Выставляемые при текущем контроле отметки в обязательном порядке должны отражать результаты учебной деятельности учащихся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выставляемые при текущем контроле отметки в обязательном порядке должны отражать результаты учебной деятельности учащихся.



Периодический контроль проводится для проверки степени усвоения учащимися учебного материала после изучения определенной темы, раздела программы. Данный контроль может проводиться в виде устного опроса, контрольных работ, выполнения отдельных технологических операций, изготовления контрольных изделий, разработки технологических процессов, технологических карт и др.

Итоговый контроль проводится в конце четверти (триместра или полугодия) или учебного года. Ученикам предлагается изготовить контрольное изделие. Учебно-трудовое задание подбирается так, чтобы в процессе изготовления изделия применялись ранее изученные технологические операции. О времени проведения данных уроков и их отличительных особенностях учеников следует предупредить заранее.

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям (триместрам или полугодиям) с учётом динамики индивидуальных результатов учебной деятельности учащихся.

Годовая отметка по техническому труду учитывается при переводе школьников в старший класс наравне с отметками по другим предметам.

В основу текущего, периодического и итогового контролей учебной деятельности учащихся по техническому труду заложены следующие критерии:

1. Уровень знания теоретических сведений и умения применять их в практической работе.

2. Знание основных свойств конструкционных и природных материалов.

3. Знание инструментов, приспособлений и оборудования для обработки конструкционных и природных материалов в школьной мастерской, а также умение ими пользоваться.

4. Умение пользоваться графической и технологической документацией, правильно её разрабатывать и составлять.

5. Степень владения технологическими операциями с соблюдением правил безопасной работы.

6. Умение рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём при выполнении задания, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и оборудованию, экономно расходовать материал.

7. Степень самостоятельности при организации и выполнении работы (планирование учебно-трудового процесса, решение графических, технологических и конструкторских задач; самоконтроль, самооценка и др.), уровень проявления элементов творчества.

8. Качество выполненной работы в (соответствие чертежам, точность сборки, качество отделки, возможность использования по назначению, надёжность в эксплуатации и др.).

9. Продолжительность выполнения работы в целом или ее части (время работы, производительность труда).

При выставлении отметок учащимся на занятиях по техническому труду учитель должен руководствоваться всеми вышеуказанными критериями, а также учитывать уровень их овладения основами технического и художественного творчества, творческого проектирования.

Соблюдение учениками правил безопасной работы, степень проявления самостоятельности в работе и некоторые другие требования должны учитываться на каждом занятии технического труда. Однако, специальная отметка за соблюдение этих требований ученикам, как правило, не выставляется.

Отметка ставится за овладение учащимися теоретическими знаниями; умение пользоваться инструментами, приспособлениями и оборудованием; выполнять технологические операции, разрабатывать и составлять графическую и технологическую документацию; качество выполненной работы в процессе решения технических задач при выполнении графических, лабораторных и практических работ. В свою очередь, ученикам необходимо соблюдать правила безопасной работы, за нарушение которых отметка может быть снижена.

При проверке и оценке качества успеваемости учащихся необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения техническому труду, то есть в какой мере они владеют знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет отношение школьника к обучению, когда он работает постоянно или эпизодически. Всё это определят необходимость применения ряда методов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения техническому труду можно разделить на: устные, письменные; практические работы. К устным методам относятся: опросы, собеседования и т. п. К письменнымкарточки-задания, технические диктанты, контрольные работы, тесты, работы над ошибками, рефераты и т. п.

Одним из главных методов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся являются практические работы, которые связаны с разработкой технологических процессов и изготовлением изделий, разработкой творческих проектов. Оценка практических работ должна осуществляться с учётом процессуального и результативного аспектов по следующим критериям:

- организация учебного места;

- соблюдение правил безопасной работы;

- рациональность применения инструментов, приспособлений и оборудования;

- правильность выполнения технологических операций

- творческий подход и самостоятельность в процессе выполнения учебно-трудовых заданий;

- время, затраченное на выполнение учебно-трудового задания;

- соответствие изделия чертежу (размеры и качество).

Тесты являются средством контроля знаний, умений и навыков и уровня развития учащихся. Они выполняют диагностическую и контролирующую функции. Тесты состоят из ряда вопросов и заданий, которые находятся в определённой логической последовательности в соответствии с уровнем сложности учебного материала.

При определении вопросов и разработке заданий для проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся учитель технического труда должен соблюдать следующие требования:

1. Проверять не столько память учащихся, а их мышление – понимание материала.

2. Составлять вопросы и задания с учетом связей с другими темами программы и межпредметных связей.

