Основные тенденции развития эстетики в хх веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции развития эстетики в хх веке.



 

Основные понятия: реализм, романтизм, всеединство, символизм, обратная перспектива, синтез искусств, теургия, идейность, классовость и партийность искусства.

 

Литература

 

1. Бычков, В.В. Русская теургическая эстетика / В.В. Бычков. – М., 2007. – 743 с.

2. Валицкая, Н.П. Русская эстетика ХVIII в. / Н.П. Валицкая. – М., 1983.

3. Лосев, А.Ф. Владимир Соловьев / А.Ф. Лосев // А.Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

4. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. – М., 1989.

5. Декабристы: Эстетика и критика. – М., 1991.

6. Кондаков, И.В. Культура России. Русская культура: краткий очерк истории и теории / И.В. Кондаков. – М., 2000.

7. Левицкий, С.А. Очерки по истории русской философии / С.А. Левицкий. – М., 1996.

8. Одоевский, В.Ф. Русские ночи. Психологические заметки / В.Ф. Одоевский // Соч.: в 2 т. – М., 1981.

9. Плеханов, Г.В. Эстетика и социология искусства: в 2 т. / Г.В. Плеханов. – М., 1978. – Т.1.

10. Русская художественная культура второй половины XIX века. – М., 1991.

11. Соловьев, В.С. Красота в природе. Смысл искусства / В.С. Соловьев // Соч.: в 2 т. – М., 1988.

12. Флоренский, П.А. Иконостас / П.А. Флоренский. – СПб., 1995.

13. Трубецкой, Е.Н. Умозрение в красках / Е.Н. Трубецкой // Е.Н. Трубецкой. Избранные произведения. – Ростов н/Д., 1998.


Русская эстетка ХІХ века

 

Эстетическая мысль России – была неотъемлемой частью мировой эстетической науки, но имела свои особенности становления. На нее повлияла специфика цивилизационно-исторического, социального и культурного развития, а также западные веяния Ренессанса, барокко, классицизма, Просвещения, романтизма. Петровские реформы обусловили неравномерность духовно-культурного развития, разрыв между эстетикой бытия верхушки общества и культурным этосом низов.

Первоначально русская эстетика развивалась как теория искусства, литературная и театральная критика. Большой вклад в ее развитие сделали архитекторы и художники, поэты и публицисты. Эстетические вопросы рассматривали Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, В.Ф. Одоевский, А.С. Пушкин, и др. Вопросы эстетики обсуждались в контексте дискуссий о классицизме, романтизме и реализме Русскую творческую элиту также занимала проблема достижения гармонии личности и мира, решение противоречий общественной жизни.

После Отечественной войны 1812 г. на волне патриотического подъема начался новый этап осмысления исторических судеб страны, что способствовало пробуждению и философской и эстетической мысли. На нее оказала существенное влияние западная философия, особенно Кант, Гегель и Шеллинг. Так, в кружке «Любомудров» (1823–1825гг.), куда входили В.Ф. Одоевский, В.Д. Веневитинов, И.В. Киреевский, некоторые декабристы, развивались идеи Ф. Шеллинга об искусстве.

В творчестве В.А. Жуковского нашел воплощение русский идеал мистического романтизма. А.С. Пушкин разрабатывал темы гражданского романтизма: вольности, духовного самоопределения человека, творчества и поставил в «Борисе Годунове» тему исторической ответственности. Декабристы развивали в литературе темы гражданского романтизма и тираноборчества. Ставя целью не только политическое, но и нравственное преобразование общества, они рассматривали эстетику – «теорию изящного» – как действенное средство достижения общественной гармонии. В уставе Союза Благоденствия сказано, что члены тайного общества, занимающиеся словесностью, «должны на произведения свои налагать печать изящного, не теряя из виду, что истинно изящное есть все то, что возбуждает в нас высокие и к добру увлекающие чувства». Декабристы видели красоту в слиянии добра и истины. Будучи революционерами, они романтический постулат оригинальности характеров сводили к показу примеров героизма и самопожертвования в борьбе против тиранов. Оригинальность декабристского романтизма состояла в том, они не отвергали принцип единства характера, классицистский по сути.

Особая роль в развитии русской эстетики принадлежит В.Ф. Одоевскому. Он разрабатывал вопросы природы и сущности художественного творчества, музыки, духовной жизни личности, поэта и художника. В творчестве (искусстве) Одоевский видел огромную силу, которая наряду с наукой, любовью и верой способна преобразить и спасти мир. Гармоничное сочетание этих стихий есть высший идеал, стремление к которому может дать человеку ощущение счастья. Важную роль в этом плане Одоевский отводил России. Это центральная идея сочинения «Русские ночи».

Эстетические проблемы затрагивались в сочинениях западников и славянофилов, революционных демократов, народников, марксистов. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов рассматривали прекрасное через отношение искусства к действительности.

