Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метаэтика и нормативная этика
Метаэтика (аналитическая этика) — это направление этических исследований в философии, которое анализирует саму этику как научную дисциплину методами логико-лингвистического анализа. Метаэтика — это раздел этики, в котором разрабатываются проблемы гносеологической и логической природы морального языка. Термин «метаэтика» введен в науку логическими позитивистами, согласно которым метаэтика — это специфически философская дисциплина, теория морали. В противоположность нормативной этике она исследует лишь моральный язык. Это наука, «нейтральная» к различным нравственным позициям. С метаэтикой связываются этические исследования начала и середины XX века: изучение происхождения и значения этических категорий, решение проблемы существования общечеловеческой, универсальной и исторически неизменной этической системы. Первым исследованием в области метаэтики считается работа Джорджа Эдварда Мура «Принципы этики». Противопоставление неопозитивистами метаэтики и нормативной этики связано с отрицанием ими возможности обоснования моральных суждений научным путем и одновременно обусловлено их стремлением создать философию морали, «нейтральную» по отношению к каким бы то ни было нравственным убеждениям и принципам. Сфера метаэтики, с точки зрения неопозитивистов, должна быть ограничена анализом логики морального языка, пояснением значения моральных терминов и суждений. Согласно утверждениям ученых Ричарда Гарнера и Бернарда Розена, существует три рода проблем или три общих вопроса метаэтики: Каково значение моральных понятий и суждений? Какова природа моральных суждений? Как можно обосновать моральные суждения? Вопросом первого рода, например, является «что означают понятия „хороший“, „плохой“, „правильный“, „неправильный“?». Вторая категория включает вопросы о том, являются ли моральные суждения универсальными или относительными, однозначными или плюралистичными. Вопросы третьего рода состоят, например, в том, откуда мы знаем, что хорошо, а что плохо, и можно ли это знать вообще. Гарнер и Розен утверждают, что все три рода вопросов не являются независимыми, и ответ на один из них подразумевает достаточно определённые ответы на остальные.
Сам по себе вопрос об исследовании логики моральных высказываний и о возможности выделения методологических и логических проблем этики в особую область вполне правомерен. Но позитивисты мыслят метаэтику как чисто формальное исследование нравственных суждений, безотносительно к их содержанию. Такое исследование не затрагивает вопросов о том, в чем состоит добро и зло, каким образом мораль зависит от социально-исторических условий, национальных и религиозных традиций, менталитета, какое значение имеет нравственность в жизнедеятельности человека. Однако без решения этих вопросов метаэтика превращается в разновидность моральной логики. На самом деле вряд ли возможна этика как «нейтральная» наука. Социологические, исторические и философские проблемы этики органически связаны с нормативными вопросами, имеющими непосредственное отношение к выбору человеком или обществом своей нравственной позиции и практической линии поведения. Традиционная функция этики — быть «практической философией» — реализуется, прежде всего, нормативной этикой, которая выступает как форма связи теоретической этики и практической морали. Специфичность этой связи в том, что этика не просто отражает мораль, но и является ее своеобразным «доразвитием», высшим уровнем морального сознания. Она воплощается в нормативных знаниях, которые преобразуются затем в систему норм практической морали. Нормативная этика «помогает» морали в выработке наиболее общих понятий, в обосновании и оценке моральных ценностей, чтобы затем, посредством нравственного воспитания и этического образования участвовать в преобразовании нравственной жизни общества и личности. Нормативная этика – это составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга, чести, добра и зла; теоретически обосновываются нравственные принципы, идеалы и нормы. Этика не создает морали, не придумывает нормы, принципы, правила поведения, оценки и идеалы, а изучает, теоретически обосновывает, систематизирует и утверждает одни нормы и ценности и стремится раскритиковать, усовершенствовать или опровергнуть другие. Для этого она с необходимостью должна раскрыть источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни человека, выявить закономерности её функционирования и развития.
Все моральные учения и этические теории, выдвигавшиеся на протяжении человеческой истории, в конечном счете, были посвящены решению практических нравственных проблем. И каждый теоретик по-своему обосновывал моральные представления своей эпохи, безусловно опираясь на закрепленные в моральных нормах, в религии принципы, которые становились общепризнанными. Религиозные заповеди иногда перерастали в моральные нормы. Для разрешения противоречия, якобы существующего между научной истиной и моралью, неопозитивисты и попытались создать «научную этику» (метаэтику), возвышающуюся над моральными позициями, путем исключения из этики нормативных вопросов. Нормативная же этика рассматривает в теоретической форме те же самые вопросы, которые стихийно возникают и решаются моральным сознанием того или иного общества. Всякая этическая концепция, выражая нравственный идеал определенных социальных групп, в конечном счете, является нормативной. Марксизм, например, считает, что дать научно-теоретическое обоснование нравственных идей возможно лишь при условии познания законов истории, объективного анализа всего исторического развития морали человечества и исследования его социальных предпосылок. Центральное место в любой этике занимает исследование проблем морали, нравственности. Существует точка зрения, что мораль – это форма сознания, а нравственность – область практических поступков, обычаев, нравов. Мораль – это регуляция поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля, групповых критериев, общественного мнения. Нравственность же – сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами субъекта, область творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро. Существует идея, что мораль выражает человечность (гуманность) в идеальной, завершенной форме, а нравственность фиксирует ее исторически конкретную меру. Моральная или этическая регуляция человеческих отношений уходит своими корнями в глубокую древность. Мораль — одна из самых древних форм человеческого сознания, возникшая вместе с человеческим сообществом, с человеческими отношениями, обретавшими черты моральности или аморальности. Историческое развитие морали осуществляется в определенных социокультурных координатах; в сочетании традиций и новаций, в тесной связи с другими феноменами духовной жизни: религией, искусством, наукой, философией. Мораль оказывает активное обратное воздействие на все формы духовной культуры, науки, политики, экономики, влияет на решение глобальных проблем человечества. Специфичность морального способа регуляции заключается в том, что он пронизывает собой все без исключения сферы жизни. Мораль носит подчеркнуто оценочный характер: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок. Она вырабатывает предписания, требующие от людей морального поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер. Итак, мораль — это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Задача этики – изучать мораль и нравственность Смысл этического образования заключается в том, чтобы посредством усвоения людьми моральных норм обеспечить баланс и гармонию личного и общественного блага. Лекция 2
Тема Структурно-функциональный анализ морали
ПЛАН
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.006 с.) |