Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рентабельность производства и рентабельность продукции

Поиск

Рентабельность производства (Рпр) и рентабельность продукции (Рт), %:

Pпр = [Ппр /(Ф + ОС)]·100 %; Рт = (Пт / Сст) /100 %,

где Ппр – валовая прибыль по фирме;

ОС – нормируемые оборотные средства фирмы;

Пт – прибыль от реализации товарной продукции.

Задание 2

В данном задании студент определяет, как изменение показателей работы фирмы повлияет на конечный результат. Ниже даны расчетные формулы для выполнения задания 2.

Таблица 3

Показатели   Единицы измерения Базисный год
1. Производственная мощность по выпуску изделий А А штук  
2. Годовая программа выпуска V штук  
3. Рыночная цена изделия А Ц руб.  
4. Затраты материала в год   М   тыс. р.    
5. Затраты на топливо и энергию в год Э тыс. р.  
6. Основная и дополнительная заработная плата З тыс. р.  
7. Прочие расходы   ПР   тыс. р.  
8. Норма амортизационных отчислений А %  
9. Процент отчисления на социальные нужды Ос   %   ХХ  
10. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов ОПФ тыс. р.  
11. Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала Ч   человек    
12. Удельный вес затрат на обслуживание и управление производства в себестоимости продукции Ну %    
13. Удельный вес условно-постоянных расходов Нуп   %   8,5  
14. Отчисления в бюджет из прибыли (налоги) Нб % Х
15. Оплата штрафных санкций   н   %   0,8  

ХХ – величина отчислений на социальные нужды (в %) от основной и дополнительной заработной платы на время расчета (заполняется студентом).

Х – величина налога на прибыль (в %) на время расчета (заполняется студентом).

Формулировка задания

На основании таблицы 3 исходных данных необходимо определить чистый доход предприятия по итогам года, принятого за базовый год. Для упрощения расчетов предлагается условная фирма, выпускающая один вид продукции – изделия А.

С помощью расчетных формул к заданиям 1–3 требуется распределить это доход по фондам экономического стимулирования, формируемым за счет прибыли предприятия.

Наметив мероприятия по увеличению прибыли в плановом году, заполнить табл. 4 соответствующими дополнительными показателями, сделать расчет влияния различных факторов на изменение издержек производства и определить с учетом этого изменения планируемую прибыль фирмы.

Распределить запланированную величину прибыли по фондам экономического стимулирования предприятия, используя данные приложений.

II. Методические указания по выполнению и расчетные
формулы к заданию 2

Методы планирования себестоимости продукции. На практике наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.

Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия.

Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам более предпочтительный по сравнению с нормативным методом, так как позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:

1) технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологий;

2) организованные, под которыми понимается совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углубление специализации и кооперирования, совершенствование организованной структуры управления предприятием, внедрение бригадной формы организации труда, НОТ и др.);

3) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

4) уровень инфляции в плановом периоде;

5) специфические факторы, зависящие от особенностей производства. Например, для горных предприятий – изменение горно-геологических условий разработки полезных ископаемых; для сахарных заводов – изменение содержания сахара в сахарной свекле. Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпуска продукции, производительность труда (выработку), изменение норм и цен на материальные ресурсы.

Для определения величины изменения себестоимости продукции в плановом периоде вследствие влияния вышеупомянутых факторов могут быть использованы следующие формулы:

а) изменение величины себестоимости продукции от изменения производительности труда :

,

где – индекс средней заработной платы;

– индекс производительности труда (выработки);

– доля заработной платы с отчислениями единого социального налога в себестоимости продукции;

б) изменение величины себестоимости продукции от изменения объема производства :

,

где – индекс условно-постоянных расходов;

– индекс объема производства;

– доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции;

в) изменение величины себестоимости продукции от изменения норм и цен на материальные ресурсы :

где – индекс норм материальных ресурсов;

– индекс цен на материальные ресурсы;

– доля материальных ресурсов в себестоимости продукции.

Общая величина изменения себестоимости продукции в плановом периоде составит :

Методика выполнения задания 2 и расчетные формулы

1. По данным табл. 3 составить смету затрат на производство, рассчитать себестоимость базового периода Сбаз суммированием отдельных элементов затрат:

Сбаз = М + Э + З + Ос + А + ПР.