3. Определять нестандартный и творческий характер вопросов и заданий.

4. Задавать возможность проведения косвенной проверки.

Выставление отметок (принятая в учебной системе оценка знаний, умений и навыков учащихся в баллах) учащимся в журнал на уроках технического труда в общеобразовательных учреждениях осуществляется по десятибалльной шкале:

Балл “0” выставляется за отсутствие ответа или отказ от ответа.

Балл “1” выставляется за усвоение технологических фактов и зависимостей на уровне узнавания. Учащийся не может воспроизвести основное содержание вопроса, не ориентируется в установлении структурно-логических связей, с трудом распознаёт технологические объекты, выполняет практические работы лишь с помощью учителя.

Балл “2” выставляется за неустойчивый интерес к результату учебной деятельности. Учащимся усвоены отдельные факты на уровне узнавания, а отдельные трудовые действия повторяются по образцу. Ученик распознаёт отдельные элементы графической документации и различает технологической документации. Связь изученного материала с реальной действительностью не осознаётся, ориентировочная основа действий не усвоена и самостоятельно (без помощи учителя) учащийся не в состоянии использовать имеющиеся знания, умения и навыки.

Балл “3” выставляется за неустойчивый интерес к процессу учебной деятельности. Преимущественно рецептивное усвоение технологических знаний, умений и навыков (“делай так”), их отрывочность и бессистемность свидетельствуют о несформированности полной ориентировочной основы действий. Ученик усвоил теоретические сведения на уровне частичного воспроизведения, распознаёт виды и элементы графической документации, способен выбирать алгоритм действий, правильно выполнять большинство приёмов работы по осуществлению технологических операций. Учащийся применяет знания, действуя по заданному образцу, и часто затрудняется, когда нужно выполнить те же действия в аналогичной ситуации самостоятельно.

Балл “4” выставляется за отсутствие целевой установки на усвоение системы технико-технологических знаний. Усвоение фактического материала неполное и неточное. Неустойчивый интерес к содержанию учебной деятельности. Учащийся достаточно полно воспроизводит содержание изучаемого учебного материала, применяет знания в знакомой ситуации, но затрудняется в разработке и осуществлении программы действий при незначительном изменении ситуации. Учащийся может характеризовать графическую и технологическую документацию, маршрут обработки, правильно выполняет приёмы работы по осуществлению технологических операций на основе использования полной инструктивно-технологической документации, предложенной учителем.

Данная и предшествующие оценки фиксируют наличие отрицательной тенденции в учебной деятельности школьника. Пробелы в системе технико-технологических знаний нарушают целостность восприятия нового материала и отрицательно влияют на формирование ориентировочной основы действий.

Балл “5” выставляется за довольно устойчивый интерес к результату трудовой деятельности. Наличие пробелов в технико-технологических знаниях и опыте их использования компенсируется высоким уровнем внимания. Учащийся понимает и полно воспроизводит новый материал, умеет применять его в типичных ситуациях, но в ходе решения допускает грубые ошибки. Ученик может дополнять недостающие элементы графического документа, дополнять технологический процесс изготовления изделия. Правильно выполняет приёмы работы по осуществлению технологических операций с помощью инструктивно-технологической документации, содержащей лишь алгоритм действий, не может обойтись без помощи учителя. Отсутствие целенаправленности в овладении системой технико-технологических знаний и умений, слабые самодисциплина и самоконтроль.

Балл “6” выставляется за довольно устойчивый интерес к процессу трудовой деятельности. Минимально достаточная ориентировочная основа действий, наличие отдельных пробелов в опыте использования технико-технологических знаний, умений и навыков. Учащийся хорошо знает фактический материал и основные взаимосвязи, правильно использует эти знания в типичных ситуациях. Выполняет эскизы деталей, разрабатывает технологический процесс, правильно выбирает способы действий при выполнении технологических операций.

Балл “7” выставляется за довольно устойчивый интерес к содержанию трудовой деятельности, наличие положительного опыта использования технико-технологических знаний при решении практических задач, гармоничное развитие непроизвольного и произвольного внимания способствуют формированию достаточно полной ориентировочной основы действий. Учащийся достигает хорошего знания фактического материала и технологических закономерностей и умеет применять эти знания в типичных ситуациях, выполнять чертежи деталей, разрабатывать и выбирать оптимальный технологический процесс, правильно осуществлять технологические операции. Проявляет самостоятельность, стремление и готовность к выполнению отдельных заданий повышенной сложности, к осуществлению полного технологического процесса изготовления изделия.

