Проблема свободы творчества и социальной ответственности художника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема свободы творчества и социальной ответственности художника



 

Художник формирует свою концепцию мира. Его воображение творчески перерабатывает жизненный материал в художественные образы и строит художественную реальность. Художник видит и способен передать c помощью различных средств и методов то, что недоступно иным людям. В бесформенном, испорченном куске мрамора Микеланджело, например, увидел образ Давида. Рафаэль на пустом холсте в полусне видел образ Сикстинской мадонны. Данте наглядно передал картины рая, ада и чистилища.

Художественная реальность и художественные образы отражают единство субъективного и объективного. В них входит не только материал действительности, переработанный творческой фантазией художника, но и его отношение к изображенному, все богатство и опыт личности творца. Если бы, например, Пушкин не подсказал Гоголю сюжет «Ревизора», а написал комедию сам, она была бы другой. Особенно наглядна роль индивидуальности создателя художественного образа в исполнительском искусстве. Каждый актер трактует по-своему тот или иной образ – Гамлета, Чацкого, Анны Карениной и т.д.

Личность автора запечатлевается в художественном образе. Чем ярче и значительнее эта личность, тем значительнее ее творение. Ученые могут открывать один и тот же закон природы, но он никак не зависит от личности открывшего. Художники всегда создают неповторимый образ, даже если речь идет, например, о портрете одного человека, написанном разными художниками, в отличие от фотографии. Уникальность художественной реальности зависит от индивидуальности ее творца – автора.

Личность поэта, художника, строй его мыслей всегда неизбежно накладывают отпечаток на произведение, как, впрочем, и само творчество нередко отражается на творческой биографии и судьбе поэта. Факторами, определяющими генезис художественного текста являются следующие:

1) творческий потенциал (креатив) личности – фундаментальный творческий слой, определяющий устойчивое единство его текстов;

2) стиль мышления, определяющий внутренние связи текста, его структуру и художественное своеобразие;

3) характер активности личности творца, определяющий потребность и способность воздействовать на людей.

Важным условием успешности творчества является свобода. Ф. Ницше утверждал, что «творческая личность не должна нести пред остальными никакой ответственности». С эти нельзя согласиться. Н.А. Бердяев в работе «Смысл творчества» связывал понятия свободы, нравственности, ответственности. Настоящая свобода – нравственна! Степень свободы творчества пропорциональна степени ответственности творца.

Автор – это одаренная личность, которой дано гораздо больше, чем другим людям. И, говоря библейскими словами, кому много дано, с того много спросится. Уже сам дар накладывает огромную ответственность на художника-творца, обладающего им. Создатель художественного мира, влияющего на мир настоящий, на умы и души людей, несет великую ответственность за свое творение.

Вопрос о свободе и ответственности художника неизбежно возникал перед всеми, кто имел отношение к творчеству. О нем говорил А.С. Пушкин в Пророке, писали Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев и Ж.Маритен.

Ж.Маритен говорил, что первая ответственность художника есть ответственность перед своим произведением, что «пребывая на службе у красоты и поэзии, артист, служит абсолюту» По мнению философа, «художник не может желать быть дурным как художник, его художническая совесть обязывает его не согрешать против своего искусства в силу того простого факта, что это было бы дурным в сфере художественных ценностей».

Но ответственность перед искусством не избавляет от ответственности перед обществом. Нельзя не вспомнить факты, что роман Гёте «Страдания юного Вертера» в первой четверти ХIХ вв. спровоцировал суицид среди молодежи. Герои Шекспировской драмы «Ромео и Джульетта» также имели последователей. Хотя в целом в процессе своей исторической эволюции искусство немало способствовало и духовному развитию общества, искоренению недостатков. Потому любому художнику нужно думать о влиянии своего творчества на духовное состояние общества.

Кинорежиссер Е. Цымбал отметил, что особенно острым вопрос о свободе и ответственности автора стал с появлением документального кинематографа – искусства, основанного на фотографии, с невиданной прежде точностью запечатлевающей лица, нюансы поведения, переживания и действия реальных людей. После революции в России, где три четверти населения были безграмотны, кино производило невероятное впечатление на очень наивную в политическом смысле публику. Большую роли играли кинопередвижки и агитвагоны. Не случайно Ленин назвал кинематограф важнейшим из искусств и всячески одобрял использование кино, как наиболее действенное средство информации, агитации и пропаганды.