2. Определить прибыль от реализации изделий А как разницу между рыночной стоимостью реализованной продукции и ее себестоимости:

П = Ц – С.

3. Из полученной прибыли вычесть сумму обязательных платежей (отчисления в местный и союзный (республиканский) бюджет, плата за предоставленные кредиты, оплата штрафных санкций) и полученный чистый доход предприятия распределить по трем фондам экономического стимулирования: фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд.

4. Заполнить табл. 4, дав краткое обоснование каждому намеченному мероприятию по сокращению издержек и увеличению прибыли в плановом году.

Таблица 4

Наименование показателя   Условное обозначение Единицы измерения   Плановый год  
1. Годовая программа выпуска товаров   V пл   тыс. р.  
2. Численность промышленного персонала   Чпл   чел.    
3. Основная и дополнительная ЗП Зпл   тыс. р.  
4. Сокращение (–), увеличение (+) материальных затрат   Мпл   %    
5. Сокращение (–), увеличение (+) затрат на топливо, энергию Эпл   %    
6. Сокращение (–), увеличение (+) по управлению и обслуживанию производства Нупр   %    
7. Сокращение (–), увеличение (+) платы за кредит Нкр. пл   %    
8. Сокращение (–), увеличение (+) штрафных санкций     Нштраф.   %    
9. Изменение среднегодовой стоимости ОФ   ОПФпл %    

5. Рассчитать влияние каждого фактора на изменение издержек производства по следующей методике:

5.1. Влияние изменения объема на себестоимость товарной продукции:

d C v = Cуп · (Jv – 1),

Суп – доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции в рублях;

Jv = V пл / V баз – индекс изменения объема производства.

5.2. Влияние роста производительности труда на себестоимость:

d Cпт = Збаз · Jv (1 – J з / J пт),

J з = Зпл / Збаз – индекс изменения фонда заработной платы;

J пт = ПТпл / ПТбаз – индекс изменения производительности труда.

5.3. Влияние изменения материалоемкости:

d Cм = См · Jv (1 – J м),

См – доля материальных затрат в себестоимости продукции в рублях;

J м = Мпл / Мбаз – индекс изменения материалоемкости.

5.4. Влияние изменения энергоемкости.

d Cэ = Сэ · Jv (1 – J э),

Сэ – доля затрат на энергию в себестоимости продукции в рублях;

J э = Эпл / Эбаз – индекс изменения энергоемкости.

5.5. Влияние изменения затрат по управлению и обслуживанию производства:

d Cу = Су · (1 – J у / Jv),

Су – доля затрат по управлению и обслуживанию производства в себестоимости продукции в рублях;

J у = Упл / Убаз – индекс изменения затрат на управление и обслуживание производства.

5.6. Влияние изменения технического уровня производства:

d Cт. у = Са · J опф(1 – J фе),

Са – доля амортизационных отчислений в себестоимости продукции в рублях;

J опф = ОПФпл / ОПФбаз – индекс изменения стоимости основных производственных фондов;

J фе = Фепл / Фебаз – индекс изменения фондоемкости.

6. Определить планируемую себестоимость продукции Спл:

Спл = Сбаз – S d C i.

7. Аналогично пункту 2 вычислить запланированную прибыль от реализации продукции Ппл (условно считать цены на издержки Апл неизменными).

8. Определить чистую прибыль предприятия Ппред. (за вычетом обязательных платежей) в планируемом периоде и распределить его по трем стимулирующим фондам аналогично пункту 3 методики.

9. Дать краткое обоснование полученным данным.

Задание 3

Ниже даны основные данные и формулы для выполнения
задания 3.

Заполните своими данными следующие отчетные показатели:

Из отчета по прибыли за 200…год:

 

Издержки на приобретение товаров ХХХХХХХ

Прочие внешние издержки ХХХХХХ

(из них переменные издержки) ХХХХ

Издержки по содержанию персонала ХХХХХ

(из них переменные издержки) ХХХХХ

Амортизация основного капитала ХХХХХ

Издержки за кредит ХХХХ

Выручка от реализации ХХХХХ

 

Из баланса на 31.12.20.… года

 

Оборудование ХХХХХ

Товарные запасы ХХХХ

Дебиторская задолженность ХХХХ

Денежные средства ХХХХ

Собственный капитал ХХХХ

Кредит ХХХХХ

Товарные кредиторы ХХХ

Прочие краткосрочные кредиторы ХХХ

А. Составьте годовой отчет по прибыли и баланс в качестве основы для последующего анализа рентабельности и доходности фирмы.