В.Г. Белинский говорил об искусстве как художественном воспроизведении действительности в ее истине, считал, что искусство должно изображать реальную жизнь народа. Он подчеркивал, что все художники находят содержание своих произведений в одной и той же действительности, бесконечно разнообразной и всегда единой, как разнообразна и едина природа, как разнообразно и едино существо человека. Он утверждал положение о родственности нравственного и эстетического.

Н.Г. Чернышевский в диссертации «Эстетическое отношение искусства к действительности» писал, что цель искусства – в воспроизведении действительности, в объяснении ее и в приговоре над ней. Искусство должно быть учебником жизни. Художник, даже если бы и хотел, не может отказаться от своего суждения над изображаемыми явлениями.

Н.А. Добролюбов пытался определить специфику искусства в сравнении с наукой. В статье «Луч света в темном царстве» он отмечал, что разница между искусством и философией в способе мышления художника и ученого: «…один мыслит конкретным образом, никогда не теряя из виду частных явлений и образов, а другой стремится все обобщить, слить частные признаки в общей формуле». Добролюбов подчеркивал, что мировоззрение художника проявляется только в образах, а не в суждениях. Добролюбов доверял интуиции художника, способного даже непреднамеренно воспроизвести правду жизни. Большую роль он отводил типизации, так как художник из частных черт создает стройное целое, находит живую связь и последовательность в бессвязных, по-видимому, явлениях.

Важное место в истории русской эстетической мысли занимает Г.В. Плеханов – основоположник марксистской, материалистической эстетики. Он выводил ход развития искусства из объективных условий развития жизни общества. По его мнению, писатель – не только выразитель идей выдвинувшей его общественной среды, но и продукт ее, поскольку «вносит с собой в литературу ее симпатии и антипатии, ее миросозерцание, привычки, мысли и даже язык…».

Будучи проповедником идей социального детерминизма, в статье «За 20 лет» он говорил о связи художественного творчества всякой эпохи с ее общественными настроениями, которые всегда «обусловливаются свойственными ей общественными отношениями». Литература и искусство рассматривались им как зеркало общественной жизни. В частности литературу и критику он воспринимал как объективный источник социальных обобщений и прогнозов.

В «Письмах без адреса» Плеханов доказывал, что источником искусства является труд, что возникновению эстетической точки зрения человека предшествовала утилитарная. На первый план он выдвинул не высокую художественность произведений искусства, а идейное содержание, социологический эквивалент искусства. Однако, говоря о социальной детерминированности искусства, Плеханов предостерегал от прямолинейного переноса социально-экономических отношений на литературу и искусство.

В целом, ХІХ в. – «золотой век» «золотой век» был плодотворнейшей эпохой в развитии русской культуры и эстетических традиций. Шедевры изобразительного искусства и литературы той эпохи по сей день сохраняют свою эстетическую значимость.

 

Идеи теургической эстетики

 

Начало ХХ в. ознаменовалось своеобразным духовным ренессансом русской культуры. Наблюдалось усиление религиозности при весьма вольном отношении к историческому христианству и исторической церкви и склонности к мистике. Такой характер, например, носило мировоззрение Д.С. Мережковского и русских символистов и декадентов. Несколько ближе к историческому христианству были К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, сделавшие значительный вклад в исследование феноменов эстетического и художественного творчества.

К.Н. Леонтьев придавал «прекрасному» онтологический характер. Он рассматривал эстетические вопросы в контексте историософской концепции и делил историю на три эпохи в соответствии с уровнями развития культуры:

1. Эпоха первоначальной простоты (древность).

2. Цветущее объединение и сложность (средние века, Возрождение). Эта стадия рассматривалась как период расцвета искусств и духовной культуры в целом.

3. Вторичное смесительное упрощение (Новое время). В последнюю эпоху наступило понижение интеллектуального и эстетического уровня.

С точки зрения эстетического подхода мир и человек выступают в концепции Леонтьева как объекты целостного незаинтересованного созерцания. Уровень развития любой культуры определяется «красотой и поэзией» соответствующих ей материальных явлений. Стремясь сохранить тождество жизни и культурного идеала, Леонтьев ввел эстетический критерий осмысленности жизни: жизнь имеет эстетический смысл лишь в той мере, в которой обладает определенностью, оформленностью. Применительно к России Леонтьев высказал мнение, что она пережила свой Ренессанс значительно позже, чем Европа – в эпоху Алексея Михайловича и Петра I.

Понятие «формы» – одно из основных в гносеологии Леонтьева. С точки зрения эстетического критерия, мир – это сложная упорядоченная форма. Леонтьев писал, что «форма есть деспотизм внутренней идеи, не дающей материи разбегаться. Разрывая узы этого естественного деспотизма, явление гибнет». Качественно определенным, индивидуальным процесс или явление становятся лишь в силу действия ценностно нейтрального деспотизма формы.