«Кинематограф информировал, создавал необходимые идеологические и психологические установки, формировал отношение к происходящим событиям, доносил до населения точку зрения власти, укреплял её влияние. Кино, пронизанное идеологией, заменило религиозные ритуалы и стало играть роль пастыря, ведущего народ и руководящего им. Походы в кино заменили посещение церкви». Кино прославляло вождей и оправдывало репрессии. Синонимом, а затем и полной заменой ответственности в советском кино стала партийность.

Война частично вернула российскому киноискусству человеческое измерение. Гигантские жертвы, военные беды, нечеловеческое напряжение, преодоление страха и мобилизация на борьбу с фашизмом требовали от кино честного отношения к человеку, к его боли и страданию. Кино послевоенной эпохи более искренно. Таковы выдающиеся фильмы «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Баллада о солдате» Григория Чухрая, «Судьба человека» Сергея Бондарчука, «Обыкновенный фашизм Михаила Рома, «Иваново детство», «Зеркало» Андрея Тарковского и т.п.

В 2007 г. на конференции «Христианство, культура, нравственные ценности» в Москве митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Патриарх Московский выступил на тему «Свобода ставит вопрос о смысле творчества». Он говорил: «…важнейший аспект личного творчества – это влияние, оказываемое произведением на других людей. Всегда есть некий зазор между замыслом, который вкладывает автор в произведение, и последующим прочтением этого произведения в обществе. Для христианства эта сторона творчества заострена до высшей точки. Господь говорит о высокой ответственности человека за то, что он делает в отношении других: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мт. 9: 42). «С христианской точки зрения человеческое творчество – это всегда или соработничество с Богом, или совместный труд с лукавым».

Не бывает творчества, абсолютно нейтрального по отношению к системе нравственных и сотериологических координат: все, что делает человек, касается его спасения. Поэтому всякое творчество имеет прямое или косвенное отношение к делу спасения человека.

Человек может направлять свою творческую способность на пользу зла. Также его творчество может направляться другими людьми для достижения недобрых целей. Злодей также может быть творческим человеком в своем деле и весьма преуспеть в осуществлении своих идей».

В чем же смысл искусства, художественного творчества? Он – в преображении мира и человека. В статье «Общий смысл искусства» В.С. Соловьев утверждал, что «эстетический элемент природных явлений, пройдя через сознание и воображение художника, очищается от всех материальных случайностей и таким образом усиливается, выступает ярче; красота, разлитая в природе, в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, подчеркнутою». По мнению философа, «красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и украшается недобрая тьма этого мира». Искусство должно стремиться к победе над нравственным злом, к торжеству добра, истины и красоты, и, говоря словами Соловьева, к «совершенному воплощению этого торжества в красоте нетленной и вечной». В статье «Поэзия Ф.И. Тютчева» философ утверждал, что «достойная и вечная жизнь, которая требуется, но не дается разумом, должна быть добыта духовным подвигом. Носитель мирового смысла не может иметь свой смысл вне себя.

В искусстве сосредоточен богатый духовный опыт человечества. Оно должно одухотворять и очеловечивать научный и технический прогресс, а не провоцировать зло. Но иногда в нем проявлялись и разрушительные силы, эстетизация безнравственности, зла, пороков, насилия или, в лучшем случае, проповедь искусства для искусства.

Н.О. Лосский в сочинении «Мир как осуществление красоты», отмечал влияние искусства на все стороны жизни и стремление использовать искусство для обличения каких-либо отрицательных сторон жизни, для распространения каких-либо идей и новых форм общественности и т.п. По его мнению, если художник, творя произведение искусства, «продолжает в тоже время служить Истине и сохраняет силу подлинно художественного воплощения действительности или идеала, то его творение есть законное проявление его высокого духа, не унижающее искусство, а напротив, обнаруживающее величие этой деятельности. Такова, например, драма Шиллера «Дон Карлос» или роман Достоевского «Бесы», раскрывающий сатанинскую струю революционного движения. Но если в целях пропаганды идей художник подделывает действительность, искажает ее и неизбежно при этом творение его оказывается недостаточно художественным, его творчество становится тенденциозным в дурном значении этого слова: оно низводит искусство на степень лишь средства, и притом средства плохого. В качестве реакции против этого зла появляется лозунг – «искусство для искусства», который влечет художника к впадению в другую крайность.

