Функции морали: регулятивная, воспитательная, гносеологическая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции морали: регулятивная, воспитательная, гносеологическая



 

Мораль, нравственность выполняют ряд важнейших общественных функций. Главной функцией морали является гуманизирующая. Суть ее в том, что именно приобщение человека к высоким нравственным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людьми «очеловечивает» его, делает достойным любви и уважения. Гуманизирующая функция морали Реализуется за счет ряда более конкретных функций, которые в ней сливаются, способствуя гуманизации человеческого общества.

Ведущая из них — регулятивная функция. Мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется эта функция во всех сферах человеческого бытия через противоречия доброго и злого, должного и сущего, справедливого и несправедливого. Моральная регуляция, в отличие от правовой, осуществляется добровольно, на основе свободного выбора человека и самостоятельного принятия им решения. При этом побудительными силами и основными нравственными «регуляторами» являются общественное мнение (внешний регулятор) и совесть (регулятор внутренний).

Мораль осуществляет воспитательную функцию, участвуя в формировании человеческой личности, ее самосознания. Господствующие в обществе моральные нормы и принципы в процессе обучения и образования целенаправленно вносятся в сознание человека, прививаются ему. Мораль учит поступать таким образом, чтобы при этом не было плохо другим людям. Она формирует у человека потребность относиться к другим как к самому себе, возвышать себя, не унижая других, осознавать последствия своих действий для других. Реализуется воспитательная функция морали в процессе освоения личностью нравственного опыта предшествующих поколений, в формировании положительных нравственных чувств, убеждений, привычек.

Воспитательное воздействие морали на личность осуществляется с помощью различных приемов — от убеждения и принуждения до самодисциплины и самовоспитания. Родители и школа с детства учат ребенка различать добро и зло, что такое хорошее поведение и что значит плохое, аморальное поведение. В. Маяковский посвятил этому свою поэму, где на понятном ребенку языке объяснил, «что такое хорошо, а что такое плохо». Общество посредством морали подготавливает к жизни тот тип личности, который наилучшим образом вписывается в общество. Правда, жизнь (её перипетии и потрясения) вносит свои коррективы в моральные понятия. И моральные взгляды человека на смысл жизни, понимание личного достоинства и ответственности перед обществом, ставя иногда его перед выбором. Тогда нужны знания – этические, литературные и т.д.

С воспитательной тесно связана познавательная или гносеологическая функция морали. Моральное познание как бы предшествует нравственному воспитанию личности. Мораль дает человеку необходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, о должном моральном поведении и правилах достойного общения – хорошего тона.

Познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в отличие, например, от естественнонаучных, всегда носят оценочный смысл, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности.

Коммуникативная функция морали проявляется в том, что мораль выступает необходимым условием и результатом человеческого общения, которое невозможно без морали и вне морали. Стремление к взаимопониманию органично присуще людям изначально, как и боязнь непонимания, отчуждения. Людям легко общаться, если они стоят на близких позициях по вопросам о ценностях, о добре и зле. Но если их моральные представления не совпадают, то общение между ними существенно затруднено. Потому условиями общения и являются моральные нормы, которые необходимо познавать и усваивать с детства.

Коммуникативная функция морали проявляется также и в том, что в процессе общения не только применяются «готовые» нормы и принципы поведения, но и вырабатываются, проверяются в действии новые понятия, отбрасываются устаревшие, например – понятия о чести и благородстве, некоторые правила этикета. Общение постепенно совершенствуется именно под воздействием морали, все более усиливающей позиции.

Таким образом, формируясь в процессе общения людей, мораль выступает результатом общения, выполняет много важных функций и является кладовой опыта человеческого общества.

 

Структура морали

 

Мораль представляет собой сложноструктурированное образование. В её системе важное место занимают моральные принципы, нормы, идеалы, включенные в систему моральных отношений, сознания, поведения, которые органично взаимосвязаны и взаимозависимы.

Главным элементом в системе морали выступают моральные принципы — основные фундаментальные представления о должном поведении человека, на которых основываются нравственные нормы. Важнейшими принципами, через которые и благодаря которым раскрывается сущность морали, являются принципы коллективизма и индивидуализма, гуманизма,альтруизма, толерантности,

Коллективизм выступает одновременно условием и прямым следствием общественной сущности человека, ориентируя его на предпочтение общественных интересов личным. Человек, руководствующийся принципом коллективизма сопричастен ценностям, целям, задачам, интересам группы. Общество, как правило, заинтересовано в формировании у личности коллективистских настроений. Проявления коллективизма могут быть различными: от романтического девиза мушкетеров «Один за всех и все за одного» до опасно-уничижительного для личности утверждения В. Маяковского «Единица — ноль».