Понятие формы связано с понятием развития. Процесс развития характеризуется сочетанием двух аспектов: развития формы как таковой и взаимодействия усложняющихся индивидуализированных форм (явлений). Развитие и проходит стадии первоначального восхождения, организованной сложности, где высшая точка развития есть и высшая степень сложности, и нисходящего движения, ведущего к упрощению и распаду. В высшей точке развития, которая характеризуется как «единство в многообразии» явление достигает максимальной эстетичности и осуществляется цель развития – «утвердить поэзию и красоту жизни».

В.С. Соловьев осмысливал эстетические проблемы в свете философии всеединства и учения о святой Софии. Он выдвинул идею творческой деятельности (теургического делания), призванной к избавлению материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, преобразуя его в нетленный космос красоты. Человечество выступало как единое собирательное целое – богочеловечество. Это всеединство романтически представлялось в лице божественной Софии – идеала вечной женственности и красоты.

Другой мыслитель – П.А.Флоренский – трактовал святую Софию как «замысел божий о мире», живую связь между Богом и миром и «идеальную личность мира», ангела-хранителя всей твари. Воплощение святой Софии – иконы Божьей матери «Нечаянная радость», «Умиление». По Флоренскому, красота и гармония мира – в единстве с Софией. Будучи лишен софийности, мир рассыпался бы на атомы, дробящиеся в адских противоречиях. Если бы не благоволение божие, мир превратился бы в хаос, в Ничто.

Е.Н. Трубецкой в статьях об иконописи «Умозрение в красках», «Два мира в древнерусской иконописи», «Россия в ее иконе» высказал мнение, что в русских иконах запечатлены глубины религиозной мысли, выраженные художественно. Истонченная телесность на древнерусских иконах – это резко выраженное отрицание биологизма. Иконописцы стремились не к телесной, а к смысловой красоте. Примеры: «Троица» А. Рублева, «Всякое дыхание да хвалит господа», «Хвалите имя господне», «О тебе радуется обрадованная всякая тварь», «Никита великомученик», «Радость праведных о господе», «Покрова св. Богородицы», «Софии Премудрости божией». Важнейшее в русской иконе – радость окончательной победы богочеловека над зверочеловеком, введение во храм всего человечества и всей твари.

Интересные эстетические суждения высказал Трубецкой о символике православного храма, который понимался как начало, которое должно господствовать в мире. В этот храм должно войти все человечество, ангелы и вся тварь. Византийский купол над храмом изображает свод небесный, покрывающий землю. Готический шпиль выражает собой неудержимое стремление ввысь. Купола «луковицы» воплощают в себе идею молитвенного горения к небесам, через которое земной мир становится сопричастен потустороннему. Огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся колокольни «Ивана Великого» напоминает гигантскую свечу, горящую к небу.

С.Н. Булгаков в статьях, посвященных иконописи и проблемам творчества, «Купина неопалимая», «Невеста Агнца», «О богочеловечестве», «Свет невечерний», «Икона и иконопочитание» доказывал, что искание истины и красоты находит свой путь в направлении Всеединства. Он говорил о характерной для русской культуры тенденции к соединению понятий красоты, добра и мудрости. Он определил это явление как «видение умной красоты духовного мира».

Еще один русский мыслитель, Н.А. Бердяев, особое место отводил проблеме творчества. В книге «Смысл творчества» (1916 г.) он высоко оценивал человеческую свободу и указывал на божественное происхождение творчества. Творчество, по его мнению, должно стать как бы продолжением миротворения, ибо, творя, человек уподобляется Богу-творцу. Спасение человека от греха есть только предварительная цель. Конечная же цель заключается не в спасении, а в творчестве: «Не творчество должны мы оправдывать, а, наоборот, творчеством должны мы оправдывать жизнь – писал он. Бердяев доходил даже до того, что призывал «культ святости заменить культом гениальности», за что осуждался со стороны официальной церкви.

Бердяев признавал, что для «творческого восхождения нужно спасение от зла и греха», но все его внимание было устремлено на апологию творчества, как активного проявления свободы». В книге «О назначении человека» мыслитель говорит о трех формах этики – об «этике закона», «этике искупления» и «этике творчества». Первая направлена на воспитание человека путем его ограничения из вне. Вторая – этика всепрощения, любви и сострадания, искупления по учению Христа. Третья – высшая форма этики, которая призывает к спасению не только своей души, но всей твари.

Творец забывает о себе и заинтересован в самом акте, в самих предметах своего творчества. Творящий бескорыстен, поскольку любит свое творение, как Бог любит мир. Творящий не скован религиозным страхом; творя, он раскрывает в себе божественную энергию; человеческая творческая сила освящается божественным вдохновением. Творец оправдывается своим творчеством. Оно означает переход души в иной план бытия. Человек становится соучастником миротворения. Во время творческого акта с него снимается печать первородного греха. Он становится меньшим братом Бога.

В целом, идеи русской религиозной философии и теургической эстетики имеют большое значение не только для дальнейшего развития эстетического знания, изобразительных искусств и литературы, но и для духовно-нравственного развития общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.021 с.)