Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика художественных средств различных видов искусства .
Основные понятия: искусство, виды, литература, музыка, живопись, кино, театр, художественные средства, подражание (мимесис), язык искусства, синтез искусств, синтетические искусства, катарсис, функции искусства.
Литература
1. Банфи, А. Философия искусства / А. Банфи. – 1989. 2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М., 1997. 3. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. – М., 1989. 4. Борев, Ю.Б. Эстетика: в 2 т. / Ю.Б. Бореев. – Смоленск, 1997. – Т. 1 – 2. 5. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М., 1986. 6. Гадамер, Г. Актуальность прекрасного / Г. Гадамер. – М., 1991. 7. Каган, М.С. Морфология искусств / М. С. Каган. – Л., 1972. 8. Лессинг, Г.Э. Лаокоон или О границах живописи и поэзии / Г.Э. Лессинг. – М., 1957. 9. Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты / Н.О. Лосский. – М., 1998. 10. Соловьев, В.С. Общий смысл искусства / В.С. Соловьев // В.С. Соловьев. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе. – СПб., 1994. 11. Руссо, Ж.-Ж. О искусстве / Ж-Ж. Руссо. – М., 1959. 12. Шеллинг, Ф.В. Философия искусства / Ф.В. Шеллинг. – М., 1966. 1. Проблема определения искусства Искусство – это форма общественного сознания и форма мышления личности, род духовного и практического освоения мира по законам красоты. К искусству относят группу специфически художественных видов человеческой деятельности, образных форм воспроизведения и познания действительности – живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, театр, литературу, кино и другие. В истории искусства сложились разные его концепции. Гераклит считал, что искусство – это мимесис, подражание красоте в природе. По мнению Платона, искусство есть отражение отраженного (тень тени), т.е. явление низшее, так как уже сами предметы – только тени идей. Аристотель объяснял искусство как мимесис – подражание действительности. Он выделил 3 типа подражания: 1) подражание вещам «так, как они были или есть»; 2) «так, как о них говорят или думают»; 3) «какими они должны быть». Аристотель подчеркивал роль творческого начала и идеализации в художественном произведении: «Хотя и невозможно, чтобы существовали люди, подобные тем, каких рисовал Зевксис, но следует предпочесть лучше это невозможное, так как должно превосходить образец». Смысл искусства в совершенствовании жизни.
По мнению теоретика классицизма Н. Буало, главный предмет искусства – красота общественной жизни, равная добру и государственной целесообразности. Искусство ориентирует человека и общество на идеал. Долгое время философия и эстетика видели истоки развития искусства в природе. Французский теоретик искусства Ж.-Б. Дюбо в работе «Критические размышления о поэзии и живописи» (1719 г.) объяснял изменения искусства изменениями воздуха. И. Гердер полагал, что искусства развиваются под воздействием изменений климата и зависят от национального характера народа. А. Баумгартен, считая искусство формой познания, подчеркивал, что художественное познание отличается от научного трактата. Художественная мысль имеет чувственную форму, низшую по отношению к логической, но без целостного чувственного восприятия не может быть полного познания. И. Кант в «Критике способности суждения» делил искусства на два вида: 1) приятное искусство; 2) прекрасное искусство. Приятное искусство Кант характеризовал как низшую форму искусства, связанную с практическими целями. Прекрасное искусство не связано с практическим интересом – это изящное искусство, которое имеет своим мерилом рефлектирующую способность суждения, вкус, а не чувственное ощущение или пользу. Такое искусство представляет собой свободную игру человеческих познавательных способностей. Это искусство гения. Г.В.Ф. Гегель в лекциях по эстетике рассматривал искусство как форму развития самопознания мирового духа. Познание проходит две ступени: низшая ступень – художественное отражение идеи; высшая ступень – религиозное и философское сознание. Гегель видел в искусстве не подражание природе, а процесс очищения вещи, запятнанной «случайностью и внешностью повседневного бытия». Марксизм, основываясь на идее, что «бытие определяет сознание», из совокупности факторов, определяющих развитие искусства как формы общественного сознания, выделял в качестве первопричины экономику. В эстетике сформировалось несколько подходов к пониманию природы искусства и классификации искусств. В гносеологическом аспекте искусства делятся в зависимости от способов и средств познания и освоения мира. Психологический аспект учитывает специфику создания и восприятия произведений искусства. Онтологический аспект предполагает деление искусств в зависимости от специфики отражения и выражения ими бытия на пространственные, временные и синтетические. Каждое из искусства представляет или художественное пространство, или художественное время, или художественное время-пространство.
