Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выставляемые при текущем контроле отметки в обязательном порядке должны отражать результаты учебной деятельности учащихся.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Периодический контроль проводится для проверки степени усвоения учащимися учебного материала после изучения определенной темы, раздела программы. Данный контроль может проводиться в виде устного опроса, контрольных работ, выполнения отдельных технологических операций, изготовления контрольных изделий, разработки технологических процессов, технологических карт и др. Итоговый контроль проводится в конце четверти (триместра или полугодия) или учебного года. Ученикам предлагается изготовить контрольное изделие. Учебно-трудовое задание подбирается так, чтобы в процессе изготовления изделия применялись ранее изученные технологические операции. О времени проведения данных уроков и их отличительных особенностях учеников следует предупредить заранее. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям (триместрам или полугодиям) с учётом динамики индивидуальных результатов учебной деятельности учащихся. Годовая отметка по техническому труду учитывается при переводе школьников в старший класс наравне с отметками по другим предметам. В основу текущего, периодического и итогового контролей учебной деятельности учащихся по техническому труду заложены следующие критерии: 1. Уровень знания теоретических сведений и умения применять их в практической работе. 2. Знание основных свойств конструкционных и природных материалов. 3. Знание инструментов, приспособлений и оборудования для обработки конструкционных и природных материалов в школьной мастерской, а также умение ими пользоваться. 4. Умение пользоваться графической и технологической документацией, правильно её разрабатывать и составлять. 5. Степень владения технологическими операциями с соблюдением правил безопасной работы. 6. Умение рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём при выполнении задания, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и оборудованию, экономно расходовать материал. 7. Степень самостоятельности при организации и выполнении работы (планирование учебно-трудового процесса, решение графических, технологических и конструкторских задач; самоконтроль, самооценка и др.), уровень проявления элементов творчества. 8. Качество выполненной работы в (соответствие чертежам, точность сборки, качество отделки, возможность использования по назначению, надёжность в эксплуатации и др.). 9. Продолжительность выполнения работы в целом или ее части (время работы, производительность труда). При выставлении отметок учащимся на занятиях по техническому труду учитель должен руководствоваться всеми вышеуказанными критериями, а также учитывать уровень их овладения основами технического и художественного творчества, творческого проектирования. Соблюдение учениками правил безопасной работы, степень проявления самостоятельности в работе и некоторые другие требования должны учитываться на каждом занятии технического труда. Однако, специальная отметка за соблюдение этих требований ученикам, как правило, не выставляется. Отметка ставится за овладение учащимися теоретическими знаниями; умение пользоваться инструментами, приспособлениями и оборудованием; выполнять технологические операции, разрабатывать и составлять графическую и технологическую документацию; качество выполненной работы в процессе решения технических задач при выполнении графических, лабораторных и практических работ. В свою очередь, ученикам необходимо соблюдать правила безопасной работы, за нарушение которых отметка может быть снижена. При проверке и оценке качества успеваемости учащихся необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения техническому труду, то есть в какой мере они владеют знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет отношение школьника к обучению, когда он работает постоянно или эпизодически. Всё это определят необходимость применения ряда методов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения техническому труду можно разделить на: устные, письменные; практические работы. К устным методам относятся: опросы, собеседования и т. п. К письменным – карточки-задания, технические диктанты, контрольные работы, тесты, работы над ошибками, рефераты и т. п. Одним из главных методов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся являются практические работы, которые связаны с разработкой технологических процессов и изготовлением изделий, разработкой творческих проектов. Оценка практических работ должна осуществляться с учётом процессуального и результативного аспектов по следующим критериям: - организация учебного места; - соблюдение правил безопасной работы; - рациональность применения инструментов, приспособлений и оборудования; - правильность выполнения технологических операций - творческий подход и самостоятельность в процессе выполнения учебно-трудовых заданий; - время, затраченное на выполнение учебно-трудового задания; - соответствие изделия чертежу (размеры и качество). Тесты являются средством контроля знаний, умений и навыков и уровня развития учащихся. Они выполняют диагностическую и контролирующую функции. Тесты состоят из ряда вопросов и заданий, которые находятся в определённой логической последовательности в соответствии с уровнем сложности учебного материала. При определении вопросов и разработке заданий для проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся учитель технического труда должен соблюдать следующие требования: 1. Проверять не столько память учащихся, а их мышление – понимание материала. 