Эстетические тории Новейшего времени: модернизм и постмодернизм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетические тории Новейшего времени: модернизм и постмодернизм



 

Эстетическая теория ХХ и ХХI вв. развиваются в русле модернизма и постмодернизма. Модернизм как направление в искусстве утвердился в ХХ в. Moderne (по-французски – новый) – это новое искусство. В нем отразилось стремление к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства. Модернистскому миропониманию свойственен субъективизм и стремление к раскрепощению. Получили распространение такие направления модернистского искусства, как сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм и т. д.

Свои философские и эстетические основания художественная практика модернизма находила в идеях психоаналитиков (З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера), экзистенциализме (А. Камю, Ж.-П. Сартр), интуитивизме (А. Бергсон, Б. Кроче). Поскольку искусство и эстетическое отношение к миру теснейшим образом связаны с психологическими процессами, то большое влияние на эстетику и искусство оказали идеи психоаналитиков З. Фрейда, К. Юнга и др. о коллективном бессознательном. Так, Фрейд пытался объяснить специфику искусства и художественного творчества через исследование неврозов. Юнг считал, что вопрос о специфике искусства может решить только эстетика, а психология способна внести свой вклад лишь в изучение процесса художественного творчества.

В психоаналитике было разработано учение о роли образов бессознательного и исторически сложившихся архетипов коллективного бессознательного, а также о символах. Символы у Фрейда – это знак бессознательного в сознании, Учение об архетипах разработал К. Юнг (Психологические типы). Архетип – это образ, изначальный; а также идея, глубоко заложенная в коллективном, веками выработанном, подсознательном. Исследуя языковую сущность мировосприятия, обнаруживаем, что оно происходит из некоего набора первичных смысловых образований, архаичных прототипов, или первообразов. Удачное название им и дал К.Г Юнг. Определения и эпитеты архетипам даются самые разные: «коллективный осадок исторического прошлого», «коллективное бессознательное», «моменты самой жизни», «типичный способ понимания». Даже в психике новорожденного «отражена архетипичность человеческого поведения» (Морозов И.В. Таинственным путем Гермеса. – Мн., 1994. – с. 11). Архетипы проникают сознание и деятельность людей, находя свое выражение в языке, снах, поступках и творчестве, в ментальности народов. Язык культуры и искусства – это во многом язык архетипов. Древнейшие архетипы – образы креста, круга, арки (ворот), кольца, черепа, огня, дерева, камня, моста, дороги, лабиринта и других.

Психоанализ оказал влияние на развитие ряда модернистских течений в искусстве, прежде всего – на сюрреализм. Сюрреализм нашел ярчайшее воплощение в творчестве С. Дали.

Экзистенциализм сосредоточил внимание на вопросах, касающихся человеческой жизни. Экзистенция и есть существование. Экзистенциалисты ставили вопросы о жизни и смерти, о вине, о праве выбора человека, о любви и ненависти. В то же время они не проповедовали отчаяния от несовершенства мира. Описывая кризисные состояния, ставя вопрос об абсурдности мира, С. Кьеркегор, Л. Шестов, А. Камю и др. настаивали, что человек должен оставаться человеком, несмотря на все сложности мира, брать на себя ответственность. Творчество рассматривалось как овладение миром хаоса и безумия. По мнению Камю, художник при помощи искусства делает попытку сотворить самого себя. Оказавшись неспособным исправить реальную жизнь, художник ищет спасения в творчестве, которое является «искусством жить» («Миф о Сизифе», «Бунтующий человек»). Философские идеи экзистенциализма оказали весьма значительное влияние на культуру XX в. Творчество Г. Гессе, Фр. Кафки, Фр. Саган и др. может быть рассмотрено, как литературно-художественное развитие идей экзистенциализма. Сказалось влияние экзистенциализма и в живописи, в первую очередь, в экспрессионизме (творчество Э. Мунка, позднего В. Ван Гога и др.). Типичное для экзистенциализма внимание к пограничным ситуациям нашло явный отклик в немецком послевоенном кинематографе (Ф. Мурнау «Носферату», экранизация романа Б. Стоукера «Дракула», Ф. Ланг «Усталая смерть»), также разделявшем эстетические позиции экспрессионизма. Творчество С. Беккета и Э. Ионеско («искусство абсурда») наследует и развивает философские позиции А. Камю.