Б. Рассчитайте ключевые индикаторы для описания доходности фирмы.

В. Рассчитайте ключевые индикаторы для описания рентабельности фирмы.

Г. Прокомментируйте найденные значения ключевых индикаторов.

 

III. Теоретическая база и расчетные формулы для задания 3

Баланс фирмы

Под балансом понимается отчет, в котором отражены имущество фирмы в денежном выражении и источники его финансирования на конец отчетного периода.

При составлении баланса хозяйственные средства фирмы называются активами, а источники их финансирования – пассивами. При составлении баланса необходимо соблюдать обязательное условие: сумма хозяйственных средств, заносимых фирмой в свой актив, должна соответствовать сумме, затраченной на их финансирование, отраженной в пассиве.

Активы – хозяйственные средства фирмы, в которые вложен ее капитал. Все активы можно подразделить на следующие группы:

· основной капитал: нематериальные активы; материальные активы; финансовые активы;

· оборотный капитал: товарные запасы; дебиторская задолженность; ценные бумаги и прочие краткосрочные финансовые вложения; денежные средства.

Основной капитал – это активы, рассчитанные на использование их фирмой в течение длительного периода времени, более одного года.

Нематериальные активы – инвестиции в неосязаемые активы, которые способны приносить прибыль в течение ряда лет. Например, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по выпуску новой продукции, расходы на организацию хозяйственной деятельности, приобретение патентов и т. п.

Материальные активы – инвестиции в землю, здания и сооружения, машины, оборудование, транспорт и т. д. Данные активы должны амортизироваться систематически в соответствии с расчетным сроком амортизации (исключением является земля).

Финансовые активы – долгосрочные вложения в ценные бумаги (например, в акции, облигации), а также деньги.

Оборотный капитал – это те активы, которые при нормальной хозяйственной деятельности фирмы меняют свою материально-вещественную форму в относительно короткий срок (менее чем за один год). Оборотный капитал представляет собой более подвижную часть активов. Товарные запасы после их продажи переходят в дебиторскую задолженность, которая, в свою очередь, по наступлении срока платежей превращается в денежные средства.

Товарные запасы на торговых фирмах – товары, которые ко времени подведения баланса закуплены, но еще не проданы. На производственном предприятии (фирме) можно выделить три вида товарных запасов: запасы сырья и материалов (производственный запас); запасы продукции, не законченной производством (незавершенное производство); запасы готовой продукции.

Дебиторская задолженность – все формы кредитования, срок получения платежей по которым не превышает одного года. Этот вид задолженности может возникать при продаже товаров в кредит, выдаче денежных ссуд, при получении от дебитора векселя (вексельные дебиторы).

Ценные бумаги и прочие краткосрочные финансовые вложения – это, как правило, легко реализуемые активы, не предназначенные для длительного владения (подобные активы часто составляют ликвидные резервы фирмы).

Денежные средства – это кассовая наличность, а также средства фирмы на банковских и прочих счетах.

Под пассивами фирмы понимаются источники его финансирования. Пассивы фирмы можно разделить на следующие группы: собственный капитал; страховые резервы; кредиторская задолженность (долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства).

Собственный капитал состоит из вклада в фирму ее собственника (владельца), а также из соответствующей доли прибыли (или убытков), остающейся в распоряжении фирмы.

Страховые резервы фирма формирует на непредвиденные расходы.

Долгосрочные обязательства – это обязательства фирмы, срок выплаты по которым наступает позже, чем в течение года. Как правило, долгосрочными обязательствами являются различные виды ссуд.

Краткосрочные обязательства – это обязательства фирмы, срок уплаты по которым наступает в течение одного года (например, задолженность по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, краткосрочные кредиты в финансовых учреждениях).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.214.1 (0.009 с.)