Основные принципы эстетики и искусства Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы эстетики и искусства Возрождения



 

Термин «Renaissance» ввел теоретик искусства Дж. Вазари в книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он применил этот термин к эпохе с 1250 по 1550 г., в который, по его мнению, античность воспринималась как идеал. Для ренессансного мировоззрения характерны такие черты, как гуманизм, антропоцентризм, актуализация античных идеалов физической красоты, интерес к так называемым «человеческим наукам» (studia humanitatis) – поэзии, риторике, этике, а также к античной литературе и к национальным языкам. Были озвучены проблемы человеческого достоинства, как внесословного понятия, нравственности, долга, проблема места человека в мире.

Эпоха Возрождения имела переходный характер. Она связала культуру Античности и средних веков с Новым временем и дополнила недостающие звенья в эстетическом сознании человечества. Античность недооценила духовную красоту, средневековье развивало идею духовно прекрасного в ущерб физической красоте. Возрождение предприняло попытку устранить эту дисгармонию, соединив земную красоту с небесной. В ренессансной культуре высочайшее выражение получила одухотворенная чувственная красота.

Новое понятие прекрасного строилось на почитании яркой индивидуальности. Уже Джотто изобразил Христа не как символический образ, но как человека среди людей, харизматическую личность. Человеческую красоту воспевали скульпторы и художники: Донателло, Боттичелли, Микеланджело, Дюрер, Леонардо да Винчи, П. Веронезе, Тициан и др.

В эпоху Ренессанса сформировался идеал свободной и благородной человеческой личности. Мужским идеалом Возрождения стал благовоспитанный, светский человек, нескованный предрассудками, в душе почитающий Бога, сведущий в искусствах, науках, хороший оратор. Женский идеал Возрождения – изящная, благородная и обаятельная светская дама, как правило, образованная и интересующаяся искусствами.

У истоков гуманизма и Возрождения стояли Данте Алигьери (1265–1321) и Ф. Петрарка (1304–1374), Д. Боккаччо, Л.Б. Альберти. Наивысшее воплощение оно получило в творчестве Микеланджело, Рафаэля и Леонардо да Винчи.

Возрождение – эпоха появления интеллигенции. Гуманисты – выходцы из разных общественных слоев, объединенные интеллектуальными интересами в особую элиту. В их глазах знания, добродетели и заслуги на второй план отодвигали родовитость и богатство. Не зря начало Возрождения связывают с торжественным увенчанием лавровым венцом на Капитолии поэта Франческо Петрарки.

Власть художников-творцов над умами была так велика, что короли, князья и папы боролись за честь иметь при дворе известного гения. Процветало меценатство. Петрарка вспоминал: «это лишь казалось, что я жил при князьях, на деле же князья жили при мне».

Основными принципами ренессансной эстетики были следующие:

– человек осознавался как творец, а природа (божественное творение) – как образец для творчества;

– утверждалась личность художника-творца, призванного творить, как Бог творил мир и даже лучше (так, например, считал Леонардо да Винчи);

– происходила эстетизация земного бытия, мир представал как картина;

– искусство освобождалось из-под власти церковных догм и утверждалось как свободное творчество, в котором виделось призвание человека;

– искусство стало переплетаться с наукой (живопись превратилась в «универсальную науку», связанную с математикой, химией, анатомией и т.д.)

– была выдвинута идея прямой перспективы как приема в живописи, что сыграло значительную роль в становлении нового эстетического видения.

В эстетике Ренессанса выделяется ряд концепций, которые часто тесно переплетались и сочетались. Прежде всего – традиционно католическая. Она ярко выразилась в идеях папы римского Иннокентия III – автора трактатов «О ничтожестве человека» и «О достоинстве человека». Ф. Петрарка, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, и др. были представителями духовенства. А.Ф. Лосев указывал на близость эстетики Ренессанса к средневековой, поскольку в ней также возвеличивались Бог и мораль, художник рассматривался как орудие божьей воли. Христианское мировоззрение оставалось господствующим. Возрожденцы только по-новому осознавали свою связь с Богом и с миром. Увеличилось чувство значимости личности, ответственности ее за свою судьбу.

Второе по значению место имела неоплатоническая концепция. Неоплатониками были Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола, Николай Кузанский. А.Ф. Лосев, указывая на влияние идей неоплатонизма, отмечал, что большое распространение получили пантеистические идеи эманации (исхождения) божественного смысла и насыщенности им космоса. Бог сливался с миром и одухотворял мир. Это объясняло, почему мир влечет человека. Постижение мира, наполненного божественной красотой, становилось одной из главных мировоззренческих задач Возрождения. Потому в нем такое огромное значение приобрели пространственные виды искусств.

Третьей концепцией эстетики Возрождения была эпикурейская (гедонистическая). Ее обосновывали такие деятели культуры как Лоренцо Валла, Д. Боккаччо. Здесь воспевались различные земные блага и удовольствия. Иногда идеи эпикуреизма служили оправданию негативных явлений жизни (эгоизма, алчности, разврата и т.д.), из за чего впоследствии ренессансная культура подвергалась сомнению с моральной точки зрения.

Основная идея, объединявшая различные эстетико-философские учения Ренессанса, заключалась в том, что «человек – венец творения» и творец по своей сути и предназначению свыше. Однако, ренессансный идеал художника-творца явился ошибочным. Великие художники стремились, но так и не смогли одухотворить свое создание, ворваться в трансцендентный мир.

Теория упрощенного понимания свободы обернулась страшным падением нравов. Сверхчеловек Ренессанса, лишенный твердых духовных ориентиров, явился носителем разрушения. Безмерное раскрепощение волевой личности, жажда неограниченного самоутверждения способствовали распространению интриг, заговоров, убийств и междоусобиц во имя власти и богатства. Известный гуманист Николо Макиавелли обосновал принцип: «цель оправдывает средства». Идеал государя он видел в Цезаре Борджиа – кровавом тиране и убийце. Это вызвало кризис идей Ренессанса.

Люди Возрождения были в большинстве своем верующие, а идеалы крайнего антропоцентризма противоречили сознанию греховности и ничтожности земного существования. Подлинное сознание трагических перипетий, происходящих с человеком, разоблачение уродливых проявлений жизни отразилось в творчестве Шекспира, Сервантеса, Босха, А. Дюрера и др. Франсуа Рабле в гуманистической утопии «Гаргантюа и Пантагрюэль», пародировавшей жизнь возрожденских титанов, высмеял принцип «делай, что хочешь». Микеланджело называл свой век «преступным и постыдным». Поджо Браччолини предупреждал: «Остерегитесь, как бы не потерять неба за благами земли».

Во время восстания Савонаролы во Флоренции в 1494 г. уничтожались предметы роскоши, картины, на которых была печать порока. Савонарола выступил против тирании Медичи и призывал к уничтожению «грязи», к покаянию и чистоте нравов. Его поддержали многие гуманисты, как, например, С. Боттичелли.

Итак, сыграв свою роль в развитии западноевропейской культуры Нового времени, идеология Ренессанса оказалась недолговечной. В культуре Нового времени уже отвергался крайний антропоцентризм, авторитет общепризнанного знания и т.п. положения Ренессанса. Вместе с тем гуманистические идеалы сохранились и способствовали дальнейшему развитию культуры. Важнейшим достижением было создание идеала одухотворенной земной красоты, утверждение индивидуализированного понимания прекрасного в искусстве, сближение природного и духовного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.004 с.)