Эстетика интуитивизма оказала сильное влияние на развитие абстракционизма. В сочинениях А. Бергсона («Творческая эволюция», 1907 г., «Смех»), Б. Кроче («Эстетика как наука о выражении и как лингвистика», 1920), Г. Рида («Философия нового искусства», 1964) рассматривались проблемы роли и места искусства в становлении человека, в познании мира путем внутреннего созерцания вне интеллекта и логики, через интуитивное прозрение. Следуя концепции Бергсона, познание мира художником путем внутреннего созерцания неизбежно изолирует его искусство от объективной действительности, сам акт творчества приобретает иррациональный, субъективистский характер. Интуиция позволяет постичь сущность явлений и установить истину. Искусство является способом преодоления рациональности и наиболее адекватным способом отношения к миру. Эта позиция нашла чрезвычайно широкий отклик в среде художественной интеллигенции, и интуитивизм стал одним из философско-теоретических оснований искусства модернизма. Так, общность интуитивизма и искусства модернизма проявилась в отказе от принципа реализма в искусстве (материальный мир перестал рассматриваться как основной объект искусства); исчезла образность, составлявшая вплоть до начала XX в. основу языка искусства; функция коммуникативности в искусстве значительно снизилась. Уже исторически первая форма неклассической живописи – фовизм (А. Дерен, А. Матисс, М. Вламинк) – в качестве отличительного признака своего направления провозгласила отказ от «подражательной» живописи. Целью художественного творчества они считали фиксацию внерациональных, неосознаваемых, индивидуально-личностных эмоций художника. Конкретные формы творческой реализации данной установки были различны (сознательная деформация рисунка и перспективы, использование диссонирующей цветовой гаммы, отказ от объемности, уход в чистое формотворчество, «беспредметное искусство»), но все это являлось визуальной интерпретацией установки интуитивизма на эмоционально-психологическую реальность, отличную от реальности окружающего мира. В наибольшей мере воздействие интуитивизма испытали на себе кубизм, абстракционизм и сюрреализм.

Своеобразное преломление эстетические вопросы нашли в структурализме и постструктурализме (с 20-х гг.). Основу структурализма составило использование структурного метода, моделирования и элементов формализации и математизации в гуманитарных науках, В том числе в эстетике. Это отразилось в работах М. Фуко, Ж. Делеза, Ж. Деррида. Структурализм стремится за сознательным манипулированием знаками, словами, образами, символами обнаружить неосознаваемые глубинные структуры, скрытые механизмы знаковых систем.

Объектом изучения структурализма является культура как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых – язык, но в которую входят также наука, искусство, религия, мифология, мода, реклама. Именно на этих объектах структурно-семиотический анализ позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым бессознательно подчиняется человек. Этим закономерностям соответствуют глубинные пласты культуры, по-разному определяемые в разных концепциях: – «эписистема» и «дискурсивные формации», характеризующие глубинные уровни знания у М. Фуко; – «письмо» у Барта и Деррида; – «ментальные структуры» у Леви-Строса.

Обобщая сказанное, следует отметить, что модернизм отодвинул на второй план традиционные ценности искусства, проповедовал создание уникальной художественной реальности. Он был обращен в будущее.

Напротив, постмодернизм обращен в прошлое и настоящее. Для него характерны такие черты, как цитатность, стремление пародировать прошедшие эпохи, упор на массовость искусства (поп-арт, хэппининг, гиперреализм, рок, деструктивизм). Массовая культура подражательна и требует упрощений, тиражируемости ее продуктов, ориентирована на невысокие духовные запросы.

Ряд исследователей говорят даже о полном исчезновении феномена искусства. Дело в том, что модель художественного творчества, предлагаемая модернизмом, построена на обращении не к реальности, а к внутрикультурному материалу. Мир постмодернизма составляют иллюзии, виртуальная реальность. В искусстве постмодернизма важен процесс взаимодействия художника с текстом, текста – с пространством культуры, с художником, с самим собой. Творчество постмодернизма – это процесс языковых игр, замешанный на иронии. Основной тезис искусства постмодернизма – «мир как текст». Для него очень характерна цитатность. Например, в сочинениях Б. Акунина.

В искусстве и эстетическом сознании постмодернизма отсутствуют какие-либо правила, нормы, логика. Здесь все принципиально случайно и абсурдно, в том числе – авторство. Потому возникло понятие «квази-автора». Для художника характерно стремление к инаковости, неоднородности с толпой, глумление над традицией, склонность к культивированию физиологического начала. Неслучайно Герберт Маркузе говорит о том, что за счет разрушения культурных построек в современном обществе расширяется биологическое пространство, вызывая древний «хаос».

Но заслуга современной культуры все же в том, что в ее сферу вовлекается все больше людей. Возможно, со временем произойдет углубление культурных интересов и это даст новый толчок развитию высоких духовных запросов и положит основание развитию новой высоко духовной культуры.


8.3   Русская эстетика ХІХ-ХХ вв.

 

ПЛАН

 

Русская эстетика ХІХ века.

Идеи теургической эстетики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.007 с.)