Пифагорейцы обратили внимание на выразительные возможности музыки – экспрессивность, катарсический характер. Платон разделял техне и поэзию, подчеркивал иррациональный характер поэзии и ремесленный (зависящий от навыков и мастерства) характер архитектуры, скульптуры, живописи. Аристотель разделил искусства на подражательные (миметические) и дополняющие природу. Позже на различие выразительных средств поэзии и скульптуры указал мыслитель поздней античности Дион Хризостом. По его мнению, искусство поэтов, в отличие от скульптуры, совершенно самобытно. Так, гений Гомера проявился в том, что он умел находить специфические словесные образы для отображения голосов потоков, лесов, ветров, пламени, пучины, звона меди и грохота камней. Искусство же скульптора связано с точной работой руки, которая повинуется творческому дару и приобретенному навыку. Если поэты создают образы и формы проявления Божества в его движении и покое, то скульпторы в силу онтологических возможностей своего искусства не в состоянии создать подобие зарницы или молнии, звучание грома, они вынуждены прибегать к другим средствам. Средневековый богослов Василий Великий особое внимание уделял живописи, так как считал, что произведения иконописи восходят к смысловым сущностям. Григорий Нисский больше внимания уделял искусству слова, считая евангельский текст, более емким и ассоциативным по содержанию, чем пространственные искусства. Художники Возрождения преимущественное внимание уделяли пространственным искусствам. С точки зрения, например, Леонардо да Винчи, искусства, связанные с визуальным восприятием, могут более полно отражать божественную красоту творения. Эпоха Просвещения актуализировала проблему онтологической специфики искусств. Ж.-Б. Дюбо обратил внимание на то, что каждое из искусств, благодаря своим онтологическим параметрам, приспособлено к воспроизведению определенной стороны бытия: живопись – к отражению пространства, поэзия – к передаче течения времени: «Живописец может запечатлеть момент действия, но не то, что было до или после него. Поэт может описать то, что было в прошлом, есть в настоящем и предположить будущее. Однако, поэт не может, подобно живописцу, изобразить выражений чувств на лицах персонажей, не прибегнув к множеству скучных описаний». Наиболее детальную разработку проблема онтологической специфики искусства получила у немецкого просветителя Г.-Э. Лессинга в сочинении «Лаокоон» или О границах живописи и поэзии» (1776 г.). В отличие от классицистов, Лессинг полагал, что предметом внимания художника должны быть вся действительность, а не прекрасная ее часть. Просто разные виды искусства изображают свой предмет соответственно своей специфике. Поэт характеризует отвлеченные идеи именем и действием. Художник использует аллегории: «Умеренность» – женщина с уздой в руке, «Постоянство» – женщина, прислонившаяся к колонне. Лессинг показал, что онтологические параметры определяют пределы возможностей той или иной трактовки художественного образа. Все виды искусства способны изображать и тела, и действия, и пространство, и время. Только один ряд видов (пространственные) изображают пространство непосредственно, а время опосредованно; а другой ряд (временные) наоборот – течение времени непосредственно, а пространство опосредованно.
