Проектирование информационно-логической модели (решение задач) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектирование информационно-логической модели (решение задач)



Задача. Формулировка. Имеется туристическое агентство (турфирма), которое предлагает услуги населению по организации досуговой деятельности. Агентство имеет каталог рекламных проспектов, в которых можно просмотреть условия проживания, питания, проезда, вида предлагаемого отдыха и т.п. Это агентство имеет определенный адрес, по которому оно находится, определенного руководителя, номера телефонов и факсов для связей.

Тур поездки формируется в зависимости от набора группы и может быть как групповым, так и индивидуальным. Продолжительность отдыха, размещение, оформление документов и других услуг входят в стоимость путевки.

Выполнить проектирование модели формирования туров, в зависимости от различных условий и стоимости.

В процессе анализа предметной области были выявлены следующие концептуальные требования:

1. Наименование фирмы

2. Тип фирмы

3. Юридический адрес

4. Физический адрес

5. ФИО руководителя

6. Должность руководителя

7. Телефон

8. Факс

9. Страна тура

10. Продолжительность тура

11. Транспорт

12. Размещение

13. Питание

14. Вид отдыха

15. Оформление документов

16. Стоимость

17. Досуг

18. Фото

19. Групповой или индивидуальный тур

20. Объем группы

 

Дополнительно, были выявлены следующие ограничения:

Вид отдыха – стационарный, круиз, путешествие и т.д.

Досуг – экскурсии, дискотеки, бассейн и т.д.

Тип фирмы – ЗАО, ООО, ОАО, ЧП и т.д.

 

На основании анализа концептуальных требований возникла потребность в выделении двух сущностей:

1. Сущность фирма

- Название;

- Адрес физический;

- Адрес юридический;

- Тип фирмы;

- ФИО руководителя;

- Должность;

- Телефон;

- Факс

2. Сущность тур

- Страна;

- Продолжительность тура;

- Транспорт;

- Размещение;

- Групповой или индивидуальный;

- Питание;

- Вид отдыха;

- Досуг;

- Стоимость;

- Фото;

- Объем группы;

- Оформление.

 

Для построения информационно – логической модели, необходимо выполнить нормализацию данных.

Чтобы перейти к первой нормальной форме необходимо разделить поля, которые трактуются неоднозначно. Например, понятие адрес составляет:

- Индекс;

- Город;

- Улица;

- Остаток.

 

Понятие ФИО составляет:

- Фамилия;

- Имя;

- Отчество.

 

Условие для 1НФ:

1. в таблице не должно быть повторяющихся записей;

2. Каждое поле в таблице должно быть не делимым;

3. Строки и столбцы должны быть неупорядочены;

4. В таблице должны отсутствовать группы повторяющихся полей.

 

Таким образом, выявленные сущности (Фирма, Тур) и разделенные поля (ФИО, Адрес) представляют собой 1НФ. Чтобы перейти ко второй нормальной форме (2НФ), необходимо построить таблицы и задать ключи.

 

Для 2НФ требуется, чтобы:

1. Выполнялась 1НФ;

2. Записи в одном поле не должны дублироваться;

3. Поля и записи не должны быть упорядоченными;

4. Все поля таблицы должны зависеть от первичного ключа;

5. Первичный ключ не должен быть избыточным.

 

Построим таблицы и зададим ключи.

Для таблицы Фирма зададим ключ Код Фирмы (рисунок 6.6)

Для таблицы Тур зададим ключ Код Тура (рисунок 6.7)

 

Чтобы перейти к 3НФ необходимо избавиться от транзитивной зависимости.

Для того чтобы избавиться от транзитивной зависимости нужно выбрать ключи связей.

Пример связи показан на рисунке 6.8.

В итоге получаем:

 

Главный объект – Фирма;

Подчиненный объект – Тип фирмы;

Ключ связи – Код типа;

Вид связи – 1:М.

 

В результате нормализации получаем информационно – логическую модель ИЛМ, в которой отражены все функциональные зависимости между объектами (рисунок 6.9).

 

 


 

Код_ фирмы Название Тип Индекс юр. Город юр. Улица юр. Остаток юр. Индекс ф. Город ф. Улица ф. Остаток ф. Факс Телефон Ф И О Должность
N C C C C C C C C C C C C C C C C

 

Рис. 6.6. Внешний вид таблицы Фирма

 

 

Код_тура Страна Продолжительность Транспорт Размещение Групповой или индивидуальный Питание Вид отдыха Досуг Стоимость Фото Объем группы Оформление
N C N C C L C C C N G N L

 

Рис.6.7. Внешний вид таблицы Тур

 

 

 


Рисунок 6.8. Пример связей


 


                                                                                                                                                 

 


Задача. Формулировка.  Автоматизировать  учет  продажи бытовой техники в различных магазинах города.

