Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О сновные эстетические категории: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое
Все многообразие эстетического богатства действительности и искусства, специфика и взаимосвязь эстетического сознания и эстетической деятельности анализируются посредством эстетических категорий. Категории – это основополагающие, наиболее общие понятия, которые отражают существенные эстетические черты, признаки и связи познаваемых предметов и явлений. В центре системы эстетических категорий стоит универсальная метакатегория – эстетическое. Она характеризует предметы, явления, процессы с точки зрения их оформленности. Вокруг нее группируются более конкретные категории: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, низменное и т.п. Прекрасное (красота) – категория эстетики, отражающая соответствие явления эстетическому идеалу. Понятие «прекрасное» характеризует такие эстетические свойства предметов и явлений действительности, как гармоничность, совершенство, целесообразность, упорядоченность. Понятие «красота» со всеми ее разновидностями ( «изящное», «грациозное» и т.п.) раскрывает и оценивает лишь отдельные стороны конкретных эстетических свойств явлений и предметов. Слово красота характеризует предметы с их внешней и не всегда сущностной стороны. Например, внешняя красота человека еще не дает оснований назвать его прекрасным. Прекрасное относится к понятиям, в которых предмет и явление раскрываются с точки зрения их сущности, закономерных связей их внутренней структуры и свойств. Истинная красота гармонична. Гармония же возможна там, где есть единство разного, согласие противоречивого. Понятие об эстетическом идеале прекрасного исторически изменчиво. Осмысление прекрасного началось с глубокой древности. Для Платона и средневековых теологов прекрасное выступало носителем идеальной, духовно-мистической сущности. Аристотель подчеркивал единство прекрасного и доброго, эстетического и этического. Эстетика классицизма отождествляла прекрасное с изящным. Прекрасной, например, считалась не вся природа, а только ухоженная, упорядоченная ее часть. Романтизм, напротив, воспевал красоту дикой природы. Для Гегеля прекрасное – это наиболее полное чувственное выражение духа. Но истина – выше красоты. Прекрасное в искусстве выше прекрасного в природе. Для Канта прекрасное – это то, что вызывает высшее незаинтересованное удовольствие. По мнению Чернышевского, прекрасное – есть жизнь в идеале.
Таким образом, категория прекрасного претерпела значительную эволюцию в истории и характеризуется большим разнообразием трактовок. Но в сущности все понимают прекрасное как гармоничное сочетание внутренних и внешних свойств и как совершенный образец (цельный образ). В оппозиции к прекрасному, как идеальному образцу, выступает безобразное – эстетическая категория, выражающая противоположность явления эстетическому идеалу. Безобразное – категория эстетики, которая обозначает явление отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает отсутствие или невозможность совершенства. Безобразное – это дисгармония частей и целого. В отличие от уродливого или некрасивого, безобразное представляет собой не простое отрицание красоты, но в негативной форме содержит представление о положительном эстетическом идеале и выражает скрытое требование возрождения этого идеала. В форме уродливого безобразное содержится в «комическом» – в виде карикатуры, в «возвышенном» и «трагическом» – в форме ужасного. Как и трагическое, безобразное является воплощением зла, но в отличие от трагического гибель этого зла воспринимается как заслуженная и не вызывает переживаний. С древнейших времен безобразное осмысливалось в двух аспектах: безобразное в действительности и безобразное в искусстве. По поводу искусства еще Аристотель заметил, что мимесис смягчает отталкивающую природу безобразного и делает его эстетически нейтральным, даже в какой-то мере привлекательным – красота изображения. Попытка эстетизировать безобразное была предпринята в декадентстве, в некоторых течениях постмодернизма, но широкого распространения не получила в силу своей изначальной ущербности и противоречивости человеческой природе, которая не может выносить дисгармонии, ведущей к духовной гибели. В тесной связи с категорией прекрасного в истории эстетики выступала категория «возвышенного». Возвышенное – категория эстетики, отображающая совокупность природных, социальных и художественных явлений, исключительных по своим количественно-качественным характеристикам выступающих благодаря этому источником глубокого эстетического переживания, чувства возвышенного.
