Основные принципы средневековой эстетики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы средневековой эстетики



Ведущей категорией средневековой эстетики явилось «возвышенное». Красота физическая уступила место требованию духовной красоты, поскольку физическая стала оцениваться только как отпечаток «божественного» в земном мире. Так, Василий Великий писал: «Кто в светлую ночь созерцает внимательным взором дивную красоту звезд, невольно помыслит о творце мира, столь дивно разместившем и украсившем небо вечными цветами, давшем ему эту красоту и правильность».

Эстетика средневековья развивалась в русле теологии. Эстетические идеи теологов Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Иоанна Златоуста, Василия Великого были пронизаны символизмом и эсхатологическими мотивами. Объясняя природу прекрасного, они связывали ее с Богом, как символическое воплощение высшего, божественного мира.

К материальной, чувственно воспринимаемой красоте отношение отцов церкви было двойственным. С одной стороны, земная красота считалась результатом божественного творения, с другой – она воспринималась как один из источников греховности человека.

Искусство оценивалось с точки зрения его использования для утверждения христианских идеалов. Раннесредневековое, романское и готическое искусство отказывалось от натуралистичности изображения в пользу обобщенной, знаковой формы. Очень выразительно принципы средневековой эстетики проявились в иконописи, архитектуре и скульптуре. Средневековые художники пренебрегали принципами золотого сечения, стремились не к достоверности изображения, а к воплощению сверхчувственных, метафизических прозрений, проявляя безразличие к форме. На порталах соборов громоздились неуклюжие фигуры различных персонажей христианской мифологии с искаженными лицами и пропорциями.

В искусстве вещи физического мира рассматривались как проявления трансцендентной реальности, которую можно было передать символически. Готический храм олицетворял крест, на котором распяли Христа; гроздь винограда – кровь Спасителя, пролитую за человечество; якорь – символ спасения; нимб – символ святости. Образ Девы Марии олицетворяли олива, лилия, фиалка, роза. Яблоко было символом зла; грецкий орех обозначал образ Христа: сердцевина – божественную природу, наружная скорлупа – человеческую, а промежуточная перегородка – крест – намек на восхождение к вечности. Все земное имело метафизический смысл. Жизнь проходила на фоне призыва – «помни о смерти!».

Эстетика отцов церкви носила аскетический характер. Поскольку в средневековой культуре духовное стало приоритетом, а земная красота представлялась переходным звеном, тяготеющим к божественному, то особый смысл приобрела тема страдания как цены за достижение высшей истины, красоты и блага. В аскетической эстетике способность нести бремя мученичества во имя Бога и спасения души рассматривалась как важнейшее качество личности.

Такие черты средневековой культуры как символизм, аскетизм особенно ярко проявились в византийской эстетике. В основе эстетических идей Византии лежало православное мировидение, проникнутое идеей мистического постижения Бога как абсолютного блага, красоты и любви.

Псевдо-Дионисий писал, что божественная, «умная красота» есть начало, причина и предел всего сущего, предмет высшей любви. «Преимущественно прекрасное» сообщает свою красоту всему сущему, «наподобие света, источает оно во все предметы свои глубинные лучи, созидающие красоту, и как бы призывает к себе все сущее…». В отличие от земной красоты, божественная никогда не исчезает, воплощаясь в красоту небесных и земных существ. Первое место Дионисий отводит божественной красоте, второе – красоте небесных существ и третье – красоте предметов материального мира.

Главными модификациями прекрасного в трудах Псевдо-Дионисия (VII в.), Симеона Нового Богослова (Х–ХI в.), Григория Паламы (ХIV в.) выступали свет и цвет. Григорий Палама, разработавший идеи исихазма, учения о путях соединения человека с Богом, видел всю духовную сферу пронизанной светом. Христос – свет, его учение – просвещение, учение Святого Духа пронизано светом, Петр и Павел – сияющие светила; Адам не стыдился наготы, потому что был окутан божественным сиянием. Это был нетварный свет божественного преображения на Фаворе. Фаворский свет доступен избранным и является путем к Богу, божественной красоте.

Символика цвета нашла яркое отражение нашла в иконописи. Икона в переводе с греческого означает образ (eikon) – образ и символ Бога. Главная особенность иконописного типа – строгая каноничность. Иконы писали по древним контурным графическим изображениям. Существовала иконография ангелов, богоматери, Христа, святых, сюжетов священной истории. Лики святых изображались истонченными и просветленными, в глазах светилась несокрушимая духовная сила.

