Анализ ликвидности и платежеспособности фирмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ ликвидности и платежеспособности фирмы



Под ликвидностью фирмы принято понимать способность фирмы выполнять свои обязательства по задолженности точно в момент наступления срока платежей. Анализируя доходность фирмы, нельзя с полной уверенностью утверждать о достаточной надежности фирмы перед кредиторами. Например, фирма, обладающая достаточно высокой доходностью, может иметь низкую ликвидность и наоборот.

Потенциал ликвидности фирмы определяется ключевым индикатором – коэффициентом ликвидности.

Коэффициент ликвидности = (Высоколиквидные активы × 100 %) /
/ Краткосрочная задолженность.

К высоколиквидным активам относятся те активы, которые или уже существуют в денежной форме, или перейдут в нее в самом недалеком времени. Как правило, к ним причисляют весь оборотный капитал фирмы, за исключением ее товарных запасов. Под краткосрочной задолженностью необходимо понимать долговые обязательства фирмы, срок уплаты по которым истекает в течение года.

Принято считать, что фирма, у которой коэффициент ликвидности не ниже 100 %, является надежным с точки зрения его ликвидности. Однако данный показатель также не может быть достаточно удовлетворительным в силу своей статичности. Для полной оценки надежности фирмы желательно иметь данные о ее деятельности в динамике. Очевидно, что активы фирмы и краткосрочная задолженность находятся в непрерывном движении; рассчитывая показатель ликвидности фирмы, мы получаем точечную оценку (на данный момент времени). Кроме того, оценка активов фирмы и краткосрочной задолженности может быть проведена в несовпадающие по времени сроки.

Важным показателем при анализе деятельности фирмы является показатель платежеспособности предприятия.

Платежеспособность предприятия (фирмы) – способность предприятия (фирмы) выдерживать убытки. Иными словами, способность предприятия своевременно отвечать по своим обязательствам.

Представим себе гипотетическую ситуацию, когда предприятие по каким-то причинам понесло убытки. Предприятие в данной ситуации может:

· увеличить интенсивность использования оборудования;

· увеличить объем продаж;

· востребовать дебиторскую задолженность и др.

Если невозможно использовать данные меры, то предприятие вынуждено покрывать возникшие убытки прежде всего за счет собственного капитала.

Пассивы любого предприятия состоят из двух частей: собственного и заемного капитала. Особенно тяжелое финансово-экономическое положение складывается на предприятии, если величина убытков предприятия превышает величину собственного капитала, так как приходится использовать заемный капитал.

Платежеспособное предприятие имеет превышение активов над заемным капиталом, т. е. когда собственный капитал имеет положительное значение. Если у предприятия наблюдается превышение величины заемного капитала над его активами, то такое предприятие считается неплатежеспособным.

Представление о платежеспособности предприятия может быть получено посредством вычисления коэффициента платежеспособности.

Коэффициент платежеспособности =
(Собственный капитал / Активы) × 100 %.

Если у предприятия коэффициент платежеспособности превышает 100 %, то с известной степенью допущения можно считать данное предприятие платежеспособным. При расчете данного показателя необходимо реально оценивать активы предприятия. Данный показатель также не учитывает потенциальные возможности предприятия в наращивании собственного капитала за счет будущей прибыли.

2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература обязательная

1. Экономика предприятия / под ред. О.И. Волкова. – М.: Инфра–М, 2008. – 416 с.

2. Экономика предприятия / под редакцией А. С. Пелиха. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005. – 200 с.

3. Экономика предприятия: учеб. для эк. вузов / под ред. А.И. Руденко. – Минск: БГУ, 2005. – 240 с.

4. Экономика и статистика фирм: учеб. для вузов / В.Е. Адамов
[и др.]; под ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 240 с.

5. Антонова З. Г. Экономика фирмы: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 300 с.

6. Ворст Й. Экономика фирмы. – М.: Высш. шк., 1994. – 270 с.

7. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов. – М.: Норма, Инфра – М, 2000. – 412 с.

8. Горфинкель В.И. Экономика предприятия. – М.: «ЮНИТИ», 2005. – 744 с.

9. Градов А. П. Экономическая стратегия фирмы. – СПб: Специальная литература, 2005. – 415 с.

10. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия). – М.: «Финансы и статистика», 2006.

Литература дополнительная

11. Гражданский Кодекс РФ. В 2 ч. – М.: Финансы и статистика, 1996.

12. Налоговый Кодекс РФ.

13. Аллен П. Учим торговать. – М.: Высш. шк., 1994. – 270 с.

14. Балабанов И.Т. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 2004. – 380 с.

15. Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 544 с.

16. Беляев Ю.Д. Энциклопедия начинающего предпринимателя. – М.: РУНД, 2004. – 200 с.

17. Бляхман Л.С. Экономика фирмы. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. – 278 с.

18. Бородина Е.Ю. Финансы предприятий. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 250 с.

19. Вейе Г. Введение в общую экономику и организацию производства / Г. Вейе, У. Деринг. – Красноярск, КГУ, 2005. – 500 с.

20. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов. – М.: Норма, Инфра – М, 2004. – 412 с.

 

 

Учебное издание

 

 

ЭКОНОМИКА ФИРМЫ

 

 

Методические указания к курсовой работе

Составитель

АНТОНОВА Зоя Георгиевна

 

 

Рецензент

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и управления СИБАКС

Н.П. Золотарев

Редактор С.В. Ульянова

Компьютерная верстка Т.И. Тарасенко

Отпечатано в Издательстве ТПУ в полном соответствии
с качеством предоставленного оригинал-макета

 

Подписано к печати. Формат 60×84/16. Бумага «Снегурочка». Печать Xerox. Усл.печ.л. 1,63. Уч.-изд.л. 1,47. Заказ. Тираж экз.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет Система менеджмента качества Томского политехнического университета сертифицирована NATIONAL QUALITY ASSURANCE по стандарту ISO 9001:2008
. 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30. Тел./факс: 8(3822)56-35-35, www.tpu.ru

 

 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.86.227.103 (0.008 с.)