Итак, искусство есть особая деятельность человека, направленная на совершенствование человеческого мира. Она многообразна. В XVIII в. акцент ставился на исследовании специфики искусств. Далее стало актуальным осмысление проблем их взаимодействия. Распространились синтетические виды искусства – опера, оперетта, балет, кино.
Функции искусства
Искусство – одна из важнейших сфер человеческого бытия. Оно выполняет много функций, значимых для эстетического и гуманистического развития человечества, отдельного общества и любого человека. 1. Эстетическая функция – это формирование творческого духа и эстетического вкуса личности. Эстетическая функция отражает специфическую способность искусства развивать художественные вкусы, потребности и таланты людей и тем самым ценностно ориентировать их в мире, пробуждать стремление к творчеству и соблюдению законов красоты в любой сфере деятельности. Перед художественно развитым сознанием мир предстает как эстетически значимый. 2. Воспитательная функция (катарсическая). Искусство, формирует строй чувств и мыслей людей, воспитывает целостную личность через эстетический идеал, который проявляется и в положительных (Сотников), и в отрицательных образах (Раскольников). Аристотель ввел категорию катарсиса – очищения посредством «подобных аффектов» (чувств), сострадания героям, прошедшим через тяжкие испытания (Антигона, царь Эдип). В эпоху Просвещения Вольтер, Дидро, Лессинг подчеркивали воспитательное назначение искусства. Искусство передает опыт отношения к миру, умножая жизненный опыт личности. Художественный материал важен для выработки ценностных установок личности и общества. 3. Гедонистическая функция (искусство – источник наслаждения). Искусство доставляет нам бескорыстную радость эстетического удовольствия. Художник свободно владеет жизненным материалом и средствами его художественного выражения, что вызывает восхищение. Творец соотносит осваиваемые явления с человечеством, раскрывая их эстетическую ценность. Эстетическое наслаждение обусловлено гармоническим единством совершенной художественной формы и содержания произведения. Художественная реальность упорядочена и построена по законам красоты. Реципиент испытывает радость сотворчества. В художественном творчестве есть элемент игры, которая всегда развлекает. Ф. Шиллер как-то заметил, что «человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда когда играет».
4. Компенсаторная функция (искусство – утешение). Она имеет три аспекта: 1) отвлекающий (развлекательный); 2) утешающий; 3) собственно компенсирующий (восстанавливающий) духовную гармонию человека. Искусство компенсирует жизненные неудачи, потери людей, скрашивает жизнь, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия. Характер воздействия произведения зависит и от самого произведения, и от жизненного опыта, духовного состояния личности. Функции искусства исторически подвижны: в античности трагическое играло катарсическую роль, в средние века – компенсаторную. 5. Общественно преобразующая функция. Искусство – это творение идеальной реальности художником. Оно раскрывает недостатки действительности, пробуждает социальную активность людей, их стремление к улучшению жизненного строя. Искусство ориентирует людей на преобразование мира в соответствии с идеалами. Алексей Толстой писал, что «искусство есть такое идеальное изображение жизни, которое приводит человека в состояние напряженного желания идеального, то есть красоты, духовной чистоты и добра». Известно, что, комедия «Недоросль» Фонвизина, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, гоголевские сатиры «Ревизор» и «Мертвые души» способствовали борьбе со злом крепостничества, невежества, взяточничества в России. Картина Верещагина «Апофеоз войны», роман Л.Толстого «Война и мир» способствовали развенчиванию романтики войн. 6. Внушающая функция (суггестивная). Искусство – это внушение определенного строя мыслей и чувств. Оно способно оказывать почти гипнотическое воздействие на подсознание и психику человека, создавать разные настроения. Древнегреческое предание повествует, как спартанцы, обессиленные долгой войной с персами, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо подкрепления хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов. Готические храмы внушали священный трепет перед божественным величием. Внушающую роль играют марши и гимны. В тяжелые часы жизни народа внушающая сила искусства обретает особую важность. Примеры – песня «Священная война» Лебедева-Кумача и Александрова, Седьмая симфония Шостаковича, стихотворение Симонова «Жди меня».