Символику иконы передавали цвета: пурпурный – божественный и царский, голубой и синий – олицетворение трансцендентных сфер, белый – символ чистоты и святости, черный – смерти и ада, красный – огня, спасения, крови Христовой, золотой – образ божественного света. Для византийской иконописи характерен ряд приемов, в том числе техника «плавей». На оливково-зеленую поверхность наносились постепенно высветляющиеся слои красок, что создавало эффект внутреннего свечения.

Яркими образцами византийских икон являются «Владимирская Божья Матерь» (храм Николая Чудотворца в Толмачах), «Сошествие в ад», «Преображение». Е.Н. Трубецкой писал, что в византийской и древнерусской иконе выразилось страстное желание человека понять сверхбиологический смысл бытия, который зашифрован, трансцендентен.

Отстаивая в спорах с иконоборцами святость иконы, Иоанн Дамаскин показал, что икона является книгой для неграмотных. Она несет высшую благодать. Ее созерцание подводит к пониманию возвышенного и духовного, к постижению идеала божественной красоты.

Таким образом, христианский православный восток утверждал мистический идеал прекрасного, созерцательной красоты.

Христианский католический запад не чуждался чувственной красоты. Аврелий Августин (354–430) отождествлял земную красоту с формой, соразмерностью и порядком. Формой всякой красоты выступало единство. Августин занимался проблемами музыки, чувственного и интеллектуального восприятия. Фома Аквинский (1225–1274) также измерял материальную красоту математически. Он много внимания уделял античности, в частности творчеству Аристотеля.

В католических храмах звучала и по сей день звучит органная музыка. Образы Христа, Девы Марии и святых выражены в скульптуре. Это – чувственные, объемные образы.

Вопреки клише о «темном средневековье», его культура и эстетическая мысль были богаты и многообразны. В ней сложились разные концепции эстетического. В. Ярхо делил средневековую культуру на культуру Замка, города и монастыря. Ю. Борев выделил три художественных направления в средневековой культуре: сакральный (аллегорический) символизм; рыцарский романтизм; карнавальный натурализм. Последнее направление М.М. Бахтин трактовал как смеховую культуру средних веков.

Все три культуры тесно переплетались. Сакральный символизм пропитывал всю духовную и интеллектуальную сферу. Он воплотился в литературе, как идея аскетизма и искупления («Девы мудрые и девы неразумные», «Плачь трех Марий»), в трудах отцов церкви, в иконописи, в религиозных мистериях церковных праздников, в архитектуре и скульптуре.

В романском стиле архитектуры основными требованиями были прочность, монументальность, целесообразность, ограниченность декоративных элементов, обобщенность орнаментики и схематичность образов, господствовала горизонтальная линия. Романское понимание красоты представляло собой сплав рационального художественного мышления и религиозного чувства. В интерьере значительное место занимали витражи и фрески. В росписях преобладали библейские и мистические сюжеты. Яркие примеры: церковь Сен-Лазар в Отене и Вормский собор.

В готике преобладал принцип возвышенного, символическое понимание красоты. Готические соборы создавались на основе органичного синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. В стремлении к возвышенному возник культ вертикальной линии. Башни-шпили готических соборов достигали высоты 150 метров. Соборы были украшены богатыми орнаментами, арабесками, в витражах использовались яркие символические цвета – пурпурный, желтый, синий. Архитектура казалась легкой, ажурной, устремленной ввысь. Не зря ее называют «застывшей симфонией в камне».

Второе направление – рыцарский романтизм – освещал повседневную и светскую современность. Его темы: рыцарский долг, подвиги во имя веры, церкви, сюзерена, короля, прекрасной дамы (прообраз которой – дева Мария, мадонна). В рыцарских романах («Песни о Роланде», в романе Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда», в цикле «Круглого стола» или романов о короле Артуре) это особенно ярко запечатлелось.

Третье направление – карнавальный этос – противостояло церковно-религиозной эстетике. Оно выразилось в карнавалах как массовых зрелищных, народных гуляниях, позволявших преодолеть жесткую регламентацию жизни посредством смеха в «праздниках дураков», «праздниках ослов» и т.п. Они выполняли компенсаторную функцию, благодаря которой выплескивалась негативная энергия, существенно укреплялось единство общества.

В целом в средневековом эстетическом мировидении определяющее влияние имела христианская идеология, и в Византии, и на Западе. Средневековье явилось апофеозом духовности. Это отразилось в искусстве.

Итак, заслуга средневековья в том, что оно в противоположность античности возвысило идеал духовной красоты. Средневековье подготовило духовную почву Ренессанса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.007 с.)