2. Составлять вопросы и задания с учетом связей с другими темами программы и межпредметных связей. 3. Определять нестандартный и творческий характер вопросов и заданий. 4. Задавать возможность проведения косвенной проверки. Выставление отметок (принятая в учебной системе оценка знаний, умений и навыков учащихся в баллах) учащимся в журнал на уроках технического труда в общеобразовательных учреждениях осуществляется по десятибалльной шкале: Балл “0” выставляется за отсутствие ответа или отказ от ответа. Балл “1” выставляется за усвоение технологических фактов и зависимостей на уровне узнавания. Учащийся не может воспроизвести основное содержание вопроса, не ориентируется в установлении структурно-логических связей, с трудом распознаёт технологические объекты, выполняет практические работы лишь с помощью учителя. Балл “2” выставляется за неустойчивый интерес к результату учебной деятельности. Учащимся усвоены отдельные факты на уровне узнавания, а отдельные трудовые действия повторяются по образцу. Ученик распознаёт отдельные элементы графической документации и различает технологической документации. Связь изученного материала с реальной действительностью не осознаётся, ориентировочная основа действий не усвоена и самостоятельно (без помощи учителя) учащийся не в состоянии использовать имеющиеся знания, умения и навыки. Балл “3” выставляется за неустойчивый интерес к процессу учебной деятельности. Преимущественно рецептивное усвоение технологических знаний, умений и навыков (“делай так”), их отрывочность и бессистемность свидетельствуют о несформированности полной ориентировочной основы действий. Ученик усвоил теоретические сведения на уровне частичного воспроизведения, распознаёт виды и элементы графической документации, способен выбирать алгоритм действий, правильно выполнять большинство приёмов работы по осуществлению технологических операций. Учащийся применяет знания, действуя по заданному образцу, и часто затрудняется, когда нужно выполнить те же действия в аналогичной ситуации самостоятельно. Балл “4” выставляется за отсутствие целевой установки на усвоение системы технико-технологических знаний. Усвоение фактического материала неполное и неточное. Неустойчивый интерес к содержанию учебной деятельности. Учащийся достаточно полно воспроизводит содержание изучаемого учебного материала, применяет знания в знакомой ситуации, но затрудняется в разработке и осуществлении программы действий при незначительном изменении ситуации. Учащийся может характеризовать графическую и технологическую документацию, маршрут обработки, правильно выполняет приёмы работы по осуществлению технологических операций на основе использования полной инструктивно-технологической документации, предложенной учителем. Данная и предшествующие оценки фиксируют наличие отрицательной тенденции в учебной деятельности школьника. Пробелы в системе технико-технологических знаний нарушают целостность восприятия нового материала и отрицательно влияют на формирование ориентировочной основы действий. Балл “5” выставляется за довольно устойчивый интерес к результату трудовой деятельности. Наличие пробелов в технико-технологических знаниях и опыте их использования компенсируется высоким уровнем внимания. Учащийся понимает и полно воспроизводит новый материал, умеет применять его в типичных ситуациях, но в ходе решения допускает грубые ошибки. Ученик может дополнять недостающие элементы графического документа, дополнять технологический процесс изготовления изделия. Правильно выполняет приёмы работы по осуществлению технологических операций с помощью инструктивно-технологической документации, содержащей лишь алгоритм действий, не может обойтись без помощи учителя. Отсутствие целенаправленности в овладении системой технико-технологических знаний и умений, слабые самодисциплина и самоконтроль. Балл “6” выставляется за довольно устойчивый интерес к процессу трудовой деятельности. Минимально достаточная ориентировочная основа действий, наличие отдельных пробелов в опыте использования технико-технологических знаний, умений и навыков. Учащийся хорошо знает фактический материал и основные взаимосвязи, правильно использует эти знания в типичных ситуациях. Выполняет эскизы деталей, разрабатывает технологический процесс, правильно выбирает способы действий при выполнении технологических операций. Балл “7” выставляется за довольно устойчивый интерес к содержанию трудовой деятельности, наличие положительного опыта использования технико-технологических