Основные тенденции развития эстетики в хх веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции развития эстетики в хх веке



 

Русская эстетическая мысль XIX – начала XX века достигла значительных успехов. Она отличалась глубиной и гуманистическим содержанием. В ней обозначилось много разных направлений и концепций. Советский же этап развития эстетической мысли характеризовался усилением ее идеологизации и в итоге – односторонностью. Искусство было поставлено на службу советской системы. Идеологическая значимость стала критерием оценки художественного творчества.

В основе советской эстетики лежали марксистские идеи, ставшие базой для разработки метода социалистического реализма. Это следующие идеи:

· искусство – это форма общественного сознания, обусловленная развитием экономики; художественно мыслительная традиция второстепенна, хотя искусство и имеет относительную самостоятельность;

· искусство обладает способностью глубоко воздействовать на массы и мобилизовать их действия в нужном для партии направлении;

· чтобы воздействие это было эффективно, искусство должно быть подконтрольно партии (цезуре, внутреннему сознанию социального долга) и направлено в нужное русло;

· искусство должно быть проникнуто историческим оптимизмом и служить делу построения коммунизма;

· марксистско-ленинская гносеология, во главу угла ставящая практику, стала основой трактовки образной природы искусства.

Идея принципа партийности предложена Лениным, который стремился искусство сделать частью партийного дела. В теоретической и практической разработке принципы партийности и метода социалистического реализма приняли участие М. Горький, А. Толстой, В. Маяковский. По официальной точке зрения искусство должно отражать интересы пролетариата и социалистического общества.

Метод соцреализма предполагал включение мечты как формы исторического предвосхищения, основанной якобы на реальных тенденциях развития действительности и обгоняющей естественный ход событий. На самом деле теория соцреализма использовалась как средство давления на искусство, нередко сводившееся к вмешательству в творческую деятельность, преследованию инакомыслящих. Та, жертвами преследований являлись М. Зощенко, А. Ахматова, М. Булгаков, Б. Пастернак.

Социалистическое искусство прошло ряд этапов.

– 1917 – 1931 гг. – период, характеризовавшийся эстетической полифонией и плюрализмом методов. Главная полемика велась вокруг проблемы новой художественной концепции личности и мира. Конструктивисты утверждали рационалистического человека индустриального общества; лефовцы (Левый фронт искусства) – «стандартизированного активиста»; перевальцы («Красная ночь») – самоценно-ренессансного человека; рапповцы – «личность социально-утилитарно пригодную эпохе».

– 1932 – 1956 гг. – период, когда высшими жизненными ценностями становятся вождь, партия, ее цели. Вместе с тем метод соцреализма нацеливал художника на создание объемного, эстетически многоцветного характера, как в романе Тихий Дон М.Шолохова.

После образования в 1934 г. Союза писателей соцреализм был определен как художественный метод, требующий от писателя правдивого и исторически конкретного изображения действительности в ее «революционном развитии». Подчеркивалась задача воспитания трудящихся в духе коммунизма. Воспевались героизм и самопожертвование во имя идеи, партии, народа. Яркие примеры – картина Петрова-Водкина Смерть комиссара, роман Серафимовича Железный поток, роман Фурманова Чапаев, поэма Маяковского Хорошо, фильмы С. Эйзенштейна Стачка, Броненосец Потемкин. В то же время прагматические политические задачи ставились выше нравственных норм и гуманистических идеалов:

«И если эпоха прикажет: убей! – Убей.

И если эпоха прикажет: солги! – Солги»

– звучал призыв в популярном стихотворении.

– 1956 – 1984 гг. – эпоха перемен в политической и культурной жизни. Искусство соцреализма, утверждая исторически активную личность, стало задумываться о ее самоценности. Пример – повесть Шолохова Судьба человека. В творчестве В.Шукшина, Ч. Айтматова, А.Платонова (формула – «без меня народ неполный»), В. Быкова, А. Твардовского, М. Ульянова, О. Ефремова, С. Бандарчука метод соцреализма подвергается переосмыслению и самоотрицанию. В искусстве начинает звучать идея, что «человек не топливо истории, дающее энергию для абстрактного прогресса».

– С середины 80-х гг. до конца ХХ и начала нынешнего века идет процесс плюралистического развития искусства и эстетической мысли. Мы переживаем переходный период. Помимо гуманистических идей бытуют такие черты как имморализм, эгоцентризм личности, левацко-люмпенский экстремизм, безвкусие и засилье массовой культуры. В контексте, с одной стороны, переосмысления прошлого, и, с другой стороны, постмодернистской тенденции к тиражируемости произведений искусства, чему способствовало стремительное развитие кинематографа и техники, произведения предшествующих эпох экранизировались. Так, созданы фильмы Дети Арбата (по роману А. Рыбакова), Жизнь и судьба (по роману В. Гроссмана), Доктор Живаго (по роману Б. Пастернака), Котлован (по роману А. Платонова) и другие. Иногда старые произведения настолько переделываются на подмостках театра, что теряют первоначальный смысл – Золушка (Прокофьева), Ревизор (Гоголя) и т.п.

В целом, несмотря на негативное влияние догматизма на культуру, были созданы и великие произведения литературы, театра, кино, которые захватывают нас до сих пор. Несмотря на идеологическое давление в советские годы достаточно высокого уровня достигла теория и история эстетики, охватившая различные аспекты жизни и искусства. Особенно следует выделить имена М.М. Бахтина и А.Ф. Лосева.

М.М. Бахтин сделал крупный вклад в исследование проблемы этоса в истории, специфики эстетического в контексте философии диалога, философии языка (Эстетика словесного творчества), а также проблемы автора и героя в эстетической деятельности. Много места он отвел работе над спецификой средневековой культуры (смеховой, прежде всего). Самостоятельный и не ангажированный властью ученый, он был подвержен репрессиям, прошел сталинские лагеря.

Другой великий ученый А.Ф. Лосев также подвергался репрессиям. После лагерей он был отстранен от преподавания философии и занимался преимущественно эстетикой. Он прославил свое имя интереснейшими и фундаментальными исследованиями по истории эстетических учений. Его сочинения отличались оригинальностью и самостоятельностью (например, Эстетика Возрождения). Много внимания в работах по эстетике античности, средних веков и Возрождения он уделял исследованию диалектики художественной формы, проблеме природы художественного мироощущения, роли символа в искусстве и мыслительной традиции, вопросам музыкальной эстетики. Работы Лосева по истории эстетики составляют 10 томов – мощный свод, которому нет аналогов в мировой науке.

В работах ученых Борева, Кагана, Аверинцева, Бычкова, Шестакова, Яковлева и др. получили развитие анализ основных категорий эстетики и проблема соотношения искусства и творчества с другими формами общественного сознания и деятельности.

В постсоветские годы в контексте деидеологизации значительно расширилось проблемное поле эстетики как философской науки, многообразие подходов к определению самого предмета эстетики.

Таким образом, в ХХ в. эстетика в русской и советской культуре достигла высокой степени теоретической и практической разработанности, и оформилась в целостные философские и искусствоведческие теории и концепции. Например, советская эстетика предстает как систематизированная философская теория, имеющая свои категориальный аппарат и методологию.

В целом же, эстетические достижения русской культуры Нового и Новейшего времени явились значимым вкладом в мировую культуру и эстетическую мысль.


Лекция 9

Тема  Природа искусства

ПЛАН

1. Проблема определения искусства.

Функции искусства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.006 с.)