Формы организации обучения техническому труду 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации обучения техническому труду



Урок – основная форма организации учебной работы по техническому труду.

Типы и этапы уроков по техническому труду: теоретический, практический, лабораторный, проверочный и комбинированный.

Этапы уроков по техническому труду: организационная часть, проверка изученного материала, изложение нового материала, закрепление нового материала, вводный инструктаж, самостоятельная практическая (лабораторная) работа, текущий инструктаж, заключительный инструктаж, уборка учебной мастерской

 

Форма организации обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

В общеобразовательных учреждениях формы организации обучения техническому труду разделяются на две группы: учебные и внеклассные. К учебным формам относятся различные типы уроков технического труда. К внеклассным – технические кружки, факультативы по технике, ученические конструкторские бюро, экскурсии, деловые игры по технике, научно-технические конференции, недели науки, техники и производства, конкурсы юных техников, технические турниры, утренники или вечера техники, олимпиады по трудовому обучению, спортивно-технические соревнования; выставки технического и художественного творчества учащихся и др.

Урок основная учебная форма организации обучения техническому труду, которой присущи постоянный состав учащихся одинакового уровня подготовки (подгруппа класса), определённое время (45-90 мин) и место занятий (учебные мастерские, кабинеты), занятия по установленному расписанию.

На уроках технического труда учитель решает комплекс обучающих, развивающих и воспитательных задач; систематически излагает новый учебный материал; организует восприятие этого материала и самостоятельную деятельность учащихся по усвоению, закреплению и применению теоретических знаний, формированию практических умений и навыков в процессе ручной и механической обработки конструкционных и природных материалов, проверке и оценке знаний, умений и навыков учащихся.

По сравнению с другими учебными предметами уроки технического труда, имеют ряд структурно-содержательных отличительных особенностей:

построение учебного предмета на основе сдвоенных уроков (90 мин) в учебных мастерских;

проведение вводного, текущего и заключительного инструктажей, ориентирующих на соблюдение правил безопасной работы;

приоритетность практической деятельности учащихся над теоретической в процессе использования форм и методов обучения техническому труду;

организация общественно полезного производительного труда и создание материальных ценностей;

формирование условий для умственного и физического развития учащихся;

развитие художественных и технических способностей в процессе творческой деятельности учащихся;

приобщение учащихся к традициям декоративно-прикладного искусства и народных ремёсел;

разностороннее профессиональное самоопределение учащихся.

Главное место на уроках технического труда отводится практической работе. В связи с этим, целесообразно проводить учебные занятия в мастерских в виде сдвоенных уроков (90 мин). На уроке в 45 минут практической работе отводиться мало времени, которого недостаточно для полноценного овладения технологическими операциями по ручной и механической обработке конструкционных и природных материалов при изготовлении изделий различной сложности. Значительная часть урока уходит на подготовку и уборку учебных мест, изложение нового материала, закрепление и повторение изученного материала, проведение инструктажей.

За 90 минут учитель с учащимися успевает полноценно выполнить все этапы урока и сделать необходимый объём практической работы. Сдвоенные уроки доставляют ученикам моральное и физическое удовлетворение от проделанной работы, позволяют учителю технического труда правильно оценить результаты не только коллективной, но индивидуальной деятельности учащихся, ориентированной на овладение ими не отдельными, а комплексом технологических операций различных уровней сложности.

Урок технического труда в учебных мастерских состоит из отдельных основных этапов его проведения: организационная часть, проверка изученного материала, изложение нового материала, закрепление нового материала, вводный инструктаж, самостоятельная практическая (лабораторная) работа, текущий инструктаж, заключительный инструктаж, уборка учебной мастерской (табл. 3).

 

Таблица 3 – Основные этапы урока технического труда

 

№ п/п Название этапа урока Содержание этапа урока
1 Организационная часть Ввод учащихся в мастерскую, проверка присутствия учащихся на уроке, сообщение темы и цели урока и т. п.
2 Проверка изученного материала Проверка знания учащимися ранее пройденного материала, полученных на предшествующих занятиях и необходимых для выполнения предстоящего задания.
3 Изложение нового материала Сообщение новых теоретико-практических сведений.
4 Закрепление нового материала Проверка новых знаний и умений, полученных на уроке. Ответы на основные вопросы новой темы и т. д.
5 Вводный инструктаж Объяснение учащимся задания (что делать?); порядка его выполнения (как делать?); показ и объяснение приёмов выполнения, устройства инструментов, приспособлений и оборудования, правил безопасной работы и т. д. и краткое научное обоснование их (почему так делать?); указания по самоконтролю (что, когда и как контролировать?); распределение заданий между учащимися (что каждому в отдельности делать?). Если работа проводится по письменным заданиям, то раскрывается их структура, содержание и правила пользования.
6 Самостоятельная практическая (лабора-торная) работа Выполнение учащимися полученного практического (лабораторного) задания или продолжение работы, начатой на предыдущем занятии
7 Текущий инструктаж Обход учебных мест учащихся и контроль за их работой, анализ правильности выполнения рабочих приёмов и др. Осуществление при выполнении практической работы индивидуального или группового инструктажа, остановка работы; демонстрация рабочей позы, приёма и движения, хватки инструмента, расположения инструмента по отношению к заготовке и др. Частичный повтор вводного инструктажа.
8 Заключительный инструктаж Подведение итогов занятия, указание ошибок учащихся, рассмотрение недостатков в работе (исправимый и неисправимый брак при изготовлении изделий), демонстрация правильных приёмов работы, указания и разъяснения, объявление оценок.
9 Уборка учебной мастерской Уборка учебных мест и мастерской, инструментов, приспособлений и оборудования; мытьё рук.

