Эстетические идеи и многообразие стилей в искусстве нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетические идеи и многообразие стилей в искусстве нового времени



 

В культуре Нового времени отвергался крайний антропоцентризм Ренессанса и авторитет общепризнанного знания. Научные открытия (Галилея, Бруно, Коперника), великие географические открытия, социальные и религиозные конфликты разрушили устоявшиеся принципы мировоззрения европейской цивилизации. Идеи ученых дали рационалистические основания культуре Нового времени. Рене Декарт в «Рассуждении о методе» утверждал, что для того, чтобы познать мир, необходимо организовать человеческое мышление, поставить его на твердые основы логики. Блез Паскаль изложил в 1670 году свои эстетические идеи в книге «Мысли о религии и о некоторых других философских предметах» («Мысли». М., 1995)

Это была эпоха величайшего расцвета искусств. Для искусства была характерна тенденция к углубленному изучению психологии человека. Отражая специфику эпохи, искусство тяготело к драматическим сюжетам, которые характерны и для барочной, и для классицистской драмы и других искусств.

В Новое время искусство уже в полной мере ощущало себя деятельностью самодостаточной. Степень развития искусства и уровень накопления эстетического опыта обусловили появление Эстетики как отдельной науки. В середине XVIII столетия немецкий философ Александр Баумгартен (1714–1762) ввел термин «эстетика». В эстетической проблематике наметилось перемещение внимания с фигуры художника на фигуру реципиента. Была сформулирована проблема эстетического и художественного вкуса. Возникла идея о том, что судьба произведения искусства во многом зависит от того, кто и как его воспринимает. В этой тенденции проявился особый интерес к уникальности индивидуального опыта, внутреннего мира личности, формирующего разные художественные установки.

Проблемы художественного вкуса активно обсуждали англичанин Дэвид Юм (1711–1776),создавший трактат «О норме вкуса», француз Шарль Баттё (1713–1780),автор труда «Изящные искусства, сведенные к единому принципу», английский теоретик искусства и художник Уильям Хогарт (1697–1764), автора трактата «Анализ красоты». Он отстаивал относительную самостоятельность эстетических принципов в оценке искусства, критиковал «протоптанную стезю рассуждений» о тождестве художественной и нравственной красоты.

Новые культурные условия расширили возможности индивидуального начала в художественном творчестве – возможности формирования авторских стилей, утверждения собственного художественного видения. Тем самым искусство получило новые стимулы «самодвижения». Свободное сочинительство, неожиданные стилевые ходы заметно усилили роль экспериментальных, игровых сторон искусства, отныне все в большей мере опирающегося лишь на требование вкуса. Искусство Нового времени отличается богатством художественных традиций, стилевым многообразием.

В XVII в. последовательное развитие художественных стилей сменяется их параллельным развитием, взаимодополняющим сосуществованием. Если до этого в Европе готический стиль приходит на смену романскому, а затем сам сменяется ренессансным стилем, то в XVII в. почти одновременно возникают и развиваются большие мировые стили, имеющие наднациональный характер, охватывающие разные виды искусств, – барокко и классицизм.

Эстетическая культура барокко характеризуется повышенной экспрессией, динамичностью, зрелищностью, обилием вычурных деталей в архитектуре, в литературе, в музыке. Искусство стремилось поражать, не чуждаясь даже безобразного и фантастического. Одним из важных принципов барокко было сочетание несочетаемого. Например, в камне передавалась драпировка ткани и солнечные лучи (Д.-Л. Бернини, «Экстаз святой Терезы», фонтаны «Тритон» и «Четырех рек», королевская лестница в Ватикане, площадь перед собором св. Петра в Риме).

Значительное место в барочном искусстве занимало остроумие, т.е. умение сводить несхожее – метафора. Это способствовало синтезу искусств – архитектуры и живописи, музыки и литературы и театра. Так возникла опера. Одним из первых знаменитых творцов оперы был Клаудио Монтеверди («Орфей», «Ариадна»). В оперной музыке сопоставлялись контрастирующие темы.На рубеже XVII–XVIII вв. возник жанр оперы-буффа. Одно из первых произведений этого направления – «Служанка-госпожа» Дж. Перголези. Музыкальный барокко выразился в творчестве А. Вивальди – «Времена года». Композитор сочетал неожиданные контрасты, использовал народные инструменты – фагот, мандолину.