Балл “8” выставляется за устойчивый интерес к результату учебно-трудовой деятельности, полная ориентировочная основа действий, близкий к высокому уровню развития произвольного внимания и технологического мышления. Хорошее знание технико-технологических фактов и зависимостей, правильное (но не всегда рациональное) использование этих знаний при выполнении учебно-практических заданий. Ученик полностью разрабатывает графическую и технологическую документацию, предложенную учителем, самостоятельно осуществляет технологический процесс.

Балл “9” выставляется за устойчивый интерес к процессу учебно-трудовой деятельности, гибкая ориентировочная основа действий, высокий уровень развития технологического мышления. Отличное знание технологических фактов и зависимостей, способность вносить изменения в графическую и технологическую документацию. Правильное выполнение технологического процесса изготовления сложных изделий, владение навыками самоконтроля, адекватная самооценка и способность к рефлексии.

Балл “10” выставляется за устойчивый интерес к содержанию учебно-трудовой деятельности, гибкая ориентировочная основа действий с элементами творчества, глубокое понимание связи изучаемого материала с жизнью и системой уже известных технико-технологических понятий, высокий уровень развития технологического мышления. Ученик может самостоятельно разрабатывать собственную конструкцию изделия и соответствующую графическую и технологическую документацию, выбирать и разрабатывать наиболее эффективный технологический процесс, изготавливать сложные изделия с помощью приспособлений собственной конструкции, повышающих производительность труда и качество продукции. Ориентировочная основа действий отличается полнотой и обобщённостью суждения – краткостью и рациональностью. Продуктивное использование учебного времени и высокая работоспособность, самостоятельность и целеустремлённость в овладении технологическими знаниями и способами действий. Единство инициативности и находчивости в нестандартной ситуации, требующей выхода на новый уровень знаний и их применения.

Объективность выставляемых учащимся отметок при оценке процесса и результатов их учебно-познавательной деятельности на уроках технического труда обеспечивается установлением соответствующих критериев. Отдельно взятый критерий включает в себя ряд показателей, которые обеспечивают его доступность для наблюдения и измерения.

Основные критерии и показатели условно можно разделить на предметно-содержательные (полнота, обобщённость, системность, правильность, прочность, осмысленность знаний и др.); содержательно-деятельностные (специальные предметные, интеллектуальные, обобщённые и другие умения); индивидуально-личностные (активность, самостоятельность, самооценка, критичность и другие качества и свойства личности, характеризующие потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы, сферу саморегуляции и др.).

Степень полноты проявления критериев по ступеням учебной деятельности представляет собой обобщённые критерии учебных достижений учащихся в виде уровней. На занятиях технического труда в общеобразовательных учреждениях можно выделить пять уровней оценки учебной деятельности учащихся (табл. 5).

Таким образом, эффективность обучения учащихся техническому труду определяется его результатами в сравнении их с целями и средствами достижения; его вкладом в создание материальных и духовных ценностей. Сопоставление целей с результатами помогает ответить на вопросы: необходимы ли, достаточны ли существующие формы, методы и содержание процесса обучения техническому труду с точки зрения затраченных усилий?

 

Таблица 5 – Уровни оценки учебной деятельности учащихся

№ п/п Уровни оценки учебной деятельности учащихся Характеристика уровней оценки учебной деятельности учащихся   Баллы
1 Низкий (репродуктивный) Уровень характеризует низкую степень усвоения учебного теоретического материала – узнавание. 1-2
2 Удовлетворительный (продуктивный) Неосознанное воспроизведение теоретического материала и демонстрация простейших умений при выполнении практических заданий. Учащийся отвечает только на вопросы репродуктивного плана. 3-4
3 Средний (частично-поисковый) Воспроизведение на уровне понимания. Оценивает правильность рассуждений, классифицирует, выделяет главное, делает выводы. Объясняет решения практических заданий на основе теоретических знаний. 5-6
4 Достаточный (исследовательский) Применение знаний и умений в знакомой ситуации. Применяет теоретические знания для решения практических заданий. 7-8
5 Высокий (творческий) Применение знаний и умений в незнакомой ситуации. Выполняет исследовательские работы, создаёт новые алгоритмы решения задач. 9-10

 

Уровни результатов учебных достижения учащихся при обучении их техническому труду проявляются как в содержании культуры и сознания, так и в характере поведения школьников. К основным критериям данной оценочно-результативной деятельности относятся: ясность и четкость понятий, которыми оперирует учащийся; определенность и конкретность мышления учеников; умение обнаруживать нерешенные проблемы, ставить вопросы и выдвигать гипотезы; осознание связей между предметами и явлениями, действительных тенденций в развитии процессов; способность предвидеть развитие событий на основе тщательного анализа личной ориентированности; количество и качество процесса и продуктов труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.047 с.)