Сторонники лозунга «искусство для искусства», говорил Вл. Соловьев в статье «Первый шаг к положительной эстетике», "не ограничиваются справедливым утверждением специфической особенности искусства, или самостоятельности тех средств, какими оно действует, а отрицают всякую существенную связь с другими человеческими деятельностями и необходимое подчинение его общим жизненным целям человечества, считая его чем-то в себе замкнутым и безусловно самодовлеющим; вместо законной автономии для художественной области они проповедуют эстетический сепаратизм. "Нет: искусство не для искусства, а для осуществления той полноты жизни, которая необходимо включает в себя и особый элемент искусства – красоту, но включает не как что-нибудь отдельное и самодовлеющее, а в существенной и внутренней связи со всем остальным содержанием жизни".

Красота не есть основная цель, которую ставит себе художник, творя свое произведение, подобно тому, как при совершении нравственно доброго поступка, например оказания помощи больному, цель поступка состоит не в том, чтобы мне быть добрым, а в том, чтобы, руководясь человеколюбием, восстановить здоровье больного или, по крайней мере, облегчить его страдания.

По мнению В. Соловьева искусство должно «отвергнуть фантастическое отчуждение красоты и искусства от общего движения мировой жизни, признать, что художественная деятельность не имеет в себе самой какого-то особого высшего предмета, а лишь по-своему, своими средствами служит общей жизненной цели человечества, – вот первый шаг к истинной, положительной эстетике».

В статье «О лирической поэзии» Соловьев говорил, что «в поэтическом откровении нуждаются не болезненные наросты и не пыль и грязь житейская, а лишь внутренняя красота души человеческой, состоящая в ее созвучии с объективным смыслом вселенной, в ее способности индивидуально воспринимать и воплощать этот всеобщий существенный смысл мира и жизни».

В статье «Первый шаг к положительной эстетике» Соловьев подчеркнул, что «…поэзия Пушкина, взятая в целом (ибо нужно мерить «доброю мерою»), приносила и приносит большую пользу, потому что совершенная красота ее формы усиливает действие того духа, который в ней воплощается, а дух этот – живой, благой и возвышенный, как он сам свидетельствует в известных стихах:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в сей жестокий век я прославлял свободу

И милость к падшим призывал…»

Художественная обработка каждой значительной темы глубоко влияет на действительную жизнь. Прежде всего, искусство научает видеть те стороны жизни, которые изображены им. Суровая сатира, вроде комедии Гоголя "Ревизор", на такие печальные явления, как взяточничество в России до реформ Александра II, несомненно, содействовала очищению русской жизни от этой мерзости … Вообще, если в искусстве какого-либо народа ярко изображается какой-либо недостаток его, это, обыкновенно, есть признак того, что недостаток вскоре будет искоренен, считал Н.О. Лосский.

Соловьев также утверждал, что «эстетически прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности». Главная функция художественной красоты и состоит в облагораживающем влиянии ее на действительную жизнь.

Думается, что эти идеи сохраняют свою злободневность. Сегодняшнее искусство – это индустрия, шоу-бизнес, приносящие деньги. «Рекламные кампании направлены исключительно на получение прибыли без учета влияния фильмов на души людей. Безобразие в культуре и в жизни стремятся отстоять и защитить с помощью ссылки на свободу творчества и самовыражения. Однако, это ведет к нравственной деградации и вырождению человечества.

К сожалению, современное популярное искусство не учит человека работать над собой для улучшения себя и окружающего мира, а нацеливает на потребление. Творческие силы ослабевают. Это способствует апатии. Поэтому современные люди нуждаются в таком искусстве, которое помогало бы лучше понять себя и справляться со своими темными сторонами. Культура как возделывание apriori предполагает совершенствование человеческой личности. Если культура не культивирует личность, не способствует ее возрастанию, то это антикультура. Единственным критерием, по которому культура отличается от антикультуры, является ее связь с нравственностью.

Надо согласиться с утверждением современного автора, что «нормальный человек должен видеть свою свободу именно в том, чтобы мусор называть мусором, какофонию – какофонией, мазню – мазней, макулатуру – макулатурой, а высокое искусство – высоким искусством».

Итак, творческая личность несёт ответственность перед другими людьми, природой, Богом за то, какое воздействие оказывают продукты творчества. Для автора существуют свои заповеди, сводящиеся к общечеловеческим и божеским. Искусство должно развивать чувства прекрасного и доброго и отвергать всё уродливое и безобразное. Для художника мерилом должны быть Красота, Нравственность, осознание ответственности перед людьми и Богом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.014 с.)