 

В общей теории обучения уроки классифицируются по различным признакам: по учебным предметам (уроки: математики, физики и др.), по доминирующим задачам обучения (уроки: изучения нового материала, формирования умений и навыков, обобщения и систематизации изученного материала, проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся и др.), по преобладающим методам обучения (урок-беседа, урок-лекция и др.) и другим признакам.

В методике обучения техническому труду для классификации уроков также используются различные признаки: по преобладанию на уроках изучения учащимися теоретических сведений и выполнения практических работ; по доминирующим задачам обучения, по преобладающим методам обучения.

По указанным признакам классификации выделяются различные типы уроков технического труда: теоретический, практический, лабораторный, проверочный, комбинированный, структура которых представлена в таблице 3А.

Теоретический урок. Они занимают, как правило, не более 45 минут, поэтому в большинстве случаев проводятся в составе двухчасового занятия другого тина. На теоретических уроках учащиеся знакомятся с элементами материаловедения (свойствами и способами получения различных материалов: древесины, металлов и т. д.), изучают различные технические устройства (инструменты, приспособления, оборудование), овладевают конкретными технологиями ручной и механической обработки конструкционных и природных материалов.

 

Таблица 3А – Структура разных типов уроков технического труда

 

№ п/п Название этапа урока Теоре-тический Прак-тический Лабора-торный Прове-рочный Комбини-рованный
1 Организационная часть + + + + +
2 Проверка изученного материала         +
3 Изложение нового материала +   +   +
4 Закрепление нового материала +   +   +
5 Вводный инструктаж   + + + +
6 Самостоятельная практическая (лабораторная) работа   + + + +
7 Текущий инструктаж   + +   +
8 Заключительный инструктаж + + + + +
9 Уборка учебной мастерской   +   + +

 

На теоретических уроках учащиеся учатся составлению чертежей и эскизов на эти изделия; планированию технологических процессов изготовления изделий и разработке технологических карт; решению графических, технологических и конструкторских задач; знакомятся с вопросами организации труда, общими правилами безопасной работы и охраны труда.

Теоретические уроки проводятся обычно как вводные в начале учебного года или при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой. Например, при переходе от изучения технологии обработки древесины к изучению технологии обработки металлов; от изучения технологии обработки тканей к изучению кулинарии. Применяются теоретические уроки в начале изучения отдельной темы или раздела учебного материала. Другими словами, теоретические уроки проводятся в тех случаях, когда нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного материала.

Структура теоретического урока: организационная часть, изложение нового материала, закрепление нового материала, заключительный инструктаж.

Практический урок. Он ставит целью практическое освоение учащимися приемов работы, выполнения технологических операций, формирование технологических умений и навыков. Практические уроки занимают значительное место в системе уроков по техническому труду.

На данных уроках ученики овладевают практическими умениями и навыками правильной организации учебного места, пользования инструментами, приспособлениями и оборудованием.

Большую роль практические уроки играют в развитии у учащихся культуры рабочих движений и формировании общей технологической культуры.

Структура практического урока: организационная часть, вводный инструктаж, самостоятельная практическая работа, текущий инструктаж, заключительный инструктаж, уборка учебной мастерской.

Лабораторный урок. Данные уроки являются разновидностью практических уроков, так как на них учащиеся занимаются, в основном, самостоятельной лабораторной деятельностью. Однако, в отличие от практических уроков, ученики при выполнении лабораторных работ не выполняют технологических операций по ручной и механической обработке конструкционных и природных материалов.

Лабораторные работы по техническому труду связаны обычно с практическим изучением материалов (древесины, металлов и др.), исследованием свойств материалов, изучением видов и устройства инструментов, приспособлений и оборудования, машин и механизмов, проведением измерительных работ и др. Данные работы не всегда требуют длительного времени, поэтому проводятся часто в течение одного академического часа.

Структура лабораторного урока: организационная часть, изложение нового материала, закрепление нового материала, вводный инструктаж, самостоятельная лабораторная работа, текущий инструктаж, заключительный инструктаж.

Проверочный урок. Цель данного урока – это получение данных об уровне подготовки учащихся к трудовой деятельности, о степени прочности усвоения ими знаний, умений и навыков. Проверочные уроки проводятся обычно в конце четверти (триместра), полугодия, учебного года. Это позволяет осуществлять необходимую периодическую аттестацию учащихся по техническому труду. Проверочные уроки технического труда отличаются практическим характером проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, которым выдается задание на контрольно практическую работу. По результатам данной работы (точным размерам и качеству изготовления изделия, затраченному времени и др.) судят о наличии и уровне приобретённых технологических знаний, сформированных умений и навыков.

Структура проверочного урока: организационная часть, вводный инструктаж, самостоятельная практическая работа, заключительный инструктаж, уборка учебной мастерской.

Комбинированный урок. В педагогической практике самыми распространенными являются комбинированные уроки, которые составляют примерно 70-75 % от общего количества уроков по техническому труду. На данном уроке сочетается (комбинируется) решение обучающих, развивающих и воспитательных задач теоретического и практического уроков технического труда. Отсюда он и получил своё название – комбинированный.

В практике обучения техническому труду очень часто возникает задача дать учащимся необходимый объем теоретических технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу учащихся по применению новых знаний и формированию практических умений. Различные комбинации этапов урока и переход их друг в друга обеспечивает гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.

Структура комбинированного урока: организационная часть, проверка изученного материала, изложение нового материала, закрепление нового материала, вводный инструктаж, самостоятельная практическая работа, текущий инструктаж, заключительный инструктаж, уборка учебной мастерской.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.023 с.)