Решение. На рисунке 6.10  представлен контрольный пример «Рацион». Для того чтобы решить данную задачу, необходимо построить ИЛМ. Первым этапом проектирования любого ПП является анализ предметной области, который заканчивается концептуальной схемой.

На данном этапе анализируются запросы пользователей, выбираются ИО и их характеристики. На основе проведенного анализа строится предметная область. Анализ предметной области можно разбить на 3 этапа:

- Анализ концептуальных требований и информационных потребностей.

- Выявление информационных объектов и связей между ними.

- Построение концептуальной модели предметной области.

1 этап:

Концептуальные требования (рисунок 6.11):

- Название магазина.

- Адрес магазина.

- Форма собственности.

- Фамилия директора.

- Название товара.

- Модель товара.

- Описание.

- Начальная цена.

- Процент наценки.

- Продажная цена.

- Кол-во проданного товара.

- Дата продажи.

 

Информационные потребности (рисунки 6.12, 6.13, 6.14):

 

- Продажа.

- Магазины.

- Товар.

 

Ограничения предметной области (рисунок 6.15).

 

- Магазины могут продавать различную бытовую технику.

- Бытовую технику могут продавать в различных магазинах.

- Наценка зависит от магазина и устанавливается директором на весь товар в магазине.

- В день могут быть проданы множество различных товаров, и он же может быть продан в разные дни.

 

На рисунке 6.16 представлена концептуальная схема, на рисунке 6.17. информационная модель базы данных

 


Назван. фирмы

Адрес

Фам.

дир-ра

Форма собствен.

Название

товара

Описание (размер)

модель

Нач.

цена

%

нац

Прод цена

Кол-во продаж

Дата продажи

область город улица дом фирма марка
Уют Самар. Тольятти Мира 18 Иванов ЧП Холодил 2 stinol A-10 5000 50 7500 2 21.10
Уют Самар. Тольятти Мира 18 Иванов ЧП Холодил 1,80 ariston Z-200 7000 50 10500 1 18.04
Уют Самар. Тольятти Мира 18 Иванов ЧП Ст.машин 54 ariston Z-1 8000 50 12000 3 2.01
Уют Самар. Тольятти Мира 18 Иванов ЧП Ст.машин 70 indezit S-023 12000 50 18000 1 5.03
Уют Самар. Тольятти Мира 18 Иванов ЧП Пылесос - Samsung D-84 1000 50 1500 5 18.05
Уют Самар. Тольятти Мира 18 Иванов ЧП Пылесос - LG L-18 1200 50 1800 4 15.10
Уют Самар. Тольятти Мира 18 Иванов ЧП Телевиз 30 LG L-012 3000 50 4500 5 18.04
Уют Самар. Тольятти Мира 18 Иванов ЧП Телевиз 44 Sony W-II 5000 50 7500 3 5.03
Салют Московск. Зеленогр. Орлов 10 Петров ОАО Холодил 1,90 stinol A-10 5000 30 6500 2 21.10
Салют Московск Зеленогр. Орлов 10 Петров ОАО Холодил 1,80 ariston Z-200 7000 30 9100 0 18.04
Салют Московск Зеленогр. Орлов 10 Петров ОАО Ст.машин 54 ariston Z-1 8000 30 10400 5 2.01
Салют Московск Зеленогр. Орлов 10 Петров ОАО Ст.машин 72 indezit S-023 12000 30 15600 8 5.03
Салют Московск Зеленогр. Орлов 10 Петров ОАО Пылесос - Samsung D-84 1000 30 1300 22 18.05
Салют Московск Зеленогр. Орлов 10 Петров ОАО Пылесос - LG L-18 1200 30 1560 15 18.05
Салют Московск Зеленогр. Орлов 10 Петров ОАО Телевиз 28 LG L-012 3000 30 3900 9 5.03
Салют Московск Зеленогр. Орлов 10 Петров ОАО Телевиз 44 Sony W-II 5000 30 6500 3 2.01

 

Рис.6.10.  Контрольный пример «Рацион»

 


2 этап.

Рис.6.11. Концептуальные требования

 

Рис.6.12. Информационные потребности

Рис 6.13. Информационные потребности

Рис. 6.14. Информационные потребности

 

Рис.6.15. Ограничения предметной области

Рис. 6.16. 3 этап - Построение концептуальной схемы

Рис. 6.17. Информационно-логическая модель базы данных

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.022 с.)