В природе возвышенны, например, безбрежные просторы неба и моря, горы и водопады, грандиозные явления природы – северное сияние, буря, гроза. В общественной жизни возвышенны подвиги героев, великие открытия, самопожертвование во имя истины, любви, веры, чести, справедливости. Нужно различать понятия возвышенное и величественное, великолепное. В искусстве сложились возвышенные жанры, воспевающие исключительное в жизни и в природе – эпопея, героическая поэма, трагедия, ода, гимн, монументальная архитектура и скульптура, живопись. Понятие «возвышенное», как и другие эстетические категории, имеет богатую историю. Возвышенное часто выступало в сопоставлении с прекрасным, трагическим, героическим, моральным. Первоначально возвышенное было осмыслено в I в. н.э. римским писателем и оратором Цецилием как стилистическая фигура риторики. Ритор Лонгин (Псевдо-Лонгин) в трактате «О возвышенном» источником возвышенного называл необычные страсти, а красоту возвышенной речи видел в соединении с великими мыслями. По его мнению, возвышенное дарит людям бессмертие, приближает к Богу. Средневековый теолог Ансельм Кентерберийский самым возвышенным благом называл Бога. Стремление к возвышенному воплотили готические соборы, устремленные острыми шпилями к небу. Гуманисты эпохи Возрождения (Пико дела Мирандола), напротив, трактовали возвышенное как яркое и полное проявление человеческой сущности. Воспевали человека творца (титаны Возрождения). Кант связывал возвышенное с духовным состоянием человека и с грандиозными неосвоенными явлениями природы. Возвышенное, по Канту, – гордость человека, возникающая благодаря преодолению страха в процессе веры. Возвышенное масштабно и не освоено, человек не свободен по отношению к нему. Оно вызывает удивление, почтение, благоговение – т.е. отрицательные наслаждения. Существует, например, феномен мрачного величия – мрачные скалы, пустыни, «белое безмолвие», исторические образы Нерона, Ивана Грозного и т.д., трагические литературные персонажи. В этих модификациях мы видим проявление злой воли, но ощущаем своеобразную демоническую мощь этих фигур и сильное эмоциональное воздействие незаурядных субъективных качеств (бесстрашие, воля, проницательность, решимость) и сожалеем, что незаурядные человеческие качества оказались подчиненными принципам нравственного зла. Возвышенное может выступать в диалектической связи с этической категорией морального. Это проявляется в борьбе с несправедливостью и в противостоянии страстям, в столкновении с непознанным, иррациональным и враждебным. Полное внутреннего напряжения, возвышенное несет в себе зерно неизбежных конфликтов. Неслучайно категория возвышенного тесно связана с категориями драматического и трагического, а также героического и жертвенного. Например – образы Христа, Прометея, Жанны д’Арк, И. Сусанина, А. Матросова.
Категорией, полярно противоположной возвышенному, является низменное. Эта категория отражает предельно негативные явления действительности, черты индивидуальной и общественной жизни, которые вызывают презрение и отвращение – нечестность, предательство, корысть, разврат, грубость, эгоизм, трусость. Низменное связано с эстетическими категориями безобразного и комического. Это находит отражение в жанрах искусства, ставящих целью разоблачение низменного и преодоление его в жизни – комедия, сатира, памфлет, эпиграмма, фарс, пародия. Трагическое – категория, отражающая наличие глубоких и объективных противоречий в борьбе человека с природой, в столкновении противоположных сил, в деятельности и внутреннем мире личности – противоречий, катастрофических по своим последствиям для человека, для защищаемых им гуманистических ценностей, а потому возбуждающих напряженное духовное переживание – чувство трагического. Трагическая коллизия – это столкновение с непознанным, неподвластным, противоборство характеров, идей, страстей, интересов. Для Гегеля, например, трагическое есть результат взаимодействия трагического характера и трагических обстоятельств, складывающихся вокруг данного характера, благодаря его активности, и общих обстоятельств, существующих в конкретно-исторической обстановке. Трагическое во многом вытекает из смертности человека. Цель трагической личности – в стремлении к абсолютному в его сущности. В подлинной трагедии существует необходимость. Однако в трагедии даже самопожертвование не превращается в самоотречение и означает утверждение принципов и целей трагической личности, а не отказ от них. Объективная основа трагического внутренне противоречива. Подлинно трагичен лишь тот герой, который страдает или гибнет, но по своей ценности «на весах истории» заслуживает лучшего. И наоборот, гибель того, что вполне ее достойно, не заключает в себе никакого внутреннего раздвоения, и к области трагического не относится. Антиподом трагического является комическое. Комическое – эстетическая категория, отражающая жизненное явление, характеризующееся внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем оно является по существу, и тем, за что оно себя выдает. Это может быть несоответствие цели и средств, усилий и результата, возможностей и претензий в действиях людей. Аристотель рассматривал комедию как жанр, более низкий, чем трагедия. История знала позитивные отношение к комическому и негативные его оценки (Платон). Просветители видели в комическом жанре средство борьбы с пороками общества. По Канту, смех – это аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто. Это средство примирения противоречий, поскольку нельзя сердиться на того, кто смешен. По Гегелю, основа комизма – противоречие внутренней несостоятельности и внешней основательности. Состояние мира может быть трагическим и комическим. Развитие начинается с трагедии, из которой вырастает примирение. Затем наступает успокоение духа и переход истории в фазу комедии. По Марксу также: последний фазис всемирно-исторической формы есть ее комедия. История повторяется дважды: сначала в виде трагедии, а потом в виде фарса. Таков ход истории, потому что нужно, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым.
Таким образом, трагическим предстает то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическим является то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, которое, однако, разрешается смехом. В целом, эстетические категории характеризую всю систему эстетического сознания и деятельности, ее внутренние связи, духовно-ценностные аспекты бытия человека. Лекция 8 Тема: История эстетической мысли (4 часа.)
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.009 с.) |