Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представление знаний и вывод на знанияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте При изучении интеллектуальных систем традиционно возникает вопрос — что же такое знания и чем они отличаются от обычных данных, десятилетиями обрабатываемых ЭВМ. Можно предложить несколько рабочих определений, в рамках которых это становится очевидным. Данные— это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства. При обработке на ЭВМ данные трансформируются, условно проходя следующие этапы: 1. D1 — данные как результат измерений и наблюдений; 2. D2 — данные на материальных носителях информации (таблицы, протоколы, справочники); 3. D3 — модели (структуры) данных в виде диаграмм, графиков, функций; 4. D4 — данные в компьютере на языке описания данных; 5. D5 — базы данных на машинных носителях информации. Знания основаны на данных, полученных эмпирическим путем. Они представляют собой результат мыслительной деятельности человека, направленной на обобщение его опыта, полученного в результате практической деятельности. Знания — это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области. При обработке на ЭВМ знания трансформируются аналогично данным. 1.Z1 — знания в памяти человека как результат мышления; 2.Z2 — материальные носители знаний (учебники, методические пособия); 3.Z3 — поле знаний — условное описание основных объектов предметной области, их атрибутов и закономерностей, их связывающих; 4.Z4—знания, описанные на языках представления знаний; 5.Z5— база знаний на машинных носителях информации. Часто используется такое определение знаний. Знания — это хорошо структурированные данные, или данные о данных, или метаданные. Существует множество способов определять понятия. Один из широко применяемых способов основан на идее интенсионала. Интенсионал понятия — это определение его через соотнесение с понятием более высокого уровня абстракции с указанием специфических свойств. Интенсионалы формулируют знания об объектах. Другой способ определяет понятие через соотнесение с понятиями более низкого уровня абстракции или перечисление фактов, относящихся к определяемому объекту. Это есть определение через данные, или экстенсионал понятия. Пример 1.1 Понятие «персональный компьютер». Его интенсионал: «Персональный компьютер — это дружественная ЭВМ, которую можно поставить на стол и купить менее чем за $2000-3000». Экстенсионал этого понятия: «Персональный компьютер — это Mac, IBM PC, Sinkler...» Для хранения данных используются базы данных (для них характерны большой объем и относительно небольшая удельная стоимость информации), для хранения знаний — базы знаний (небольшого объема, но исключительно дорогие информационные массивы). База знаний — основа любой интеллектуальной системы. Знания могут быть классифицированы по следующим категориям: ¾ Поверхностные — знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. ¾ Глубинные — абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов. Поверхностные знания: «Если нажать на кнопку звонка, раздастся звук. Если болит голова, то следует принять аспирин». Глубинные знания: «Принципиальная электрическая схема зевота и проводки. Знания физиологов и врачей высокой квалификации о причинах, видах головных болей и методах их лечения». Современные экспертные системы работают в основном с поверхностными знаниями. Это связано с тем, что на данный момент нет универсальных методик, позволяющих выявлять глубинные структуры знаний и работать с ними. Знания традиционно делят на процедурные и декларативные. Исторически первичными были процедурные знания, то есть знания, «растворенные» в алгоритмах. Они управляли данными. Для их изменения требовалось изменять программы. Однако с развитием искусственного интеллекта приоритет данных постепенно изменялся, и все большая часть знаний сосредоточилась в структурах данных (таблицы, списки, абстрактные типы данных), то есть увеличивалась роль декларативных знаний. Сегодня знания приобрели чисто декларативную форму, то есть знаниями считаются предложения, записанные на языках представления знаний, приближенных к естественному и понятных неспециалистам. Модели представления знаний Существуют десятки моделей (или языков) представления знаний для различных предметных областей. Большинство из них может быть сведено к следующим классам: • продукционные модели; • семантические сети; • фреймы; • формальные логические модели. 9.6.1. Продукционная модель Продукционная модель или модель, основанная на правилах, позволяет представить знания в виде предложений типа «Если (условие), то (действие)». Под «условием» (антецедентом) понимается некоторое предложение-образец, по которому осуществляется поиск в базе знаний, а под «действием» (консеквен-том) — действия, выполняемые при успешном исходе поиска (они могут быть промежуточными, выступающими далее как условия и терминальными или целевыми, завершающими работу системы). Чаще всего вывод на такой базе знаний бывает прямой (от данных к поиску цели) или обратный (от цели для ее подтверждения — к данным). Данные — это исходные факты, хранящиеся в базе фактов, на основании которых запускается машина вывода или интерпретатор правил, перебирающий правила из продукционной базы знаний. Имеется большое число программных средств, реализующих продукционный подход, а также промышленных ЭС на его основе (например, ЭС,созданных средствами G2) и др. Семантические сети Термин семантическая означает «смысловая», а сама семантика — это наука, устанавливающая отношения между символами и объектами, которые они обозначают, то есть наука, определяющая смысл знаков. Семантическая сеть — это ориентированный граф, вершины которого — понятия, а дуги — отношения между ними. В качестве понятий обычно выступают абстрактные или конкретные объекты, а отношения — это связи типа: «это» («АКО — A-Kind-Of», «is»), «имеет частью» («has part»), «принадлежит», «любит». Характерной особенностью семантических сетей является обязательное наличие трех типов отношений: класс — элемент класса (цветок — роза); свойство — значение (цвет — желтый); пример элемента класса (роза — чайная). Можно предложить несколько классификаций семантических сетей, связанных с типами отношений между понятиями. По количеству типов отношений: ¾ Однородные (с единственным типом отношений). ¾ Неоднородные (с различными типами отношений). По типам отношений: ¾ Бинарные (в которых отношения связывают два объекта). ¾ N-арные (в которых есть специальные отношения, связывающие более двух понятий). Наиболее часто в семантических сетях используются следующие отношения: ¾ связи типа «часть — целое» («класс — подкласс*, «элемент —множество*, и т. п.); ¾ функциональные связи (определяемые обычно глаголами «производит», «влияет»...); ¾ количественные (больше, меньше, равно...); ¾ пространственные (далеко от, близко от, за, под, над...); ¾ временные (раньше, позже, в течение...); ¾ атрибутивные связи (иметь свойство, иметь значение); ¾ логические связи (И, ИЛИ, НЕ); ¾ лингвистические связи и др. Проблема поиска решения в базе знаний типа семантической сети сводится к за даче поиска фрагмента сети, соответствующего некоторой подсети, отражающей поставленный запрос к базе. Для реализации семантических сетей существуют специальные сетевые языки, например NET, язык реализации систем SIMER+MIR [Осипов, 1997] и др. Широко известны экспертные системы, использующие семантические сети в качестве языка представления знаний — PROSPECTOR, CASNET, TORUS. 9.6.3. Фреймы Термин фрейм (от английского frame, что означает «каркас» или «рамка») был предложен Маренном Минским, одним из пионеров ИИ, в 70-е годы для обозначения структуры знаний для восприятия пространственных сцен. Эта модель, как и семантическая сеть, имеет глубокое психологическое обоснование. Фрейм – это абстрактный образ для представления некоего стереотипа восприятия.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.008 с.) |