В живописи стиль барокко представили Рубенс, Рембрандт, Веласкесе, Веронезе, Тинторетто. В искусстве барокко усилена сторона телесности, плотной материальности, которую сильная динамика лишает былой ясности и определенности. В большинстве живописных произведений происходит разрушение линейного восприятия в пользу живописного, начинает доминировать не рисунок, а цветосветовые отношения. Такими тонкими приемами изобразительное искусство передает новое чувство жизни, ментальность эпохи, нарастание черт пессимизма, меланхолии, тревоги.

Эстетические принципы классицизма базировались на рационализме. Теоретик классицизма в литературе Никола Буало-Депрео в трактате «Поэтическое искусство» утверждал, что красота должна обладать атрибутами ясности, логической четкости, очевидности. Он призывал поэтов:

«Так пусть же будет смысл всего дороже вам,

Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам»

Эстетика классицизма была проникнута духом нормативности. В литературе утверждались требования единства времени, места, действия, характера, а также – простоты и изящества. Природа должна была изображаться упорядоченной, симметричной и идеальной, человек – идеальным гражданином, верным долгу и чести. Понимание красоты в классицизме несло мощный нравственный заряд. В литературе образцами классицизма стали произведения П. Корнеля («Сид»), Ж. Расина («Федра»), Мольера («Тартюф»), оды Г.Р. Державина.

В определенном отношении классицизм был продуктивным художественным явлением, хотя его ходульные схемы нередко подвергались острой критике. Уязвимые стороны классицистской эстетики состояли в ограничении возможностей воплощения сложных психологических состояний, передачи своеобразия национально-исторических характеров. Продуктивным классицизм оказался для тех форм творчества, которые носили монументальный характер, как, например, архитектура. Яркие памятники классицизма – как дворцово-парковый комплекс Версаль, Дом инвалидов, Лувр, Эрмитаж в России и др.

Искусство Просвещения стремилось отойти от «возвышенного», аллегорически надуманного к «простому», непосредственному, соизмеримому с повседневной жизнью человека. Парадный портрет уступает место портрету интимному. Распространяется «пейзаж настроения» (картины Ватто, Гейнсборо, Гварди).

Эстетика классицизма была тесно связана с идеями Просвещения о преобразовании мира с помощью разума. Просветители отводили искусству роль иллюстратора морали, усиливая его воспитательную функцию. Д. Дидро призывал художников бороться с пороками, устрашать тиранов. Дидро, Руссо, Лессинг создали идеал естественной человеческой природы, который противопоставили испорченности и искусственности цивилизации.

Однако эпоха была переходной, и художественная культура отразила противоречия эпохи. Сами фигуры просветителей в определенной мере олицетворяют противоречия своего времени. Обращает на себя внимание противостояние в трактовке предназначения и возможностей искусства позиций Д. Дидро и Жан-Жака Руссо (1712–1778). Руссо остро скептически относился к оценке общественных функций искусства: в условиях глубокого падения нравственности, считал он, с помощью искусства «украшают гирляндами цветов железные цепи, сковывающие людей…». Руссо призывал к естественному равенству, говорил о превосходстве чувства над разумом, поскольку человек раньше начал чувствовать, чем мыслить. Дидро, напротив, возлагал на искусство большие надежды. Он сам создал художественные произведения и труды по теории искусства («Парадокс об актере», «Беседы о "Побочном сыне"», «Салоны...»).

Немецкое Просвещение в XVIII столетии представлено именами Иоганна Иоахима Винкельмана (1717–1768), создавшего «Историю искусств древности» и пропагандировавшего классицистский идеал «невозмутимости, благородной простоты и спокойного величия», а также Готхольда Эфраима Лессинга (1729–1781). В получившей известность работе «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» Лессинг отстаивал мысль о расширении искусством своих границ в новейшее время. Оно подражает теперь «всей видимой природе, в которой красота составляет лишь малую часть».

Эстетика и искусство постепенно переходили на позиции сентиментализма, апеллировавшего к чувствам, и романтизма, стремившего к наиполнейшему раскрытию человеческого духа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.007 с.)