О сновные эстетические категории: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О сновные эстетические категории: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое



 

Все многообразие эстетического богатства действительности и искусства, специфика и взаимосвязь эстетического сознания и эстетической деятельности анализируются посредством эстетических категорий. Категории – это основополагающие, наиболее общие понятия, которые отражают существенные эстетические черты, признаки и связи познаваемых предметов и явлений.

В центре системы эстетических категорий стоит универсальная метакатегорияэстетическое. Она характеризует предметы, явления, процессы с точки зрения их оформленности. Вокруг нее группируются более конкретные категории: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, низменное и т.п.

Прекрасное (красота) – категория эстетики, отражающая соответствие явления эстетическому идеалу. Понятие «прекрасное» характеризует такие эстетические свойства предметов и явлений действительности, как гармоничность, совершенство, целесообразность, упорядоченность. Понятие «красота» со всеми ее разновидностями ( «изящное», «грациозное» и т.п.) раскрывает и оценивает лишь отдельные стороны конкретных эстетических свойств явлений и предметов. Слово красота характеризует предметы с их внешней и не всегда сущностной стороны. Например, внешняя красота человека еще не дает оснований назвать его прекрасным. Прекрасное относится к понятиям, в которых предмет и явление раскрываются с точки зрения их сущности, закономерных связей их внутренней структуры и свойств. Истинная красота гармонична. Гармония же возможна там, где есть единство разного, согласие противоречивого.

Понятие об эстетическом идеале прекрасного исторически изменчиво. Осмысление прекрасного началось с глубокой древности. Для Платона и средневековых теологов прекрасное выступало носителем идеальной, духовно-мистической сущности. Аристотель подчеркивал единство прекрасного и доброго, эстетического и этического. Эстетика классицизма отождествляла прекрасное с изящным. Прекрасной, например, считалась не вся природа, а только ухоженная, упорядоченная ее часть. Романтизм, напротив, воспевал красоту дикой природы. Для Гегеля прекрасное – это наиболее полное чувственное выражение духа. Но истина – выше красоты. Прекрасное в искусстве выше прекрасного в природе. Для Канта прекрасное – это то, что вызывает высшее незаинтересованное удовольствие. По мнению Чернышевского, прекрасное – есть жизнь в идеале.

Таким образом, категория прекрасного претерпела значительную эволюцию в истории и характеризуется большим разнообразием трактовок. Но в сущности все понимают прекрасное как гармоничное сочетание внутренних и внешних свойств и как совершенный образец (цельный образ).

В оппозиции к прекрасному, как идеальному образцу, выступает безобразное – эстетическая категория, выражающая противоположность явления эстетическому идеалу. Безобразное – категория эстетики, которая обозначает явление отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает отсутствие или невозможность совершенства. Безобразное – это дисгармония частей и целого. В отличие от уродливого или некрасивого, безобразное представляет собой не простое отрицание красоты, но в негативной форме содержит представление о положительном эстетическом идеале и выражает скрытое требование возрождения этого идеала. В форме уродливого безобразное содержится в «комическом» – в виде карикатуры, в «возвышенном» и «трагическом» – в форме ужасного. Как и трагическое, безобразное является воплощением зла, но в отличие от трагического гибель этого зла воспринимается как заслуженная и не вызывает переживаний.

С древнейших времен безобразное осмысливалось в двух аспектах: безобразное в действительности и безобразное в искусстве. По поводу искусства еще Аристотель заметил, что мимесис смягчает отталкивающую природу безобразного и делает его эстетически нейтральным, даже в какой-то мере привлекательным – красота изображения. Попытка эстетизировать безобразное была предпринята в декадентстве, в некоторых течениях постмодернизма, но широкого распространения не получила в силу своей изначальной ущербности и противоречивости человеческой природе, которая не может выносить дисгармонии, ведущей к духовной гибели.

В тесной связи с категорией прекрасного в истории эстетики выступала категория «возвышенного». Возвышенное – категория эстетики, отображающая совокупность природных, социальных и художественных явлений, исключительных по своим количественно-качественным характеристикам выступающих благодаря этому источником глубокого эстетического переживания, чувства возвышенного.

В природе возвышенны, например, безбрежные просторы неба и моря, горы и водопады, грандиозные явления природы – северное сияние, буря, гроза. В общественной жизни возвышенны подвиги героев, великие открытия, самопожертвование во имя истины, любви, веры, чести, справедливости.

Нужно различать понятия возвышенное и величественное, великолепное. В искусстве сложились возвышенные жанры, воспевающие исключительное в жизни и в природе – эпопея, героическая поэма, трагедия, ода, гимн, монументальная архитектура и скульптура, живопись.

