Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация по степени интеграции с другими программамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Автономные ЭС работают непосредственно в режиме консультаций с пользователем для специфически «экспертных» задач, для решения которых не требуется привлекать традиционные методы обработки данных (расчеты, моделирование и т. д.). Гибридные ЭС представляют программный комплекс, агрегирующий стандартные пакеты прикладных программ (например, математическую статистику, линейное программирование или системы управления базами данных) и средства манипулирования знаниями. Это может быть интеллектуальная надстройка над ППП (пакетами прикладных программ) или интегрированная среда для решения сложной задачи с элементами экспертных знаний. Несмотря на внешнюю привлекательность гибридного подхода, следует отметить, что разработка таких систем являет собой задачу на порядок более сложную, чем разработка автономной ЭС. Стыковка не просто разных пакетов, а разных методологий (что происходит в гибридных системах) порождает целый комплекс теоретических и практических трудностей. Теоретические аспекты инженерии знаний Поле знаний Инженерия знания — достаточно молодое направление искусственного интеллекта, появившееся тогда, когда практические разработчики столкнулись с весьма нетривиальными проблемами трудности «добычи» и формализации знаний. Центральным понятием на стадиях получения и структурирования является так называемое поле знании. Поле знаний — это условное неформальное описание основных понятий и взаимосвязей между понятиями предметной области, выявленных из системы знаний эксперта, в виде графа, диаграммы, таблицы или текста. Поле знаний Pz формируется на третьей стадии разработки ЭС — стадии структурирования. Поле знаний, как первый шаг к формализации, представляет модель знаний о предметной области, в том виде, в каком ее сумел выразить аналитик на некотором «своем» языке. Во-первых, как и в языке любой науки, в нем должно быть как можно меньше неточностей, присущих обыденным языкам. Частично точность достигается более строгим определением понятий. Идеалом точности, конечно, является язык математики. Язык L, видимо, занимает промежуточное положение между естественным языком и языком математики. Во-вторых, желательно не использовать в нем терминов иных наук в другом, то есть новом, смысле. Это вызывает недоразумения. В-третьих, язык L, видимо, будет либо символьным языком, либо языком графическим (схемы, рисунки, пиктограммы). При выборе языка описания поля знаний не следует забывать, что на стадии формализации необходимо его заменить на машинно-реализуемый язык представления знаний (ЯПЗ), выбор которого зависит от структуры поля знаний.
Семио́тика, или семиоло́гия (греч. σημειωτική, от др.-греч. σημεῖον — «знак, признак»), — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). В последнее время сложилась также новая ветвь семиотики — прикладная семиотика. Языки семиотического моделирования [Осипов, 1988; Поспелов, 1986] как естественное развитие языков ситуационного управления являются, как нам кажется, первым приближением к языку инженерии знаний. Именно изменчивость и условность знаков делают семиотическую модель применимой к сложным сферам реальной человеческой деятельности. Поэтому главное на стадии концептуализации — сохранение естественной структуры поля знаний, а не выразительные возможности языка. Традиционно семиотика включает: ¾ синтаксис (совокупность правил построения языка или отношения между знаками); ¾ семантику (связь между элементами языка и их значениями или отношения между знаками и реальностью); ¾ прагматику (отношения между знаками и их пользователями).
Стратегии получения знаний При формировании поля знаний ключевым вопросом является сам процесс получения знаний, когда происходит перенос компетентности экспертов на инженеров по знаниям. Извлечение знаний (knowledge elicitation) — это процедура взаимодействия эксперта с источником знаний, в результате которой становятся явными процесс рассуждений специалистов при принятии решения и структура их представлений о предметной области. В настоящее время большинство разработчиков ЭС отмечает, что процесс извлечения знаний остается самым «узким» местом при построении промышленных ЭС. При этом им приходится практически самостоятельно разрабатывать методы извлечения, сталкиваясь со следующими трудностями:
¾ организационные неувязки; ¾ неудачный метод извлечения, не совпадающий со структурой знаний в данной области; ¾ неадекватная модель (язык) для представления знаний. ¾ неумение наладить контакт с экспертом; ¾ терминологический разнобой; ¾ отсутствие целостной системы знаний в результате извлечения только «фрагментов»; ¾ упрощение «картины мира» эксперта и др. Приобретение знаний (knowledge acquisition) — процесс наполнения базы знаний экспертом с использованием специализированных программных средств. Термин формирование знаний традиционно закрепился за чрезвычайно-перспективной и активно развивающейся областью инженерии знаний, которая занимается разработкой моделей, методов и алгоритмов обучения. Она включает индуктивные модели формирования знаний и автоматического порождения гипотез, например ДСМ-метод на основе обучающих выборок, обучение по аналогии и другие методы. Эти модели позволяют выявить причинно-следственные эмпирические зависимости в базах данных с неполной информацией, содержащих структурированные числовые и символьные объекты (часто в условиях неполноты информации). Формирование знаний (machine learning) — процесс анализа данных и выявление скрытых закономерностей с использованием специального математического аппарата и программных средств. Традиционно к задачам формирования знаний или машинного обучения относятся задачи прогнозирования, идентификация (синтеза) функций, расшифровки языков, индуктивного вывода и синтеза с дополнительной информацией. В широком смысле к обучению по примерам можно отнести и методы обучения распознаванию образов. Таким образом, можно выделить три основные стратегии проведения стадии получения знаний при разработке ЭС. 1. С использованием ЭВМ при наличии подходящего программного инструментария, иначе приобретение знаний. 2. С использованием программ обучения при наличии репрезентативной (то есть достаточно представительной) выборки примеров принятия решений в предметной области и соответствующих пакетов прикладных программ, иначе формирование знаний. 3. Без использования вычислительной техники путем непосредственного контакта инженера по знаниям и источника знаний (будь то эксперт, специальная литература или другие источники), иначе извлечение знаний.
Список использованной литературы: 1. Базы данных: модели, разработка, реализация /Т.С. Карпова.- СПб.: Питер, 2002.-304 с. 2. Базы знаний интеллектуальных систем / Т.А. Гаврилова, В.Ф.Хорошевский – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.: ил. 3. Бойко В.В., Савинков В.М. Проектирование баз данных информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 351 с. 4. Глухова Л.В., Сыротюк С.Д. Системное управление базами данных: Конспект лекций. – Тольятти.: ТГУ, 2004. – 176 с. ISBN 5-8259-0308-9 5. Информатика. Учебник для высших учебных заведений. /Под ред. проф. Н.А. Макаровой. М. Высшая школа. 2000, 567с. 6. Пономарева Н.В., Кузьмин Л.Г. Информационное обеспечение АСУ. М.: Финансы и статистика. 7. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. проф. А.Д. Хомоненко.- СПб.: КОРОНА принт, 2000.-416с.
ПРАКТИКУМ
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.106 (0.01 с.) |