирмы понимаются источники его финансирования. Пассивы фирмы можно разделить на следующие группы: собственный капитал; страховые резервы; кредиторская задолженность (долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства).

Собственный капитал состоит из вклада в фирму ее собственника (владельца), а также из соответствующей доли прибыли (или убытков), остающейся в распоряжении фирмы.

Страховые резервы фирма формирует на непредвиденные расходы.

Долгосрочные обязательства – это обязательства фирмы, срок выплаты по которым наступает позже, чем в течение года. Как правило, долгосрочными обязательствами являются различные виды ссуд.

Краткосрочные обязательства – это обязательства фирмы, срок уплаты по которым наступает в течение одного года (например, задолженность по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, краткосрочные кредиты в финансовых учреждениях).

Литература обязательная

1. Экономика предприятия / под ред. О.И. Волкова. – М.: Инфра–М, 2008. – 416 с.

2. Экономика предприятия / под редакцией А. С. Пелиха. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005. – 200 с.

3. Экономика предприятия: учеб. для эк. вузов / под ред. А.И. Руденко. – Минск: БГУ, 2005. – 240 с.

4. Экономика и статистика фирм: учеб. для вузов / В.Е. Адамов
[и др.]; под ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 240 с.

5. Антонова З. Г. Экономика фирмы: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.203.36 (0.014 с.)