Индивидуализм предполагает приоритет личностного начала над коллективным. В гуманистической этике позитивный смысл индивидуализма видится в утверждении ценности и уникальности каждого индивида. Индивидуализм пробуждает в человеке уверенность в себе, ответственность за своё моральное поведение. Однако индивидуализм проявляет себя и в отрицательном смысле, как эгоизм, самоутверждение за счет других людей, чванство, неуважение к людям.

Принцип гуманизма выражается в признании человека главной ценностью. Гуманизм защищает достоинство, свободу, права личности, является торжеством человечности в общественных отношениях. Крайностью гуманизма выступает антропоцентризм, имевший и негативные проявления, особенно в отношениях людей к природе.

Близок гуманизму принцип альтруизма, заключающийся в милосердии, бескорыстной любви, сострадании к людям («Возлюби ближнего, как самого себя»), в готовности к самопожертвованию ради других (как Данко в повести М. Горького «Горящее сердце»). Альтруизм противоположен эгоизму.

Принцип толерантности предполагает терпимость к инакомыслию, иным ценностям, религиям, уважение к собеседнику. Противоположностью толерантности является нетерпимость, то есть стремление навязать свою точку зрения, нежелание признать иное мнение. Например, религиозная и национальная нетерпимость приводит к страшным конфликтам и потокам крови.

Основные принципы морали проявляются в моральных нормах — конкретных правилах поведения, определяющих, как человек должен вести себя по отношению к другим людям и самому себе. В них особенно четко прослеживается императивно-оценочный характер морали. Моральные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям проявлять взаимное уважение, быть скромными, вежливыми, честными, порядочными, формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество.

Сила воздействия нравственных норм, заставляющих человека поступать определенным образом, обеспечивается с помощью общественного мнения. Каждому неприятны осуждение и насмешки окружающих. Общественное мнение, формируя стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого, защитой от морального произвола других. Оно выполняет организующую и охранительную функцию. Однако оно бывает ошибочными. Может осуждать не только однозначно плохие вещи, как преступление, разврат, но и нечто ценное, как, например, христианское учение в эпоху заката римской империи, идею отмены крепостного права в 1820-60 гг. в России, научные идеи.

Значительное место в системе морали занимает нравственный идеал — целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая, что в нем заключен образ нравственно совершенной личности, обладающей положительными моральными качествами. В сознании человека нравственный идеал выполняет две функции: во-первых, он позволяет оценивать поведение других людей, во-вторых, является ориентиром для самосовершенствования, помогает ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения.

Нравственный идеал носит исторический и социальный характер. В разное время разные люди имеют свой нравственный идеал – Сократ, Христос, Вильгельм Телль, Жанна Дарк, Овод, Павел Корчагин, Чапаев, Мересьев и др. Каковы нравственные идеалы современности?

Мы берем идеалы из жизни и искусства. Образцом для подражания может быть выдающаяся личность, родители и т.д. Причем образец, выбранный для подражания, опять-таки идеализируется: в нем видят только хорошее, а отрицательные качества стараются не замечать или действительно не видят.

Следует также отметить, что нравственный идеал не обязательно бывает морально положительным. Подросток, например, может взять за образец явно отрицательную личность или тип поведения бандита (псевдоидеал).

Разновидностью нравственного идеала является романтический идеал — комплекс абстрактных идей, возникающий обычно вследствие неудовлетворенности жизнью. С одной стороны, романтический идеал прекрасен, но с другой — будучи оторванным от реальности, он утопичен, нереализуем, ведет к еще большим разочарованиям.

Выбор и достижение идеала зависят от нас самих. В этом смысле значительную роль в формировании и самореализации личности играет «Я-идеал» — представление человека о самом себе, каким он должен быть. Это внутренний эталон, по которому человек оценивает себя — одобряет или осуждает, на который ориентируется в своих действиях.

В целом моральные принципы, нормы и идеалы представляют собой систему, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, нормы морали складываются на основе определенных принципов и выражают их. Принципы вырабатываются или принимаются в зависимости от ценностей и идеалов личности и общества.

Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, которая есть это результат сложного взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения. В своей целостности они и есть способ бытия морали, воплощенный в ее структуре, которую схематично можно представить следующим образом:

 

Ценности

Принципы ------------Мораль --------------- Нормы

 

Идеалы

 

                  Сознание ---------- Отношение -------- Поведение

 

Моральные отношения являются центральным элементом структуры морали. Их специфика в том, что их нельзя рассматривать как некий особый вид отношений. Они проявляются в других отношениях — служебных, политических, национальных, семейно-бытовых. Не может быть также никаких человеческих отношений без их нравственного содержания.

Формой нравственных отношений выступает общение человека с природой, обществом, с другими людьми. Именно в общении проявляется моральный облик человека.

Отношение человека к обществу регулируется принципами коллективизма или индивидуализма. Большую играют гражданские принципы, идеалы и нормы — патриотизм или космополитизм, уровень национального самосознания, наличие активной гражданской позиции и т.п. Нравственная культура человека зависит от содержания этих качеств.