Понятие «возвышенное», как и другие эстетические категории, имеет богатую историю. Возвышенное часто выступало в сопоставлении с прекрасным, трагическим, героическим, моральным. Первоначально возвышенное было осмыслено в I в. н.э. римским писателем и оратором Цецилием как стилистическая фигура риторики. Ритор Лонгин (Псевдо-Лонгин) в трактате «О возвышенном» источником возвышенного называл необычные страсти, а красоту возвышенной речи видел в соединении с великими мыслями. По его мнению, возвышенное дарит людям бессмертие, приближает к Богу. Средневековый теолог Ансельм Кентерберийский самым возвышенным благом называл Бога. Стремление к возвышенному воплотили готические соборы, устремленные острыми шпилями к небу. Гуманисты эпохи Возрождения (Пико дела Мирандола), напротив, трактовали возвышенное как яркое и полное проявление человеческой сущности. Воспевали человека творца (титаны Возрождения).

Кант связывал возвышенное с духовным состоянием человека и с грандиозными неосвоенными явлениями природы. Возвышенное, по Канту, – гордость человека, возникающая благодаря преодолению страха в процессе веры. Возвышенное масштабно и не освоено, человек не свободен по отношению к нему. Оно вызывает удивление, почтение, благоговение – т.е. отрицательные наслаждения. Существует, например, феномен мрачного величия – мрачные скалы, пустыни, «белое безмолвие», исторические образы Нерона, Ивана Грозного и т.д., трагические литературные персонажи. В этих модификациях мы видим проявление злой воли, но ощущаем своеобразную демоническую мощь этих фигур и сильное эмоциональное воздействие незаурядных субъективных качеств (бесстрашие, воля, проницательность, решимость) и сожалеем, что незаурядные человеческие качества оказались подчиненными принципам нравственного зла.

Возвышенное может выступать в диалектической связи с этической категорией морального. Это проявляется в борьбе с несправедливостью и в противостоянии страстям, в столкновении с непознанным, иррациональным и враждебным. Полное внутреннего напряжения, возвышенное несет в себе зерно неизбежных конфликтов. Неслучайно категория возвышенного тесно связана с категориями драматического и трагического, а также героического и жертвенного. Например – образы Христа, Прометея, Жанны д’Арк, И. Сусанина, А. Матросова.

Категорией, полярно противоположной возвышенному, является низменное. Эта категория отражает предельно негативные явления действительности, черты индивидуальной и общественной жизни, которые вызывают презрение и отвращение – нечестность, предательство, корысть, разврат, грубость, эгоизм, трусость. Низменное связано с эстетическими категориями безобразного и комического. Это находит отражение в жанрах искусства, ставящих целью разоблачение низменного и преодоление его в жизни – комедия, сатира, памфлет, эпиграмма, фарс, пародия.

Трагическое – категория, отражающая наличие глубоких и объективных противоречий в борьбе человека с природой, в столкновении противоположных сил, в деятельности и внутреннем мире личности – противоречий, катастрофических по своим последствиям для человека, для защищаемых им гуманистических ценностей, а потому возбуждающих напряженное духовное переживание – чувство трагического. Трагическая коллизия – это столкновение с непознанным, неподвластным, противоборство характеров, идей, страстей, интересов.

Для Гегеля, например, трагическое есть результат взаимодействия трагического характера и трагических обстоятельств, складывающихся вокруг данного характера, благодаря его активности, и общих обстоятельств, существующих в конкретно-исторической обстановке. Трагическое во многом вытекает из смертности человека. Цель трагической личности – в стремлении к абсолютному в его сущности. В подлинной трагедии существует необходимость. Однако в трагедии даже самопожертвование не превращается в самоотречение и означает утверждение принципов и целей трагической личности, а не отказ от них. Объективная основа трагического внутренне противоречива. Подлинно трагичен лишь тот герой, который страдает или гибнет, но по своей ценности «на весах истории» заслуживает лучшего. И наоборот, гибель того, что вполне ее достойно, не заключает в себе никакого внутреннего раздвоения, и к области трагического не относится.

Антиподом трагического является комическое. Комическое – эстетическая категория, отражающая жизненное явление, характеризующееся внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем оно является по существу, и тем, за что оно себя выдает. Это может быть несоответствие цели и средств, усилий и результата, возможностей и претензий в действиях людей.

Аристотель рассматривал комедию как жанр, более низкий, чем трагедия. История знала позитивные отношение к комическому и негативные его оценки (Платон). Просветители видели в комическом жанре средство борьбы с пороками общества. По Канту, смех – это аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто. Это средство примирения противоречий, поскольку нельзя сердиться на того, кто смешен. По Гегелю, основа комизмапротиворечие внутренней несостоятельности и внешней основательности. Состояние мира может быть трагическим и комическим. Развитие начинается с трагедии, из которой вырастает примирение. Затем наступает успокоение духа и переход истории в фазу комедии. По Марксу также: последний фазис всемирно-исторической формы есть ее комедия. История повторяется дважды: сначала в виде трагедии, а потом в виде фарса. Таков ход истории, потому что нужно, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым.

Таким образом, трагическим предстает то, что свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, приводящем к страданиям, разочарованиям, гибели. Комическим является то, что также свидетельствует о несовпадении идеала и действительности, которое, однако, разрешается смехом.

В целом, эстетические категории характеризую всю систему эстетического сознания и деятельности, ее внутренние связи, духовно-ценностные аспекты бытия человека.


Лекция 8

Тема: История эстетической мысли

(4 часа.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.009 с.)