Вариативность подходов к анализу природы художественного творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вариативность подходов к анализу природы художественного творчества



 

Искусство – это целостная социально функционирующая система, решающая гуманистические, ценностные, нравственные, духовно-символические задачи. Посредством искусства осуществляется творение художественной реальности и преображение мира в соответствии с эстетическими идеалами. Художественная реальность – система образов, несущая художественную концепцию мира и личности, подчиненная этой концепции и образно воплощающая ее. Художественная реальность – это вторая после истории реальность и она фактически параллельна истории. Способом существования искусства является создание всякий раз новой эстетической реальности. Поэтому искусство часто движется впереди истории, важным инструментом которой является.

Художественная реальность создается посредством художественного творчества, которое есть процесс создания новых эстетических и художественных ценностей – произведений искусства. Специфика его в том, что для художника не существует формул или правил создания художественной реальности и художественных образов. Произведения искусства оригинальны и неповторимы.

В истории эстетической мысли сложился ряд трактовок художественного творчества. Гносеологическая трактовка искусства как познания преобладала в античности, отражена в представлениях о мимесисе. Искусство как познание рассматривали А. Баумгартен, И. Кант, Г. Гегель, В. Ленин в своей теории отражения. Онтологическая трактовка искусства как бытия ведет свое начало от античных представлений о творчестве как об анамнезе (воспоминании) души о ее предвечной сущности и средневековых и романтических представлений о божественной вдохновленности поэта как медиума Творца. Искусство как бытие понимается в концепции Бердяева, придававшей творчеству жизненный смысл. В.С. Соловьев видел во взаимосвязи гносеологического и онтологического начал художественного творчества условие творческого процесса.

В истории эстетики сложились различные подходы к анализу природы художественного творчества. Платон в трактате «Ион», говоря об иррациональном характере творчества, подчеркивал, что поэзии нельзя научить. Вдохновение художника – это особое состояние умоисступления, свидетельствующее о власти над сознанием алогичных сил – муз. Ни один поэт не в состоянии объяснить свое творчество («Федр», «Апология»).

Аристотель считал основным компонентом художественного творчества врожденные способности к мимесису. Воззрения на творчество в средние века связаны с пониманием Бога как личности, свободно творящей мир. Творчество представало как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Автор трактовался как выразитель воли Божией.

В эпоху Возрождения сформировалось качественно новое понимание сущности и природы творчества. Было заявлено о безграничных творческих способностях человека как венца и продолжателя божественного творения, а призвание художника виделось в том, чтобы творить, как Бог творил мир. Возник куль гения – художника-творца.

В Новое время стала нарастать тенденция к рациональному объяснению сущности и природы творчества. В XVIII в. И.Кант анализировал творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Эта способность объяснялась как единство сознательной и бессознательной деятельность. По Канту, гении творят в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот бессознательный (объективный) процесс протекает все же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу, творчество, и, прежде всего художественное – это высшая форма человеческой деятельности. Здесь человек соприкасается с абсолютом.

В экзистенциализме наиболее развернутая концепция творчества дана А.Бергсоном: творчество – непрерывное рождение нового – составляет сущность жизни. Творчество есть нечто объективно совершающееся в виде возникновения новых образов и переживаний в противоположность конструированию, лишь комбинирующему старое. В экзистенциализме носителем творческого начала считается личность, понятая как экзистенция, то есть как некоторое иррациональное начало свободы, выход за пределы природного и социального. Так, например, объяснял природу и сущность творчества Н.А. Бердяев в сочинении «Смысл творчества».

В неопозитивизме (прагматизме, инструментализме) творчество рассматривается как изобретательство, цель которого – решать задачу, поставленную определенной ситуацией. В интеллектуализме (неореализм, феноменология) творчество объясняется с точки зрения не деятельности, а скорее интеллектуального созерцания.

Марксистское понимание творчества исходит из того, что творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и универсальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности. Идея о творчестве природы в марксизме отвергается. Ведь творчество предполагает наличие творца.

Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической и индивидуальной уникальностью. Одним из необходимых условий развития художественного творчества является свобода мысли, критики, творческих дискуссий. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся теорий и методов, критическое отношение к действительности. Для творчества важны личная инициатива, индивидуальные склонности и способности, а также простор мысли и фантазии.

Итак, искусство способствует формированию художественных вкусов, ценностных установок людей, стимулирует их стремление к прекрасному и возвышенному и к противостоянию хаосу. Тем самым искусство формирует культуру человечества. В процессе своей исторической эволюции искусство способствовало духовному преображению человечества, утверждению идей самоценности человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.004 с.)