Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представление знаний и вывод на знанияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При изучении интеллектуальных систем традиционно возникает вопрос — что же такое знания и чем они отличаются от обычных данных, десятилетиями обрабатываемых ЭВМ. Можно предложить несколько рабочих определений, в рамках которых это становится очевидным. Данные— это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства. При обработке на ЭВМ данные трансформируются, условно проходя следующие этапы: 1. D1 — данные как результат измерений и наблюдений; 2. D2 — данные на материальных носителях информации (таблицы, протоколы, справочники); 3. D3 — модели (структуры) данных в виде диаграмм, графиков, функций; 4. D4 — данные в компьютере на языке описания данных; 5. D5 — базы данных на машинных носителях информации. Знания основаны на данных, полученных эмпирическим путем. Они представляют собой результат мыслительной деятельности человека, направленной на обобщение его опыта, полученного в результате практической деятельности. Знания — это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области. При обработке на ЭВМ знания трансформируются аналогично данным. 1.Z1 — знания в памяти человека как результат мышления; 2.Z2 — материальные носители знаний (учебники, методические пособия); 3.Z3 — поле знаний — условное описание основных объектов предметной области, их атрибутов и закономерностей, их связывающих; 4.Z4—знания, описанные на языках представления знаний; 5.Z5— база знаний на машинных носителях информации. Часто используется такое определение знаний. Знания — это хорошо структурированные данные, или данные о данных, или метаданные. Существует множество способов определять понятия. Один из широко применяемых способов основан на идее интенсионала. Интенсионал понятия — это определение его через соотнесение с понятием более высокого уровня абстракции с указанием специфических свойств. Интенсионалы формулируют знания об объектах. Другой способ определяет понятие через соотнесение с понятиями более низкого уровня абстракции или перечисление фактов, относящихся к определяемому объекту. Это есть определение через данные, или экстенсионал понятия.
Пример 1.1 Понятие «персональный компьютер». Его интенсионал: «Персональный компьютер — это дружественная ЭВМ, которую можно поставить на стол и купить менее чем за $2000-3000». Экстенсионал этого понятия: «Персональный компьютер — это Mac, IBM PC, Sinkler...» Для хранения данных используются базы данных (для них характерны большой объем и относительно небольшая удельная стоимость информации), для хранения знаний — базы знаний (небольшого объема, но исключительно дорогие информационные массивы). База знаний — основа любой интеллектуальной системы. Знания могут быть классифицированы по следующим категориям: ¾ Поверхностные — знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области. ¾ Глубинные — абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов. Поверхностные знания: «Если нажать на кнопку звонка, раздастся звук. Если болит голова, то следует принять аспирин». Глубинные знания: «Принципиальная электрическая схема зевота и проводки. Знания физиологов и врачей высокой квалификации о причинах, видах головных болей и методах их лечения». Современные экспертные системы работают в основном с поверхностными знаниями. Это связано с тем, что на данный момент нет универсальных методик, позволяющих выявлять глубинные структуры знаний и работать с ними. Знания традиционно делят на процедурные и декларативные. Исторически первичными были процедурные знания, то есть знания, «растворенные» в алгоритмах. Они управляли данными. Для их изменения требовалось изменять программы. Однако с развитием искусственного интеллекта приоритет данных постепенно изменялся, и все большая часть знаний сосредоточилась в структурах данных (таблицы, списки, абстрактные типы данных), то есть увеличивалась роль декларативных знаний. Сегодня знания приобрели чисто декларативную форму, то есть знаниями считаются предложения, записанные на языках представления знаний, приближенных к естественному и понятных неспециалистам.
Модели представления знаний Существуют десятки моделей (или языков) представления знаний для различных предметных областей. Большинство из них может быть сведено к следующим классам: • продукционные модели; • семантические сети; • фреймы; • формальные логические модели. 9.6.1. Продукционная модель Продукционная модель или модель, основанная на правилах, позволяет представить знания в виде предложений типа «Если (условие), то (действие)». Под «условием» (антецедентом) понимается некоторое предложение-образец, по которому осуществляется поиск в базе знаний, а под «действием» (консеквен-том) — действия, выполняемые при успешном исходе поиска (они могут быть промежуточными, выступающими далее как условия и терминальными или целевыми, завершающими работу системы). Чаще всего вывод на такой базе знаний бывает прямой (от данных к поиску цели) или обратный (от цели для ее подтверждения — к данным). Данные — это исходные факты, хранящиеся в базе фактов, на основании которых запускается машина вывода или интерпретатор правил, перебирающий правила из продукционной базы знаний. Имеется большое число программных средств, реализующих продукционный подход, а также промышленных ЭС на его основе (например, ЭС,созданных средствами G2) и др. Семантические сети Термин семантическая означает «смысловая», а сама семантика — это наука, устанавливающая отношения между символами и объектами, которые они обозначают, то есть наука, определяющая смысл знаков. Семантическая сеть — это ориентированный граф, вершины которого — понятия, а дуги — отношения между ними. В качестве понятий обычно выступают абстрактные или конкретные объекты, а отношения — это связи типа: «это» («АКО — A-Kind-Of», «is»), «имеет частью» («has part»), «принадлежит», «любит». Характерной особенностью семантических сетей является обязательное наличие трех типов отношений: класс — элемент класса (цветок — роза); свойство — значение (цвет — желтый); пример элемента класса (роза — чайная). Можно предложить несколько классификаций семантических сетей, связанных с типами отношений между понятиями. По количеству типов отношений: ¾ Однородные (с единственным типом отношений). ¾ Неоднородные (с различными типами отношений). По типам отношений: ¾ Бинарные (в которых отношения связывают два объекта). ¾ N-арные (в которых есть специальные отношения, связывающие более двух понятий). Наиболее часто в семантических сетях используются следующие отношения: ¾ связи типа «часть — целое» («класс — подкласс*, «элемент —множество*, и т. п.); ¾ функциональные связи (определяемые обычно глаголами «производит», «влияет»...); ¾ количественные (больше, меньше, равно...); ¾ пространственные (далеко от, близко от, за, под, над...); ¾ временные (раньше, позже, в течение...); ¾ атрибутивные связи (иметь свойство, иметь значение); ¾ логические связи (И, ИЛИ, НЕ); ¾ лингвистические связи и др. Проблема поиска решения в базе знаний типа семантической сети сводится к за даче поиска фрагмента сети, соответствующего некоторой подсети, отражающей поставленный запрос к базе. Для реализации семантических сетей существуют специальные сетевые языки, например NET, язык реализации систем SIMER+MIR [Осипов, 1997] и др. Широко известны экспертные системы, использующие семантические сети в качестве языка представления знаний — PROSPECTOR, CASNET, TORUS.
9.6.3. Фреймы Термин фрейм (от английского frame, что означает «каркас» или «рамка») был предложен Маренном Минским, одним из пионеров ИИ, в 70-е годы для обозначения структуры знаний для восприятия пространственных сцен. Эта модель, как и семантическая сеть, имеет глубокое психологическое обоснование. Фрейм – это абстрактный образ для представления некоего стереотипа восприятия.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.0 (0.011 с.) |