знаний при решении практических задач, гармоничное развитие непроизвольного и произвольного внимания способствуют формированию достаточно полной ориентировочной основы действий. Учащийся достигает хорошего знания фактического материала и технологических закономерностей и умеет применять эти знания в типичных ситуациях, выполнять чертежи деталей, разрабатывать и выбирать оптимальный технологический процесс, правильно осуществлять технологические операции. Проявляет самостоятельность, стремление и готовность к выполнению отдельных заданий повышенной сложности, к осуществлению полного технологического процесса изготовления изделия. Балл “8” выставляется за устойчивый интерес к результату учебно-трудовой деятельности, полная ориентировочная основа действий, близкий к высокому уровню развития произвольного внимания и технологического мышления. Хорошее знание технико-технологических фактов и зависимостей, правильное (но не всегда рациональное) использование этих знаний при выполнении учебно-практических заданий. Ученик полностью разрабатывает графическую и технологическую документацию, предложенную учителем, самостоятельно осуществляет технологический процесс. Балл “9” выставляется за устойчивый интерес к процессу учебно-трудовой деятельности, гибкая ориентировочная основа действий, высокий уровень развития технологического мышления. Отличное знание технологических фактов и зависимостей, способность вносить изменения в графическую и технологическую документацию. Правильное выполнение технологического процесса изготовления сложных изделий, владение навыками самоконтроля, адекватная самооценка и способность к рефлексии. Балл “10” выставляется за устойчивый интерес к содержанию учебно-трудовой деятельности, гибкая ориентировочная основа действий с элементами творчества, глубокое понимание связи изучаемого материала с жизнью и системой уже известных технико-технологических понятий, высокий уровень развития технологического мышления. Ученик может самостоятельно разрабатывать собственную конструкцию изделия и соответствующую графическую и технологическую документацию, выбирать и разрабатывать наиболее эффективный технологический процесс, изготавливать сложные изделия с помощью приспособлений собственной конструкции, повышающих производительность труда и качество продукции. Ориентировочная основа действий отличается полнотой и обобщённостью суждения – краткостью и рациональностью. Продуктивное использование учебного времени и высокая работоспособность, самостоятельность и целеустремлённость в овладении технологическими знаниями и способами действий. Единство инициативности и находчивости в нестандартной ситуации, требующей выхода на новый уровень знаний и их применения. Объективность выставляемых учащимся отметок при оценке процесса и результатов их учебно-познавательной деятельности на уроках технического труда обеспечивается установлением соответствующих критериев. Отдельно взятый критерий включает в себя ряд показателей, которые обеспечивают его доступность для наблюдения и измерения. Основные критерии и показатели условно можно разделить на предметно-содержательные (полнота, обобщённость, системность, правильность, прочность, осмысленность знаний и др.); содержательно-деятельностные (специальные предметные, интеллектуальные, обобщённые и другие умения); индивидуально-личностные (активность, самостоятельность, самооценка, критичность и другие качества и свойства личности, характеризующие потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы, сферу саморегуляции и др.). Степень полноты проявления критериев по ступеням учебной деятельности представляет собой обобщённые критерии учебных достижений учащихся в виде уровней. На занятиях технического труда в общеобразовательных учреждениях можно выделить пять уровней оценки учебной деятельности учащихся (табл. 5). Таким образом, эффективность обучения учащихся техническому труду определяется его результатами в сравнении их с целями и средствами достижения; его вкладом в создание материальных и духовных ценностей. Сопоставление целей с результатами помогает ответить на вопросы: необходимы ли, достаточны ли существующие формы, методы и содержание процесса обучения техническому труду с точки зрения затраченных усилий?
Таблица 5 – Уровни оценки учебной деятельности учащихся
Уровни результатов учебных достижения учащихся при обучении их техническому труду проявляются как в содержании культуры и сознания, так и в характере поведения школьников. К основным критериям данной оценочно-результативной деятельности относятся: ясность и четкость понятий, которыми оперирует учащийся; определенность и конкретность мышления учеников; умение обнаруживать нерешенные проблемы, ставить вопросы и выдвигать гипотезы; осознание связей между предметами и явлениями, действительных тенденций в развитии процессов; способность предвидеть развитие событий на основе тщательного анализа личной ориентированности; количество и качество процесса и продуктов труда.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.97.133 (0.011 с.) |