П атриотизм, заключающийся в беззаветной любви к своему Отечеству, может, проявляться как в безоговорочном оправдании политики своего государства, так и в критичном отношении к негативным моментам, препятствующим развитию общества. Например, П.Я. Чаадаев в 1830–гг. говорил, что не может любить Россию с закрытыми глазами.

Чувство национального самосознания может быть нацеленным на процветание национальной культуры, а может быть деструктивным, враждебным к другим народам, культурам, религиям.

От отношения человека к обществу в целом в значительной степени зависит его отношение к другим людям: отношение «Я — Ты». Оно может носить субъектный или объектный характер.

Субъект-субъектное отношение – это подход к другому человеку как к равному себе субъекту — цели общения. Субъект-объектное напротив, превращает другого в объект воздействия, средство утверждения эгоистичных интересов. Первый подход базируется на принципах альтруизма и толерантности. В основе второго лежат эгоизм и нетерпимость.

Отношение человека к другому самым тесным образом связано с его отношением к самому себе. Отношение человека к самому себе предполагает самооценку, которая может быть верной или неверной.

Адекватная самооценка бывает высокой или низкой. Высокая предполагает индивидуализм, любовь к себе. Низкая самооценка обусловливает смирение или чрезмерную скромность. Хороша середина. Неадекватная самооценка бывает завышенной или заниженной. Завышенная влечет к гордыне, эгоизму, которые могут проявляться и в нелюбви к себе. Заниженная самооценка чревата комплексом неполноценности, нелюбовью к себе, хотя тоже может провоцировать эгоизм.

Важное место в системе моральных отношений занимает отношение человека к природе. Ныне сложилась особая экологическая этика.

Моральные отношения, пронизывая все бытие человека и общества, связаны с моральным сознанием и нравственным поведением.

Моральное сознание — это субъективный, духовный способ бытия нравственных отношений. Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный.

Эмоциональный уровень морального сознания отражает непосредственную реакцию личности на событие, отношение и т.д. Он формируется стихийно, связан с психическими особенностями человека. Он включает в себя чувства, переживания, настроения личности: радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание.

Стихийность эмоционального уровня предполагает его обязательную регуляцию и самоконтроль. Так, А.П. Чехов считал, что «распускать себя порядочному человеку не подобает». Саморегуляция возможна лишь благодаря развитому рациональному уровню морального сознания.

Рациональный уровень является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Это моральная компетентность личности, включающая три основных компонента.

1. Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали. Нужно изучать этику. Однако этические знания, моральная компетентность еще не обеспечивают моральности, нравственной воспитанности личности.

2. Понимание сущности моральных норм и принципов и необходимости их применения. Для налаживания нравственных отношений важны как правильность, так и близость этого понимания разными субъектами. Известно, что в одни и те же понятия мы зачастую вкладываем разный смысл, например, в понимание того, что есть добро и зло.

3. Принятие нравственных норм и принципов, согласие с ними, включение их в собственную систему взглядов и убеждений, их использование в качестве «руководства к действию». Оптимальным будет вариант, когда человек в достаточной мере обладает знанием моральных норм и требований, понимает их разумность и необходимость, соглашается с ними и свободно принимает их как «руководство к действию».

М оральное поведение опирается на нравственное сознание личности и осуществляет ее нравственные отношения. Поведение человека является показателем его нравственной культуры.

Центральным моментом нравственного поведения является поступок. Нравственный поступок характеризует способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих им средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию.

Нравственное поведение личности включает мотивацию поступка и его оценку (самооценку). Оценка нравственного статуса личности должна зависеть не только от результатов действий, но и от мотивов, движущих ее действиями. Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей, жизни на основе требований морали, сквозь призму понятий Добра и Зла. Основанием оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Моральная оценка играет большую роль в нравственной регуляции поведения людей, в совершенствовании общественной жизни.

Механизм взаимодействия структурных элементов морали выглядит следующим образом. Моральные отношения, будучи обдуманными и прочувствованными в моральном сознании, реализуются в нравственном поведении личности. Поведение оценивается нравственным сознанием и выражает моральные отношения. Содержанием же морального сознания выступают моральные отношения, определяющие поведение личности.

Структура морали выявляет ее противоречивость, то есть противоречия между сознанием, отношениями и поведением людей. Рассогласованность морального сознания, отношения и поведения проявляется, например, в расхождении слова и дела, убеждений и деятельности, в приспособленчестве, в двойной морали: «для себя» и «для окружающих».

Итак, мораль есть сложная система взаимодействия человеческого морального сознания, отношения, нравственной деятельности. Она проникает все человеческое бытие, влияет на все сферы духовной культуры, науку, политику, экономику, определяет перспективы человечества.


Лекция 3

 

Тема Проблема свободы в этике

ПЛАН



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.024 с.)