7. Функция предвосхищения (пророческая). В искусстве всегда жило «кассандровское начало» (по имени героини Илиады Гомера) – способность предвосхищать будущее. Современные нейрофизиология и психология признают, что существует априорное знание, прямо усматривающее истину, объективную связь вещей. Интуиция позволяет осознать некоторые истины как самоочевидные, в том числе; и картины будущего. Художник способен ясно и достоверно предугадывать грядущее, создавая фантастические, социально прогнозирующие произведения искусства. Литература предсказала создание самолета, подводной лодки (роман Жюля Верна), полеты в космос, действие лучей лазера («Аэлита», и «Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого) и другое. Искусство проникает в грядущие судьбы общества и личности, как это представлено в произведении Е. Замятина «Мы». 8. Коммуникативная функция искусства (искусство как средство общения, связи). Восприятие произведения происходит по законам общения. Это коммуникация с обратной связью. Родство искусства с языком неоднократно подчеркивалось в науке (Лессинг, Гердер, Потебня, Кроче). Как знаковая система, искусство имеет свой исторически и национально обусловленный код, свои условности. Оно – архетипично, выражает глубинные исторические смыслы и образы (орнамент, музыка, танец и т.д.). Искусство позволяет людям посредством художественного текста общаться на любых расстояниях времени и пространства. 9. Информационная функция (произведение – источник информации, сообщение, письмо). Искусство – специфический канал связи. Информация, переданная на языке танца, живописи, архитектуры, скульптуры, прикладного и декоративного искусства, легче усваивается, чем словесная. Она не нуждается в переводе. Художественный источник информации (архитектура, фреска, украшения, орнамент и т.п.) часто рассказывает больше, чем словесный текст, который надо еще расшифровать. Скульптура и фрески рассказали ученым о жизни древнего Египта еще до расшифровки Ф. Шомпольоном в 1821 г. египетского письма, иероглифов. Кстати, рисунки и были первыми текстами. 10. Познавательно-эвристическая функция. Познавательные возможности искусства огромны. Оно способно к освоениютех сторон жизни, которые труднодоступны рациональному познанию, науке. Искусство – это «учебник», который читают даже те, кто не любит никаких учебников. Оно существенно пополняет наши знания о мире и о себе. Романы В. Скотта, А. Дюма, М. Дрюона, сочинения Л. Де Вега, Сервантеса, Боккаччо, Рабле дают образную картину средневековья и Ренессанса. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» не зря называют энциклопедией жизни русского общества первой четверти XIX в. Роман В.Гюго «93 год» верно раскрывает психологию деятелей Французской революции. А произведения Ф.М. Достоевского, А. Камю и т.п. давно стали важным подспорьем психологов. 11. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира и концепция бытия). Художник, перерабатывая свои наблюдения над жизнью, создает целостную художественную концепцию, свою картину мира. Загадки бытия решали Софокл и Еврипид. Данте в «Божественной комедии» создал модель Вселенной и концепцию потустороннего мира и человеческих судеб. Философичность, размышления о мире и человечестве ярко выразились в русской классической литературе. В посвящении «Путешествия из Петербурга в Москву» А. М. Кутузову А. Н. Радищевписал: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала...». Факт провозглашения общечеловеческих ценностей дворянином засвидетельствовал рождение русской интеллигенции. Достоевский в своих романах искал ответ на вопрос о природе и сущности человека, о роли эстетического – «красота спасет мир», но она же – предмет жестокой борьбы божественного и сатанинского начала. Свою концепцию жизни разработал Лев Толстой. Его идеи противостояния злу легли в основу целого направления в русской общественной мысли – толстовства. В целом, функции искусства многообразны и общечеловечески значимы. Оно играет величайшую роль в системе гуманизации общества.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.017 с.) |