Дидактические принципы в обучении техническому труду 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические принципы в обучении техническому труду



Принцип единства обучения, развития и воспитания.

Принцип связи теории с практикой в обучении.

Принцип систематичности и последовательности в обучении.

Принцип научности в обучении.

Принцип проблемности в обучении.

Принцип наглядности в обучении.

Принцип доступности в обучении.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении.

Принцип прочности усвоения учащимися знаний, умений и навыков.

 

Дидактические принципы в обучении техническому труду – это исходные положения теории трудового обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении учебных занятий по техническому труду. Они вытекают из задач трудового обучения и воспитания, закономерностей учебного процесса и определяют содержание, формы и методы обучения техническому труду.

Принципы имеют характер объективных законов, но в отличие от законов естественных стихийно не действуют. Для успешного осуществления учебного процесса они должны быть максимально реализованы учителем.

В дидактике рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех учебных предметов. Но каждый предмет имеет свои отличительные особенности, оказывающие влияние на используемые принципы изучения. Дидактические принципы в обучении техническому труду сформулированы на основе обобщения передового педагогического опыта и результатов научных исследований (рис. 1).

Все дидактические принципы трудового обучения взаимосвязаны друг с другом в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения.

Рисунок 1 – Схема дидактических принципов в обучении техническому труду

 

Принцип единства обучения, развития и воспитания. Данный принцип обусловлен взаимосвязанными задачами обучения, важнейшими из которых являются обучающая (овладение определенным учебным материалом, сообщение знаний, формирование умений и навыков), развивающая (развитие мышления, памяти и творческих способностей в процессе решения технических задач) и воспитательная (формирование научного мировоззрения, нравственно-эстетической культуры и качеств личности).

При подготовке к учебным занятиям учитель технического труда должен чётко определить уровни решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Так, на одних занятиях будет проводиться общее ознакомление с новой темой, на других – преобладать усвоение теоретической стороны изучаемого материала, на третьих – главным будет формирование практических умений и навыков, на четвёртых – проверка и оценка знаний и т. д.

Принцип связи теории с практикой в обучении. При раскрытии данного принципа необходимо учитывать соотношение теории и практики в трудовом обучении. Теоретический материал распределяется между отдельными занятиями так, чтобы обеспечить непосредственный переход от изучения теоретических сведений к практической деятельности учащихся.

Научно-технические знания, которыми овладевают учащиеся в процессе трудового обучения, появились на основе потребностей производственной деятельности людей. Поэтому ученики должны не только усвоить содержание данных знаний, но и научиться применять их на практике. Практика определят истинность знаний и используется как средство познания. На ней основываются практические методы обучения – упражнения, графические, лабораторно-практические и практические работы. В процессе выполнения практических работ ученики овладевают конкретными представлениями о технологических явлениях и объектах для дальнейшего научного обобщения и формирования научно-технологических понятий.

Принцип систематичности и последовательности в обучении. Данный принцип предполагает формирование у учащихся системы научных понятий, последовательное овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками. Систематичность в обучении достигается таким построением курса, при котором весь программный материал изучают в определённой последовательности, когда рассмотрение нового материала осуществляется с опорой на ранее изученный материал.

Систематизация играет важную роль в развитии мышления учащихся при объединении знаний, умений и навыков в систему взаимосвязанных понятий. Данная деятельность позволяет более продуктивно использовать память, так как освобождает от необходимости запоминать материал как сумму частных сведений и фактов за счёт интегрирования их в более крупные блоки информации, которые легче удержать в сознании и воспроизвести при необходимости. Систематизация не только упорядочивает знания человека, но и служит источником новых знаний.

Принцип научности в обучении. Сущность данного принципа в трудовом обучении заключается в том, что учащиеся должны овладевать научно достоверными знаниями, которые объективно отражают предметно-практическую деятельность людей. При реализации принципа научности учителю технического труда необходимо: а) использовать специальные технические и технологические термины в соответствии с принятыми стандартами; б) раскрывать естественнонаучные основы технологических явлений и процессов, технических устройств; в) ознакомлять учащихся с историей развития техники и технологии, генезисом изучаемых технологических явлений и законов, методами их исследования и внедрения в производство.

Принцип проблемности в обучении. Данный принцип обусловлен сущностью и характером учебно-познавательной деятельности учащихся. Именно когда ученик сталкивается с проблемами, вопросами и задачами, которые ему нужно разрешить, он включается в познавательный процесс, проявляет активность мышления. Поэтому в процессе трудового обучения необходимо предлагать для решения учащимся как можно больше проблемных ситуаций. Учитывая большую роль проблемного обучения, учитель технического труда должен по возможности придавать трудовому обучению проблемный характер, учить школьников самостоятельно осмысливать изучаемый материал и делать необходимые выводы.

Принцип наглядности в обучении. Осуществление данного принципа способствует сознательному и более прочному усвоению материала, развитию внимания, памяти, мышления, эстетических качеств; формированию практических умений и навыков. Суть принципа наглядности заключается в построении учебного процесса с опорой на чувственно-практический опыт учащихся, на непосредственное восприятие технических устройств и технологических явлений или их моделей, макетов, а также образов в виде реальных (рисунка, фотографии, картины и др.) и условных (чертежа, эскиза, схемы, графика и др.) изображений. В использовании наглядности в процессе трудового обучения важно правильное сочетание слова и образа. Образ должен получать точное словесное выражение.

Принцип доступности в обучении. Данный принцип отражает необходимость учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложнённости и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Чтобы сделать трудовое обучение доступным необходимо: а) определить содержание материала с учётом возрастных познавательных возможностей учащихся для каждого класса (объём теоретических знаний, практических умений и навыков); б) определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материал; в) определить количество учебного времени (уроков) с учётом его важности, сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения; г) использовать яркий и интересный фактический материал, компактно и ясно его излагать (от простого к сложному, от известного к неизвестному и т. п.), связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям; д) учитывать индивидуальные особенности мышления и памяти учащихся, а также уровень их подготовки и развития.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении. Данный принцип предполагает такой процесс трудового обучения, когда учащиеся усваивают необходимые знания, умения и навыки сознательно в результате активной учебной и трудовой деятельности. Для обеспечения сознательного и активного усвоения материала важно единство мышления и действий, неразрывная связь умственной работы и практической деятельности учащихся. Этому способствует интерес учащихся к изучаемому материалу, устойчивое внимание к объяснениям учителя технического труда и ответам учеников, убеждённость в практическом значении знании и чувство ответственности за свою работу.

Принцип прочности усвоения учащимися знаний, умений и навыков. В основе данного принципа лежит требование глубокого и осознанного усвоения знаний, овладения умениями и навыками. Для реализации принципа прочности усвоения знаний, умений и навыков необходимо чтобы учащиеся совершали в процессе трудового обучения полный цикл учебно-познавательных действий: восприятие, осмысление, запоминание и повторение изучаемого материала, а также применение усвоенных знаний на практике.

Осмысленность и прочность овладения учебным материалом достигается тогда, когда осуществляется неоднократное обращение учащихся к изучению и запоминанию пройденного материала, то есть его повторение. Повторение может быть пассивным и активным. Пассивное повторение состоит в том, что ученик воспроизводит то, что он уже раньше воспринимал. Активное повторение – ученик самостоятельно воспроизводит усвоенные им ранее знания, причём в новых связях и ассоциациях.

Большое значение для прочности усвоения знаний, умений и навыков имеют систематические контроли, а также оценки результатов учебной деятельности учащихся по техническому труду.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.160.221 (0.012 с.)