Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные тенденции развития эстетики в хх веке
Русская эстетическая мысль XIX – начала XX века достигла значительных успехов. Она отличалась глубиной и гуманистическим содержанием. В ней обозначилось много разных направлений и концепций. Советский же этап развития эстетической мысли характеризовался усилением ее идеологизации и в итоге – односторонностью. Искусство было поставлено на службу советской системы. Идеологическая значимость стала критерием оценки художественного творчества. В основе советской эстетики лежали марксистские идеи, ставшие базой для разработки метода социалистического реализма. Это следующие идеи: · искусство – это форма общественного сознания, обусловленная развитием экономики; художественно мыслительная традиция второстепенна, хотя искусство и имеет относительную самостоятельность; · искусство обладает способностью глубоко воздействовать на массы и мобилизовать их действия в нужном для партии направлении; · чтобы воздействие это было эффективно, искусство должно быть подконтрольно партии (цезуре, внутреннему сознанию социального долга) и направлено в нужное русло; · искусство должно быть проникнуто историческим оптимизмом и служить делу построения коммунизма; · марксистско-ленинская гносеология, во главу угла ставящая практику, стала основой трактовки образной природы искусства. Идея принципа партийности предложена Лениным, который стремился искусство сделать частью партийного дела. В теоретической и практической разработке принципы партийности и метода социалистического реализма приняли участие М. Горький, А. Толстой, В. Маяковский. По официальной точке зрения искусство должно отражать интересы пролетариата и социалистического общества. Метод соцреализма предполагал включение мечты как формы исторического предвосхищения, основанной якобы на реальных тенденциях развития действительности и обгоняющей естественный ход событий. На самом деле теория соцреализма использовалась как средство давления на искусство, нередко сводившееся к вмешательству в творческую деятельность, преследованию инакомыслящих. Та, жертвами преследований являлись М. Зощенко, А. Ахматова, М. Булгаков, Б. Пастернак. Социалистическое искусство прошло ряд этапов.
– 1917 – 1931 гг. – период, характеризовавшийся эстетической полифонией и плюрализмом методов. Главная полемика велась вокруг проблемы новой художественной концепции личности и мира. Конструктивисты утверждали рационалистического человека индустриального общества; лефовцы (Левый фронт искусства) – «стандартизированного активиста»; перевальцы («Красная ночь») – самоценно-ренессансного человека; рапповцы – «личность социально-утилитарно пригодную эпохе». – 1932 – 1956 гг. – период, когда высшими жизненными ценностями становятся вождь, партия, ее цели. Вместе с тем метод соцреализма нацеливал художника на создание объемного, эстетически многоцветного характера, как в романе Тихий Дон М.Шолохова. После образования в 1934 г. Союза писателей соцреализм был определен как художественный метод, требующий от писателя правдивого и исторически конкретного изображения действительности в ее «революционном развитии». Подчеркивалась задача воспитания трудящихся в духе коммунизма. Воспевались героизм и самопожертвование во имя идеи, партии, народа. Яркие примеры – картина Петрова-Водкина Смерть комиссара, роман Серафимовича Железный поток, роман Фурманова Чапаев, поэма Маяковского Хорошо, фильмы С. Эйзенштейна Стачка, Броненосец Потемкин. В то же время прагматические политические задачи ставились выше нравственных норм и гуманистических идеалов: «И если эпоха прикажет: убей! – Убей. И если эпоха прикажет: солги! – Солги» – звучал призыв в популярном стихотворении. – 1956 – 1984 гг. – эпоха перемен в политической и культурной жизни. Искусство соцреализма, утверждая исторически активную личность, стало задумываться о ее самоценности. Пример – повесть Шолохова Судьба человека. В творчестве В.Шукшина, Ч. Айтматова, А.Платонова (формула – «без меня народ неполный»), В. Быкова, А. Твардовского, М. Ульянова, О. Ефремова, С. Бандарчука метод соцреализма подвергается переосмыслению и самоотрицанию. В искусстве начинает звучать идея, что «человек не топливо истории, дающее энергию для абстрактного прогресса». – С середины 80-х гг. до конца ХХ и начала нынешнего века идет процесс плюралистического развития искусства и эстетической мысли. Мы переживаем переходный период. Помимо гуманистических идей бытуют такие черты как имморализм, эгоцентризм личности, левацко-люмпенский экстремизм, безвкусие и засилье массовой культуры. В контексте, с одной стороны, переосмысления прошлого, и, с другой стороны, постмодернистской тенденции к тиражируемости произведений искусства, чему способствовало стремительное развитие кинематографа и техники, произведения предшествующих эпох экранизировались. Так, созданы фильмы Дети Арбата (по роману А. Рыбакова), Жизнь и судьба (по роману В. Гроссмана), Доктор Живаго (по роману Б. Пастернака), Котлован (по роману А. Платонова) и другие. Иногда старые произведения настолько переделываются на подмостках театра, что теряют первоначальный смысл – Золушка (Прокофьева), Ревизор (Гоголя) и т.п.
В целом, несмотря на негативное влияние догматизма на культуру, были созданы и великие произведения литературы, театра, кино, которые захватывают нас до сих пор. Несмотря на идеологическое давление в советские годы достаточно высокого уровня достигла теория и история эстетики, охватившая различные аспекты жизни и искусства. Особенно следует выделить имена М.М. Бахтина и А.Ф. Лосева. М.М. Бахтин сделал крупный вклад в исследование проблемы этоса в истории, специфики эстетического в контексте философии диалога, философии языка (Эстетика словесного творчества), а также проблемы автора и героя в эстетической деятельности. Много места он отвел работе над спецификой средневековой культуры (смеховой, прежде всего). Самостоятельный и не ангажированный властью ученый, он был подвержен репрессиям, прошел сталинские лагеря. Другой великий ученый А.Ф. Лосев также подвергался репрессиям. После лагерей он был отстранен от преподавания философии и занимался преимущественно эстетикой. Он прославил свое имя интереснейшими и фундаментальными исследованиями по истории эстетических учений. Его сочинения отличались оригинальностью и самостоятельностью (например, Эстетика Возрождения). Много внимания в работах по эстетике античности, средних веков и Возрождения он уделял исследованию диалектики художественной формы, проблеме природы художественного мироощущения, роли символа в искусстве и мыслительной традиции, вопросам музыкальной эстетики. Работы Лосева по истории эстетики составляют 10 томов – мощный свод, которому нет аналогов в мировой науке. В работах ученых Борева, Кагана, Аверинцева, Бычкова, Шестакова, Яковлева и др. получили развитие анализ основных категорий эстетики и проблема соотношения искусства и творчества с другими формами общественного сознания и деятельности. В постсоветские годы в контексте деидеологизации значительно расширилось проблемное поле эстетики как философской науки, многообразие подходов к определению самого предмета эстетики. Таким образом, в ХХ в. эстетика в русской и советской культуре достигла высокой степени теоретической и практической разработанности, и оформилась в целостные философские и искусствоведческие теории и концепции. Например, советская эстетика предстает как систематизированная философская теория, имеющая свои категориальный аппарат и методологию. В целом же, эстетические достижения русской культуры Нового и Новейшего времени явились значимым вкладом в мировую культуру и эстетическую мысль. Лекция 9 Тема Природа искусства ПЛАН 1. Проблема определения искусства. Функции искусства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.006 с.) |